АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 мая 2010 года № 464-ра


Об утверждении региональной программы «Развитие
конкуренции в Томской области на 2010 - 2012 годы»

(с изменениями на 28 сентября 2012 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Распоряжением Администрации Томской области от 28 сентября 2012 года № 840-ра

     Распоряжением Администрации Томской области от 22 мая 2012 года № 451-ра

     Распоряжением Администрации Томской области от 31 января 2012 года № 54-ра
________________________________________________________________



Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции  в Российской Федерации», в целях создания условий для развития предпринимательства в Томской области:

1. Утвердить региональную программу «Развитие конкуренции в Томской области на 2010 - 2012 годы» (далее - Программа) согласно приложению  к настоящему распоряжению.

2. Структурным подразделениям Администрации Томской области, исполнительным органам государственной власти Томской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти  по Томской области (по согласованию), органам местного самоуправления муниципальных образований  Томской области (по согласованию):

1) обеспечить в пределах своей компетенции реализацию Программы;

2) представлять в Департамент экономики Администрации Томской области 2 раза в год, до 20 сентября и до 1 февраля, информацию о ходе реализации Программы.

(Подпункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 28 сентября 2012 года № 840-ра, - см. предыдущую редакцию)

3. Департаменту экономики Администрации Томской области (Черданцева) на основе анализа и обобщения информации, полученной от структурных подразделений Администрации Томской области, исполнительных органов государственной власти Томской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области, формировать и представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.

(Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 31 января 2012 года № 54-ра, - см. предыдущую редакцию)

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по экономике Антонова А.А.

       (Пункт в редакции, введенной в действие Распоряжением Администрации Томской области от 28 сентября 2012 года № 840-ра, - см. предыдущую редакцию)

     

Губернатор Томской области
       В.М.Кресс

     

       

 Утверждена
     распоряжением Администрации Томской области
     от 31.05.2010 № 464-ра






Региональная программа
«Развитие конкуренции в Томской области

в 2010-2012 годах»


Томск - 2010
Содержание

     

Паспорт Программы

 (в редакции, введенной в действие
Распоряжением Администрации Томской области от 31 января 2012 года № 54-ра, -
 см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

«Развитие конкуренции в Томской области
в 2010-2012 годах» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации»
.
2. Постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 № 2539 «О Стратегии развития Томской области до 2020 года»

Заказчик Программы

Администрация Томской области

Координатор Программы

Департамент экономики Администрации Томской области

Основные разработчики Программы

Департамент экономики Администрации Томской области,
структурные подразделения Администрации Томской области,
исполнительные органы государственной власти Томской области,   
Управление Федеральной антимонопольной службы
по Томской области (по согласованию),
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию),
Томское региональное отделение общественной организации предпринимателей «ОПОРА РОССИИ» (по согласованию),
Томское региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей (по согласованию),
Томская торгово-промышленная палата (по согласованию)

Основные исполнители и участники Программы

Структурные подразделения Администрации Томской области,
исполнительные органы государственной власти Томской области,   
Управление Федеральной антимонопольной службы
по Томской области (по согласованию),
органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию)

Цель Программы

Благоприятная конкурентная среда для развития предпринимательства  в приоритетных секторах экономики и социальной сферы Томской области

Основные задачи Программы

1. Сокращение необоснованных барьеров и инфраструктурных ограничений, препятствующих началу и ведению предпринимательской деятельности;
2. Снижение антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;
3. Развитие государственного заказа, расширение доступа к нему участников рынка;
4. Создание условий для формирования конкурентной среды на рынках, приоритетных для развития Томской области

Сроки реализации Программы

2010-2012 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Показатели цели Программы:
1. Рост количества вновь созданных (зарегистрированных) хозяйствующих субъектов, ед.
2. Рост доли в валовом региональном продукте товаров и услуг, произведенных малыми и средними предприятиями, %.
3. Рост доли хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды в Томской области улучшилось за истекший год, %.
Показатели задач Программы:
1. Увеличение факторного индекса оценки отношения к региональной/местной власти к предпринимательству (по методологии Всероссийского центра изучения общественного мнения).
2. Сокращение средней продолжительности периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на строительство (кроме жилищного), мес.
3. Сокращение средней продолжительности периода с даты  подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты получения разрешения на жилищное строительство, мес.
4. Увеличение количества выявленных нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках, в том числе совершенных органами власти, ед.
5. Увеличение доли устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений антимонопольного законодательства, %.
6. Снижение доли повторных нарушений антимонопольного законодательства в общем числе выявленных нарушений, %.
7. Увеличение доли субъектов малого предпринимательства, получивших государственный заказ от общего количества участников размещения государственного заказа, %.
8. Увеличение темпа роста количества вновь созданных (зарегистрированных) хозяйствующих субъектов на каждом из приоритетных рынков, %

Объемы и источники финансирования Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках расходов, предусмотренных на содержание структурных подразделений Администрации Томской области, исполнительных органов государственной власти Томской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Томской области
(по согласованию), органов местного самоуправления муниципальных образований Томкой области (по согласованию), а также в рамках реализации ведомственных целевых программ, долгосрочных целевых программ

Мониторинг и контроль за ходом реализации  Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Губернатор Томской области.
Мониторинг реализации Программы осуществляет Департамент экономики Администрации Томской области на основе анализа и обобщения информации, полученной от структурных подразделений Администрации Томской области, исполнительных органов государственной власти Томской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Томской области (по согласованию), органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию), путем  формирования и представления
в Министерство экономического развития Российской Федерации доклада о ходе реализации Программы  

     
     Введение


Стратегической целью развития Томской области, определенной в Стратегии развития Томской области до 2020 года, является высокий  уровень  благосостояния населения и стандарты качества жизни путем создания динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения, и превращения Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха.

Достижение поставленной цели невозможно без решения проблем в области конкуренции. Политика в этой сфере является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность организаций и эффективность региональной экономики и, как следствие, повышение  качества жизни населения.

В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги конкурентная борьба на рынках становится еще более интенсивной.

Создание условий для развития конкуренции обеспечивается за счет системной работы по устранению излишних административных и иных барьеров в экономике и социальной сфере, снижения до минимума барьеров входа на рынок, наличия необходимой инфраструктуры, информационной поддержки ведения бизнеса.

Инструментом реализации региональной конкурентной политики является региональная программа «Развитие конкуренции в Томской области  в 2010-2012 годах», определяющая ее приоритеты и основные направления на период  до 2012 года. Цель разработки данной программы - предотвратить появление новых барьеров и минимизировать существующие на товарных рынках, прежде всего являющихся приоритетными для развития Томской области(1). Перечень приоритетных рынков определен в соответствии с методическими рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации, а также с учетом региональных приоритетов развития, определенных в Стратегии развития Томской области  до 2020 года.

_________________________

(1) , , , , , р, , ,


Региональная программа «Развитие конкуренции в Томской области  в 2010-2012 годах» разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации», а также в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития России по подготовке региональных программ по  развитию конкуренции.


     1. Анализ и оценка конкурентной среды на приоритетных товарных рынках

     
     1) Рынок розничной реализации нефтепродуктов


На рынке розничной реализации нефтепродуктов Томской области действуют около 60 хозяйствующих субъектов, в том числе более 15 индивидуальных предпринимателей. Общее количество выявленных автозаправочных станций (далее - АЗС) на территории Томской области 170, из которых 95 эксплуатируются их владельцами, 75 сдаются в аренду иным хозяйствующим субъектам.

Доли крупнейших розничных продавцов, два из которых входят  в ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромнефть», представлены в таблице 1.1.



Таблица 1.1.

Хозяйствующий субъект

Доли по наиболее популярным сортам топлива, %

А-80

Аи-92

Аи-95

Дизтоп-ливо

ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК

47,0

36,6

53,5

62,1

ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс»

5,6

13,8

17,6

10,2

ООО «Лаки Стар»

10,0

10,0

17,0

6,0

CR3(2)

62,6

60,4

88,1

78,3


В целом в Томской области рынок розничной реализации таких нефтепродуктов как дизельное топливо и бензин Аи-95 является высококонцентрированным     (3), бензин марок А-80 и Аи-92 - умеренно концентрированным.

_________________________

(2) Коэффициент рыночной концентрации (CRn) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:            где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.   

(3) В соответствии с различными значениями коэффициента  рыночной концентрации (CRn)  и  индексом рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: 70%  CR3  100% или 2000  HHI  10000;

- умеренный: 45%  CR3 < 70% или 1000  HHI < 2000;

- низкий: CR3 < 45% или HHI < 1000.

На территории Томской области выделяются несколько локальных рынков розничной реализации нефтепродуктов, самым крупным из которых является рынок, включающий территории города Томска, Томского района и ЗАТО Северск. Данный товарный рынок является наиболее привлекательным для продавцов и самым большим по емкости.

ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК доминирует на локальных рынках  в границах Александровского, Каргасокского, Шегарского, Колпашевского, Зырянского, Верхнекетского, Кривошеинского, Молчановского, Чаинского, Бакчарского районов и в г. Кедровом.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области  с целью выявления и недопущения возможных злоупотреблений со стороны доминирующего хозяйствующего субъекта ведет мониторинг за динамикой цен на высококонцентрированных рынках.

Основными барьерами для входа на рынок розничной реализации нефтепродуктов Томской области являются:


1.      Отсутствие на рынке независимых нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ.


2. Высокая стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз.


3. Высокие капитальные затраты на строительство АЗС. Согласно экспертным оценкам бизнес-планы по строительству АЗС «под ключ» в зависимости  от оборудования, количества видов реализуемого топлива, объема емкостей и др. предусматривают затраты порядка 10 - 20 млн. рублей.


4. Жесткие требования земельного и природоохранного законодательства, получение земельного участка под строительство АЗС, оформление соответствующих разрешений и согласований или покупка (аренда) АЗС связаны с существенными временными и финансовыми затратами.

На розничном рынке организации, входящие в вертикально-интегрированные компании (далее - ВИНК), в настоящее время остаются в более выгодном положении. Они одновременно являются и крупнейшими оптовыми перепродавцами  на локальных рынках, их влияние на рынок очень значительно, что приводит  к невозможности оптовых закупок нефтепродуктов независимой организацией  по отпускным ценам заводов-производителей. Независимые от ВИНК участники розничных рынков вынуждены оплачивать торговые надбавки оптовиков.

Для небольших организаций, особенно осуществляющих свою деятельность  в северных районах Томской области, существенным барьером является неразвитость дорожной инфраструктуры. Данный факт в совокупности с практическим отсутствием в Томской области производства топлива ведет к тому, что в стоимости топлива доставка от Томска до места назначения достигает 10 - 15%.

Выходом из данной ситуации может стать расширение производства всех марок топлива на территории Томской области путем строительства новых, основанных на современной технологической базе, нефтеперерабатывающих заводов.

Подпольное производство топлива в совокупности с недостаточным контролем его качества на заправках, принадлежащих независимым продавцам, ведет  к снижению эластичности спроса при осуществлении ценовой конкуренции,  т. е, снижение цены на топливо не ведет к увеличению спроса. Потребитель уверен, что если на заправке указана низкая стоимость топлива, то и качество его низкое. Таким образом, для продавца снижение цены на топливо не будет сопровождаться увеличением объемов реализации и приведет к убыткам. В связи с этим изменение цен на топливо на розничном рынке происходит одновременно у всех торговцев,  а указанные действия ведут к возникновению претензий в картельном сговоре  со стороны антимонопольных органов.

Основные меры по развитию конкуренции на данном рынке:


1.      Усиление контроля за качеством топлива.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»