АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 февраля 2011 года № 128-ра


Об утверждении региональной программы
«Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы»

(с изменениями на 10 декабря 2012 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра
________________________________________________________________



1. В целях улучшения качества жизни детей и семей с детьми посредством формирования в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям; повышения информированности детей о возможных рисках и опасностях; повышения ответственности родителей за действия, направленные против детей; обеспечения реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств; в соответствии с решением правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда  от 28.12.2010 № 9) (далее - Фонд), утвердить прилагаемую региональную программу «Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы» (далее - Программа).

2. Определить уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области, ответственным за реализацию региональной программы «Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы», Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.

3. Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области (Кравченко):

(Абзац в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра, - см. предыдущую редакцию)

1) обеспечивать выполнение мероприятий и контроль за ходом реализации Программы;

2) осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, выделенных на реализацию Программы;

3) перераспределять сложившуюся экономию в рамках мероприятий Программы;

4) осуществлять подготовку и своевременное представление в Администрацию Томской области для подписания и направления финансовых и аналитических отчетов о реализации Программы в соответствии с установленными формами и сроками  в Фонд.

4. Департаменту по информационной политике Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить информационную поддержку исполнения Программы.

        (Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра, - см. предыдущую редакцию)

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике  Акатаева Ч.М.

(Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 10 декабря 2012 года № 1102-ра, - см. предыдущую редакцию)


Губернатор Томской области
     В.М.Кресс

     

   УТВЕРЖДЕНА

     распоряжением Администрации
     Томской области
      от 25.02.2011 № 128-ра



Региональная программа
«Защитим детей от насилия на 2011 - 2013 годы»


Раздел 1. Содержание проблемы жестокого обращения
с детьми и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом

     
     В Томской области на начало 2010 года проживало 189,3 тысячи детей, в том числе 5647 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большая часть из которых являются социальными сиротами вследствие неблагополучия семей, жестокого и пренебрежительного отношения к детям, ограничения и лишения родителей их прав.


С учетом данных факторов приоритетным направлением региональной социальной политики стало построение эффективной системы профилактики социального сиротства. Отправной точкой в работе по становлению системы профилактики социального сиротства стало распоряжение Губернатора Томской области от 25.11.2005 № 693-р «О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области».

Следующим этапом формирования системы профилактики социального сиротства стала реализация региональной программы «Право ребенка на семью  на 2009 - 2012 годы».

В настоящее время завершается формирование системы профилактики:  во всех муниципальных образованиях Томской области внедрены инновационные социальные технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы  со «случаем». Основой данных технологий является диагностика жестокого обращения с детьми и механизмы восстановления нарушенных прав ребенка.

На противодействие жестокому обращению с детьми, включающему физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение потребностями ребенка, направлены усилия различных органов государственной власти и иных организаций, работающих с семьями и детьми на территории Томской области.


Ситуацию, связанную с жестоким обращением с детьми, характеризуют следующие показатели:


п/п

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год
1-е полугодие

1

2

3

4

5

1.

Численность детей, отобранных у родителей при непосредствен-ной угрозе жизни или здоровью детей (за отчетный период), чел.




69




105




79

1

2

3

4

5

2.

Численность родителей, лишенных родительских прав
в связи с жестоким обращением
с детьми (за отчетный период), чел.





671





620





307

3.

Численность несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств (на конец отчетного периода), чел.





1187





1161





801

4.

Численность детей, родители которых ограничены
в родительских правах, чел.



68



69



66

5.

Численность детей, обслуживаемых специализированными учреждениями по технологии работы со «случаем», чел.





-





945





1632

6.

Численность детей, находящихся в социально опасном положении, прошедших курс стационарной социальной реабилитации, чел.




466




414




113




  Благодаря активному участию ведомств системы профилактики в рамках инновационной региональной модели увеличилась выявляемость детей из кризисных семей, пострадавших от жестокого обращения. В 2009 году силами различных ведомств (здравоохранение, образование, социальная защита населения, органы внутренних дел) выявлено 920 семей, где жестоко обращались с детьми, в первом полугодии 2010 года - 964 такие семьи. адресной индивидуальной работой по месту жительства охвачено 1632 ребенка, подвергшихся различным формам жестокого обращения в семье.

С 2009 года в Томской области повсеместно внедрена технология работы  со «случаем» детского и семейного неблагополучия. С семьями, в отношении которых открыт «случай» по фактам жестокого обращения с детьми, проводится комплексная работа по выводу их из кризиса, принимаются меры по защите прав детей и их реабилитации. Эффективность данной работы обеспечивается комплексом внедренных на территории Томской области профилактических услуг для семей группы риска. В 2008 году профилактические услуги получили  1035 детей и членов их семей, в 2009 году - 2274 ребенка и члена их семей,  в 2010 году услуги получили 9260 детей и членов их семей.         

В результате увеличения количества семей и детей, охваченных профилактическими услугами непосредственно «на территории семьи», уменьшается численность детей, находящихся в социально опасном положении, прошедших реабилитацию в стационарных условиях: в 2008 году их численность составляла 466 человек, в 2009 году - 414, за первое полугодие 2010 года - 113.           

На территории Томской области в настоящее время действуют 12 специализированных учреждений на 348 лицензионных мест для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и 1 социальный приют для детей и подростков в структуре центра социальной помощи семье и детям.

  Деятельность учреждений направлена на профилактику жестокого обращения с детьми и организацию индивидуальной профилактической работы с ребенком и родителями (законными представителями). планомерно осуществляется переориентация ресурсов учреждений на работу с семьями, имеющими реабилитационный потенциал, и мотивацию на сотрудничество членов семьи с социальными службами, обеспечение своевременного получения профилактических реабилитационных услуг нуждающимися в них представителями целевых групп.

   В трех социально-реабилитационных центрах ликвидированы группы круглосуточного пребывания, что позволило:

открыть территориальные службы помощи семье и детям;

ввести ставки специалистов по социальной работе - кураторов «случая»  во всех муниципальных образованиях Томской области.

Новые подходы в организации работы по профилактике социального сиротства, внедренные на территории области за последние годы, позволили снизить количество лишений родительских прав. Так, в 2008 году лишены родительских прав 671 человек в отношении 792 детей, в 2009 году -  620 родителей в отношении 761 ребенка, за первое полугодие 2010 года -  307 родителей в отношении 351 ребенка.

В последние годы активнее стало применяться ограничение родителей  в родительских правах. Данная форма работы позволяет родителям, прошедшим процедуру ограничения в родительских правах, изменить отношение к своему образу жизни, поведению и в течение 6 месяцев восстановиться в родительских правах. В первом полугодии 2010 года количество детей, родители которых были ограничены в родительских правах, составляло 66 человек, что приравнивается  к годовому показателю за 2008, 2009 годы - 68 и 69 соответственно.

Выстроенная в Томской области система работы дает положительные результаты в течение последних нескольких лет, а именно снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детского населения с 3,42% в 2007 году до 2,98% по итогам 2009 года. Одновременно с этим идет рост семейного устройства: в 2007 году доля переданных на воспитание в семьи детей-сирот составляла 71%, в 2008 году - 75%, на начало 2010 года она составила 79%.

Также нужно отметить, что на протяжении последних трех лет в Томской области снижается количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними: в 2007 году - 7277, в 2008 году - 7198, в 2009 году - 5859.

Межведомственное взаимодействие по технологиям раннего выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем» позволяет осуществлять профилактику жестоких форм насилия в отношении детей в семьях.

Вместе с тем, в 2010 году зафиксирован рост количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. В 2008 году в отношении детей совершено 1187 преступлений, в 2009 году - 1161, за первое полугодие текущего года - 801.

Отраженное в статистике увеличение количества зарегистрированных случаев жестокого обращения в отношении детей является следствием выявления ранее скрытых (латентных) фактов жестокости, что рассматривается как результат внедрения технологий.

Основная часть преступлений в отношении детей связана с причинением им вреда здоровью различной степени тяжести.

Насилие и жестокое обращение с детьми часто выходит за рамки семьи и нередко встречается в детских коллективах. К примеру, по официальной статистике Управления внутренних дел по Томской области в загородных оздоровительных лагерях ежегодно фиксируется 2-3 факта причинения тяжких телесных повреждений.

Реализуемая с 2005 года на территории Томской области Концепция профилактики социального сиротства отличается комплексным подходом  к профилактике жестокого обращения с детьми и семейного неблагополучия.

Однако в межведомственной работе по профилактике жестокого обращения с детьми выявляются следующие сдерживающие факторы:

1. Недостаточное информирование граждан о признаках жестокого обращения и формах противодействия жестокости в отношении детей.

В   информационном пространстве проблема жестокого    и пренебрежительного отношения к детям освещается недостаточно широко. Мониторинг региональных СМИ Томской области за 2008 - 2009 годы свидетельствует, что ежегодно появляется порядка 5 публикаций на тему жестокого обращения с детьми, как правило, в жанре «криминальной хроники».

С 2009 года по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Департамента по вопросам семьи и детей Томской области в областных газетах «Томские новости» и «Томский вестник» регулярно публикуются материалы в рубрике «Право ребенка на семью», посвященные профилактическим аспектам защиты прав и законных интересов ребенка, в том числе вопросам защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения. Однако для повышения уровня информированности целевых групп и создания в обществе нетерпимого отношения к жестокому отношению необходима реализация широкой информационной кампании.

При проведении данной кампании необходимо учесть, что охват аудитории СМИ составляет сравнительно небольшую часть населения. По экспертным оценкам, печатные СМИ охватывают до 15% населения, электронные - до 35%. Особую тревогу вызывает слабая включенность в информационное пространство СМИ подростков.

В связи с этим в программе уделено внимание альтернативным способам информационного воздействия: проведение акций, распространение рекламно-информационной, просветительской продукции, реализация просветительских проектов, распространение информации «из рук в руки».

2. Отсутствие достаточных возможностей для ребенка, подвергшегося насилию, самостоятельно обратиться за помощью.

В Томской области действуют 11 телефонов доверия на территории 10 из  20 муниципальных образований (в г. Томске функционируют 2 телефона доверия): 4 - на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 5 -  на базе центров социальной поддержки населения, 3 - на базе учреждений дошкольного образования. При Департаменте социальной защиты населения Томской области в 5 из 20 муниципальных образований Томской области действуют Службы социально-психологической помощи. Однако специалисты телефонов доверия нуждаются в дополнительной специализации по оказанию помощи детям, в том числе пострадавшим от жестокого обращения.

3. Недостаточное и несвоевременное выявление детей, подвергшихся жестокому обращению.

Выявление детей, нуждающихся в государственной защите, в том числе подвергшихся жестокому обращению, на качественном межведомственном уровне начало реализовываться после подписания межведомственного приказа  от 09.11.2009 № 237-п «О взаимодействии органов и учреждений социального обслуживания семьи и детей, образования, здравоохранения, социальной защиты населения в процессе выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов».

В настоящее время в рамках действия данного приказа организована и выстраивается система по своевременному выявлению случаев жестокого обращения с детьми. Процесс осложняется в связи с невысокой культурой родительства, отсутствием активности граждан по сообщению о фактах жестокости к детям и недостаточной компетентностью специалистов органов и организаций, работающих с семьей и детьми.    

4. Недостаточная компетенция специалистов, работающих в системе профилактики социального сиротства с фактами жестокого обращения с детьми.

Работники различных ведомств и организаций, работающих с семьями и детьми, нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке с целью формирования единых подходов в диагностике жестокого обращения с детьми и реабилитации детей, пострадавших от насилия, а также в предупреждении жестокого обращения. Это будет способствовать нивелированию межведомственной несогласованности.

Педагоги образовательных учреждений приобретут навыки работы  с ребенком в классе, группе после выявления случая насилия. Подготовленные специалисты обучат детей умению предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, уверенному поведению, а родителей - навыкам управления гневом.

Проведенная в рамках программы работа по повышению компетентности специалистов различных ведомств позволит, во-первых, повысить образовательный уровень специалистов, во-вторых, через подготовленных специалистов повысить уровень ответственного родительства и качества реабилитации детей.

5. Отсутствие стандартизированной профилактической услуги  по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения.

Практика работы на территории Томской области по технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем» показала необходимость оказания специализированной услуги ребенку, перенесшему насилие, что позволит обеспечить высокое качество и эффективность реабилитации ребенка.

Также реабилитационные мероприятия требуются женщинам с детьми, пострадавшим от насилия в семье. В Томской области отсутствуют отделения помощи женщинам с детьми, нуждающимся в экстренной помощи.

Острая необходимость создания в областном центре такого отделения обусловлена тем, что в городе Томске проживает более 50% детского населения, и имеются большие возможности для профессиональной реабилитации пострадавших от насилия женщин и детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»