АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2009 года № 208а


Об утверждении Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области, на 2010 год

(с изменениями на 10 ноября 2010 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:    

Постановлением Администрации Томской области от 10 ноября 2010 года № 219а

Постановлением Администрации Томской области от 09 августа 2010 года № 154а

Постановлением Администрации Томской области от 30 марта 2010 года № 66а

 _______________________________________________________________


В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении  в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», статьей 81 Устава (Основного Закона) Томской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Региональную программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области, на 2010 год (далее - Программа).

2. Определить Департамент труда и занятости населения Томской области (Титаренко) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области по организации реализации Программы и осуществлению взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости в целях реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.  


И.о. Губернатора Томской области
     О.В.Козловская

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации Томской области
от 23.12.2009 № 208а


Региональная программа
дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Томской области, на 2010 год

(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Томской области от 10 ноября 2010 года № 219а, -
 см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Региональная программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области, на 2010 год (далее - Программа)

Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти Томской области

Департамент труда и занятости населения Томской области

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных  на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Срок реализации Программы

2010 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Томской области

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий  по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

4. Содействие трудоустройству инвалидов.

5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

6. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых  в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы (прогноз) за счет бюджетных ассигнований в 2010 году - 180374,8 тыс. рублей, в том числе: субсидия из федерального бюджета - 171356,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 9018,8 тыс. рублей. Привлекаются также средства работодателей - 4084,3 тыс. рублей;

Целевые показатели Программы

Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 3,0% в среднегодовом исчислении, запланированного на 2010 год коэффициента напряженности на рынке труда в среднегодовом исчислении - не более 2,0 чел./место;

Показатели результативности Программы

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, - 737 человек.

Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, -3624 человека.

Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы - 775 человек, включая 355 наставников. Содействие трудоустройству инвалидов - 70 человек. Содействие самозанятости не менее 1780 безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, не менее 630 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, - 100 человек»

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами, задачи Программы


Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Томской области.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных  на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

Развитие экономики Томской области в 2009 году характеризуется неоднозначными тенденциями. По итогам I полугодия 2009 года отмечалось сокращение объемов производства в большинстве видов экономической деятельности. За январь-ноябрь 2009 года индекс промышленного производства достиг 101,0 % к уровню соответствующего периода 2008 года.

Среди позитивных факторов социально-экономического развития области следует отметить сохранение темпов роста в производстве кокса и нефтепродуктов (128,5 %), ядерных материалов (127,6 %), химическом (119,6 %), пищевых продуктов (107,0 %).

Влияние кризиса в большей степени отразилось на таких видах экономической деятельности, как строительство (объем выполненных работ сократился на 21,1 %), розничная торговля (оборот снизился на 12,3 %).

Адаптация рынка труда в Томской области к снижению деловой активности идет по трем основным направлениям:

- сокращение численности персонала;

- увеличение неполной занятости;

- рост задолженности по заработной плате.

Ситуация на рынке труда остается нестабильной. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики  по Томской области в ноябре 2009 года общая численность безработных граждан (по методологии МОТ) увеличилась на 4,0 тыс. человек по сравнению с началом 2009 года и составила 48 тыс. человек, или 8,7 % от экономически активного населения.

За период с 1 октября 2008 по 16 декабря 2009 года в органы службы занятости поступили сведения от 725 организаций об увольнении  12642 работников.

Общая численность работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, достигла 8286 человек, из них было трудоустроено 2925 человек, в том числе в прежних организациях - 1999 человек.

Суммарная численность работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы), варьировалась  от 4,6 тыс. человек (в марте) до 8,7 тыс. человек (в июне) и на 16.12.2009 составила 7125 человек.

Наибольшее количество работников, выполняющих работу на условиях неполного рабочего времени, отмечено в организациях:

ООО «ТЗРО» - 497 чел.;

ОАО «Манотомь» - 390 чел.;

ОАО «РЖД» Филиал «Федеральная пассажирская дирекция» - 365 чел.;

ОАО «НИИ ПП» - 298 чел.;

ОАО «Сибэлектромотор» - 261 чел.;

ООО «Сибдом» - 211 чел.;

ОАО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» - 157 чел.;

ООО «Аэропорт Томск» - 84 чел.;

ОГУП «Бакчарское ДРСУ» - 72 чел.;

ООО «СУ-13» - 63 чел.

Основными причинами неблагоприятной ситуации являются: снижение объемов производства, отсутствие кредитных ресурсов или сложный доступ к ним, невыполнение обязательств по взаимным поставкам товаров (услуг), снижение потребительского спроса, сбыта продукции, дебиторская задолженность.

За 11 месяцев 2009 года уровень регистрируемой безработицы увеличился  с 2,19 % до 3,05 % от экономически активного населения.

Одновременно с ростом уровня регистрируемой безработицы произошли и изменения в структуре безработных граждан. Увеличилась доля граждан, уволенных по собственному желанию (с 18,7 % до 29,4 %), уволенных в связи  с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (с 8,1 % до 12,3 %), молодежи в возрасте от 20 до 29 лет (с 24,0 % до 28,7 %), выпускников, имеющих высшее профессиональное образование (с 0,7 % до 1,4 %), среднее профессиональное образование (с 0,8 % до 1,0 %), начальное профессиональное образование (с 1,2 % до 1,7 %).

Среди зарегистрированных безработных граждан увеличилась доля мужчин (с 40,9 % до 48,2 %) и жителей городов (с 24,9 % до 38,7 %). Это обусловлено сокращением мужчин, работавших в городах на промышленных предприятиях и  в строительстве.

Уровень регистрируемой безработицы вырос в г. Томске с 0,4 % до 1,2 %, ЗАТО Северск - с 1,2 % до 2,3 %, г. Кедровом - с 5,4 % до 8,3 %, г. Стрежевом -  с 1,0 % до 2,4 %.

В наиболее сложном положении находятся инвалиды. За 11 месяцев 2009 года численность инвалидов, ищущих работу при посредничестве органов службы занятости населения, увеличилась на 10 % и составила 2,1 тыс. человек.  На 1 декабря 2009 года на учете состоит 1147 безработных инвалидов (117,4 %  к уровню соответствующего периода 2008 года).

Основные проблемы трудоустройства инвалидов связаны со снижением общего спроса на рабочую силу, а также отсутствием собственных средств  в организациях для оборудования специализированных рабочих мест.

В докризисный период наблюдалась положительная динамика снижения объемов просроченной задолженности по заработной плате (на 01.01.2008 составляла - 13,6 млн. рублей).

Ухудшение ситуации произошло в 4-м квартале 2008 года (в ноябре рост составил 12 %, на начало декабря задолженность увеличилась в 4 раза). Устойчивая тенденция роста просроченной задолженности по заработной плате сохранялась  в течение 7 месяцев 2009 года. Наибольший объем просроченной задолженности по заработной плате отмечен в начале августа 2009 года (93 млн. рублей). Благодаря согласованным действиям всех органов исполнительной власти и местного самоуправления в течение августа-ноября просроченная задолженность снизилась и по состоянию на 11 декабря 2009 года составила 52,7 млн. рублей.

Наибольший удельный вес долга приходится на организации обрабатывающей промышленности (58 %) и строительства (18 %).

Основной причиной образования задолженности является отсутствие собственных средств организаций. Задолженность по выплате заработной платы  в областных и муниципальных учреждениях Томской области отсутствует.

Несмотря на сложную ситуацию в экономике, среднемесячная начисленная заработная плата сохраняет тенденцию роста (за январь-октябрь 2009 года - 110,4 % к соответствующему периоду 2008 года).

Снижению напряженности на рынке труда способствовали антикризисные меры. Мероприятия по регулированию рынка труда включены в План мероприятий по оперативному реагированию на финансовую ситуацию в Томской области, утвержденный распоряжением Губернатора Томской области от 29.12.2008  № 404-р, вопросы занятости в различных отраслях экономики обсуждаются  на заседаниях антикризисного штаба под руководством Губернатора Томской области, отраслевых рабочих групп, созданных по каждой системообразующей отрасли экономики, Координационного комитета содействия занятости населения, Областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 28.07.2009 № 126а «Об определении объема и видов общественных работ, организуемых на территории Томской области в 2009 году» определены объемы и виды общественных работ, реализуемых на территории Томской области  в 2009 году.

Постановлениями глав муниципальных образований области утверждены перечни видов общественных работ, в том числе на осенне-зимний период,  с учетом специфики природно-климатических условий региона.

Реализация переданных полномочий по вопросам содействия занятости населения осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Томской области», утвержденной приказом Департамента от 27.10. 2009 № 76.

Рост числа обращений в органы службы занятости за 11 месяцев 2009 года составил 162 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В поисках работы обратились 67,6 тыс. человек (всего за консультациями  - 212,1 тыс. человек).

При посредничестве органов службы занятости на постоянную и временную работу были трудоустроены 37,3 тыс. человек (132,5 % к уровню соответствующего периода 2008 года). В общественных работах приняли участие 5,1 тыс. человек(1), что на 2,9 % больше показателя за 11 месяцев 2008 года.

_________________________

(1) Без учета Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области

За счет средств субвенции федерального бюджета профессиональное обучение и переподготовку проходили 3529 безработных граждан (в январе-ноябре 2008 года - 2738 человек).

Своевременно и в полном объеме оказывается социальная поддержка безработным гражданам (пособие по безработице, стипендия, материальная помощь, досрочная пенсия). По итогам 11 месяцев 2009 года социальную поддержку получили 51,2 тыс.  безработных граждан, выплачено 456,1 млн. рублей (209,2 % к уровню 11 месяцев 2008 года).

В рамках Соглашения, заключенного между Рострудом и Администрацией Томской области, реализуется Региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Томской области  на 2009 год, утвержденная постановлением Администрации Томской области от 27.02.2009 № 35а (далее - Региональная программа).

Учитывая изменения ситуации на рынке труда, в Региональную программу  в течение 2009 года внесены изменения в части увеличения объемов финансирования и численности участников мероприятий по организации временных и общественных работ и содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости.

Общая численность участников Региональной программы запланирована  в количестве 7 тыс. человек, объемы финансирования  -  181121,4 тыс. руб. (субвенция федерального бюджета  -  172065,3 тыс. руб., средства областного  бюджета - 9056,1 тыс. руб.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»