АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 6 июля 2001 года N 116-п


О концепции  социально-экономического развития Оренбургской области до 2010 года

В целях обеспечения целенаправленной и согласованной работы исполнительных органов власти области для повышения уровня жизни населения за счет эффективного развития всех отраслей и сфер экономики:

1. Одобрить концепцию социально-экономического развития Оренбургской области до 2010 года согласно приложению.

2. Внести Концепцию на рассмотрение Законодательного Собрания области.

       3. Рекомендовать главам муниципальных образований области разработать соответствующие концепции (программы) социально-экономического развития территорий на долгосрочную перспективу.

4. Поручить заместителям главы администрации области по итогам полугодия, года в срок до 20 июля и 20 января представлять в департамент администрации области по вопросам экономики информацию по выполнению параметров, определенных Концепцией.

5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Зелепухина А.Г.

       6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации
       А.Чернышев



ОДОБРЕНА
постановлением
администрации области
от 06.07.2001
N 116-п


КОНЦЕПЦИЯ
социально-экономического развития
Оренбургской  области
на период до 2010 года

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Введение
I.    Социальная сфера
1.    Социальная поддержка населения
2.    Развитие:
2.1.  Образования
2.2.  Здравоохранения
2.3.  Культуры
2.4.  Физической культуры, спорта и туризма
2.5.  Санаторно-курортных учреждений
3.    Молодежная политика
4.    Трудовые отношения и занятость населения
5.    Миграция
6.    Демография
7.    Система пенсионного обеспечения
8.    Уровень жизни населения
9.    Развитие жилищно-коммунального хозяйства
10.   Обеспечение общественной безопасности, законности
      и правопорядка

II.   Управление собственностью
III.  Структурная политика
1.    Инвестиционная политика

2.    Производственно-промышленный комплекс
2.1.  Минерально-сырьевая база
2.2.  Промышленность
2.3.  Транспорт,  связь и информатика
3.    Агропромышленный комплекс
IV.   Охрана окружающей среды
V.    Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание
      населения

VI.   Малое предпринимательство
VII.  Финансовая сфера
VIII. Международная и внешнеэкономическая политика
IX.   Особенности территориального развития области
      Заключение
      Приложения

Введение

Концепция социально-экономического развития Оренбургской области на период до 2010 года (далее именуется - Концепция) определяет систему стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики на долгосрочную перспективу, важнейших мер, направленных на их достижение и реализацию.

Главная цель Концепции - это подъем благосостояния и качества жизни населения через создание многоукладной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на внедрении новых информационных, инновационных технологий и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, строительства современного демократического общества.

Определяющими ценностями общества должны стать наука и образование; высокие нравственные идеалы; рациональное природопользование.

Для достижения поставленной цели в Концепции определен путь формирования материальной, научно-технологической, финансово-экономической, социальной базы, позволяющей выйти на траекторию устойчивого экономического роста за счет:

развития реального сектора экономики - основы повышения благосостояния и качества жизни населения;

проведения структурной перестройки экономики;

реформирования естественных монополий;

установления новых социальных стандартов;

инфраструктурного обеспечения процессов развития.

В области создаются условия для устойчивого экономического роста, началось восстановление утраченных позиций дореформенного периода (1990 год). Продолжается формирование рыночной инфраструктуры с учетом влияния факторов: природно-сырьевого, научно-технического, экономического, демографического и территориального. В экономике преобладает частный сектор. Поддерживаются торгово-экономические отношения практически со всеми регионами России.

Вместе с тем в области сохраняется разбалансированность экономики.

Промышленный комплекс имеет явно выраженную сырьевую направленность с невысокой долей конечной продукции. Производство средств производства преобладает над производством предметов потребления.

Не обеспечивает в полной мере продовольственную безопасность области функционирование агропромышленного комплекса.

Ежегодные инвестиции в экономику области не позволяют компенсировать техническую отсталость предприятий и обеспечивать конкурентоспособность продукции.

За годы реформирования произошли существенные изменения в повышении материалоемкости (энергоемкости) продукции, снижении эффективности производства в большинстве секторов экономики. Около половины хозяйствующих субъектов убыточны, значительны суммы задолженности перед поставщиками (потребителями), бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, банками.

В результате диспропорции между производственным и потребительским секторами экономики сохраняется невысокий уровень жизни населения и потребления социальных услуг.

Ситуация осложняется проводимой политикой государства в финансово-бюджетной сфере. Изменения налогового законодательства привели к формированию с 2001 года недостаточно устойчивых источников доходов бюджета области.

Концепция учитывает нынешнее состояние экономики, реализацию ранее принятых программ и определяет решение ключевых задач до 2010 года:

создание рыночной инфраструктуры, соответствующей требованиям современной рыночной экономики;

повышение конкурентных преимуществ продукции предприятий области;

кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в области;

увеличение финансовых ресурсов области.

Основу Концепции составляют:

анализ развития экономики области за 10 лет реформирования;

программа социально-экономического развития области на 2000-2005 годы;

региональные и федеральные целевые программы;

прогноз социально-экономического развития области на 2001 год с мероприятиями по комплексному решению задач во всех отраслях и сферах экономики области.

Достижение целей, определенных Концепцией, предполагается осуществить в два этапа:

I этап - 2001 - 2003 годы;

II этап - 2004 - 2010 годы.

Ориентиры первого этапа:

значительное повышение загрузки существующих производственных мощностей;

модернизация приоритетных отраслей экономики (ТЭК, металлургия, машиностроение, агропромышленный комплекс), создание условий для привлечения инвестиций;

создание структурных технологических линий, направленных на конечное производство продукции, ресурсосбережение;

совершенствование ценообразования;

защита отечественного товаропроизводителя, в том числе через развитие системы госзаказа;

интеграция в социально-экономические процессы Приволжского федерального округа;

развитие инновационной инфраструктуры.

Работа в данных направлениях создаст определенную базу для развития инновационных процессов.

Ориентиры второго этапа:

развертывание инвестиционной деятельности, сопровождающей структурную перестройку, накопление новых инвестиций;

создание эффективных механизмов поступления финансовых средств в сферу производства;

качественные изменения в отраслевой и технологической структурах, в первую очередь за счет инноваций;

переход к непрерывному инновационному процессу; институциональные изменения.

Основой механизма реализации Концепции станут программы развития области и территорий, а также государственное экономическое регулирование хозяйственного комплекса области.

Государственное регулирование экономических преобразований в области будет строиться на научно обоснованном прогнозировании, сочетающем отраслевые и территориальные подходы, реализации государственных целевых программ (областных, федеральных, муниципальных), проведении оптимальной бюджетно-финансовой политики, направленной на повышение деловой активности, росте доходов в бюджет, оживлении инвестиционной деятельности, развитии новых секторов экономики;

сочетание анализа и прогнозирования развития всех секторов экономики, социальной сферы заложено в механизм регулирования (с использованием комплекса мер), направленного на исправление структурных деформаций, развитие внутриобластной кооперации, использование государственного заказа на продукцию, производимую в области;

важным инструментом останется ценовое регулирование, которое будет обеспечиваться за счет экономической обоснованности регулируемых цен и тарифов с учетом социально-экономического положения области, контроля за формированием цен на социально значимые товары и услуги, установления и поддержания ценового баланса между сырьевыми и перерабатывающими отраслями.

Методы регулирования: установление фиксированных и предельных цен и тарифов, торговых надбавок, коэффициентов изменения цен на продукцию, поставляемую по региональному государственному заказу; цен и тарифов в естественных монополиях.

Особое место в государственном регулировании займут:

стимулирование экономии и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, повышение доли товаров высоких технологий и высокой степени обработки в объемах выпускаемой продукции, обеспечение бесперебойных поставок энергетических ресурсов и сельскохозяйственного сырья будут решаться посредством принятия соответствующих нормативных актов и реализации целевых программ;

совершенствование системы местного самоуправления в области будет проходить путем:

поэтапного создания условий для укрепления собственной экономической базы муниципальных образований, достижения ими финансовой самостоятельности;

сокращения различий в уровне социально-экономического развития территорий;

кадровая политика будет осуществляться на принципах открытости, прозрачности и возможности карьерного роста через:

формирование системы конкурсного отбора для вновь поступающих на государственную службу;

формирование целостной и эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе для сферы малого предпринимательства;

дальнейшее развитие губернаторского набора студентов с целью подготовки специалистов высшего звена для агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета;

широкое использование возможностей международных институтов и организаций для подготовки и переподготовки кадров.

При этом вся система подготовки и переподготовки кадров управленческого звена и рабочих специальностей будет ориентирована на новые экономические условия, содействие развитию научных исследований, формирование информационно-консультационных служб.

Эффективность предлагаемых регуляторов в полной мере зависит от нормативно-правового обеспечения.

Совершенствование законодательства будет осуществляться путем принятия нормативных правовых актов по вопросам ведения области, а также по вопросам реализации поручений федеральных органов государственной власти.

Планируется установить государственный учет всех нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти области и органами местного самоуправления городов и районов области; провести систематизацию законодательства области путем включения нормативных правовых актов в единый тематический и хронологический сборник (классификатор законодательства области).

Реализация направлений государственного регулирования в развитии хозяйственного комплекса области, предусмотренных в Концепции, позволит обеспечить восстановление уровня 1990 года по объемам производства в ряде отраслей промышленности, строительстве жилья, росте заработной платы и сокращении числа лиц, доходы которых ниже установленного прожиточного минимума, повышении доступности и качества услуг социальной сферы, улучшении демографической ситуации.

          I. Социальная сфера

Реализация социальной политики направлена на поэтапное повышение уровня жизни населения, предоставление социальных гарантий социально незащищенным группам населения, всеобщей доступности основных социальных услуг, обеспечение защиты трудовых прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Оренбургской области.

1. Социальная поддержка населения

Для решения проблем особо нуждающейся части граждан система социальной защиты населения области располагает:

В сфере социального обеспечения:

федеральной и областной нормативно-правовой базой и сетью территориальных органов (50 УСЗН) с соответствующим техническим оснащением для назначения и выплаты пенсий, пособий на детей, компенсаций и других выплат;

системой персонифицированного учета пенсионеров всех возрастов и семей с детьми, контроля и качества пенсионного обслуживания.

Это позволяет своевременно доводить до населения пенсии, социальные выплаты и информировать население об изменении пенсионного законодательства.

В сфере социального обслуживания:

сетью учреждений и структур социального обслуживания населения:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»