ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2012 года № 119


О законодательной инициативе Законодательной Думы Томской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»




Рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,


Законодательная Дума Томской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно приложению.

2. Поручить председателю комитета по законодательству, государственному устройству и безопасности В.К.Кравченко представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Направить указанный проект федерального закона депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Томской области и законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать.

4. Признать утратившим силу постановление Государственной Думы Томской области от 30.09.2010 № 3716 «О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 2010, № 42 (164)).

     

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
О.В.Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 28.02.2012 № 119

Вносится Законодательной Думой

    Томской области

ПРОЕКТ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, (ч. 1), ст. 1; 2003, № 27 (ч.1), ст. 2700; № 27 (ч.2), ст. 2717; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; 2005, № 13, ст. 1077; № 30 (ч.2), ст. 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 18, ст. 1907; № 31 (ч.1), ст. 3420;  2007, № 26, ст. 3089; № 31, ст. 4007; 2008, № 52 (ч.1), ст. 6227; 2009, № 23, ст. 2776; 2010, № 1, ст. 1; № 30, ст. 4006; 2011, № 1, ст.10; № 7, ст. 901; № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4298; № 30 (ч.1), ст. 4601; 2012, № 6, ст. 621) следующие изменения:

1) в статье 20.21:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -»;

дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.»;

2) в части 1, пунктах 1, 2 части 2 статьи 23.3 слова «статьей 20.21» заменить словами «частью 1 статьи 20.21»;

3) пункт 1 части 2 статьи 28.3 после слов «частью 4 статьи 20.20,» дополнить словами «частью 2 статьи 20.21,».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»



В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Основой благополучия общества в целом на многие годы вперед является состояние здоровья молодежи. Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет должны готовиться к полноценной жизни в обществе. Именно в этот период происходит формирование личности, определяющее будущее человека, а также общества в целом. Не могут быть оставлены без внимания пугающие масштабы потребления несовершеннолетними алкоголя и наркотиков ввиду их негативного воздействия на здоровье, а также нравственное развитие несовершеннолетнего. Кроме того, находясь в состоянии опьянения, несовершеннолетние составляют группу риска и зачастую совершают различные правонарушения, либо становятся жертвами правонарушений.

Само по себе появление несовершеннолетнего в состоянии опьянения в общественных местах - асоциальное явление в обществе.

Так, Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, то есть лицам, которые не достигли восемнадцати лет (в силу положений статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции. Так, согласно части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вместе с тем, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является появление в состоянии опьянения в общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 16 лет (статья 20.22 КоАП РФ). Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет может быть привлечен к административной ответственности лишь в случае появления в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ).

Как показывает практика, доказать в ходе рассмотрения административных дел данной категории, что вид несовершеннолетнего оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность очень сложно. Что, в свою очередь не способствует исправлению поведения несовершеннолетних.

Следует отметить, что в Томской области по итогам 2010 и 9 месяцев 2011 года комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в области в отношении несовершеннолетних по статье 20.21. КоАП РФ рассмотрено 1260 административных дел, из них повторно - 346, неоднократно к административной ответственности было привлечено 159 несовершеннолетних (что составляет  порядка 12% от общего числа рассмотренных дел в отношении несовершеннолетних).

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, представленным законопроектом предлагается установить административную ответственность для лиц в возрасте от 16 до 18 лет за появление в общественных местах в состоянии опьянения на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах вне зависимости от степени их опьянения.

Проектом предлагается предусмотреть, что совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей (по аналогии со статьей 20.22 КоАП Российской Федерации).

В силу положений статьи 23.2 Кодекса РФ  об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Соответственно, в соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по указанной категории дел уполномочены составлять должностные лица указанных комиссий.

Проектом также предлагается предусмотреть, что протоколы об административных правонарушениях по указанной категории дел вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), как это предусмотрено сейчас применительно к статье 20.22 КоАП РФ (Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»


Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.



ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»