Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение градостроительной и землеустроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Томск" в 2013-2015 гг." (с изменениями на 21 февраля 2014 года)

Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы

         

Для устойчивого развития города Томска, повышения качества городской среды требуется комплекс работ, направленных на рациональное территориальное планирование, землеустройство и землепользование.

Полноценное пространственное развитие города сегодня возможно только в рамках правового градорегулирования при наличии необходимых документов территориального планирования (Генерального плана), градостроительного зонирования (Правил землепользования и застройки - далее ПЗЗ), документации по планировке территории (проектов планировки, межевания и ГПЗК), актуальной картографической информации (Дежурного топографического плана). Все вышеназванные документы требуют либо постоянного мониторинга и внесения изменений в них, либо создание новых, актуализированных версий.

Например, в области территориального планирования уже сегодня стоит задача актуализации Генерального плана. Прежде всего, это вызвано изменением демографической ситуации. Действующий Генплан был рассчитан на 500 тыс. жителей и не предусматривал рост населения до 2025 года, хотя по состоянию на 1 января 2013 года численность населения муниципального образования "Город Томск" составляет 569,46 тыс. человек

Вторая причина - это изменения в градостроительном законодательстве, определившие новые требования к материалам генплана. В частности, установлена необходимость определения и кадастрирования границ существующих и планируемых населенных мест, входящих в муниципальное образование, и обязательный показ мест размещения планируемых объектов здравоохранения, спорта и культуры местного, регионального и федерального значения. Наконец, третье - это изменившийся статус города. Формирование Томска как ИНО Томска - центра инноваций, науки и образования, накладывает на него новые градостроительные обязательства и ограничения и соответственно внесение изменений в Генеральный план.

В области градостроительного зонирования, безусловно, остается проблема совершенствования Правил землепользования и застройки, как с точки зрения уточнения видов и границ территориальных зон, так и с точки зрения повышения точности градостроительных регламентов и параметров разрешенного строительства. Важнейшей задачей в этой области, по-прежнему, остается работа по кадастровому учету территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Наличие сбалансированных ПЗЗ в части установления параметров строительства в разных частях города (территориальных зонах) является важным инструментом в недопущении уплотняющей застройки и в повышении комфортности и выразительности городской среды.

Для обеспечения градостроительной деятельности особенно важно увеличить объем документации по планировке территории. Их недостаточная проработанность или их отсутствие вносит в область градостроительного планирования и землеустройства нерациональность и даже определенную хаотичность, особенно при межевании земельных участков на периферийных территориях. Проекты планировки и межевания позволяют выявить существующие и планируемые территории общего пользования обеспечить рациональное межевание на застроенных территориях и определить более точные границы и параметры земельных участков для нового строительства. По сути, наличие этих материалов является необходимым условием при подготовке и реализации инвестиционных проектов и оказывает непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность территорий города.

Документация по планировке территории вместе с данными инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий дает возможность повысить качество и результативность землеустроительной деятельности, что в свою очередь непосредственно влияет на экономику города и его бюджетную политику.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Роль земельных платежей (налоговых и неналоговых) при формировании доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» достаточно велика. Земельный налог в общем объеме налоговых поступлений составляет 10%. Арендная плата в общем объеме неналоговых поступлений составляет 50%. Налог на землю является основным элементом в системе налогообложения земли. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет. Данное обстоятельство делает указанный налог в настоящее время основой налоговой составляющей доходных статей местных бюджетов.

Также бюджет муниципального образования «Город Томск» недополучает налоговые доходы от использования земельных участков под многоквартирными жилыми домами. В соответствии с п.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса», муниципальные образования вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по выполнению в отношении таких земельных участков работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения. Такая работа ведется департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с 2008 года. За истекший период сформировано более 700 земельных участков под многоквартирными жилыми домами. В настоящее время на территории города ни один земельный участок занятый многоквартирным домом не облагается земельным налогом. Вместе с тем, предполагается внедрение механизма единого налогообложения на весь имущественно земельный комплекс, принадлежащий собственнику квартиры в многоквартирном доме. Всего на территории городского округа насчитывается 5 656 многоквартирных жилых домов. Проведение кадастровых работ в отношении земельных участков занятых многоквартирными домами позволит увеличить доходы бюджета муниципального образования «Город Томск» ориентировочно на 68 000,00 тыс. руб.

К неналоговым доходам местного бюджета относится арендная плата за землю. При передаче в аренду муниципального имущества, в том числе земельных участков, подлежат зачислению в местный бюджет доходы от арендной платы по нормативу 100%. Доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поступают в бюджет городского округа по нормативу 80%.

Кроме того, зачислению в местный бюджет подлежат доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена по нормативу 80%. Доходы от продажи земельных участков находящихся в муниципальной собственности подлежат зачислению в бюджет муниципального образования «Город Томск» по нормативу 100%.

С 01.01.2008 года на территории городского округа прекращена процедура предварительного согласования земельных участков для строительства. Все предоставление для указанных целей осуществляется с торгов. За истекший период наблюдается положительная динамика в количестве земельных участков, предоставленных с торгов (2008 - 32 з.у., 2009 - 50 з.у., 2010 - 62 з.у., 2011-126 з.у).

Поступления в бюджет муниципального образования «Город Томск» от продажи земельных участков увеличиваются кратно: в 2009 году по отношению к 2008 - в 1,89 раза, в 2010 по отношению к 2009 - в 2,27 раза. В 2010 году доходы бюджета муниципального образования «Город Томск» составили 192 222,90 тыс. руб., а в 2011 году 319 755, 86 тыс. руб.

Следует отметить, что положительная динамика показателей (количества земельных участков и площади) проданных земельных участков наблюдается во всех видах строительства: многоэтажного жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства, а также объектов с нежилой функцией.

Однако необходимо учесть, что из года в год выявляются непроданные земельные участки. В 2011 году подготовлено и не продано земельных участков на общую сумму 32 179,00 тыс. руб.

Данный показатель говорит о необходимости более тщательной предпродажной подготовке земельных участков (выполнение предпроектных градостроительных обоснований по вариантам использования земельного участка, его параметров). При наличии проектов планировки и межевания на территорию, в границах которой предполагается формирование земельного участка к торгам предпродажную подготовку в значительной степени упрощает и делает более точную его рыночную оценку, что еще раз подчеркивает важность для экономики города документации по планировке территории.

Таким образом, решение комплекса задач по обеспечению градостроительной и землеустроительной деятельности дает возможность в значительной степени повлиять на экономику города, повысить доходную часть бюджета, как опосредованно - за счет создания градостроительных условий для реализации инвестиционных проектов, так и напрямую - за счет увеличения налогооблагаемой земельной базы и доходов от продаж земельных участков.