ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 года № 755


О проекте закона Томской области «Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы»



Рассмотрев проект закона Томской области «Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы», внесенный в порядке реализации права законодательной инициативы Губернатором Томской области,

Государственная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1.  Принять проект закона Томской области «Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы» в первом чтении согласно приложению.

2.  Установить, что поправки к законопроекту направляются в письменном виде в комитет по экономической политике Государственной Думы Томской области в течение 10 дней со дня принятия настоящего постановления.

3.  Комитету по экономической политике (Куприянец) совместно с Администрацией Томской области доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и представить его в Государственную Думу Томской области для рассмотрения во втором чтении.


  Председатель
Государственной Думы
Томской области
      Б.А.Мальцев


Приложение к постановлению
Государственной Думы
Томской области
от  29.11.2007 № 755


ПРОЕКТ





ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Об утверждении областной целевой программы
«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Томской области на период 2008-2010 годы»

Статья 1

Утвердить областную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008 - 2010 годы» согласно приложению.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор Томской области
     В.М.Кресс


Приложение к Закону Томской области
«Об утверждении  областной целевой программы
«Развитие малого и среднего
предпринимательства в Томской области
на период 2008-2010 годы»


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008-2010 ГОДЫ»


ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008-2010 ГОДЫ»

Наименование областной целевой программы (ОЦП)

«Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки ОЦП (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Закон Томской области от 19 апреля 2006 года № 79-ОЗ «Об утверждении «Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы»

Закон Томской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Томской области» (принят решением Государственной Думы Томской области от 24 июля 1997 года № 511)

Инициатор предложения по разработке ОЦП

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области

Заказчик ОЦП

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области

Исполнитель (и) ОЦП

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области,
Соисполнители:

Департамент потребительского рынка Администрации Томской области;

Департамент инвестиционной политики и экономико-правовой экспертизы Администрации Томской области;

Департамент экономики Администрации Томской;

Департамент государственного заказа и ценовой политики Администрации Томской области;

Департамент по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области;

Департамент финансов Томской области;

Комитет по науке и инновационной политике Администрации Томской области;

Томская торгово-промышленная палата (по согласованию);

Общественные объединения предпринимателей (по согласованию);

Организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (по согласованию).

Разработчик ОЦП

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

Цели ОЦП

Высокий уровень развития предпринимательства Томской области

Задачи ОЦП

Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса.

Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности).

Изменение структуры субъектов малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов «доращивания» малых предприятий до средних.

Показатели цели ОЦП

Увеличение доли занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в малом и среднем  предпринимательстве (в том числе индивидуальные предприниматели) от общей численности занятых (среднесписочной численности работников, без внешних совместителей) в экономике до 50 процентов в 2010 году.

Увеличение доли продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта до 20 процентов в 2010 году.

Показатели задач ОЦП

 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся потребителями услуг аккредитованных организаций поддержки предпринимательства Томской области.

 Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, удовлетворенных доступностью и качеством услуг, предоставляемых организациями поддержки предпринимательства Томской области.

 Факторный индекс оценки отношения органов исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления к предпринимательству по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения.

 Доля респондентов, положительно ответивших на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что создание собственного бизнеса является деятельностью, заслуживающей глубокого уважения?».

Доля населения, готового начать свой собственный бизнес.

 Прирост числа инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства не менее, чем на 15 процентов в 2010 году к уровню 2007 года.

 Прирост числа средних предприятий.

Сроки  реализации ОЦП

2008-2010 годы

Объемы и источники финансирования (прогноз)

млн. рублей**

Источники:

2008

2009

2010

Итого:

средства федерального бюджета

72

50,5

63,5

186

средства областного бюджета

90

70

80

240

средства муниципальных бюджетов

12

17

22

51

Итого

174

137,5

165,5

477

Основные направления финансирования и краткое изложение мероприятий ОЦП

   Формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства  (в том числе Создание гарантийного Фонда)

   Поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства

   Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки предпринимательства

   Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки  предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

   Финансовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства  

   Содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка сотрудничества с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития малого и среднего предпринимательства

   Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности

Основные направления расходования средств ОЦП

НИОКР

-

инвестиции

-

Прочие**

477 млн. рублей

Ожидаемые показатели  эффективности ОЦП

Реализация мероприятий Программы позволит:

   увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт до 20 процентов.

   увеличить долю инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства в производстве товаров и услуг через создание условий для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства в целях перехода экономики на инновационный путь развития.

   увеличить долю занятых на субъектах малого и среднего предпринимательства до 50 процентов к 2010 году, а также решить проблемы занятости населения в муниципальных образованиях Томской области, в том числе и проблему занятости высококвалифицированных кадров.

   привлечь средства бюджетов других уровней в сферу предпринимательства, а также привлечь внебюджетные инвестиции в приоритетные сферы экономики региона.

Организация управления ОЦП и контроль за её реализацией

Контроль за исполнением Программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Губернатор Томской области.

Текущее управление Программой осуществляет Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области ежегодно представляет отчет о ходе выполнения мероприятий Программы в Государственную Думу Томской области.

 




ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008-2010 ГОДЫ»


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Основанием для разработки настоящей Программы является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2008 года.

Программа направлена:

на регулирование отношений между субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, органами  местного самоуправления различных уровней в сфере развития малого и среднего предпринимательства Томской области;

на повышение эффективности и системности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программа призвана объединить усилия исполнительной власти Томской области и органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами малого и среднего предпринимательства. В Программе определены перечень механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

За предшествующие годы реализации областной политики развития предпринимательства в области создана базовая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Действуют производственные и инновационные бизнес-инкубаторы (всего шесть, три из них - в муниципальных образованиях), сформирован региональный венчурный фонд, работают муниципальные центры поддержки предпринимательства (15 - в муниципальных образованиях и один областной) и микрофинансовые организации (более 30). В результате действия программы «Развитие малого предпринимательства Томской области на 2005-2007 годы» запущены механизмы поддержки «стартующего» малого бизнеса, развития молодежного предпринимательства, поддержки малых  экспортоориентированных предприятий.

По итогам 2006 года в области действовало 9 948 малых предприятий, что на 30 процентов больше чем в 2005 году, а в первом квартале 2007 года число малых предприятий достигло 12 960 единиц.

Высокий темп роста позволил Томской области в 2006 году занять первое место среди регионов Российской Федерации по приросту числа малых предприятий на 100 тысяч населения с результатом более 221,9 предприятий, значительно превысив среднее значение по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) (прирост - 37,4 предприятия) и по России (37,3 предприятия)(1).

_________________________

(1) По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, мониторинга состояния малого предпринимательства «Бизнес-карта Томской области».


Наибольшими темпами среди основных показателей малого бизнеса растет оборот малых предприятий, достигнув по итогам 2006 года 91 млрд. рублей (161 процент к уровню 2005 года в действующих ценах). По темпам роста оборота в 2006 году Томская область опережает среднее значение по СФО - 138,3 процента и по России - 115 процентов в действующих ценах к уровню 2005 года.

Кроме того, по итогам 2006 года Томская область занимает в  Российской Федерации первое место по объему инвестиций в основной капитал малых предприятий в расчете на душу населения, четвертое место - по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек населения, восьмое место - по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых, десятое - по объему оборота малых предприятий на душу населения.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Томской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. В структуре малых предприятий Российской Федерации (малых предприятий в Томской области):

торговые малые предприятия занимают 45 процентов (40,6 процента);

промышленные малые предприятия - 12 процентов (14,8 процента);

строительные организации - 11,3 процента  (11,4 процента);

малые предприятия транспорта - 4,9 процента (4,4 процента).

Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями малого бизнеса: на них приходится около 70 процентов числа малых предприятий и около 40 процентов численности занятых на малых предприятиях. Промышленность и строительство - на втором месте (14,8 процента малых предприятий и 30,5 процента занятых; 11,4 процента малых предприятий и 23 процента занятых соответственно). На другие отрасли приходится около 15 процентов малых предприятий.

Согласно данным мониторинга развития предпринимательства в 2006 году, проведенного Томской торгово-промышленной палатой и исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения «Условия функционирования малого предпринимательства в Томской области» существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в том числе, сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства:

недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним. При оценке своего текущего финансового состояния 66 процентов предпринимателей отметили, что нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах либо для поддержания своего бизнеса, либо для его развития. Только 28 процентов опрошенных оценили финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое и отметили, что имеют ресурсы для поддержания и развития своего бизнеса;

ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной. 69 процентов респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные, офисные или торговые помещения в собственность либо в аренду;

низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях. В целом по Томской области 8 процентов предпринимателей привлекают на работу мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Около половины (52 процента) респондентов считают, что существует много проблем с оформлением работников, и 16 процентов полагают, что привлекаемые работники имеют низкую квалификацию;

недостаточная информационная поддержка. По мнению участников экспертного опроса, общая оценка степени включенности субъектов малого бизнеса Томского региона в информационное поле крайне низкая. Отмечается низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей;

недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств;

недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.

Учитывая изложенное требуется совершенствование системы поддержки предпринимательства Томской области.

В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:

расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории области;

создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;

привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд и фонд прямых инвестиций.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ


В соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и «Программой социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы», в которых развитие предпринимательства играет ключевую роль, в результате реализации мероприятий Программы планируется достижение следующей цели - высокий уровень развития предпринимательства.

Приоритетными задачами Программы, обеспечивающими достижение этой цели являются:

формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

создание благоприятных условий и устранение барьеров для развития бизнеса;

формирование позитивного образа предпринимательской деятельности (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности);

изменение структуры малого и среднего предпринимательства и формирование механизмов «доращивания» малых предприятий до средних.

Цели, задачи Программы и показатели их достижения представлены в Приложении 1.

4. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Первая цель Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы - высокий уровень развития предпринимательства. Реализация настоящий Программы будет способствовать достижению этой цели, в том числе, позволит увеличить вклад малого и среднего бизнеса в валовой региональный продукт и создать условия для изменений в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий Программы повлечет следующие социально-экономические результаты:

увеличение вклада малого и среднего бизнеса (малые и средние предприятия) в валовой региональный продукт до 20 процентов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»