Томская область
городской округ
закрытое административно-территориальное образование Северск

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО СЕВЕРСК

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 ноября 2009 года № 3741


Об утверждении целевой программы «Энергосбережение на территории
ЗАТО Северск в 2010 - 2014 годах»     

(с изменениями на 20 мая 2011 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 20 мая 2011 года № 1011

     Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 09 февраля 2011 года № 164

     Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 05 марта 2010 года № 672
 ________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Уставом городского округа ЗАТО Северск Томской области (с изменениями), Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.11.2007 № 2630 «Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области» (в редакции Постановления Администрации ЗАТО Северск от 20.04.2010 № 1080), в целях снижения энергопотребления и экономии бюджетных средств

(Преамбула в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 09 февраля 2011 года № 164, - см. предыдущую редакцию)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую целевую программу «Энергосбережение на территории ЗАТО Северск в 2010 - 2014 годах» (далее - Программа).

2. Опубликовать Постановление и основные положения Программы в газете «Диалог».

3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Парфененко А.И.


И.о. Главы Администрации
     Т.Ф.Конькова



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Администрации ЗАТО Северск
от 06.11.2009 № 3741



ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Энергосбережение на территории ЗАТО Северск
в 2010 - 2014 годах»


ПАСПОРТ
целевой программы
«Энергосбережение на территории ЗАТО Северск
в 2010 - 2014 годах»



(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 20 мая 2011 года № 1011, -
см. предыдущую редакцию)

Наименование целевой программы

Целевая программа «Энергосбережение на территории ЗАТО Северск в 2010 ? 2014 годах» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Распоряжение Администрации ЗАТО Северск от 21.08.2009 № 808-р «О разработке целевой программы «Энергосбережение на территории ЗАТО Северск в 2010 - 2014 годах»

Заказчик Программы

Администрация ЗАТО Северск

Разработчик Программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск (далее - УЖКХ ТиС)

Куратор Программы

УЖКХ ТиС

Исполнители Программы

УЖКХ ТиС,

управляющие организации многоквартирными домами (далее - управляющие организации),

специализированные организации на конкурсной основе

Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы 2010 - 2014 годы

Цель Программы

Повышение эффективности потребления ресурсов

Основные задачи Программы

1. Формирование нормативной правовой базы энергосбережения.

2. Снижение финансовой нагрузки на бюджет ЗАТО Северск за счет сокращения платежей за коммунальные услуги по организациям, финансируемым из бюджета ЗАТО Северск, по муниципальным жилым помещениям, нанимателями которых являются малоимущие граждане, а также по уличному освещению г.Северска.

3. Организация внедрения энергоэффективного оборудования и приборов учета в организациях, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск, и многоквартирных домах

4. Оптимизация потребления энерго- и водоресурсов.

5. Создание условий для стимулирования населения к ресурсосбережению в жилищном фонде

Перечень основных направлений Программы


1. Разработка нормативной правовой базы по энергосбережению.

2. Сокращение ресурсопотребления организаций, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск.

3. Сокращение ресурсопотребления в жилищном фонде.

4. Сокращение энергопотребления в коммунальном хозяйстве ЗАТО Северск

Объемы  и  источники  финансирования  Программы



Общий объем финансирования <*> ? 65873 тыс.руб. (в ценах 2009 года), в т.ч. за счет средств:
- местного бюджета ? 65398 тыс.руб.;
- внебюджетных источников ? 475 тыс.руб.;
в том числе по годам реализации:          
2010 год ? 10596 тыс.руб., в т.ч. за счет средств местного бюджета ? 10596 тыс.руб.;
2011 год ? 10578 тыс. руб. за счет средств:
- местного бюджета ? 10478 тыс.руб.;
- внебюджетных источников ? 100 тыс.руб.;
2012 год ? 30820 тыс. руб. за счет средств:                                  
- местного бюджета ? 30720 тыс.руб.;
- внебюджетных источников ? 100 тыс.руб.;
2013 год ? 9300 тыс.руб. за счет средств:
- местного бюджета ? 9200 тыс.руб.;
- внебюджетных источников ? 100 тыс.руб.;
2014 год ? 4579 тыс.руб. за счет средств:
- местного бюджета ? 4404 тыс.руб.;      
- внебюджетных источников ? 175 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты Программы

Ожидаемые результаты за период реализации Программы:

1. Сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных услуг теплоснабжения по организациям, финансируемым из бюджета ЗАТО Северск (на 11,2 млн.руб.).

2. Сокращение расходов бюджета ЗАТО Северск на оплату коммунальных услуг по муниципальным жилым помещениям, нанимателями которых являются малоимущие граждане.

3. Сокращение расходов бюджета ЗАТО Северск на потребление электрической энергии уличным освещением и праздничной иллюминацией г.Северска (на 1,9 млн.руб.).

4. Сокращение оплаты населением коммунальных услуг за счет учета фактического потребления и внедрения энергосберегающего оборудования

----------------------------

<*>Бюджетные средства ежегодно уточняются с учетом возможностей бюджета ЗАТО Северск и результатов реализации   программных мероприятий»;

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации долгосрочных целевых программ городского округа ЗАТО Северск Томской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 30.11.2007 № 2630.

Общий контроль возлагается на заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи

     

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ

(Раздел в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 20 мая 2011 года № 1011, - см. предыдущую редакцию)     

Необходимость формирования данной Программы обусловлена причинами следующего характера:

1) отсутствие экономических стимулов к реализации энергосберегающих мероприятий;

2) высокое потребление ресурсов организациями, финансируемыми из бюджета ЗАТО Северск, собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирных домов;

3) значительный объем бюджетных затрат на оплату коммунальных услуг по организациям, финансируемым из бюджета ЗАТО Северск;

4) неэффективное использование ресурсов (тепло, вода, электроэнергия).

Энергосбережение возможно при наличии трех условий:

1) заинтересованности потребителя;

2) определения фактического потребления ресурсов на основе приборного учета;

3) наличия средств, предоставляющих возможность регулировать ресурсопотребление.

В настоящее время на территории ЗАТО Северск отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие порядок экономического стимулирования потребителей (в т.ч. населения и бюджетных учреждений) и обслуживающих организаций к реализации энергосберегающих мероприятий и сокращению потребления ресурсов.

У бюджетных организаций полностью отсутствует интерес к реализации мероприятий по снижению потребления энерго- и водоресурсов. Причина отсутствия такой заинтересованности находится в плоскости бюджетного законодательства. Расчет объема денежных средств на оплату энергетических и водных ресурсов осуществляется на основе нормативного объема потребления ресурсов для конкретного бюджетного учреждения и действующих (планируемых) тарифов на электрическую и тепловую энергию. Нормативы энергопотребления рассчитываются для конкретного бюджетного учреждения, в том числе и на основании данных о фактическом энергопотреблении бюджетного учреждения в предыдущие периоды. Соответственно, если бюджетным учреждением сокращено потребление энергетических ресурсов в результате проведения энергосберегающих мероприятий, то при расчете объема финансирования энергопотребления на планируемый период нормативы энергопотребления будут сокращены, соответственно объем финансирования расходов на энергопотребление уменьшится.

Представляется целесообразным нормативное закрепление права бюджетной организации самостоятельно использовать сэкономленные за счет проведения энергосберегающих мероприятий средства в течение финансового года. Данное положение не является принципиально новым, поскольку уже реализовано на уровне субъекта Российской Федерации - города Москвы.

Для создания объективных предпосылок практической реализации проектов энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) необходимо выработать эффективный экономический механизм и меры по стимулированию энергоресурсосбережения, установленные нормативно-технической документацией и муниципальными правовыми актами ЗАТО Северск, направленными на экономическое стимулирование к сокращению потребления энергоресурсов.

Оснащенность приборами учета организаций, финансируемых из бюджета в ЗАТО Северск, находится на низком уровне.

В г.Северске приборами учета тепловой энергии оборудовано около 33% тепловых пунктов (57 узлов) зданий организаций, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск (всего 173 узла). Годовой лимит потребления тепловой энергии на эти здания составляет 85,9 тыс. Гкал, затраты бюджета ЗАТО Северск при тарифе 715,68 руб. составляют 61,4 млн.руб.

Приборами учета холодной воды в г.Северске оборудовано около 57% рамок ввода холодной воды (113 узлов) зданий организаций, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск (всего 199 рамок ввода). Годовой лимит потребления воды на здания без приборов учета составляет 104 тыс.куб.м, затраты бюджета ЗАТО Северск при тарифе 17,62 руб. составляют 1,8 млн.руб.

В ЗАТО Северск ни в одном муниципальном бюджетном учреждении не проводился энергоаудит, а с учетом того, что большинство зданий не оснащено приборами учета, оценить фактическое потребление энергетических ресурсов не представляется возможным. Кроме того, невозможно прогнозировать потребление энергоресурсов.

На практике фактическое потребление может либо превышать расчетные значения (установленные в договорах энергоснабжения), либо быть ниже, в любом случае бюджет ЗАТО Северск несет дополнительные расходы.

Внедрение энергоаудита (энергетическое обследование с составлением энергетического паспорта и энергетической декларации по объектам обследования) муниципальных бюджетных учреждений выступает как инструмент для мониторинга эффективности потребления энергетических ресурсов, прогнозирования уровня потребления энергоресурсов и воды на ближайшую перспективу, формирования плана проведения энергетических обследований и плана внедрения энергосберегающих мероприятий в организациях бюджетной сферы.


   Энергоаудит является обязательным для всех бюджетных учреждений, независимо от объема потребления энергоресурсов. Это установлено Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время в г.Северске все теплопотребляющие установки зданий организаций, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск, подключены по открытой схеме теплоснабжения с непосредственным водоразбором горячей воды из сети. Кроме того, большинство тепловых пунктов не оборудованы автоматизированными узлами смешения.

Эта система имеет следующие недостатки:

1) повышенный расход энергии на горячее водоснабжение (далее ? ГВС);

2) в большинстве зданий элеваторный узел смешения не обеспечивает требуемый коэффициент смешения. В результате не обеспечивается равномерность прогрева помещений по этажам и повышается расход тепловой энергии, т.к. комфортные условия создаются в самом холодном помещении, а остальные находятся на перегреве;

3) снижен срок службы трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и оборудования из-за коррозии и отложений продуктов коррозии, механических взвесей и солей жесткости.

Отложения в системе отопления имеют следующие отрицательные последствия:

1) уменьшается срок службы систем отопления, ГВС и вентиляции;

2) увеличивается расход сетевой воды;

3) неравномерно увеличивается гидравлическое сопротивление участков системы отопления, что требует выполнения наладки, а поскольку запорно-регулирующая арматура выходит из строя, то наладка делается невозможной, не обеспечивается равномерность прогрева помещений и увеличивается расход тепловой энергии;

4) возрастает число внеплановых ремонтов;

5) нельзя применять трубопроводы с большим сроком службы (медные, пластмассовые), а также другие элементы систем отопления.

Кроме того, при центральном регулировании температуры теплоносителя на источнике теплоты не могут быть в полной мере достигнуты ни комфортные условия, ни энергосбережение по следующим причинам:

1) для принятой в ЗАТО Северск совмещенной системы отопления и горячего водоснабжения (система горячего водоснабжения требует поддержания более высокой температуры воды, чем требуется для системы отопления при температуре наружного воздуха выше 0 С) возникает перегрев зданий;

2) невозможно учесть внешние факторы, проявляющиеся для разных частей здания: влияние ветра; влияние солнечного излучения; влияние внутренних бытовых тепловыделений (суммарные теплопотери по данным причинам составляют от 10 до 30%);

3) не используется возможность снижения мощности системы отопления в нерабочее время и в ночные часы.

Эти недостатки могут быть устранены путем модернизации тепловых пунктов организаций, финансируемых из бюджета ЗАТО Северск (с установкой автоматизированных узлов управления и переводом системы отопления на закрытый контур с оптимизацией гидравлической схемы отопления).

В г.Северске отсутствует автоматизированная система оперативного контроля параметров теплоснабжения.

Для обеспечения оперативного контроля необходимо создание системы дистанционного контроля теплоносителя у потребителей с подключением всех существующих приборов учета тепла и обеспечением права доступа к оперативной информации всех организаций, занимающихся обслуживанием зданий муниципальных бюджетных учреждений и многоквартирных домов.

Основные проблемы стимулирования населения к ресурсосбережению связаны с:

1) низким уровнем оснащенности жилых помещений г.Северска приборами учета холодной и горячей воды (из 43 тыс. жилых помещений только в 3,7 тыс. жилых помещениях население оплачивает услуги холодного и горячего водоснабжения по приборам учета (что составляет 8%);

2) отсутствием квартирных средств учета и регулирования тепловой энергии;

3) отсутствием финансовых механизмов к стимулированию на установку приборов учета и т.д.

Кроме того, управляющие организации также не заинтересованы в сокращении энергопотребления ввиду того, что в ЗАТО Северск поставщиками коммунальной услуги являются энергоснабжающие организации, а не управляющие организации, которые, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, должны осуществлять функцию по предоставлению коммунальных услуг населению.

Это связано, во-первых, с тем, что все платежи населения за коммунальные услуги (теплоснабжение и электроснабжение, горячее и холодное водоснабжение) осуществляются через Муниципальное предприятие ЗАТО Северск «Единый расчетно-консультационный центр» на счета энергоснабжающих организаций, минуя управляющие организации, а управляющие организации осуществляют только функцию по текущему содержанию жилищного фонда.

«Во-вторых, у управляющих организаций только одна задача - уменьшить количество жалоб на низкую температуру в помещениях. Устранение недогрева холодного помещения осуществляется при минимальных затратах труда обслуживающего персонала - путем увеличения расхода сетевой воды на здание (блок-секцию). То, что при этом повышается перегрев других помещений и общее теплопотребление, для управляющих организаций в экономическом смысле не имеет значения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»