Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 09 ноября 2000 года N 1234-р

О программе развития работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды территории Оренбургской области на 2001-2005 годы

(Утратил силу в связи с истечением срока действия. Закон Оренбургской области от 14.03.2002 г. N 455/380-II-ОЗ;НГР RU56000200200040)

В целях устойчивого функционирования Оренбургской территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения эффективности работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды:

1. Утвердить программу развития работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды на территории Оренбургской области на 2001-2005 годы (далее именуется - Программа), согласованную с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. (Приложение).

2. В целях финансового обеспечения Программы выделить средства из областного бюджета и областного экологического фонда.

3. Финансовому управлению администрации области (Бачурин В.М.) при разработке областного бюджета на 2001 год и годовых бюджетов последующих четырех лет (2002-2005 годы) предусматривать расходы на выполнение мероприятий данной Программы.

4. Областному центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Ефимов А.И.) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и целевое использование выделяемых средств.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области - начальника управления администрации области по инвестициям в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйствах Карпова Ю.Н.

6. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации А.Чернышев

Приложение
к распоряжению главы
администрации области
от 09.11.2000 N 1234-р

Программа развития работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды на территории Оренбургской области на 2001-2005 годы


I. Состояние службы гидрометеорологии и мониторинга

окружающей среды на территории Оренбургской области

II. Цели и задачи программы развития службы гидрометеорологии

и мониторинга окружающей среды на территории

Оренбургской области на 2001-2005 годы

III. Основные направления реализации Программы

IV. Механизм реализации Программы

I. Состояние службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Оренбургской области


Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее именуется - ЦГМС) входит в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

О защите населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера см. Закон Оренбургской области от 8 июля 1997 г. N 109/28-ОЗ.

В соответствии с соглашением от 23 сентября 1999 г. N 315-с о совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Оренбургской области между Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (Росгидрометом) и администрацией области определены объемы работ, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджетов.

В условиях кризисного состояния экономики система гидрометеорологических наблюдений пришла в неудовлетворительное состояние. Метеостанции, построенные в 50-60-е годы, имеют износ свыше 90% и не соответствуют современным требованиям. Большинство приборов и оборудования выработали двойной ресурс, часто выходят из строя.

На проведение технического переоснащения приборного парка и оборудования наблюдательной сети ЦГМС неизбежно приведет к потере надежности и достоверности данных экологического мониторинга, потере устойчивости функционирования Оренбургской территориальной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из-за отсутствия средств полностью прекращены аэрологические наблюдения, что существенно затрудняет прогнозирование таких опасных явлений погоды, как гроза, град, шквалистые усиления ветра. Недостаточное выделение средств для оплаты услуг и аренды каналов связи отрицательно влияет на нормальное функционирование системы сбора и обработки информации, полноту гидрометеорологической информации и оперативность доведения ее до потребителя.

Отсутствие средств не позволяет внедрять современные технологии наблюдения за состоянием природной среды, сбора, обработки и распространения полученных данных. В результате возникает угроза того, что из-за технической отсталости Оренбургская территориальная подсистема потеряет технологическое сопряжение с общегосударственной системой, не сможет получать необходимую информацию с остальной территории России и других государств.

II. Цели и задачи программы развития службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Оренбургской области на 2001-2005 годы


Программа развития службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Оренбургской области на 2001-2005 годы направлена на укрепление материально-технической базы ЦГМС, повышение эффективности обслуживания органов государственной власти, отраслей экономики и населения области.

Основными задачами Программы являются:

- развитие наблюдательной сети ЦГМС путем ее технического переоснащения;

- модернизация системы наблюдений, обработки и передачи данных с помощью внедрения современных оборудования и технологий;

- повышение эффективности мониторинга загрязнения природной среды для решения на территории области задач по оперативному выявлению экстремальных экологических ситуаций;

- модернизация инфраструктуры ЦГМС с целью обеспечения эффективного функционирования наблюдательной сети.

III. Основные направления реализации Программы


Основными направлениями реализации Программы являются:

1. Совершенствование наблюдательной сети.

Для повышения надежности и достоверности данных мониторинга состояния окружающей среды предусматривается переоснащение наблюдательной сети станций и постов современными приборами и оборудованием.

2. Совершенствование технологии гидрометеорологического обеспечения.

Для повышения эффективности системы разработки и выдачи гидрометеорологических прогнозов и штормовых предупреждений о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений запланировано внедрение автоматизированных рабочих мест (далее именуется - АРМ) синоптика, гидролога, агрометеоролога, эколога в рамках геоинформационной системы ГИС-МЕТЕО.

Создание областной гидрометеорологической сети позволит решить в рамках единой информационной технологии ряд таких важных вопросов, как:

ввод и первичная обработка гидрометеорологической информации на метеостанциях;

создание базы данных гидрометеорологической информации для использования специально уполномоченными государственными природоохранными органами при решении экологических проблем области.

Приобретение и установка комплексов МА-6 (автоматическая метеорологическая станция наземная) и АДГП (автоматический дистанционный гидрологический пост) позволит начать качественно новый этап в развитии гидрометслужбы. В сочетании с радиопередающими терминалами (в первую очередь системы сбора и распространения данных с использованием космических аппаратов) автоматизированные метеостанции и гидрологические посты составят основу новой технической базы наблюдательной сети.

3. Совершенствование мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Для повышения эффективности мониторинга загрязнения природной среды, расширения перечня контролируемых специфических загрязнителей необходимо оснастить химлаборатории ЦГМС (в городах Оренбурге, Орске, Медногорске) дополнительным комплектующим оборудованием для атомноабсорбционного спектрометра и хромато-масс-спектрометра, фотокалориметрами, иономерами, флюоратом.

Для оперативного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха и качества поверхностных вод в аварийных ситуациях, при залповых выбросах вредных веществ предприятий и при неблагоприятных метеоусловиях необходимо приобретение передвижной лаборатории с автоматическими экспресс-анализаторами.

4. Совершенствование инфраструктуры ЦГМС.

Капитальный ремонт зданий гидрометстанций для сохранения и стабилизации наблюдательной сети.

IV. Механизм реализации Программы


Источниками финансирования Программы являются федеральный и областной бюджеты, собственные средства ЦГМС, областной экологический фонд.

Реализация предусмотренных мероприятий позволит стабилизировать оперативно-производственную деятельность ЦГМС, укрепить его материально-техническую и технологическую базы.

В результате будут созданы условия для повышения качества гидрометеорологических прогнозов, удовлетворения потребностей отраслей экономики, главного управления по делам ГОЧС Оренбургской области и населения в гидрометеорологической продукции, данных мониторинга состояния окружающей среды.

Приложение к Программе

Первоочередные мероприятия по стабилизации и развитию работ в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Оренбургской области на 2001-2005 годы

--------------------------------------------------------------------------------------------

Наименование мероприятий и источники   |         Объем финансирования, тыс.рублей

                финансирования               |               (в ценах 2000 года)

                                             |------------------------------------------------

                                             | 2001 г.|2002 г.|2003 г.|2004 г.|2005 г.|Всего

----------------------------------------------------------------------------------------------


1. Техническое переоснащение приборного парка

и оборудования наблюдательной сети

Оренбургского ЦГМС (по перечню), всего 2025 1423 1632 1272 1272 7624

в том числе:

федеральный бюджет 678 615 547 417 417 2674

областной бюджет 1147 608 685 655 655 3950

областной экологический фонд 200 200 200 200 200 1000

2. Совершенствование работы Оренбургского ЦГМС

и его оперативно-производственных органов:

2.1. Приобретение, установка

геоинформационной системы ГИС-МЕТЕО для

обработки информации и прогнозирования

стихийных гидрометеорологических явлений,

включающей автоматизированные рабочие места

(АРМ) синоптика, гидролога, агрометеоролога,

эколога 1500 - - - - 1500

в том числе:

федеральный бюджет 750 - - - - 750

областной бюджет 750 - - - - 750

2.2. Приобретение, установка радиопередающих

терминалов первой очереди системы сбора и

распространения данных с использованием

космических аппаратов - 4 шт. 240 240 - - - 480

в том числе:

федеральный бюджет 120 120 - - - 240

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»