АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2010 года № 157


Об утверждении городской долгосрочной целевой программы "О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Томск"

     


В целях повышения пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" и уровня безопасности дорожного движения, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Уставом города Томска,

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Утвердить городскую долгосрочную целевую программу "О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Томск" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Объем средств на реализацию городской долгосрочной целевой программы "О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Томск" определяется в решении о бюджете муниципального образования "Город Томск" на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника департамента капитального строительства администрации города Томска В.Г.Оккеля.

Мэр города Томска
     Н.А. Николайчук


Приложение
к постановлению администрации города Томска
25.02.2010 № 157



ГОРОДСКАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


«О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Томск»


Томск - 2010

1. Паспорт городской долгосрочной целевой программы
«О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования
«Город Томск»

на 2010 - 2013 годы


Департамент капитального строительства администрации г. Томска
(заказчик программы)

1. Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов)

Решение Думы города Томска от 04.03.2008 № 808 "О возобновлении движения транспорта по ул. Карла Маркса, ул. Дзержинского, пер. Карповскому, пер. Плеханова, пер. Красному, ул. Вершинина"

2. Основные разработчики программы

Департамент капитального строительства администрации города Томска при участии:
УГИБДД УВД Томской области,
Томского государственного архитектурно-строительного университета

3. Цели и задачи программы

Целью программы является повышение пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск".
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Освобождение проездов, переулков и улиц города от рынков, торговых павильонов с последующим капитальным ремонтом улично-дорожной сети;
2. Капитальный ремонт трамвайных переездов;
3. Реконструкция железнодорожных переездов;
4. Строительство пешеходных переходов в разных уровнях с проезжей частью в местах пересечения магистральных улиц с пешеходными потоками;
5. Модернизация светофорных объектов;
6. Устройство заездных карманов, в т.ч. размещение остановок общественного транспорта, с учетом общего транспортного потока

4. Сроки выполнения программы (подпрограммы)

2010 - 2013 гг.

5. Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Основными мероприятиями программы являются:
- освобождение проездов. переулков и улиц города от рынков, торговых павильонов, несанкционированных парковок автомобильного транспорта с последующим капитальным ремонтом улично-дорожной сети;
- капитальный ремонт и реконструкция объектов улично-дорожной сети (в т.ч. капитальный ремонт трамвайных переездов, реконструкция железнодорожных переездов, реконструкция перекрестков);
- устройство заездных карманов, вт.ч. установка остановочных павильонов;
- строительство пешеходных переходов в разных уровнях с проезжей частью;
- установка и реконструкция светофорных объектов, замена аппаратуры управления светофорными объектами;
- разработка проектно-сметной документации;
- разработка проекта красных линий (II этап)

6. Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам)

Сроки реализации

Требуемые финансовые средства, тыс. руб.

Эффект от реализации программы

Всего

Бюджет муниципального образования «Город Томск»

2010

0,0

0,0

повышение пропускной способности улично-дорожной сети

2011

149 567,8

149 567,8

2012

123 034,5

123 034,5

2013

76 801,5

76 801,5

Всего

349 403,8

349 403,8

7. Ожидаемые конечные результаты выполнения программы

- повышение пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" (ориентировочно до 20% в отдельных районах муниципального образования «Город Томск»);
- повышение уровня безопасности дорожного движения;
- повышение уровня комфортности проживания населения.

8. Система организации контроля за исполнением программы

Контроль и ответственность за выполнение программы обеспечивает:
- администрация города Томска,
- департамент капитального строительства администрации города Томска


2. Анализ текущей ситуации.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования "Город Томск" является первоочередной социальной и градостроительной задачей. Город Томск имеет исторически сложившуюся улично-дорожную сеть с плотной застройкой. В настоящее время общая протяженность улично-дорожной сети составляет 746,8 км, из которых 584,7 км - с усовершенствованным покрытием.

Следует отметить, что на пропускную способность улично-дорожной сети и скорость движения транспортных средств в условиях города оказывают воздействие большое количество факторов, основными из которых являются: погодно-климатические условия; геометрические параметры улиц (ширина проезжей части, продольные уклоны, радиусы закруглений, наличие разделительных полос); эксплуатационное состояние и условия для движения транспорта (ровность дорожного покрытия, колейность дорожного покрытия, сцепные качества покрытия, прочность дорожного покрытия, наличие пересечений улиц с организованным светофорным регулированием, наличие пешеходных переходов с неорганизованным и организованным регулированием и т.п.) и другие.

Быстрый темп автомобилизации(1) привел к значительному росту интенсивности и плотности движения транспортных потоков на сети города. Обследование геометрических параметров магистральных улиц показали, что 66,22%(2) улично-дорожной сети не соответствует установленным требованиям, что в свою очередь не соответствует требованиям интенсивности и составу движения транспортных потоков и не обеспечивает надлежащую пропускную способность. Необходимо указать, что за последние годы геометрические размеры улично-дорожной сети практически не увеличились, прирост составил около 10% - Иркутский тракт, пр. Комсомольский, пр. Ленина, ул. Клюева. В тоже время интенсивность движения по улично-дорожной сети города значительно увеличилась, что привело к снижению эффективности сети: образуются очереди при подъезде к трамвайным и железнодорожным путям, возникают задержки на пересечениях в одном уровне, возрастает продолжительность движения по маршруту, резко ухудшаются условия для маневрирования, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Также анализ работы транспортных пересечений улиц со светофорным регулированием показал, что все они работают на стадии "затора" при задержке транспорта от 2 до 15 циклов светофорного регулирования.

_________________________

(1) по данным ГИБДД по состоянию на 01.01.2007 г. в городе Томске было зарегистрировано 85360 единиц транспортных средств, по состоянию на 01.01.2008 г. в городе Томске зарегистрировано 130238 единиц транспортных средств, по состоянию на 01.01.2009 г. в городе Томске зарегистрировано 139436 единиц транспортных средств(2) по данным обследования ООО "Дорстройконтроль" за период  2008-2009 гг. от общей протяженности сети (письмо исх. № 6 от 03.08.2009)

К снижению пропускной способности улично-дорожной сети города также приводят стихийные парковки автотранспорта на проезжей части, особенно в местах размещения объектов массового обслуживания (например, центральный рынок, комплекс крупных магазинов на ул. Учебной - ул. Котовского, склады оптового продовольственного рынка вдоль пр. Мира, корпуса университетов по пр. Ленина и пл. Соляной).

Большое влияние на скорость движения транспорта оказывают пересечения с рельсовым транспортом. По данным исследований задержек движения автомобилей на пересечениях с путями рельсового транспорта, проведенных ООО НПЦ "Дорстройконтроль"(3), видно, что скорость движения транспорта на пересечении с рельсовым транспортом снижается в два и более раза (см. таблицу 1).

_________________________

(3) Научно-технический отчет ООО НПЦ "Дорстройконтроль" по теме "Мониторинг и оценка транспортно-эксплуатационных характеристик улично-дорожной сети г. Томска", 2006 г.



Таблица 1

Наименование улицы, пересечение/перегон

Средняя скорость движения потока

легковые автомобили

грузовые автомобили

до ж/д переезда

на ж/д переезде

после ж/д переезда

до ж/д переезда

на ж/д переезде

после ж/д переезда

ул. Крылова,
пр. Фрунзе - пл. Батенькова

29,2

9,3

31,8

-

-

-

пр. Ленина,
ул. Д. Ключевская - ул. Чапаева

26,4

12,3

24,8

21,9

13,8

26,4

пр. Кирова,
пр. Ленина - пл. Дзержинского

30,6

10,05

46,3

30,0

21,1

28,2

пр. Кирова,
пл. Дзержинского - пр. Ленина

31,41

-

30,6

31,5

16,16

26,2

ул. 79 Гв. Дивизии,
пр. Мира - ул. Пушкина

34,5

10,03

31,9

30,8

13,2

29,0


На основании проведенных исследований скоростей движения на участках пересечения рельсовых путей в г. Томске был определен средний коэффициент снижения скорости, который равен 0,6.

Также низкий уровень пропускной способности улично-дорожной сети города приводит к росту дорожно-транспортных происшествий(4):

_________________________

(4) Письмо УГИБДД УВД Томской области от 22.09.2009 № 20/2039 (2009 год - данные за 8 месяцев)



Кроме того, увеличение количества транспортных средств наряду с низкой пропускной способностью улично-дорожной сети приводит к отрицательному воздействию на окружающую среду города. По данным Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе оценивается как высокий, величина интегрального индекса загрязнения атмосферы составляет 15,51. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт - 73,65% (данные за 2008 год(5)). Одним из веществ, определяющих высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха города Томска, является формальдегид - продукт неполного сгорания автомобильного топлива.

_________________________

(5) Данные департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 20.02.2009 №504

В результате сложившейся ситуации возникла острая необходимость разработки предложений по улучшению условий движения на магистралях города Томска.


     Справочно:


Для получения большего эффекта увеличения пропускной способности перечисленных выше мероприятий недостаточно. Необходимо также выполнение работ по реконструкции, строительству и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства, а также мероприятия по устройству парковочных площадок для автомобильного транспорта. Однако, данные мероприятия требуют больших капитальных вложений (ориентировочно более 19 млрд. руб.). Характеристика указанных мероприятий дается ниже.

1) Реконструкция, строительство и капитальный ремонт объектов улично-дорожной сети.

Одним из основных факторов, влияющих на пропускную способность улично-дорожной сети, являются геометрические параметры улиц. Поэтому в целях развития улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" необходимо выполнять как работы по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети, так и по их капитальному ремонту.

В соответствии с Генеральным планом города Томска для развития транспортной инфраструктуры также необходимо строительство путепроводов на пересечениях  железной дороги с основными городскими магистралями, в первую очередь путепроводов в створе ул. Балтийской, пр. Новаторов, ул. Беринга, на трассе Томск - аэропорт. Учитывая развитие жилого района "Восточный" возникает острая необходимость в строительстве улицы-дублера Иркутского тракта - пр. Новаторов.

Кроме того, необходимо выполнить работы по организации кольцевых транспортных связей, включающих в себя следующие объекты:

- строительство путепровода через железнодорожную линию в створе улиц: Шевченко - Ломоносова с реконструкцией кольцевых магистральных улиц: Профсоюзная 5-й Армии - Смирнова - Стародеповская - Транспортная - Жуковского - Шевченко - Богдана Хмельницкого - выход на обходную магистральную дорогу непрерывного движения ("малое" кольцо);

- строительство автомобильной дороги по ул. Беринга от ул. Мичурина до Кузовлевского тракта, дублирующей ул. Смирнова;

- строительство пешеходно-транспортной набережной вдоль р. Томи с реконструкцией ул. Бердской, выходом на ул. 79 Гвардейской дивизии и пр. Комсомольский.

Сеть кольцевых связей необходимо завершить проектируемой магистральной дорогой непрерывного движения, призванной упорядочить пропуск внутригородских, особенного грузовых, потоков автотранспорта. Благодаря такому решению значительно освободятся от грузового движения улицы центральных районов, такие как ул. Нахимова, ул. Учебная, Московский тракт, пр. Комсомольский и др.

Следует отметить, что в 2009 году завершено строительство ул. Клюева от Иркутского тракта до ул. Осенней, а также продолжены работы по строительству ул. Сибирской от ул. Л. Толстого до ж.д. переезда и ул. Елизаровых от ул. Шевченко до ул. Клюева, в составе которых будут выполнены работы по строительству транспортных развязок, мостов, путепроводов, подземных переходов. Также в 2009 году начато строительство левобережной объездной автодороги г. Томска. Кроме того, в 2008 году завершены работы по проектированию таких объектов, как "Реконструкция ул. Пушкина от ул. Яковлева до путепровода в районе ГПЗ-5", "Реконструкция ул. Дальне-Ключевской от ул. Розы Люксембург до ул. Яковлева", "Реконструкция ул. Советской от Каменного моста до  ул. Нахимова". В течение 2009 года планируется завершить разработку проектной документации на строительство ул. Беринга от Иркутского тракта до ул. Энтузиастов, ул. Обручева от ул. Беринга до ул. Клюева и автомобильной дороги от пр. Мира до ул. Ленской.

Ежегодно в пределах выделенных бюджетных ассигнований проводятся работы и по капитальному ремонту улично-дорожной сети. Так, в 2006 году был проведен капитальный ремонт на площади 74 тыс. м(2), в 2007 году было капитально отремонтировано более 140 тыс. м(2) асфальтобетонного покрытия проезжей и тротуарной части, в 2008 году был проведен ремонт  и капитальный ремонт 129,95 тыс. м(2) проезжей части. В 2009 голу планируется отремонтировать более 62 тыс. м(2) проезжей части.

Выполнение работ по строительству ул. Сибирской от ул. Л. Толстого до ж.д. переезда и ул. Елизаровых от ул. Шевченко до ул. Клюева позволят повысить пропускную способность по указанным улицам(6) (см таблицу 2)

_________________________

(6) Письмо ТГАСУ от 03.10.2005 № 2773 (кафедра "Автомобильные дороги")

Таблица 2

Улица/перегон

Фактическая интенсивность движения на 2005 г.

Ожидаемая интенсивность движения после строительства на 2010 г.

Ожидаемая интенсивность движения после строительства на 2020 г.

среднегодовая суточная, авт/сут

пиковая, авт/час

среднегодовая суточная, авт/сут

пиковая, авт/час

ул. Сибирская

пр. Комсомольский - ул. Л. Толстого

10 100

16 100

1 357

21 635

1 824

ул. Сибирская

ул. Л. Толстого - ул. Балтийская

-

11 935

1 006

16 038

1 352

ул. Елизаровых

ул. Шевченко - ул. Кулагина

-

28 670

2 417

38 520

3 250

ул. Елизаровых

ул. Кулагина - пр. Фрунзе

-

27 975

2 358

37 590

3 169

ул. Елизаровых

пр. Фрунзе - ул. Балтийская

15 800

35 745

3 014

48 030

4 050

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»