ГУБЕРНАТОР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 30 июля 2008 года N 97-ук

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОХРАНЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях снижения негативного влияния выбросов промышленных предприятий и оптимизации принятия управленческих решений в области охраны здоровья населения и окружающей среды в Оренбургской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области (далее - Порядок) согласно приложению.

2. Рекомендовать:

2.1. Предприятиям всех форм собственности, хозяйствующим субъектам, научным, учебным, проектным и экономическим организациям проводить учет оценки риска для здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с Порядком.

2.2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (Вяльцина Н.Е.):

2.2.1. Установить порядок применения процедуры оценки риска для здоровья населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.2.2. Обеспечить координацию информационного обмена между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами.

2.3. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, юридическим и физическим лицам представлять информацию организациям, осуществляющим оценку риска, в соответствии с Порядком на безвозмездной основе в объемах, определенных действующим законодательством.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.

(в ред. Указов Губернатора Оренбургской области от 30.10.2009 N 219-ук, от 27.04.2012 N 238-ук)

4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор
Оренбургской области
А.А.ЧЕРНЫШЕВ





Приложение
к Указу
Губернатора
Оренбургской области
от 30 июля 2008 года N 97-ук



 Порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области


 I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет механизм взаимодействия органов государственной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды, и предназначен для использования всеми субъектами социально-гигиенического и экологического мониторинга в ходе проведения работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека и выработке на их основе управленческих решений.


 II. Нормативно-правовая основа

2. Оценка риска для здоровья населения и охраны окружающей среды проводится во исполнение Федеральных законов от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 ноября 1997 года N 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации", Постановления администрации Оренбургской области от 20 сентября 2005 года N 267-п "О развитии региональной системы социально-гигиенического мониторинга в Оренбургской области на 2005 - 2010 годы", санитарных норм и правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".


 III. Порядок проведения оценки риска

3. Оценка риска является действенным методом анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.

4. Методика оценки риска используется при проведении следующих работ:

разработка территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем размещения производительных сил региона, отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки, программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;

санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;

экологическая экспертиза в части оценки экологической безопасности населения;

разработка проектов расширения и реконструкции промышленных предприятий (промузлов), связанных с увеличением выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;

разработка проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон для предприятий первого, второго и третьего классов опасности, а при наличии в выбросах веществ первого и второго классов опасности, канцерогенов и предприятиям четвертого и пятого классов опасности;

обоснование сокращения санитарно-защитных зон промышленных предприятий всех классов опасности;

санитарно-эпидемиологический аудит;

определение территории как зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;

разработка региональных гигиенических нормативов;

обоснование приоритетных природоохранных мероприятий;

разработка целевых региональных и муниципальных программ в области охраны окружающей среды и здравоохранения.

5. Проведение процедур оценки риска для здоровья населения осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

6. Органы по оценке риска, предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, проводившие работы по оценке риска для здоровья населения и охраны среды обитания Оренбургской области, представляют отчет в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетным, или по запросу.


IV. Принципы и способы обмена информацией


7. Органы по оценке риска безвозмездно в объеме и порядке, установленными действующим законодательством, а также на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями, получают необходимую для различных этапов оценки риска информацию:

7.1. От научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и специализированных центров:

результаты научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств бюджетов различных уровней и грантов;

информацию, опубликованную в открытой печати;

данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;

результаты научно-исследовательских работ, выполненных на договорной основе за счет средств организаций и ведомств.

7.2. От государственных органов и учреждений, работающих в области охраны окружающей среды и здоровья населения:

информацию, полученную в результате выполнения государственных функций;

данные, представленные от организаций в ходе исполнения ими лицензируемой деятельности;

сведения, включенные в программу экологического и социально-гигиенического мониторинга;

данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;

информацию, полученную в результате выполнения специальных исследований, не включенных в перечень обязательных государственных функций;

данные, полученные в ходе выполнения организациями специальных исследований и представленные им как заказчику работ.

8. Распространение информации о риске для здоровья населения.

8.1. Информация о результатах оценки риска для здоровья населения представляется органом по оценке риска:

заказчику работ - на основаниях и в объеме, предусмотренных договором или соглашением;

органам и лицам, представившим сведения, необходимые для проведения работ по оценке риска, - на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями;

государственным органам, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды и здоровья населения, - в объеме, необходимом для выполнения государственных функций.

8.2. Распространение информации о риске для здоровья населения является обязанностью организаций, являющихся собственниками информации. Распространению подлежит только информация, полученная по результатам работ аккредитованного в установленном порядке органа по оценке риска. Информация о риске должна быть специально подготовлена, разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной и понятной для населения форме.


V. Взаимодействие и информационный обмен на различных этапах оценки риска


9. Этап идентификации опасности заключается в качественной характеристике возможных неблагоприятных эффектов воздействия на организм вредных факторов, загрязняющих окружающую среду в рассматриваемых зоне, городе, регионе, которые могут служить потенциальным источником опасности для здоровья проживающего здесь населения.

9.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе идентификации опасности:

 Организации            

 Создаваемая информация

 для оценки риска на этапе

 идентификации опасности       

 1                 

 2                  

Научно-исследовательские учреждения

и высшие учебные заведения

гигиенического профиля,

специализированные учреждения

министерства здравоохранения

Оренбургской области, Управление

Федеральной службы по надзору в

сфере защиты прав потребителей и

благополучия человека по

Оренбургской области, ФГУЗ "Центр

гигиены и эпидемиологии по

Оренбургской области"              

токсикологические базы данных и

регистры опасных для здоровья веществ

и факторов среды обитания населения;

характеристика неблагоприятных

факторов среды обитания населения, в

том числе питьевой воды, продуктов

питания, жилых и производственных

помещений, товаров народного

потребления, стройматериалов;

характеристика возможных

неблагоприятных эффектов

рассматриваемого фактора для здоровья

населения, полученных в

экспериментальных, клинических или

эпидемиологических исследованиях;

ранжирование вредных факторов риска

для здоровья и источников загрязнения

окружающей среды                     

Территориальные органы Министерства

природных ресурсов Российской

Федерации и лицензированные ими

организации, предприятия и

учреждения, субъекты хозяйственной

деятельности                       

сведения о гидротехнических

сооружениях, соблюдении ими правил и

норм безопасности; данные мониторинга

геологической среды (включая

подземные воды), поверхностных водных

объектов                             

Государственное учреждение

"Оренбургский областной центр по

гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды"                  

аналитические материалы по окружающей

среде и гидрометеорологии в

рассматриваемой территории,

необходимые для идентификации

опасности вредных факторов для

здоровья населения                   

Территориальный орган Федеральной

службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

по Оренбургской области            

информация о качестве среды обитания

населения и источниках загрязнения

окружающей среды;

характеристика субъектов

хозяйственной деятельности и их

воздействия на окружающую среду

с учетом прогноза накопления и

распространения вредных факторов в

окружающей среде;

качественный и количественный состав

химических веществ, поступающих в

окружающую среду от стационарных и

передвижных источников загрязнения;

сведения из государственного кадастра

отходов, сведения о физических и

юридических лицах, осуществляющих

деятельность в области обращения с

отходами                             

Главное управление МЧС России по

Оренбургской области               

перечень опасных производственных

объектов, обусловливающих

потенциально высокий риск

экстремального загрязнения окружающей

среды                                

Министерство здравоохранения

Оренбургской области               

данные официальной государственной

медицинской статистики по конкретному

муниципальному образованию           


9.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов.

На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации на этапе идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения должны быть определены:

перечень приоритетных средовых факторов, которые требуют проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения;

теоретическое обоснование возможной опасности приоритетных факторов среды обитания для здоровья населения и их токсикологическая характеристика, включая:

вероятные пути воздействия факторов риска на здоровье населения (объекты окружающей среды, пути поступления);

вероятные эффекты воздействия, в том числе для различных контингентов населения;

описание ситуаций, в которых возможна модификация действия факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения;

описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения, которые необходимо учитывать при оценке риска.

10. Этап оценки экспозиции заключается в определении того, какими путями, через какие компоненты окружающей среды, на каком количественном уровне (выраженном как концентрация в этом компоненте и/или как доза), в какое время, при какой периодичности и общей продолжительности имеет место реальное или ожидаемое воздействие конкретного вредного фактора на население с учетом его численности.

10.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки экспозиции

 Организации            

 Создаваемая информация

 для оценки риска на этапе

 оценки экспозиции          

 1                 

 2                  

Научно-исследовательские учреждения

и высшие учебные заведения,

специализированные учреждения

министерства здравоохранения

Оренбургской области, Управление

Федеральной службы по надзору в

сфере защиты прав потребителей и

благополучия человека по

Оренбургской области, ФГУЗ "Центр

гигиены и эпидемиологии по

Оренбургской области" и

аккредитованные в установленном

порядке органы по оценке риска     

данные социально-гигиенического

мониторинга и специальных

исследований, в том числе

биомониторинга и мониторинга

экспозиций населения к вредным

факторам, включая численность и

демографические характеристики

населения, подверженного воздействию

вредных факторов;

аналитические материалы по

ранжированию путей поступления

вредных факторов в организм различных

групп населения из объектов

окружающей среды;

характеристика реальных и

прогнозируемых количественных уровней

и длительности воздействия вредных

факторов на изучаемые группы

населения, включая характеристику

физиологических параметров

потребления, социальной активности и

поведения людей, необходимых для

оценки экспозиции вредных факторов   

Все участники ведения

экологического мониторинга и

лицензированные на этот вид

деятельности организации и

предприятия                        

данные мониторинга и специальных

исследований по реальной и

прогнозируемой количественной и

временной характеристике уровней

загрязнения объектов окружающей среды

и условия, влияющие на интенсивность

воздействия вредных факторов на

различные группы населения

(метеорологическая и

гидрогеологическая обстановка), в

местах проведения работ по оценке

риска                                

Органы местного самоуправления <*>

статистические и картографические

данные учета объектов застройки

населенных мест, функционального

зонирования территорий, численности и

условий жизни и деятельности

населения на территориях, где

проводится оценка риска              

Муниципальные управления и

учреждения здравоохранения         

статистические данные по медицинской

демографии и характеристики

обслуживаемого населения территории,

где проводится оценка риска          

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»