Недействующий

О совершенствовании долговой политики Оренбургской области

Приложение N 3
к постановлению
Правительства области
от 05.09.2006
N 297-п

Методика
анализа и оценки  рисков по привлечению
Правительством Оренбургской области заемных средств

1. Под риском по привлечению Правительством Оренбургской области заемных средств понимается степень неопределенности будущих доходов. Риски классифицируются по источникам их возникновения:

кредитный риск - риск потерь из-за невыполнения областью обязательств по привлеченным ссудам и кредитам;

рыночный риск - риск неизвестности будущих доходов из-за изменения рыночных условий (процентных ставок). Риск изменения процентной ставки существует, когда изменение процентных ставок в будущем может привести к значительным изменениям в исполнении бюджета области или возможности обслуживания долга. Изменение процентных ставок отражается на стоимости обслуживания долга по новым выпускам ценных бумаг при рефинансировании задолженности по фиксированной ставке и при пересмотре ставок по задолженности по плавающей ставке. При этом задолженность с коротким сроком погашения (краткосрочная или по плавающей ставке) является более рискованной, чем долгосрочная задолженность по фиксированной ставке;

валютный риск - риск, связанный с изменением валютного курса, когда долговые обязательства привлечены в валюте, а доходы (генерирующие денежные потоки, необходимые для обслуживания долга) деноминированы в рублях. Соответственно изменяется и объем рублевых средств, необходимых для обслуживания государственного долга области;

риск пролонгации - когда задолженность по долговым обязательствам области пролонгируется по высокой цене.

2. Для определения и оценки рисков по долговым обязательствам области осуществляются выявление и определение рисков, проводится их качественный и количественный анализ, определяются стоимость рисков и вероятность их наступления.

3. Во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом области, министерством финансов Оренбургской области проводится анализ долговых обязательств области с использованием следующих основных критериев:

а) наличие текущего или реструктуризированного просроченного прямого долга; текущих или реструктуризированных просроченных гарантий. Показатель свидетельствует о том, что кредитоспособность области при невыполнении своих долговых обязательств находится на минимально возможном уровне;

б) доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в структуре долговых обязательств. В условиях высокого валютного риска большая доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, значительно повышает вероятность невыполнения областью своих обязательств, поскольку бюджет области имеет источники доходов в рублевом эквиваленте;

в) доля основных составляющих прямого долга в его структуре. Она позволяет оценить приоритеты долговой политики области;

г) долговая нагрузка на областной бюджет. Рассчитывается как отношение баланса привлеченных и погашенных заемных средств и расходов на обслуживание долговых обязательств к доходам областного бюджета;

д) доля выплат по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Значение показателя более 0,25 свидетельствует о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и, как следствие, чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;

е) доля выплат по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки. Показывает долговую нагрузку области по инвестиционным заимствованиям;

ж) доля обслуживания по долговым обязательствам в структуре долговой нагрузки. Определяет, насколько выгодны условия заимствования, а также оценивает размер дополнительной нагрузки на бюджет области в результате использования заемных средств. Позволяет оценить способность области выполнять обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение этого показателя больше 0,3 свидетельствует о том, что у области недостаточно денежных средств для погашения долгов в текущем году, и они могут быть погашены только за счет перекредитования, что значительно повышает кредитный риск;

з) доля бюджетных гарантий за коммерческие предприятия в общей сумме гарантий. Оценивает рациональность долговой политики области. Значение показателя, превышающее 0,5, свидетельствует об использовании областью бюджетных средств для поддержки коммерческих проектов, что противоречит целям рациональной бюджетной политики.

4. Принятие решений в области управления внутренним долгом производится с учетом возможных рисков, в зависимости от которых планируются действия, адекватные меры, направленные на сохранение (принятие) рисков, предотвращение (исключение) рисков, минимизацию рисков, и используются различные методы управления рисками.

5. Управление рисками - это процесс подготовки и реализации мероприятий, цель которых снижение опасности ошибочного решения и уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений.

Основными методами управления рисками являются:

реструктуризация задолженности;

передача рисков;

распределение рисков.

6. Реструктуризацией задолженности является прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг области, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Для проведения реструктуризации задолженности оформляется соглашение между Оренбургской областью и кредитором.

Для достижения эффективности реструктуризации необходимо:

осуществление дисконтирования всей задолженности или, как минимум, суммы просроченного долга;

перевод валюты платежей по договорам (соглашениям) в национальную валюту должника или, как минимум, фиксирование ее по приемлемому курсу;

увеличение срока платежей до уровня, приемлемого для должника.

Важнейшим элементом долговой политики и управления кредитным риском является оптимальное распределение задолженности по срокам погашения. При этом необходимо достижение баланса между риском изменения курса национальной валюты и перспективами изменения налоговой политики.

7. Передача риска может производиться путем заключения договоров (соглашений), учитывающих вероятные в будущем изменения обменных валютных курсов или процентных ставок и преследующих цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.