АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2009 года № 663


Об утверждении городской долгосрочной целевой программы "Информационное и техническое обеспечение процесса реформирования муниципальных финансов на 2009-2011 годы"

(с изменениями на 6 декабря 2011 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации Города Томска от 06 декабря 2011 года  № 1352

     Постановлением Администрации Города Томска от 24 октября 2011 № 1168
     Постановлением Администрации г. Томска от 10 мая 2011 года № 456

     Постановлением Администрации г. Томска от 04 февраля 2011 года № 91

     Постановлением Администрации г. Томска от 08 октября 2010 года № 1086

     Постановлением Администрации г. Томска от 07 июля 2010 года № 657

     Постановлением Администрации г. Томска от 03 июня 2010 года № 511

     Постановлением Администрации г. Томска от 30 сентября 2009 года № 937
 _______________________________________________________________



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях реализации бюджетного Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" и обеспечения технической и информационной поддержки Программы реформирования муниципальных финансов, руководствуясь Уставом города Томска,

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Утвердить городскую долгосрочную целевую программу "Информационное и техническое обеспечение процесса реформирования муниципальных финансов на 2009-2011 годы" годы согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту финансов администрации города Томска (И.Ю. Ярцева) осуществлять финансирование мероприятий программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Томска на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2009.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра по безопасности и управлению делами А.А. Мельникова.


   Мэр города Томска
     Н.А. Николайчук



Приложение к постановлению
администрации г. Томска
от 29.07.2009 № 663





ГОРОДСКАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА
«Информационное и техническое обеспечение  процесса реформирования муниципальных финансов на 2009-2011 годы»


2009
I. Паспорт  городской  долгосрочной целевой программы
«Информационное и техническое обеспечение  процесса реформирования муниципальных финансов на 2009-2011 годы»
(название городской целевой программы)
Департамент финансов администрации г. Томска
(заказчик программы)


(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 24 октября 2011 № 1168, -
 см. предыдущую редакцию)

Дата принятия правового акта
о разработке целевой программы, дата ее утверждения (наименование
и номер соответствующих     
нормативных документов)     

Постановление Мэра г. Томска от 11.08.2008  
N 611 "О разработке проекта городской       
долгосрочной целевой программы              
"Информационное и техническое обеспечение   
процесса реформирования муниципальных       
финансов на 2009 - 2011 годы".              
Нормативные документы:                      
1. Бюджетный кодекс РФ, утвержденный        
Федеральным законом от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Концепция реформирования бюджетного      
процесса в Российской федерации в 2004 -    
2006 годах, одобренная Постановлением       
Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О     
мерах по повышению результативности         
бюджетных расходов"
.  
3.Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2008 №148н                      
4. Программа реформирования муниципальных   
финансов г. Томска на 2008 - 2010 годы,     
утвержденная постановлением администрации   
г. Томска от 28.12.2007 N 881

Разработчики целевой программы      

Департамент финансов администрации          
г. Томска                                   

Цели и задачи целевой       
программы                   

Цели:                                       
1. Обеспечение технической и информационной
поддержки при реализации Программы          
реформирования муниципальных финансов       
г. Томска в целях решения задачи по         
переходу на программно-целевое планирование
и бюджетирование, определенные Стратегией   
развития города Томска до 2020 года.        
2. Совершенствование механизмов управления  
муниципальным имуществом и систем бюджетного
учета.                                      
3. Обеспечение прозрачности деятельности    
администрации г. Томска и ее органов        

     Задачи Программы:
1. Построение автоматизированных систем планирования бюджета. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках среднесрочного финансового планирования, реструктуризация бюджетного сектора.
2. Развитие централизованных бухгалтерских систем. Составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления.
Автоматизация процесса сбора бюджетной отчетности. Централизация учета имущества, находящегося в казне.
3. Развитие информационных систем учета и использования муниципальной собственности.
4. Создание единой информационной системы управления финансами города.
5. Оснащение  работающих систем лицензионным обеспечением.                           

Сроки выполнения целевой    
программы (подпрограмм)     

2009 - 2011 гг.                             

Перечень подпрограмм и      
основных мероприятий        

     1. Запуск и внедрение комплексной автоматизированной системы управления процессом планирования бюджета.
2. Развитие комплексных систем бюджетного учета.
3. Развитие информационных систем учета и использования муниципальной собственности.
4. Лицензионное и консультационное сопровождение используемых в работе программных продуктов.
5. Создание и оснащение центров обработки и хранения информации                   

Объемы и источники          
финансирования целевой      
программы (с разбивкой по   
годам)                      

      2009 г. - 11 566 тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»
2010 г. - 11 566  тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»
2011 г. - 12 566 тыс. руб.  / Бюджет муниципального образования «Город Томск»
2011 г. - 2 000 тыс. руб.  / Областной бюджет                            

Ожидаемые конечные          
результаты выполнения       
целевой программы           

     1. Переход на новые принципы планирования и бюджетирования, ориентированного на результат.
2. Приведение деятельности администрации в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ и другими нормативными правовыми актами.
3. Повышение качества планирования доходов и расходов бюджета муниципального образования «Город Томск».
4. Повышение оперативности формирования отчетности за счет консолидации данных в единой информационной системе.
5. Повышение эффективности распределения средств бюджета.
6. Повышение эффективности системы учета и управления муниципальным имуществом.
7. Повышение открытости управления муниципальными финансами.               

Система организации контроля
за исполнением целевой      
программы                   

1. Управление и контроль за исполнением     
целевой программы осуществляет департамент  
финансов администрации г. Томска.           
2. Исполнителем реализации целевой программы
является департамент финансов администрации
г. Томска.                                  
3. Функции контроля за целевым              
использованием финансовых ресурсов программы
осуществляет департамент финансов           
администрации г. Томска                     



II. Анализ текущей ситуации



Изменения в законодательстве, произошедшие за последние три года, привели к принципиальным изменениям в методиках управления бюджетным процессом.

Реформирование бюджетного процесса предполагает переход на   бюджетирование, ориентированное на результат, и на программно-целевое планирование бюджета. Для этого требуется осуществить внедрение современных принципов и методов финансового менеджмента, повысить качество планирования и эффективности расходования бюджетных средств, и в конечном счете - достичь эффективного управления муниципальными финансами.

В настоящее время  в г. Томске уже разработан ряд нормативных документов, являющихся начальной базой для перехода на бюджетирование, ориентированное на результат:


- Порядок подготовки, представления и оценки докладов о результатах  и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования муниципального образования «Город Томск»;


- Программа реформирования муниципальных финансов г.Томска на 2008-2010 гг.;


- Консолидированный перечень муниципальных услуг, оказываемых населению г. Томска;


- Пилотный проект по переводу 4-х муниципальных учреждений в автономные некоммерческие организации.



2.1.     Характеристика проблемы


В настоящий момент информационная система управления бюджетным процессом города Томска состоит из трех основных блоков.

1. Блок управления финансами города - представлен линейкой программных продуктов фирмы BSS и состоит из информационных систем казначейского исполнения бюджета «АЦК-Финансы», и автоматизированной системы размещения муниципального заказа «АЦК-Муниципальный заказ». Указанные системы взаимодействуют между собой с помощью специальных механизмов обмена данными, что позволяет осуществлять контроль за наличием ассигнований в бюджете еще на этапе подготовки конкурсной документации.

2. Блок бюджетного учета - представлен программными продуктами фирмы «ПАРУС». До 2004 года администрацией города Томска и ее органами использовались разнообразные программные продукты для ведения бюджетного учета. В целях упорядочения ведения бухгалтерского учета департаментом  финансов администрации г. Томска введен единый стандарт для информационных систем в этой области.   Программные продукты «ПАРУС» представлены  несколькими типами информационных систем:


Ш «ПАРУС-7» - для небольших бухгалтерий,


Ш «ПАРУС-8» - для централизованных бухгалтерий,


Ш «ПАРУС-СВОД» - для сбора и консолидации бюджетной отчетности.

3. Блок учета муниципального имущества - представлен программой «Монитор», которая не увязана с блоками 1 и 2, и представляет собой изолированный список муниципального имущества. В настоящее время программа не соответствует требованиям, предъявляемым к информационным системам данного вида, и требует дальнейшего усовершенствования.

2.2.     Обоснование решения проблемы посредством реализации долгосрочной целевой программы.


В настоящее время в финансовых органах планирование бюджета по каждому направлению (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета) осуществляется в основном в таблицах, которые зачастую не связаны между собой. Первичные данные, которые ложатся в основу проекта бюджета, при этом нередко разнятся из-за отсутствия унифицированного подхода при их формировании, отсутствия единых форматов документов и самих показателей. Свод проекта бюджета также осуществляется в таблицах, данные в которые вводятся вручную.

Это, во-первых, является весьма трудоемким процессом, а во-вторых, увеличивает вероятность появления, накопления и тиражирования ошибок. Просмотр же планируемых расходов в натуральных показателях зачастую оперативно просто невозможен, так как большинство данных хранится на бумажных носителях в неструктурированном виде. Фактически, при сложившейся ситуации финансовый орган не имеет возможности осуществлять контроль за ходом формирования проекта бюджета и контроль корректности используемых данных, оперативно просматривать необходимые данные и проводить объективный анализ проекта бюджета в целом.

2.3.     Предложения по изменению сложившейся ситуации.


2.3.1. Блок управления финансами города

В целях усовершенствования  блока управления финансами города, его необходимо дополнить недостающим модулем - «Планирование бюджета». Данный модуль  предназначен для организации и комплексной автоматизации процесса планирования бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с действующим законодательством и  бюджетной реформой.

При формировании бюджета в модуле «АЦК - Планирование», данные этого модуля становятся доступными сразу же после утверждения представительным органом решения о бюджете


- для казначейской системы «АЦК-Финансы» в части ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предстоящий финансовый год и плановый период;


- для системы размещения муниципального заказа «АЦК-Муниципальный заказ»  в части доведения объемов финансирования для формирования заявок и размещения муниципального заказа.

Внедрение модуля «АЦК-Планирование» предполагается проводить в два этапа. На первом этапе запустить систему бюджетного документооборота,  обеспечить формирование и свод решения о бюджете города Томска,  сформировать реестр расходных обязательств, и обеспечить его ведение и исполнение  в течение года.

На втором этапе планируется запустить подсистемы «Бюджетирование, ориентированное на результат» и «Бюджетные услуги».



2.3.2. Блок бюджетного учета

Предлагается продолжить работу в крупных учетных центрах, какими являются централизованные бухгалтерии социальной сферы.  Здесь сосредоточена большая часть муниципальных услуг, в разрезе которых предлагается осуществлять финансирование.

Для решения этой задачи необходима реализация проектов «Тарификация» и «Расчет заработной платы». Необходимость этих проектов обусловлена, с одной стороны, исполнением органами местного самоуправления федерального законодательства, требующего с 01.01.2009 перейти на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы. С другой стороны, для эффективного принятия управленческих решений необходима информационная система, позволяющая оперативно получать информацию о состоянии дел в части сотрудников бюджетных учреждений и их заработной платы. Поэтому, в конечном счете, данные проекты позволят обеспечить получение информации, необходимой для оценки качества и количества предоставляемых муниципальных  услуг, и, как следствие, оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений.

Третий проект в этом блоке - «Развитие информационной системы сбора бюджетной отчетности «Парус 8». Необходимость этого проекта обусловлена в основном повышением требований и увеличением объема сдаваемой ежемесячно бюджетной отчетности. Процесс сбора  и консолидации бюджетной отчетности достаточно трудоемкий и требует больших временных затрат. Здесь предлагается применить опыт налоговой инспекции, которая уже несколько лет успешно собирает бухгалтерскую отчетность через сеть Интернет. Это позволило им сократить очереди в момент сбора отчетности и автоматизировать процесс контроля.  Поэтому целесообразно использовать имеющийся опыт для сбора и  консолидации бюджетной отчетности.

     

2.3.3. Блок учета муниципального имущества

Данный блок не включен в автоматизированную систему формирования и исполнения бюджета. В настоящей целевой программе предлагается применить совершенно новый способ ведения реестра муниципальной собственности. Процесс его формирования будет происходить на базе бюджетной отчетности главных распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с инвентарными картотеками (в настоящее время этим процессом занимается департамент недвижимости администрации г. Томска на основании документов, предоставляемых главными распорядителями бюджетных средств на бумажных носителях).

Автоматизация процесса сбора такой отчетности позволит упорядочить процесс ведения реестра муниципальной собственности и обеспечить его соответствие бюджетной отчетности.

     

2.3.4. Лицензионное сопровождение

Неотъемлемой частью внедрения специального программного обеспечения является лицензионное сопровождение, которое ежегодно выплачивается производителю  программного обеспечения за поддержку и предоставление новых релизов программ.

Изменения бюджетного законодательства РФ требуют от производителя программного обеспечения постоянной доработки функционала системы. Стоимость указанных услуг составляет примерно 10% от  первоначальной стоимости программного обеспечения.

Расходы на лицензионное сопровождение в 2008 году составляют: «АЦК - Финансы»  - 700 тыс. руб., «АЦК - Муниципальный заказ» - 880 тыс. руб., «ПАРУС» - 2000 тыс. руб.


2.3.5. Центры хранения данных


При создании источников данных, на которых строится вся финансовая система муниципалитета, не стоит забывать об аппаратном обеспечении информационных систем. Для организации работы 500 пользователей, а именно такое количество прогнозируется при внедрении вышеназванных проектов, потребуется достаточно внушительный вычислительный ресурс. Во избежание остановки функционирования информационных систем требуется обеспечить резервирование данных системы и соблюсти норматив «реакции системы на отказ», то есть обеспечить бесперебойную работу всех информационных систем. Для этого предлагается создать дополнительный информационный центр в департаменте недвижимости администрации г. Томска, в котором в случае отказа аппаратного обеспечения будет запущена резервная система управления финансами города.  Во избежании простоя дорогостоящего оборудования без нагрузки, предлагается использовать этот ресурс в том числе и для решения  задач департамента недвижимости администрации г. Томска.  В результате мы получим систему из двух географически разнесенных и совместно работающих информационных центров, в которой в случае отказа одного из узлов  нагрузка будет перераспределена на работающий узел. Это позволит в кратчайший срок восстановить работоспособность системы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»