Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2011 года N 118-пп

Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 2011-2014 годы

(Изменения:
постановление Правительства Оренбургской области от 30.09.2011 N 958-пп; НГР RU56000201100785;
постановление Правительства Оренбургской области от 15.11.2011 N 1088-пп; НГР RU56000201100855;
постановление Правительства Оренбургской области от 12.04.2012 N 324-пп; НГР RU 56000201200183;
постановление Правительства Оренбургской области от 29.08.2012 N 744-пп; НГР 56000201200615;
постановление Правительства Оренбургской области от 30.09.2013 N 802-пп НГР RU56000201301120;
постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013 N 1092-пп НГР RU56000201301332;
Утратило силу. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 734-пп НГР RU56000201301020)

В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 03.02.2011 N 31-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Старшее поколение" Правительство Оренбургской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение" на 2011-2014 годы (далее - программа) согласно приложению.

2. Министерству социального развития Оренбургской области (Самохина Т.С.) обеспечить финансирование соответствующих мероприятий программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2011-2014 годы;

2.1. Разработать порядок реализации и финансирования мероприятий программы.

2.2. Обеспечить финансирование соответствующих мероприятий программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на 2011-2014 годы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.

4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

   Губернатор -
     председатель Правительства Ю.А.Берг
     Приложение
     к постановлению
     Правительства области
     от 25.02.2011 N 118-пп

(Изменения: постановление Правительства
Оренбургской области от 30.09.2011 N 958-пп;
НГР RU56000201100785;
постановление Правительства Оренбургской области от 12.04.2012 N 324-пп;
НГР RU 56000201200183)

Областная целевая программа "Старшее поколение" на 2011-2014 годы


Паспорт программы

Наименование Программы

-

областная целевая программа "Старшее поколение" на 2011-2014 годы (далее –  Программа)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Губернатора Оренбургской области от 03.02.2011 N 31-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Старшее поколение"

Государственный заказчик - координатор Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Государственные заказчики Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области;

 министерство строительства, жилищно-ком-мунального и дорожного хозяйства Оренбургской области

Основной разработчик Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Исполнители
 Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области;

 министерство здравоохранения Оренбургской области;

 министерство образования Оренбургской области;

 министерство труда и занятости населения Оренбургской области;

 министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области;

 министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области;

 министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;

 органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления);

 организации и общественные объединения, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 го да  N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
 Привлечение в качестве исполнителей организаций, не являющихся органами исполнительной власти  Оренбургской области, осуществляется по согласованию или на договорной основе

Цель  и задачи
 Программы

-

формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению качества жизни пожилых людей, степени их социальной защищенности.
 Основные задачи:
 совершенствование и развитие существующих форм социального обслуживания граждан пожилого возраста, разработка, внедрение инновационных технологий работы с пожилыми людьми;

 укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, улучшение условий проживания пожилых граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания;

 повышение профессиональной квалификации работников социальной сферы;

 реализация нравственного и творческого потенциала пожилых граждан, их социальной востребованности

Важнейшие целевые индикаторы
 Программы

-

в ходе реализации Программы планируются:
 увеличение доли граждан пожилого возраста, пользующихся услугами учреждений социального обслуживания с 85,6 процента до 98,7 процента;

 увеличение численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь по эндопротезированию крупных суставов и вернувшихся к двигательной активности и трудовой деятельности;

 улучшение материально-бытовых условий проживания пожилых граждан;

 предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам комплекса реабилитационных услуг в условиях стационара при увеличении количества коек сестринского ухода до 230;

 увеличение в 5 раз охвата инвалидов реабилитационными мероприятиями при вводе в действие центра обслуживания инвалидов;

 увеличение доли специалистов учреждений системы социальной защиты населения, повысивших уровень квалификации, способных к прогнозированию социальных процессов, оперативному и качественному решению вопросов

Срок реализации
 Программы

-

2011-2014 годы

Объем и источники финансирования
 Программы

-

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 533 262 ,8 тыс. рублей, в том числе:
 2011 год - 105 970,5 тыс. рублей;

 2012 год - 167 072,5 тыс. рублей;

 2013 год - 131 813,4 тыс. рублей;

 2014 год - 128 406,4 тыс. рублей.
 ( Изменение:  постановление Правительства Оренбургской области от 15.11.2011 N 1088-пп ;
НГР RU 56000201100855;
постановление Правительства  Оренбургской области от 12.04.2012 N 324-пп ;
НГР RU 56000201200183 ;

 постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013 N 1092-пп НГР RU 56000201301332 )
   Финансирование Программы осуществляется за счет средств  областного бюджета, предусмотренных на эти цели законом Оренбургской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

усиление защиты прав и законных интересов пожилых граждан;

 улучшение социального положения пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи;

 приближение состава и объема предоставляемых услуг к потребителю;

 охват социальными услугами не менее 90 процентов пожилых людей и инвалидов из числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

 обеспечение во вновь строящихся или реконструируемых зданиях норм площади спален не менее  6-8 кв. метров на человека (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 23.11.2009 N 71 "Об утверждении СанПин 2.1.2.2564-09");

 обеспечение доступности социально-бытовых  услуг  для жителей сельских районов на мобильной основе;

 оснащение автотранспортом срочных социальных  служб на мобильной основе;

 развитие социального партнерства с государственно-частными учреждениями социального обслуживания;

 обеспечение более широкого доступа пожилых граждан к культурным ценностям, информационным и консультативным программам, стимулирование и поддержание активной жизненной позиции пожилых людей, участие в работе общественных объединений и посильной трудовой деятельности

Организация управления и система контроля за исполнением Программы

-

координацию деятельности государственных заказчиков и оперативный контроль обеспечивает государственный заказчик - координатор Программы – министерство социального развития Оренбургской области, ход реализации Программы рассматривается на заседаниях Правительства Оренбургской области

В тексте Программы используются следующие основные понятия:

Государственный стандарт социального обслуживания
       Инновация, инновационный  (в применении к содержанию, технологиям социальной работы, технологиям реабилитации)
   Инфраструктура социальной защиты
     Социальный мониторинг
         Социокультурная реабилит ация
         Качество социальной услуги
                   Модернизация социальной защиты
     Социальная услуга
       Технические средства реабилитации
       Социальное обслуживание на дому
           Стационарное социальное обслуживание
                 Малоимущая(ий)
         Проектно-изыскательские работы

-
           -
             -
       -
             -
           -
                     -
       -
       -
         -
             -
                   -
         -

установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
   нововведения, качественные изменения, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в сфере социальной защиты
       совокупность подведомственных исполнительно-му органу государственной власти области учреждений социального обслуживания
   оперативное и регулярное получение актуальной информации из материалов статистики, опросов, наблюдений о жизнедеятельности различных социальных субъектов, состоянии социальной сферы региона, е е комплексная оценка и прогноз ситуации
 комплекс мероприятий и условий, направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих адаптации в обществе, постоянному внутреннему росту, развитию и восстановлению культурного статуса человека
   совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или адаптацию (мероприятия, направленные на приспособление личности к окружающей его среде жизнедеятельности, восстановление утраченных социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности)
   усовершенствование существующей системы, создание и внедрение механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы социальной защиты
   вид деятельности по оказанию социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации
   устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности человека
   форма социального обслуживания, направленная на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов
   форма социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении, включающая мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, организацию отдыха и досуга, осуществляемые в стационарных условиях
   семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области
   комплекс работ по проведению инженерных изысканий, разработке технико-экономических обоснований строительства, подготовке проектов, составлению сметной документации для строительства объектов, зданий, сооружений

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Численность населения в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2011 составила 2112,2 тыс. человек, в том числе лиц, достигших пенсионного возраста, - 436,7 тыс. человек (20,7 процента). В постоянном постороннем уходе нуждаются 80,4 тыс. человек (инвалиды I группы и граждане, достигшие 80-летнего возраста). Средняя продолжительность жизни составляет 67 лет.

В области осуществляется комплекс мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, решение жилищных проблем, улучшение медицинского и социального обслуживания. Реализуются областные целевые программы: "Защитник Отечества" на 2011-2014 годы, "Реабилитация инвалидов" на 2011–2015 годы, "Здоровье ветеранов войн – активное долголетие" на 2009–2011 годы и другие.

Вместе с тем в течение последнего десятилетия в Оренбургской области заметно прослеживается тенденция "старения" населения, что приводит к увеличению численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и других видах помощи.

В качестве дополнительной меры социальной поддержки в Программу включены мероприятия по обеспечению малообеспеченных пожилых людей товарами массового спроса (одежда, обувь).

Географическое положение Оренбургской области, ее протяженность, в том числе удаленность сельских населенных пунктов от городов, районных центров и транспортных магистралей (до 100 километров), отсутствие регулярного транспортного сообщения с селами и поселками ограничивают возможности граждан пожилого возраста и инвалидов в доступности социальных услуг.

Для обеспечения равной доступности услуг для маломобильных граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, с 2000 года в территории области работает служба "Срочное социальное обслуживание на мобильной основе". В настоящее время автопарк, используемый для обслуживания населения, требует обновления и модернизации.

С 2010 года в Оренбургской области активно развивается добровольческая (волонтерская) деятельность. В настоящее время волонтеры успешно работают в направлениях популяризации здорового образа жизни, поддержки подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, охраны окружающей среды и др. Вместе с тем необходимо активнее развивать работу волонтеров с пожилыми гражданами и инвалидами с целью более широкого охвата пожилого населения различными социальными услугами.

Одной из проблем в настоящее время остается проведение операций по эндопротезированию (замене) крупных суставов, где большую часть нуждающихся составляют люди преклонного возраста.

Несмотря на увеличение количества операций, в области сохраняется очередность на получение этого вида помощи. Пожилые люди, страдающие заболеванием крупных суставов, физически не в состоянии выезжать в федеральные клиники для проведения высокотехнологичных операций. Приобретение имплантатов позволит увеличить количество проводимых операций по эндопротезированию крупных суставов в Оренбургской области.

Демографическая ситуация области, связанная с увеличением численности лиц пожилого и старческого возраста, обусловила необходимость расширения коек сестринского ухода при центральных районных больницах.

В сельской местности Оренбургской области для предоставления медико-социальной помощи в участковых больницах развернуто 190 коек. Данный вид услуг направлен на оказание квалифицированного медицинского ухода, социальных услуг, курса поддерживающего лечения гражданам пожилого и старческого возраста, инвалидам, одиноким, частично утратившим способность к самообслуживанию, страдающим хроническими заболеваниями, а также в период оформления их в стационарные учреждения социального обслуживания общего типа.

В комплексе мер по укреплению здоровья старшего поколения Программой предусмотрены профилактические мероприятия по предупреждению возникновения и развития хронических заболеваний в рамках работы "школ пожилого человека".

На поддержание уровня и качества жизни граждан пожилого возраста направлены усилия органов социальной защиты населения.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста Оренбургской области на современном этапе включает в себя учреждения различных форм, видов и типов, общей целью которых является удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста в социальных, социально-медицинских и социально-бытовых услугах. Динамичное развитие этой многоплановой социальной системы свидетельствует о ее возрастающей востребованности.

Несмотря на развитую региональную систему государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, направленную на удовлетворение индивидуальных потребностей пожилых людей и инвалидов в различных социальных услугах, проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, остается актуальной.

Строительство центра обслуживания инвалидов позволит проводить оздоровительные процедуры для 100 инвалидов ежедневно в условиях дневного стационара, что в 5 раз увеличит охват реабилитационными мероприятиями инвалидов.

По состоянию на 01.02.2011 сеть психоневрологических интернатов области представлена 5 домами-интернатами на 1800 койко-мест.

С 2004 года при 100-процентной наполняемости психоневрологических интернатов области очередность граждан, остро нуждающихся в направлении в данные учреждения, составляет более 450 человек и продолжает увеличиваться в среднем на 50 человек в год, что вызывает необходимость продолжения строительства спального корпуса на 70 койко-мест в с. Никольском. Для решения проблемы экологического и санитарного благополучия проживающих в интернате и прилегающей территории необходимо строительство очистных сооружений.

Строительство спального корпуса на 70 койко-мест снимет напряженность с обеспечением местами психоневрологических больных и позволит улучшить условия проживания и социального обслуживания инвалидов, однако в полном объеме не решит существующей проблемы.

Проектно-изыскательские работы для строительства нового психоневрологического интерната на 500 койко-мест, предусмотренные в Программе, и дальнейшее его строительство (2012-2014 годы) позволят обеспечить местами в стационаре фактически всех нуждающихся граждан данной категории.

В системе социального обслуживания населения на территории области действуют 10 муниципальных домов-интернатов малой вместимости (общей емкостью 196 койко-мест).

Основными проблемами в содержании данных учреждений остаются:

наличие ветхих жилых и хозяйственных помещений;

существующие котельные и тепловые сети не всегда позволяют обеспечивать требуемый температурный режим помещений;

несоответствие материально-технической базы учреждений современным требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов жилых и хозяйственных помещений, пожарной безопасности, обеспечения физической безопасности;

высокозатратное в среднем содержание одного проживающего (35-35,5 тыс. рублей) в месяц по сравнению с государственными домами-интернатами общего типа (11–12 тыс. рублей).

В целях оптимизации системы социального обслуживания и соблюдения прав и законных интересов граждан пожилого возраста и инвалидов предполагается создание двух территориальных домов-интернатов общего типа (по 100-150 койко-мест) путем реконструкции высвобождающихся зданий системы образования и здравоохранения.

Проектные работы по реконструкции зданий для создания 2 домов-интернатов общего типа на территории Илекского и Александровского районов планируется выполнить в 2014 году.

В государственных стационарных учреждениях общего типа проживают люди с ограниченными возможностями жизнеобеспечения и граждане преклонного возраста, которые не могут самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

Здания и коммуникации, построенные 30 и более лет назад, физически и морально устарели, не соответствуют изменившимся санитарным, пожарным и строительным нормативам.

Выполнение капитального ремонта в стационарных учреждениях социального обслуживания позволит обеспечить необходимые санитарные и гигиенические условия проживания, повысить уровень противопожарной, антитеррористической безопасности, что существенно повлияет на комфортность и состояние здоровья около трех тысяч проживающих.

Одной из мер оптимизации среды жизнедеятельности ветеранов Великой Отечественной войны является ремонт принадлежащего им жилья, потребность в котором ежегодно составляет около 2 тыс. жилых помещений. Оказание содействия в проведении ремонтных работ позволит обеспечить ветеранам достойные условия проживания.

Ежегодно в органы труда и занятости обращаются более трех тысяч пенсионеров, желающих улучшить свое финансовое положение.

Информирование о ситуации на рынке труда и содействие в трудоустройстве позволит ежегодно обеспечивать занятость около одной тысячи пенсионеров, повысить их жизненный уровень, а также реализовать себя в обществе.

Существующая информационная система социальной защиты населения не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к современным информационно-коммуникационным технологиям, что не позволяет на должном уровне обеспечить формирование условий повышенной комфортности и доступности государственных услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию пожилых людей.

Внедрение современных информационных технологий (электронного социального регистра) позволит обеспечить адресность оказания социальной помощи и оперативность социального обслуживания, определить требуемый уровень социальной поддержки для пожилых людей, планировать расходы на социальную поддержку, обеспечить рациональное использование и контроль расходования средств на оказание помощи, создать информационный источник сведений о заявителе при предоставлении гражданину автоматизированной консультации по определению прав на социальную помощь и государственные услуги в электронной форме.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»