ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной программе "Здоровое питание населения Оренбургской области на 2001 - 2005 годы"
Принят Законодательным Собранием области
20 июня 2001 года
Утвердить прилагаемую областную программу "Здоровое питание населения Оренбургской области на 2001 - 2005 годы"
Администрации области при формировании бюджетов на 2002 - 2005 годы предусматривать необходимые ассигнования на финансирование данной программы.
Рекомендовать муниципальным образованиям при формировании бюджетов на 2002 - 2005 годы предусматривать необходимые ассигнования на финансирование данной программы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации области
А. А. Чернышев
Подписан 4 июля 2001 года
№ 257/293-II-ОЗ
Приложение
к Закону Оренбургской области
от 4 июля 2001 года
№ 257/293-II-ОЗ
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Вместе с тем в последнее десятилетие качество питания и состояние здоровья населения характеризуются негативными тенденциями. Две трети населения области, в том числе детского, питается нерационально, не получает необходимого сбалансированного количества питательных веществ, витаминов и микроэлементов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Это в первую очередь приводит к отставанию физического и нервно-психического развития детей (число таких сегодня колеблется от 20,8 процента до 32,0 процента), а также гиперплазии щитовидной железы у 60 - 70 процентов детей. Особенностью заболеваемости детей и подростков является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические. За последние пять лет в 1,6 раза возросла патология органов пищеварения, а в структуре заболеваемости она составляет 14,2 процента и занимает 2-е место.
Среди взрослого населения увеличилось число сердечно-сосудистых и онкозаболеваний, которые в определенной степени связаны с нарушением питания.
Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения. Остро стоит проблема качества пищевых продуктов, продовольственного сырья и биологически активных добавок (далее - БАД), поступающих в область из других регионов страны и из-за рубежа. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В области мет согласованности между организациями и ведомствами в вопросах, касающихся укрепления здоровья населения и здорового питания.
Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья населения области, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.
Основные задачи Программы:
освоение пищевыми предприятиями области выпуска продуктов, обогащенных микронутриентами: витаминами, макро- и микроэлементами (железом, кальцием, йодом и др.);
включение в рацион питания в детских, школьных и лечебных учреждениях обогащенных микронутриентами продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью;
внедрение на предприятиях производственного контроля за качеством поступающего сырья, готовой продукции и соответствия ее состава утвержденной рецептуре;
проведение государственного контроля за качеством пищевых продуктов, изготовляемых и находящихся в обороте на территории области;
проведение среди населения пропаганды продуктов здорового питания и использования БАД;
укрепление материальной базы научных, лечебно-профилактических учреждений, центров госсанэпиднадзора для проведения научных исследований о состоянии здоровья населения, создания эффективной системы мониторинга качества и безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и БАД.
Программа состоит из пяти разделов:
1. Совершенствование законодательной базы области (приложение 1).
2. Мероприятия по обеспечению населения пищевыми продуктами с высокой пищевой и биологической ценностью (приложение 2).
3. Создание эффективной системы мониторинга объектов окружающей среды, качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на 2001 - 2005 годы (приложение 3).
4. Использование БАД для профилактики и лечения заболеваний населения, формирование у населения навыков здорового питания для преодоления дефицита микронутри-ентов (приложение 4).
5. Организация сбалансированного питания в детских, школьных и лечебных учреждениях (приложение 5).
В первом разделе Программы предусмотрена разработка системы экономического стимулирования производства продовольственного сырья и обогащенных продуктов питания.
Мероприятия второго раздела Программы направлены на увеличение производства предприятиями области продуктов массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью для здорового питания населения.
В третьем разделе содержатся мероприятия, направленные на совершенствование системы государственного контроля качества сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства и продуктов, поступающих в торговую сеть.
В четвертом разделе представлены мероприятия по обучению специалистов основам здорового питания и применения БАД, информированию населения через средства массовой информации о роли микронутриентов в питании и правильном применении БАД и научные исследования по влиянию добавок на здоровье.
В пятом разделе представлены мероприятия по обеспечению обогащенными продуктами, напитками детских, школьных, оздоровительных, лечебно-профилактических и лечебных учреждений для питания детей и больных.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Предусматривается финансирование Программы в объеме 373895 тыс. рублей (в ценах II квартала 2000 года), в том числе из областного бюджета -1940 тыс. рублей, внебюджетного фонда - 1505 тыс. рублей, областного валютного фонда - 450 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований -370000 тыс. рублей.
Государственный заказчик Программы - главное управление здравоохранения Оренбургской области.
Основными исполнителями Программы являются департамент администрации области по вопросам АПК, центр госсанэпиднадзора в Оренбургской области, главное управление здравоохранения Оренбургской области. Оренбургская государственная медицинская академия, предприятия пищевой промышленности области, главное управление образования Оренбургской области, средства массовой информации.
Для координации деятельности по реализации мероприятий Программы на общественных началах создается межведомственный совет, состоящий из специалистов заинтересованных ведомств. Основными его функциями должны быть контроль за реализацией Программы, подготовка и внесение предложений по ее корректировке, оценка эффективности программных мероприятий.
Реализация Программы позволит:
снизить уровень и тяжесть заболеваемости населения области, в первую очередь алиментарнозависимой;
повысить эффективность оздоровления детей дошкольного и школьного возраста;
снизить бюджетные затраты на лечение населения области.
Приложение 1
к областной программе "Здоровое питание населения
Оренбургской области на 2001-2005 годы"
№ п/п. | Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Подготовить предложения для рассмотрения в Законодательном Собрании области по предоставлению льгот по налогам в областной бюджет предприятиям, производящим продовольственное сырье и пищевую продукцию, обогащенные витаминами и микронутриентами, в прямом соответствии с долей данных продуктов в общем объеме производства на предприятии | департамент администрации области по вопросам АПК, ОАО "Живая вода" | 2003 год |
2. | Рекомендовать органам местного самоуправления рассмотреть вопросы: | ||
2.1. | по предоставлению льгот по налогам в местный бюджет предприятиям, производящим продовольственное сырье и пищевую продукцию, обогащенные витаминами и микронутриентами в прямом соответствии с долей данных продуктов в общем объеме производства на предприятии; | департамент администрации области по вопросам АПК, ОАО "Живая вода" | 2002 год |
2.2. | по освобождению от уплаты налогов базовых предприятий общественного питания, обслуживающих общеобразовательные учреждения | органы местного самоуправления | 2002 год |
3. | При оказании адресной помощи малоимущим слоям населения по рекомендации специалистов включать в рацион продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами | главное управление социальной защиты населения Оренбургской области | 2001 - 2005 годы |
Приложение 2
к областной программе "Здоровое питание населения
Оренбургской области на 2001-2005 годы"
N | Наименование мероприятий | Исполнитель | Объем производства (тонн) | Источник финансирования | |||||
всего | в том числе по годам | ||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||||
1 | Производство
кекса "Радонеж" с бета-каротином Производство макаронных изделий с ветроном-К (бета-каротином)
Производство соли пищевой йодированной Производство продуктов из сои (молока, творога, белкового обогатителя, окары) Создание оптового склада по закупке и реализации пищевых добавок для обогащения продукции предприятий пищевой промышленности | МУП "Хлебозавод "Колтубановский" ООО "Алена" Бузулукского района АО "Комбинат хлебопродуктов", г. Новотроицк ИТК-11, п. Губерля пекарня "Каравай", г. Новотроицк пекарня комбината школьного питания, г. Новотроицк пекарня АО "НОСТА", г. Новотроицк ХПО "Орское" Донгузский хлебозавод ОАО "Оренбургский хлебокомбинат" МУП "Бугурусланский хлебокомбинат" ОАО "Оренбургский хлебокомбинат" ОАО "Оренбургский хлеб" ЗАО "Гайский хлебозавод" ОАО "Оренбургский хлеб" ГУП "Медногорский хлебокомбинат" ОАО "Оренбургский хлеб" хлебозавод № 3, г. Оренбург хлебозавод Новоорского райпо мини-пекарни Новоорского района Ириклинская пекарня хлебозавод Акбулакского райпо хлебозавод Пономаревского райпо хлебопекарня Сакмарского райпо хлебопекарня Светлинского райпо хлебозавод Северного райпо Ясненский хлебозавод АО "Комбинат хлебопродуктов", г. Новотроицк хлебозавод Абдулинского райпо хлебозавод Адамовского райпо хлебозавод Илекского райпо хлебозавод Курманаевского райпо пекарня ООО "Пиво", г. Бугуруслан хлебозавод Михайловского сельпо Шарлыкского района хлебозавод Кувандыкского райпо хлебозавод Новосергиевского центрального сельпо хлебозавод Октябрьского сельпо хлебозавод Переволоцкого райпо филиал Первомайского сельпо "Пищекомбинат" Беляевское сельпо хлебозавод ПО "Центральное" Александровского сельпо хлебозавод Ташлинского райпо хлебозавод ПО "Саракташское" Сорочинское райпо МУП "Бугурусланский хлебокомбинат", пекарня ООО "Альтаир", г.Бугуруслан ГУП "Медногорский хлебокомбинат" АО "Комбинат хлебопродуктов", г. Новотроицк ОАО "Оренбургмолоко" хлебозавод Северного райпо Оренбургская макаронная фабрика Ясненское райпо ОАО "Орская макаронная фабрика" ОАО "Живая вода" ОАО "Живая вода" ОАО "Живая вода " АО "Молоко", г. Новотроицк ОАО "Гайгормолзавод" ОАО "Бузулукский молококомбинат" Акбулакский маслосырзавод ОАО "Ясненский молочный завод" АО "Ириклинский молзавод" ОАО "Молкомбинат "Бугурусланский" ОАО "Бузулукский молококомбинат" ОАО "Оренбургмолоко" ОАО "Молкомбинат "Бугурусланский" ОАО "Оренбургмолоко" ОАО "Молкомбинат "Абдулинский" ОАО "Новосергиевский маслозавод" ОАО "Илекский молокозавод" ОАО "Орский молококомбинат" ОАО "Бузулукский молококомбинат" НПФ МЭЦ "Экобиос", г. Оренбург ОАО "Орский мясоконсервный комбинат ОАО "Орский мясоконсервный комбинат ОАО "Илецксоль" ЗАО "Стройсмаб", г. Оренбург ОАО "Живая вода", г. Оренбург управление исполнения наказаний по Оренбургской области ОАО "Живая вода" (с 2002 года) |
5,0 179,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Приложение 3
к областной программе
"Здоровое питание населения Оренбургской области на 2001 - 2005 годы"
№ | Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок исполнения | Объем финансирования (млм. рублей) | Источник финансирования | |||||
в том числе по годам | ||||||||||
всего | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||||
1 | Оснащение современным лабораторным оборудованием центров госсанэпиднадзора с целью контроля качества пищевых продуктов Освоение и внедрение новых методик определения витаминов, селена, микроэлементов в пищевых продуктах, воде Организация и проведение соци-га здоровья и питания населения, цита пищевых веществ Организация и проведение системы биологического мониторинга обеспеченности населения области йодом и эффективности йодной профилактики Приобретение современного лабораторного оборудования с целью определения йода в моче Государственный контроль за качеством продукции, производимой на предприятиях, продуктов, БАД, поступающих в торговую сеть Организация производственного продукции Итого в том числе: областной бюджет внебюджетный фонд области областной валютный фонд | центр госсанэпиднадзора в Оренбургской области центры госсанэпиднадзора в городах и районах области центр госсанэпиднадзора в Оренбургской области главное управление здравоохранения Оренбурской области главное управление здравоохранения Оренбурской области центр госсанэпиднадзора в Оренбургской области научно-консультативный центр "Здоровье без рецептов" руководители пищевых предприятий | 2001 - 2005 | 0,724 2,819 1,064 1,305 0:450 | - | 0,575 | 0,075 | 0,030 | 0,044 | областной бюджет, внебюджетный фонд области |
Приложение 4
к областной программе
"Здоровое питание населения Оренбургской области на 2001 - 2005 годы"
№ | Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок исполнения | Объем финансирования (млн. рублей) | Источник финансирования | |||||
| всего | в том числе по годам | ||||||||
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||||
1 | Создание межведомственного научно-консультативного центра "Здоровье без рецептов" и его филиалов по области Обучение врачей-диетологов, нутрициологов, врачей общей практики на факультете усовершенствования врачей по вопросам рационального питания Организация для населения в средствах массовой информации образовательных программ по профилактике алиментарно - зависимых заболеваний Проведение циклов лекций в организациях, на предприятиях, в школьных и лечебно-профилактических учреждениях по вопросам культуры питания Издание методических Выпуск санитарных бюллетеней по профилактике микроэлементозов в детских, учебных, лечебно-профилактических учреждениях Итого областной бюджет внебюджетный фонд области | центр "Здоровье без рецептов" главное управление здравоохранения Оренбургской области, Оренбургская государственная академия телевидение редакция газеты "Оренбуржье", редакции районных и городских газет области главное управление здравоохранения Оренбургской области, Оренбургская государственная академия научно-консультативный центр "Здоровье без рецептов" главное управление здравоохранения Оренбургской области руководители учреждений, центры госсанэпиднадзора в городах и районах области | 2001 - 2005 годы | - 1,076 | - | - 0,050 | - 0,050 | - 0,050 | - 0,050 | коммерческий |
* В пределах бюджетных ассигнований.
Приложение 5
к областной программе
"Здоровое питание населения Оренбургской области на 2001 - 2005 годы"
№ п/п | Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок исполнения | Объем финансирования (млн. рублей) | Источник финансирования | ||||||||||
| всего | в том числе по годам | |||||||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
| ||||||||||
1 | В целях исполнения Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендии и социальных выплат в Российской федерации" обеспечить выделение из местных бюджетов средств для надбавок на питание учащихся и их целевое использование | главное управление образования Оренбургской области | 2001-2005 | в пределах бюджетных ассигнований | областной бюджет | ||||||||||
2 | Обеспечить витаминизацию готовых блюд в детских, школьных, лечебных учреждениях, продукции детских молочных кухонь Осуществлять заготовку шиповника, ягод, фруктов для витаминизации пищи Использовать школьные учреждения, имеющие земельные участки, для создания подсобных хозяйств по выращиванию овощей и фруктов в целях удешевления питания Итого бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) Всего по Программе | руководители учреждений руководители образовательных учреждений главное управление образования Оренбургской области, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургской области | 2002-2005 | 370,0 | 74,0 | 74,0 | 74,0 | 74,0 | 74,0 | бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)* |
|
*В пределах бюджетных ассигнований.
Примечания: 1. Привлечение в качестве исполнителей настоящей Программы предприятий, учреждений, организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.
2. Привлечение средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств предприятий, учреждений и организаций, не являющихся структурными подразделениями администрации области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.
Текст документа сверен по:
Газета "Южный Урал" № 133 от 17.07.2001 г. с.2-3