ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2012 года № 136


О проекте федерального закона № 2372-6
«О карантине растений»



Рассмотрев проект федерального закона № 2372-6 «О карантине растений», внесенный в порядке реализации права законодательной инициативы Правительством Российской Федерации (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 06.02.2012 № 9(40)),

Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Поддержать в целом проект федерального закона №2372-6 «О карантине растений» с учетом замечаний и предложений согласно приложению.

2. Направить настоящее постановление в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам.

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
О.В.Козловская



Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 28.02.2012 № 136


замечания и предложения
Законодательной Думы Томской области к проекту федерального закона
№ 2372-6 «О карантине растений»


Законопроект предусматривает ряд положений, применение которых может привести к дестабилизации карантинной фитосанитарной обстановки в России и к ограничению экспорта российской растительной продукции.

1) Предлагаемая статьями 7, 16 Законопроекта отмена практики сопровождения подкарантинной продукции, перемещаемой по территории Российской Федерации, карантинными сертификатами и замена карантинного сертификата на разрешение при вывозе подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны и выдача письменных разрешений на вывоз подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны и их изъятие на границах карантинной фитосанитарной зоны, практически неосуществимы, поскольку отсутствует механизм реализации указанных положений. Внедрение такой практики потребует значительного увеличения постов карантинного фитосанитарного контроля, расширения штата специалистов и выделения значительных средств из федерального бюджета.

Карантинные сертификаты на ввезенную на территорию России подкарантинную продукцию дают полную информацию о ввозимой продукции и, в случае обнаружения в ней карантинных вредных организмов, позволяют отследить пути их проникновения на территорию и предотвратить их распространение. данный документ является гарантией защиты от фитосанитарных рисков, возникающих в связи с проникновением, акклиматизацией и распространением карантинных вредных организмов, в том числе, в случае переноса с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, оборудованием, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, включая цели и способы использования, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением карантинных вредных организмов ущерба.

Карантинный сертификат является документом, подтверждающим проведение фитосанитарных мероприятий, необходимых для обеспечения фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации от карантинных объектов, по которым объявлены фитосанитарная зона. В карантинных сертификатах устанавливается обязанность получателя подкарантинной продукции об уведомлении соответствующих органов о прибытии продукции, вывезенной из карантинной зоны.

Отмена карантинных сертификатов приведет к невозможности установления причин возникновения очагов карантинных вредных организмов, невозможности проведения мероприятий по выявлению и ликвидации указанных последствий.

2) Статьи 18, 19 Законопроекта предусматривают передачу единому национальному органу по аккредитации полномочий на аккредитацию юридических и физических лиц на право проведения работ по установлению фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и подкарантинных объектов, а также по их обеззараживанию.

Опыт крупнейших экспортеров, а именно США, Канады, Австралии, говорит о том, что только жесткая система контроля за проведением фитосанитарных процедур, включая обеззараживание, проведение лабораторных экспертиз, является гарантией выполнения требований стран-импортеров.

В настоящее время указанные работы, проводимые подведомственными организациями Россельхознадзора, осуществляются, согласно Перечню услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 352, в соответствии с методиками определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг.

Передача неограниченному кругу лиц возможности проведения таких работ может привести к потере эффективности мер по обеззараживанию.

3) Статьей 29 Законопроекта предусматривается внедрение автоматизированной системы управления фитосанитарными рисками, что потребует значительных расходов средств федерального бюджета и длительных сроков исполнения. Существующая система оценки фитосанитарного риска предусматривает проведение анализа фитосанитарного риска по карантинным объектам (карантинным вредным организмам) и базируется на Международном стандарте по фитосанитарным мерам (МСФМ № 2 «Структура анализа фитосанитарного риска»). Иная система оценки фитосанитарного риска в международной практике не предусмотрена.

При либерализации рынка в области карантина растений (проведение работ по обеззараживанию, фитосанитарная экспертиза) возникнет бесконтрольный экспорт сельскохозяйственной продукции, а ответственность перед странами-экспортерами будет нести Российская Федерация.

Реализация законопроекта в существующей редакции представляет угрозу фитосанитарной безопасности Российской Федерации и, соответственно, продовольственной и экологической безопасности страны.

Вместе с тем, последствия проникновения отсутствующих на территории Российской Федерации карантинных организмов, или дальнейшего распространения имеющихся, как правило, необратимы.

Потенциальный ежегодный ущерб от проникновения и распространения отсутствующих на территории Российской Федерации индийской головни пшеницы, капрового жука, андийских вирусов картофеля, бурого увядания и стеблевой гнили кукурузы (северный континент), кукурузного жука диабротики оценивается в 135 млрд.рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»