• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 года № 758


О проекте закона Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области»



Рассмотрев проект закона Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области», представленный в порядке реализации права законодательной инициативы Губернатором Томской области,

Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Принять проект закона Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области» в первом чтении согласно приложению.

2. Установить, что поправки к законопроекту направляются в письменном виде в комитет по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области в течение 15 дней со дня принятия настоящего постановления.

3. Комитету по труду и социальной политике (Чернышев) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и представить его на очередное собрание Государственной Думы Томской области.


Председатель
Государственной Думы
Томской области
Б.А.Мальцев

Приложение к постановлению
Государственной Думы
Томской области
от 29.11.2007 № 758

ПРОЕКТ

Закон Томской области
Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области

     
     
     Статья 1. Предмет правового регулирования


Настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Томской области.

Статья 2. Законодательное обеспечение осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству


Вопросы организации и осуществления на территории Томской области деятельности по опеке и попечительству регулируются законодательством Российской Федерации и Томской области.

     Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

уполномоченная служба по опеке и попечительству - служба (организация), которой поручено осуществление отдельных функций по опеке и попечительству в пределах видов её деятельности, определённых учредительными документами, в соответствии с настоящим Законом. К числу уполномоченных служб могут относиться подведомственные учреждения органа опеки и попечительства, учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения и иные организации, осуществляющие работу на территории Томской области по выявлению, учёту и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите;

социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей;

профилактика социального сиротства - система мероприятий социально-психологического, экономического, медицинского, педагогического, правового характера, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих возникновению социального сиротства, и включающая в себя: социальный патронат семьи, сопровождение замещающей семьи, подготовку и учёт граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и другие формы;

подготовка граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, - форма профилактики социального сиротства, выражающаяся в получении гражданами, желающими принять детей на воспитание в свои семьи, знаний, умений, навыков посредством участия в программах психолого-педагогической подготовки;

сопровождение замещающей семьи - форма профилактики социального сиротства, выражающаяся в комплексе мер психолого-педагогического, экономического, медицинского, социального и правового сопровождения замещающих семей (семей опекунов (попечителей), приёмных, патронатных семей, семейных воспитательных групп и иных форм устройства ребёнка на воспитание в семью);

дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети, права и законные интересы которых нарушаются родителями (лицами, их заменяющими, иными законными представителями), безнадзорные и беспризорные дети, дети из семей группы риска по социальному сиротству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

социальная адаптация ребёнка - процесс активного приспособления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребёнка - мероприятия по восстановлению утраченных ребёнком социальных связей и функций, восстановлению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

план по защите прав ребёнка - акт органа опеки и попечительства, разрабатываемый куратором ребёнка, нуждающегося в государственной защите, с момента установления обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости ребёнка в государственной защите, и включающий задачи деятельности по защите прав ребёнка, перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребёнка с указанием их стоимости, сроки их выполнения и сведения о кураторе ребёнка, нуждающегося в государственной защите;

индивидуальный план комплексной реабилитации и развития ребёнка (индивидуальная программа социальной реабилитации ребёнка) - акт учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающий в себя перечень мероприятий по комплексной реабилитации, адаптации и развитию ребёнка, нуждающегося в государственной защите, сроки их выполнения и лиц, ответственных за их выполнение;

куратор ребёнка, нуждающегося в государственной защите, - специалист уполномоченной службы по опеке и попечительству, осуществляющий разработку плана по защите прав ребёнка, координацию деятельности по его выполнению.

     Статья 4. Орган опеки и попечительства Томской области


1. Органом опеки и попечительства Томской области является исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный Губернатором Томской области в соответствии с Уставом (Основным Законом) Томской области, на осуществление деятельности по организации опеки и попечительства (далее - орган опеки и попечительства).


2. Орган опеки и попечительства имеет структурные подразделения (территориальные органы), расположенные на территории муниципальных районов и городских округов.


3. В соответствии с действующим законодательством отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству могут быть переданы органам местного самоуправления.

     Статья 5. Задачи органа опеки и попечительства


1. Выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, ведение их учёта.


2. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, защита их прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей.


3. Профилактика социального сиротства.


4. Обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


5. Защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности.

Статья 6. Взаимодействие органа опеки и попечительства с иными органами государственной власти Российской Федерации, Томской области, органами местного самоуправления и организациями


1. Орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Томской области, органами местного самоуправления, а также с комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями, учреждениями социального обслуживания, образовательными учреждениями и иными организациями.


2. Орган опеки и попечительства в целях обеспечения эффективной работы по решению вопросов, относящихся к его компетенции, вправе возложить выполнение отдельных функций на уполномоченные службы по опеке и попечительству.


3. Орган опеки и попечительства вправе принимать решения о помещении граждан, нуждающихся в опеке (попечительстве), в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, в расположенные на территории Томской области соответствующие лечебные, воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения.


4. Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за условиями пребывания граждан в учреждениях, указанных в части 3 настоящей статьи.


5. Орган опеки и попечительства вправе обращаться в учреждения социальной защиты населения, здравоохранения и иные аналогичные учреждения в целях предоставления гражданам, находящимся под опекой (попечительством) или нуждающимся в опеке (попечительстве), в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, социальных, медицинских и иных услуг, на получение которых указанные граждане имеют право в соответствии с законами Российской Федерации и законами Томской области.

     Статья 7. Полномочия органа опеки и попечительства


1. Орган опеки и попечительства Томской области:

организует работу территориальных органов, осуществляет методическое руководство их деятельности, подготовку и повышение квалификации кадров;

принимает решение в форме приказа о создании уполномоченных служб по опеке и попечительству и контролирует их деятельность;

осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

осуществляет контроль за исполнением территориальными органами возложенных на них полномочий;

выполняет функции регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством о государственном банке данных о детях;

принимает правовые акты в пределах своих полномочий, осуществляет контроль за их исполнением;

назначает и увольняет руководителей территориальных органов опеки и попечительства;

взаимодействует с органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Томской области, исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, а также с образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения и иными учреждениями;

принимает и проверяет информацию о гражданах, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

устанавливает опеку или попечительство, назначает попечителя (помощника) совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

обеспечивает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществляет контроль за деятельностью опекунов и попечителей, учреждений и иных организаций, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, а также попечителей (помощников) совершеннолетних дееспособных граждан;

предоставляет сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

ведёт учёт граждан Российской Федерации, желающих принять ребёнка на воспитание в свою семью;

готовит материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;

осуществляет подбор лиц, желающих принять ребёнка (детей) под опеку (попечительство) и способных к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, принимает решение о назначении опекуна, попечителя, освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством;

осуществляет функции опекуна и попечителя в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

осуществляет подбор лиц, желающих взять ребенка (детей) в приёмную семью и способных к выполнению обязанностей приёмных родителей, дает заключение о возможности быть приёмными родителями, заключает договор о передаче ребёнка (детей) в приёмную семью, принимает решение о досрочном расторжении указанного договора в случаях, предусмотренных законодательством;

организует разработку и реализацию программы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

участвует в профилактике социального сиротства, организует разработку, утверждает и контролирует исполнение плана по защите прав ребенка;

осуществляет немедленное отобрание ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребёнка; обеспечивает временное устройство детей при их отобрании;

осуществляет защиту прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, оказывает содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

даёт предварительное разрешение родителям (иным законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;

осуществляет контроль за действиями опекунов и попечителей, управляющих имуществом подопечных; даёт разрешение опекунам совершать, а попечителям - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его внаём (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;

заключает с управляющим договоры о доверительном управлении имуществом подопечных, а также безвестно отсутствующих граждан;

назначает денежные средства, выплачиваемые: опекуну (попечителю) и приёмной семье на содержание ребёнка (детей), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим обучение в общеобразовательных учреждениях, в порядке и размере, установленных законодательством Томской области;

принимает решение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным, принимает решение или готовит заключение в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

даёт разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет;

проводит обследование условий жизни ребёнка, а также лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляет заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием и проживанием детей, разрешает спорные вопросы между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании детей;

даёт согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством;

даёт согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или месту пребывания;

даёт заключение на изменение фамилии и имени несовершеннолетним;

обращается в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин признан недееспособным или ограниченно дееспособным; с исками о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другими исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов граждан; даёт заключения и участвует в судебных заседаниях в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

участвует в исполнении судебных решений о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;

запрашивает и получает от исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесённым к компетенции органа опеки и попечительства;

даёт разъяснения по вопросам, отнесённым к компетенции органа опеки и попечительства, рассматривает обращения, заявления и жалобы граждан по указанным вопросам и принимает по ним необходимые меры;

осуществляет иные полномочия в соответствии законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области.


2. Полномочия органа опеки и попечительства, указанные в пунктах 9 - 36 части 1 настоящей статьи, могут быть переданы органам местного самоуправления.

Статья 8. Кадровое обеспечение территориальных органов опеки и попечительства


1. Численность работников территориальных органов опеки и попечительства определяется исходя из следующих нормативов:

1) для организации работы по защите имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних граждан - из расчёта 1 специалист на 5 тысяч детского населения, но не менее 2 специалистов на территориальный орган;

2) для организации работы по осуществлению денежных выплат опекуну (попечителю) и приёмной семье на содержание ребёнка (детей); лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжающим обучение в общеобразовательных учреждениях - из расчета 1 специалист на 150 получателей денежных средств;

3) для организации работы по защите личных и имущественных прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан - из расчёта 1 специалист на 200 тысяч взрослого населения. В муниципальных образованиях, на территории которых расположены психиатрические и психоневрологические учреждения, дополнительно вводится 1 штатная единица.


2. Штатная численность работников территориальных органов опеки и попечительства определяется с учётом нормативов, установленных в части 1 настоящей статьи, в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

     
     Статья 9. Уполномоченные службы по опеке и попечительству


1. Орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством может возложить выполнение отдельных функций на уполномоченные службы по опеке и попечительству в отношении:

1) несовершеннолетних;

2) дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности, и совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.


2. В отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, уполномоченные службы по опеке и попечительству осуществляют следующие функции:

1) информируют орган опеки и попечительства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, нуждающихся в государственной защите;

2) участвуют в проведении территориальными органами опеки и попечительства обследования условий жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в государственной защите, а также граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

3) оказывают или организуют оказание психолого-педагогической, социально-правовой и иной профессиональной помощи семьям с детьми по направлениям органа опеки и попечительства;

4) обеспечивают психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в государственной защите, по направлениям территориального органа опеки и попечительства, а также участвуют в осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей, переданных на воспитание в семьи граждан;

5) разрабатывают и реализуют программы психолого-педагогической подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

6) осуществляют подготовку документов, необходимых для решения вопроса об устройстве на воспитание в семью детей, находящихся на попечении учреждения органа опеки и попечительства;

7) готовят материалы для заключений территориального органа опеки и попечительства по судебным делам, связанным с воспитанием детей, защитой их личных и имущественных прав;

8) принимают на попечение детей, находящихся на воспитании в семьях граждан, в случае отмены решения об устройстве ребёнка на воспитание в семью, а также в случае немедленного отобрания ребёнка у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью;

9) проводят разъяснительную работу с населением по вопросам выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, организуют работу по привлечению граждан и организаций к оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в государственной защите;

10) по поручению органа опеки и попечительства разрабатывают проекты планов по защите прав ребёнка, а также обеспечивают их выполнение;

11) участвуют в социальной реабилитации и социальной адаптации детей путём подготовки и обеспечения реализации индивидуальных планов комплексной реабилитации и развития детей;

12) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством.


3. В отношении лиц, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи, уполномоченные службы по опеке и попечительству осуществляют следующие функции:

1) выявляют и ведут учёт лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;

2) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;

3) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;

4) осуществляют функции опекуна или попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченными в дееспособности, поступившими к ним на постоянное проживание;

5) оказывают необходимую помощь дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности;

6) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством.


4. Уполномоченные службы по опеке и попечительству осуществляют свою деятельность в отношении граждан, проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований.

     
Статья 10. Финансовое обеспечение деятельности органа опеки и попечительства
     
     

Финансовое обеспечение деятельности органа опеки и попечительства осуществляется за счёт средств областного бюджета в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Томской области.

     
Статья 11. Контроль и надзор за деятельностью органов опеки и попечительства
     
    

Контроль и надзор за деятельностью органа опеки и попечительства и соблюдением им законодательства Российской Федерации и законодательства Томской области осуществляют органы государственной власти в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области.

     
     Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением части 1 статьи 13 настоящего Закона, вступающей в силу со дня его официального опубликования.

     Статья 13. Переходные положения


1. В целях реализации полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству Губернатору Томской области, Администрации Томской области:

1) привести свои акты в соответствие с настоящим Законом;

2) обеспечить в срок до 1 января 2008 года создание условий для организации работы исполнительного органа государственной власти Томской области, уполномоченного в сфере опеки и попечительства, в соответствии с требованиями настоящего Закона;

3) предусмотреть в проекте закона Томской области об областном бюджете средства для финансирования организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Томской области в соответствии с требованиями настоящего Закона.

2. Внести следующие изменения в Закон Томской области от 19.08.99 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 1999, № 16 (38), решение от 05.08.1999 № 329; 2000, № 22 (44), решение от 24.02.2000 № 461; 2003, № 17 (78), постановление от 27.03.2003 № 557; № 19 (80) - III, постановление от 29.05.2003 № 644; 2004, № 36 (97), постановление от 02.12.2004 № 1578; 2005, № 42 (103), постановление от 26.05.2005 № 2103; 2007, № 61 (122) - I, постановление от 25.01.2007 № 3903); постановление от 30.08.2007 № 488):

1) в преамбуле Закона слова «регулирует вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних на территории Томской области» заменить словами «регулирует вопросы организации и осуществления деятельности органов опеки и попечительства на территории Томской области»;

2) признать утратившим силу раздел 2 «Организация деятельности по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних на территории Томской области» указанного Закона.

Губернатор Томской области
В.М.Кресс

О проекте закона Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области»

Название документа: О проекте закона Томской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Томской области»

Номер документа: 758

Вид документа: Постановление Государственной Думы Томской области

Принявший орган: Государственная Дума Томской области

Статус: Действующий

Опубликован: Официальные ведомости Государственной Думы Томской области от 27.12.2007, № 10 (132) - II
Дата принятия: 29 ноября 2007

Дата начала действия: 29 ноября 2007