ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 ноября 2011 года № 579


О порядке использования системы электронного учета беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей в медицинских организациях Томской области




1. Во исполнение приказа Департамента здравоохранения Томской области от 18.07.2011 г № 259 «О внесении изменений в систему мониторинга беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей на территории Томской области» утвердить:

1) «Инструкцию для медицинских организаций Томской области по работе с системой учета беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей»  (Приложение 1 к настоящему распоряжению);

2) «Таблицу кодов экстрагенитальных заболеваний у беременных женщин, рожениц и родильниц по МКБ-10» (Приложение 2 к настоящему распоряжению).

2.  Главному врачу ОГБУЗ «Областной перинатальный центр» (Холопов А.В.) руководствоваться в работе настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать начальнику управления здравоохранения администрации Города Томска (Андреев С.М.) и главным врачам МУЗ руководствоваться в работе настоящим распоряжением.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Департамента здравоохранения Томской области по лечебно-профилактической работе Тимошину Е.Л.


И.о. начальника департамента
Т.Ю. Бояршинова

     



Приложение №1
к распоряжению Департамента здравоохранения
Томской области
от 18.11.2011   № 579

     
Инструкция
для медицинских организаций по работе с подсистемой учета
беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей


С 27.07.2011 в систему электронного учета пациентов «ИСКУС» в соответствии с требованиями приказа Департамента здравоохранения Томской области от 18.07.2011  № 259 «О внесении изменений в систему мониторинга беременных женщин, рожениц, родильниц и новорожденных детей на территории Томской области» (далее Приказ) внесены изменения, касающиеся подсистемы учета беременных женщин (далее БЖ).

На панели инструментов главной формы системы введены две дополнительных инструментальных кнопки:

- ввод/редактирование «Карты учета БЖ»;

- ввод данных динамического посещения БЖ. (посещение БЖ).

Эти кнопки становятся активными при вводе данных о беременной женщине в систему после начала диспансерного наблюдения и будут активными до момента снятия беременной с диспансерного учета.

Поэтому первоочередной задачей  любой женской консультации является тщательная проверка списка беременных женщин, введенных в базу данных и фактически наблюдающихся беременных в медицинских организациях.

Основными требованиями к внесению сведений по диспансерному наблюдению БЖ являются:

-  один пациент должен стоять на Д-учете только по одному коду МКБ-10:

Пример.

Пациентка была взята под наблюдение с кодом «Z34.0 - наблюдение за течением нормальной первой беременности», а затем было выявлено заболевание «О14.0 - преэклампсия (нефропатия) средней тяжести». Это означает, что пациентка должна быть снята с учета по коду Z34.0 и вновь взята на учет, но уже по коду О14.0. У пациентки, имеющей несколько видов осложнений беременности, учитывается основное, сопутствующие заболевания и осложнения беременности регистрируются, но в окне «МКБ Х» не отмечаются.

-  правильная регистрация начала динамического наблюдения за беременной:

У ВСЕХ беременных, наблюдающихся в медицинских организациях и занесенных в систему учета пациентов,  должна стоять отметка в окне «Диспансерный учет» > «Стоит».  

- своевременное снятие с диспансерного учета: в конце второго месяца после родов, непосредственно после самопроизвольного выкидыша или искусственного прерывания беременности должны появиться соответствующие отметки в окне «Диспансерный учет» > «Снят».

Это правило является очень важным для составления отчетов по каждому муниципальному образованию и сводного отчета в целом по области.


Дополнения справочников системы ИСКУС


     1) Справочник исходов беременности
.

Необходимо зайти в меню «Справочники» >  «Беременность» и вручную создать в нем четыре записи:

Код      Наименование

------     ---------------------------

10 Срочные роды

11 Преждевременные роды

13 Искусственное прерывание беременности

14 Кесарево сечение

15 Самопроизвольный выкидыш

2) В справочник «Группы здоровья» добавить строку с кодом 6 - «Высокая степень риска по беременности». Тогда при установке фильтра с соответствующим наименованием и при заполнении соответствующего параметра на паспортной части пациентки Вы можете получить список беременных женщин с высокой степенью риска в любой момент времени при нажатии кнопки фильтра. При снятии женщины с Д-учета по беременности или при переводе беременной из группы высокой степени риска в другие группы отметку в окне «Высокая степень риска по беременности», находящейся в  паспортной части, необходимо удалить.     

Для установки фильтра по беременным с высокой степенью риска необходимо:


1) Установить фильтр: нажать на паспортной части закладку «Установки», затем «Установка фильтров»;


2) Нажать в левом верхнем углу экрана «+», далее «Название фильтра» = Высокая степень риска по беременности, далее «Условие» = health_group_kod=6 и нажать «Сохранить»



Для использования фильтра напротив наименования необходимо поставить отметку. В этом случае при нажатии значка фильтра на паспортной части появится список беременных женщин с высокой степенью риска; для возращения к списку всех пациентов отметку в окне этого фильтра  необходимо убрать .

Постановка новых пациентов на учет.

Внесение пациентки в базу данных учета БЖ осуществляется автоматически при вводе данных о первом посещении по поводу беременности, т.е. если код по МКБ-10 попадает в диапазоны «О00 - О99» или «Z34 - Z39» и при этом ставится отметка «Взят» на Д-учет. Система ИСКУС автоматически интерпретирует данное посещение как первое диспансерное посещение беременной женщины:




Также автоматически на форме регистрации посещения появляется дополнительная панель (розовая) с обязательными для заполнения полями:




Срок беременности должен проставляться в неделях, вес в граммах. Оценка осложнений течения беременности осуществляется в баллах на основе приказа Минздрава РФ от 10.02.2003г. № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» и должна соответствовать списку выявленных заболеваний с учетом их тяжести. Группа риска по акушерской патологии устанавливается в соответствии с тем же приказом № 50.

Общая оценка состояния беременной в баллах должна отражать итоговую сумму баллов, вычисленных на этапе первичного заполнения карты учета БЖ и оценки осложнений текущей беременности.

Дополнительную панель с розовыми полями необходимо заполнять только в 20-22, 28-30б 35-36 недель беременности (приложение №5 к Приказу) или при повышении степени акушерского риска при выявлении ранее не диагностированного осложнения беременности (по закладке - посещения беременной). Во всех других случаях заполняются поля по закладке  «Добавить посещения пациента (обычные посещения пациента)».

Примечание. Если информацию в систему ИСКУС вводит не врач, а оператор, то врач должен в приложении к «Талону амбулаторного пациента» (учетная форма 025/у-12) указать, какие реквизиты необходимо заполнить в розовом поле (согласно Приказу).

В программу добавлен модифицированный для визитов БЖ бланк «Талона амбулаторного пациента» (учетная форма 025/у-12), который можно распечатывать в окне заполнения посещений:




«Карта беременной женщины»  ( - ввод/редактирование «Карты учета БЖ») заполняется поэтапно:

- Информация на закладках «Социально-биологические факторы риска», «Акушерско-гинекологический анамнез» и «Экстрагенитальные заболевания» вносится при постановке на диспансерный учет.

- Информация на закладках «Завершение беременности» и «Новорожденный» заполняется в первые сутки после родов (или аборта). Причем, при многоплодной беременности информация о новорожденных заноситься на каждого родившегося.

При заполнении страниц  «Социально-биологические факторы риска», «Акушерско-гинекологический анамнез» и «Экстрагенитальные заболевания» (Приложение № 1 Приказу) система автоматически подсчитывает сумму балов оценки пренатальных факторов риска.


Переход по полям осуществляется автоматически по нажатию клавиш TAB или ENTER. Переход в обратном порядке возможен по клавише Shift-TAB. Отметки в чекбоксах (проставление «галочек») осуществляется либо щелчком левой клавиши мыши, либо нажатием клавиши «пробел» на клавиатуре.

На закладках «Акушерско-гинекологический анамнез» и «Экстрагенитальные заболевания» может быть указано до пяти наиболее важных в отношении к беременности заболеваний. При этом автоматически определяется сумма баллов для последующего определения группы акушерского риска.


Если указано хотя бы одно заболевание, оценка заболеваний в баллах должна быть обязательно.

Все поля с кодами МКБ-10 связаны со справочником МКБ-10, который вызывается либо двойным щелчком левой клавиши мыши на соответствующем поле, либо нажатием функциональной клавиши F3.

Примечание: Кодирование экcтрагенитальной патологии у беременных представлено в  Приложении №2 к настоящему распоряжению.

По завершению беременности заполняется соответствующая страница, где имеются поля:

- дата завершения;

- результат (поле, связанное со справочником результатов);

- количество живорожденных;

- уточнение: наличие ВПР, Дата исследования патологоанатома; Результат исследования



В зависимости от количества новорожденных (с учетом многоплодия) на форме карты появляется соответствующее количество закладок для ввода данных по новорожденному.

Поле «Переведен в другой стационар» связано со стандартным справочником ЛПУ.

В версии программы 8.0.4.0 (от 29.10.2010) была внесена новая закладка «НИИ генетики» для учета раннего выявления врожденных пороков развития. Параметры этой закладки заполняются при соответствующих обследованиях БЖ в декретированные сроки.





Учет лабораторных и других исследований для беременной

Учет лабораторных и других исследований беременной осуществляется при заполнении стандартной формы ввода услуг, полученных пациентом. Однако в отношении беременных женщин справочник услуг должен быть дополнен специальным разделом. Перечисленные в этом разделе услуги должны выполняться в соответствие с имеющимися методическими указаниями по срокам (при первом обращении, в 18 недель, в 30 недель).


Передача данных в ОГБУЗ «Областной перинатальный центр»

Согласно Приказу, в течение суток после внесения новых данных о посещениях БЖ или сведений о новорожденном, каждое учреждение здравоохранения, осуществляющее наблюдение за беременными женщинами и новорожденными передает информацию в ОГБУЗ «Областной перинатальный центр». Для этого, в закладке «Администрирование» необходимо выбрать пункт «Экспорт данных БЖ», затем выбрать период, за который передаются данные.




Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»