• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2012 года № 121


О законодательной инициативе по проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации»



Рассмотрев проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации», внесенный депутатом Законодательной Думы Томской области Л.Л.Тереховым, учитывая, что главой 9 Конституции Российской Федерации «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не предусмотрена возможность внесения поправок в преамбулу Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года именно многонациональным народом,

Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Считать нецелесообразным внесение в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации».



Председатель
Законодательной Думы
Томской области
О.В.Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 28.02.2012 № 121


Вносится
Законодательной Думой
Томской области

ПРОЕКТ

Закон Российской Федерации
о поправке к
Конституции Российской Федерации

О внесений изменения в преамбулу
Конституции Российской Федерации



Статья 1

В абзаце первом преамбулы Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), слова «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,» заменить словами «Мы, русский народ и иные народы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации,».

Статья 2

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.



Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации»



Данным законопроектом предлагается внести изменение в преамбулу Конституции Российской Федерации.

Преамбула (введение) - это самостоятельная часть законопроекта, которая предваряет основной текст закона и не содержит нормативные предписания, но является обязательной, определяя цели и задачи этого закона.

Преамбула имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно в вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции и предопределившие ее содержание. Как часть Конституции Российской Федерации преамбула имеет и юридическое значение, которое состоит в том, что все положения Конституции должны соответствовать целям и принципам, указанным в преамбуле.

Преамбула Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который утверждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции.

Вместе с тем, с этнографической точки зрения, непременным условием формирования народа является самоидентификация представителей этноса по национальному признаку, а использование понятия «народ» в значении населения, проживающего на какой-то территории, в преамбуле Конституции подрывает значение и важность этого нормативного акта как правового фундамента государства, размывает и обезличивает цели и задачи, заявленные в Конституции Российской Федерации.

Конституции многих зарубежных многонациональных стран прямо в преамбуле упоминают государствообразующий народ, не ущемляя при этом права и интересы всех народов и народностей, проживающих на территории этих государств. Так, например, Конституция Японии начинается словами: «Мы, японский народ», Конституция Бразилии: «Мы, представители бразильского народа, ...», Конституция Франции: «Правительство Республики... предложило, французский народ одобрил...», Конституция Испании: «знайте, что Кортесы приняли, а испанский народ утвердил следующую Конституцию...», Конституция Польши: «..., мы, Польский Народ...», Конституция Латвии: «Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, ...», Конституция Литвы: «Литовский народ - создавший много веков тому назад Литовское государство,...» и т.д..

В 3 главе Конституции России перечислены все субъекты Российской Федерации. При этом, все республики, автономная область и автономные округа имеют в своем наименовании название народа, компактно проживающего на данной территории. Таким образом, все наиболее крупные этносы, проживающие в Российской Федерации, упомянуты в тексте Конституции, как титульные, в наименовании соответствующих субъектов. Наименование остальных субъектов Российской Федерации (краев и областей) формируются по географическому принципу.

Русский народ, составляющий 81 процент (116 миллионов человек) от всего населения Российской Федерации, вообще не упоминается в Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, роль русского народа в становлении и развитии Руси, Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации невозможно переоценить. Именно благодаря способности русского народа строить свою государственность совместно с другими народами сложилась Российская Федерация.

В связи с изложенным, представляется целесообразным внести изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации, заменив слова «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,» на слова «мы русский народ и иные народы составляющие многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,».

Это сохранит историческую достоверность и обеспечит ясность в реализации целей и задач, заявленных в Конституции Российской Федерации, а именно, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России

Статьями 135 и 137 Конституции Российской Федерации установлен особый порядок для внесения изменений в главы 1, 2, 9 и статью 65. В остальные главы изменения вносятся в общем порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

Преамбула является самостоятельной частью законопроекта и в отношении неё не установлен особый порядок внесения изменений, следовательно, изменения в преамбулу могут быть внесены в общем порядке.


ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Закона Российской
Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации
«О внесении изменения в преамбулу
Конституции Российской
Федерации
»


Принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации» не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта закона Российской Федерации о поправке к
Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации»

Принятие Закона Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.

О законодательной инициативе по проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации»

Название документа: О законодательной инициативе по проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении изменения в преамбулу Конституции Российской Федерации»

Номер документа: 121

Вид документа: Постановление Законодательной Думы Томской области

Принявший орган: Законодательная Дума Томской области

Статус: Действующий

Опубликован: Официальные ведомости Законодательной Думы Томской области от 29.03.2012, № 3 (179), 5 (181)
Дата принятия: 28 февраля 2012

Дата начала действия: 28 февраля 2012