Заслушав информацию председателя Счетной палаты города Томска В.И.Вакса по проверке эффективности использования бюджетных средств, выделенных в форме субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2008 году, руководствуясь Уставом города Томска,
Дума РЕШИЛА:
Принять к сведению информацию Счетной палаты города Томска по проверке эффективности использования бюджетных средств, выделенных в форме субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2008 году согласно приложению.
Председатель
Думы города Томска
А.Н. Чуприн
Информация Счетной палаты города Томска по проверке эффективности использования бюджетных средств, выделенных в форме субсидии на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2008 году
Основание проверки: пункт 2.10 Плана работы Счетной палаты города Томска на 2009 год, утвержденный решением Думы города Томска от 26.12.2008 № 1088.
Цель проверки: целевое использование и оценка эффективности расходов средств городского бюджета, выделенных в форме субсидий организациям, обслуживающим жилой фонд города Томска (управляющим компаниям) на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Объект проверки: департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Томска (далее по тексту - Департамент, Департамент ЖКХ).
Период проверки: 2008 год
Отчет сформирован на основе акта проверки от 12.08.2009, подписанного должностными лицами Департамента ЖКХ с учетом полученных разногласий, замечаний и пояснений.
В ходе проведения проверки были рассмотрены вопросы:
- Нормативное регулирование предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов.
- Проверка соблюдения условий и порядка предоставления субсидий, наличия документов необходимых для предоставления субсидий.
- Наличие утвержденной проектно - сметной документации на капитальные ремонты (выборочно).
- Финансирование мероприятий.
- Целевое использование средств.
- Наличие, состав и структура кредиторской и дебиторской задолженности перед городским бюджетом.
- Оценка состояния отремонтированных объектов, объемов выполненных работ, соответствие их проектной документации (выборочно).
1. Финансирование городской целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска в 2008 году».
Решением Думы города Томска от 04.03.2008 № 819 (с последующими изменениями) была утверждена городская целевая программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска в 2008 году».
В соответствии с паспортом Программы ее заказчиком является администрация города Томска, основным разработчиком - Департамент ЖКХ.
Первоначальные параметры финансирования Программы утверждены в объеме 325 661 551,0 руб., в том числе, средства местного бюджета - 94 117 648,0 руб., средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 200 000 000,0 руб., средства собственников - 31 543 903,0 руб., в том числе, средства муниципального образования «Город Томск», как собственника жилых помещений (неприватизированных квартир) - 6 219 336,0 рублей. В соответствие с указанным решением Думы запланирован капитальный ремонт 164 многоквартирных домов.
В редакции решения Думы города Томска от 02.12.2008 № 1074 параметры финансирования программы утверждены в объеме 328 041 036,0 руб., в том числе, средства местного бюджета - 97 035 974,0 руб., средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 199 088 265,0 руб., средства собственников - 31 916 797,0 руб., в том числе, средства муниципального образования «Город Томск», как собственника жилых помещений (неприватизированных квартир) - 6 295 274,0 рублей. Адреса объектов, по которым в ходе выполнения работ произошло увеличение сметной стоимости работ и образовалась экономия финансовых средств, приведены в таблице:
руб.
№ п/п | Адрес | В редакции решения Думы от 04.03.08 | В редакции решения Думы от 12.02.09 | Изменение (+ увеличение стоимости, - экономия) |
1. | ул. Вершинина, 68 | 598 910,0 | 598 907,31 | -2,69 |
2. | пр. Кирова, 53/1 | 180 690,0 | 17 2541,7 | -8 148,3 |
3. | пр. Кирова, 61а | 1 076 730,0 | 1 073 638,79 | -3 091,21 |
4. | ул. Красноармейская, 122 | 3 054 780,0 | 3 054 710,0 | -70 |
5. | ул. П. Осипенко. 31 | 2 484 460,0 | 2 291 239,99 | -193 220,0 |
6. | ул. П. Осипенко. 31а | 2 484 460,0 | 2224 559,54 | -259 900,0 |
7. | пер. Нахимова, 10 | 1 931 370,0 | 1 922 407,83 | -8 962,17 |
8. | ул. Беринга, 6 | 2 887 990,0 | 2 771 897,0 | -116 093,0 |
9. | ул. Иркутский тракт, 116 | 1 280 510,0 | 1 252 748,0 | -2 7762,0 |
10. | ул. Мичурина, 83 | 4 752 050,0 | 4 587 606,07 | -164 443,93 |
11. | ул. 79-й гв. Дивизии. 19/1 | 433 930,0 | 377 175,78 | -56 754,22 |
12. | ул. 79-й гв. Дивизии. 9 | 311 250,0 | 3 111 248,0 | +2 799 998,0 |
13. | Кольцевой проезд, 33/2 | 54 580,0 | 545 802,0 | +491 222,0 |
14. | пр. Мира, 39 | 1 453 900,0 | 1 434 195,82 | -19 704,18 |
15. | пер. Заозерный, 22 | 1 295 870,0 | 1 295 652,8 | -217,2 |
16. | ул. Смирнова, 40/1 | 643 050,0 | 629 143,01 | -1 3907,0 |
17. | пер. Дербышевский, 17 | 1 118 500,0 | 1 118 351,7 | -148,3 |
18. | ул. Лыткина, 20 | 2 786 915,0 | 2 747 609,0 | - 39 306,0 |
Итого: | + 2 379 485,0 |
Увеличение сметной стоимости работ было покрыто увеличением доли софинансирования муниципального бюджета на сумму 2 918 326,0 руб., и увеличением доли, подлежащей оплате за счет средств собственников на 372 894,0 рублей.
2. Финансирование городской целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска в 2008 году» (вторая очередь).
Решением Думы города Томска от 17.06.2008 № 934 «О городской целевой программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Томска» на 2008 год (вторая очередь)» был утвержден еще один перечень многоквартирных домов (вторая очередь). Перечень состоит из 8 домов с общей сметной стоимостью капитальных ремонтов в сумме 16 818 872,0 руб., в том числе, за счет средств Фонда - 10 154 811,0, за счет софинансирования из городского бюджета - 4 778 734,0 руб., за счет средств собственников - 1 885 327,0 рублей. Данным решением предусмотрен капитальный ремонт мягкой кровли одного многоквартирного дома сметной стоимостью работ 2 409 972,0 руб. (в том числе, 120 499,0 руб. за счет средств собственников) и замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт 7 многоквартирных домов общей сметной стоимостью 14 408 900,0 руб.
Таким образом, решениями Думы города Томска в перечни многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту на условиях долевого финансирования (первая и вторая очереди), было включено 172 объекта субсидирования общей (сметной) стоимостью капитального ремонта 344 859 908,0 руб. по следующим видам работ:
- ремонт фасадов - 3 объекта субсидирования,
- ремонт кровли - 56 объектов субсидирования,
- ремонт системы отопления, холодного и горячего водоснабжения - 107 объектов субсидирования,
- замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт 7 объектов субсидирования (вторая очередь).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» распоряжениями Администрации Томской области от 12.03.2008 № 128-ра (с изменениями) и от 15.07.2008 № 431-ра (с изменениями) были утверждены региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году. Данными распоряжениями в соответствии с Федеральным законом была установлена предельная стоимость капитального ремонта 1 кв.м общей площади 5791,0 руб., фактическая средняя стоимость ремонта 1 кв. м в г. Томске в 2008 году сложилась в размере 400,0 рублей.
Распоряжением администрации Томской области от 30.04.2008 № 252-ра «Об утверждении примерного порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов» был утвержден примерный порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Томской области в 2008 году. Данным порядком рекомендовано привлечение подрядных организаций путем проведения открытых конкурсов на право заключения договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с распоряжением организатором конкурса является Заказчик (управляющая организация, ЖСК, ТСЖ, специализированный потребительский кооператив). Фактически подрядные организации выбирали управляющие компании без проведения конкурсов.
Следует отметить, что в настоящее время действует закон Томской области от 13.03.2009 № 33-ОЗ «О порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
3. Соблюдение условий и порядка предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с распоряжением Мэра города Томска от 29.10.2007 № р944 был утвержден план мероприятий по реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства» в городе Томске. Контроль исполнения распоряжения был возложен на заместителя Мэра по ЖКХ и энергетике С.Я. Панасюка. Данный план включал в себя несколько этапов и мероприятий со сроками исполнения до 2008 года включительно.
Постановлением Мэра города Томска от 17.06.2008 № 436 (с последующими изменениями и дополнениями) было утверждено Положение о предоставлении субсидии для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, где были установлены критерии очередности предоставления субсидии, а также методика расчета размера субсидии и перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии,
Согласно пояснениям сотрудников Департамента ЖКХ первоначально прием заявок на субсидирование капитальных ремонтов осуществляли администрации районов города. Департаменту документация была передана в начале 2008 года. В связи с этим Департаментом ЖКХ не осуществлялась регистрация поданных заявок. Следует отметить, что дата регистрации заявки в соответствие с постановлением Мэра города Томска от 17.06.2008 № 436 является одним из условий влияющим на очередность предоставления субсидий.
В проверенном массиве объектов субсидирования (30% от общего объема объектов субсидирования) значительных замечаний и нарушений по оформлению документации, предоставляемой для получения субсидии в соответствии с порядком, определенным постановлению Мэра города Томска от 17.06.2008 №436, не установлено.
При этом следует отметить, что в документации на получение субсидий, поданной ООО «УК «Жилище», ООО «УК «Центральная», отсутствуют решения собственников жилых помещений об установлении тарифа на покрытие расходов на капитальный ремонт, а также сроки его действия для возмещения расходов.
Кроме того, необходимо отметить, что в большинстве поданных заявок на субсидирование общая площадь дома совпадает с общей площадью жилых помещений, что в свою очередь влияет на предельную сумму субсидии, предназначенной в качестве софинансирования из бюджетов разных уровней, и показывает недостаточную осведомленность управляющих компаний, обслуживающих жилищный фонд города Томска. Но, так как в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ, распоряжениями Администрации Томской области от 12.03.2008 № 128-ра (с изменениями) и от 15.07.2008 № 431-ра (с изменениями) были утверждены региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году, где была установлена предельная стоимость капитального ремонта 1 кв.м общей площади 5 791,0 руб., а фактическая средняя стоимость ремонта 1 кв. м в г. Томске в 2008 году сложилась в размере 400,0 руб., неточность этих данных не привела к финансовым нарушениям.
Информация о распределении средств субсидий (в том числе, доли муниципалитета, как собственника квартир) по управляющим компаниям и товариществам собственников жилья в 2008 году приведена в таблице:
руб.
№ п/п | Управляющая компания, ТСЖ | Размер субсидии |
1. | ООО «Елизаровское» | 4 268 035,0 |
2. | ООО «Кировский массив» | 1 535 489,0 |
3. | ООО «Жилремсервис-1» | 17 813 420,0 |
4. | ООО «ЖКХ «Лоскутовское» | 1 763 588,0 |
5. | ООО «ЖЭК «Жилищник» | 23 101 971,0 |
6. | ООО «ЖЭП-9» | 4 224 737,0 |
7. | ООО «Заводской массив» ИНН 7017123204 | 11 898 019,0 |
8. | ООО «Заводской массив» ИНН 7017159634 | 9 307 806,0 |
9. | ООО «Кировский массив» | 1 788 389,0 |
10. | ООО «Мокрушинское» | 6 161 708,0 |
11. | ООО «Ремжил» | 1 014 834,0 |
12. | ООО «Томская Управляющая Компания» | 1 802 350,0 |
13. | ООО УК «Жилфонд» | 5 145 449,0 |
14. | ООО «УК «ЖЭК-30» | 11 328 707,0 |
15. | ООО «УК «Источное» | 12 923 834,0 |
16. | ООО «УК «Каштачная» | 26 993 456,0 |
17. | ООО «УК «Ремстройсбыт» | 5 394 473,0 |
18. | ООО «УК «Северная» | 47 888 706,0 |
19. | ООО «УК «Солнечная-Сервис» | 2 127 524,0 |
20. | ООО «УК «Стройсоюз» | 1 902 565,0 |
21. | ООО «Компания «Управа» | 22 293 486,0 |
22. | ООО «УК «Жилище» | 57 808 118,0 |
23. | ООО «УК «Центральная» | 21 219 157,0 |
24. | ТСЖ «Белинского, 35а» | 315 781,0 |
25. | ТСЖ «Жемчужное» | 2 660 457,0 |
26. | ТСЖ «Лыткина, 20» | 2 577 255,0 |
27. | ТСЖ «Свой дом» | 1 037 097,0 |
28. | ТСЖ «Чекист» | 484 528,0 |