АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2009 года № 204


Об утверждении городской целевой программы "Информационное и картографическое обеспечение градостроительной деятельности"
на 2009 - 2015 годы

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2013 года № 1559
     Постановлением Администрации Города Томска от 24 декабря 2012 года № 1553

     Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2011 года № 1563

     Постановлением Администрации Города Томска от 28 декабря 2011 года № 1516

     Постановлением Администрации Города Томска от 30 ноября 2011 года № 1316
     Постановлением Администрации г. Томска от 30 декабря 2010 года № 1449
     Постановлением Администрации г. Томска от 17 августа 2010 года № 815

     Постановлением Администрации г. Томска от 21 июня 2010 года № 575
________________________________________________________________



В целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, землеустроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 59.1 Устава города Томска,

                         П О С Т А Н О В Л Я Ю:

1. Утвердить городскую целевую программу "Информационное и картографическое обеспечение градостроительной деятельности" на 2009 - 2012 годы согласно приложению.

2. Объем средств на реализацию городской целевой программы "Информационное и картографическое обеспечение градостроительной деятельности" на 2009-2015 годы определяется в решении о бюджете муниципального образования "Город Томск" на соответствующий финансовый год и плановый период.

(Пункт в редакции, введенной в действие  Постановлением Администрации г. Томска от 21 июня 2010 года № 575, - см. предыдущую редакцию)

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2008.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

  И.о. первого заместителя Мэра
     Е.В. Паршуто

Приложение
 к постановлению
администрации города Томска
от "20" марта 2009 г. № 204

(в редакции, введенной в действие
Постановлением Администрации Города Томска от 30 декабря 2013 года № 1559,-
 см. предыдущую редакцию)


Городская долгосрочная целевая  программа
"Информационное и картографическое обеспечение градостроительной деятельности"
на 2009 - 2015 годы



I. Паспорт городской долгосрочной целевой программы
"Информационное и картографическое обеспечение градостроительной деятельности"
на 2009-2015 годы.

(название целевой программы)
Администрация Города Томска
(Заказчик программы)

Дата принятия правового акта о разработке целевой программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов)

Распоряжение Мэра Города Томска от 25.12.2007
№ р1310 "О создании рабочей группы для разработки целевой программы "информационное и картографическое обеспечение градостроительной деятельности"".
 Нормативные документы:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности".

Разработчики целевой программы   

Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее - ДАиГ).

Цели и задачи целевой программы

     Цели:

     1) Обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, землеустроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

     2) Приведение деятельности администрации Города Томска в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере градостроительства и землеустройства, положений, инструкций, стандартов, градостроительных регламентов и других норм и правил.

     3) Повышение инвестиционной привлекательности территории муниципального образования "Город Томск" в результате доступности информации о территории и оперативности подготовки разрешительной документации.


     4) Обеспечение информационной поддержки при реализации пространственного развития Города Томска, повышение качества городской среды.

     Задачи:


     1. Обеспечение оперативного доступа к актуальной информации о территории муниципального образования "Город Томск" (Цель 1).


     2. Обеспечение полноты и актуальности предоставляемых сведений о территории муниципального образования "Город Томск" (Цель 1).


     3. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области сохранения государственной тайны (Цель 2).


     4. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области информационного обеспечения градостроительной деятельности (Цель 2).         


     5. Предоставление публичного доступа к градостроительной документации, градостроительным регламентам и параметрам (Цель 3).


     6. Формирование пакета инвестиционных предложений в сфере размещения объектов нового строительства и реконструкции (Цель 3).


     7. Обеспечение актуальной пространственной и градостроительной информации при разработке и корректировке проектов планировки и проектов межевания (Цель 4).

Сроки выполнения целевой программы (подпрограмм)

       2009 - 2015 гг.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

     1. Реконструкция опорной геодезической сети Города Томска (с созданием спутниковой геодезической сети). Создание сети постоянно действующих GPS/ГЛОНАС базовых станций, GPS-базис. Обеспечение постоянного доступа Пользователей к данным базовых станций, GPS/ГЛОНАС - базиса.


     2. Создание системы защиты информации и аттестация объектов информатизации для работы с секретной и конфиденциальной информацией.

     Выполнение специальных работ в области защиты информации - контроль эффективности реализованных мер защиты и эффективности технических средств защиты информации на аттестованном по требованиям безопасности информации объекте информатизации.


     3. Создание и дежурство электронной картографической основы муниципального образования "Город Томск". Переход к дежурству планов Города Томска масштаба 1:500 в электронном виде.


     4. Дистанционное зондирование территории муниципального образования "Город Томск".


     5. Развитие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИС ОГД):

     5.1. Доработка структуры базы данных и программного обеспечения ИС ОГД.

     5.2. Интеграция ИС ОГД с существующими в органах администрации Города Томска информационными системами и ресурсами.

     5.3. Создание и ведение электронной базы данных градостроительной документации.

     5.4. Автоматизация деловых процессов в работе специалистов ДАиГ.

     5.5. Разработка и утверждение регламентов обновления и доступа к информации.

     5.6. Организация взаимодействия органов управления администрации Города Томска при совместном доступе и ведении тематических информационных слоев в ИС ОГД. Утверждение правил обмена и доступа к информации.
     5.7. Развитие Web-портала ИС ОГД.


     6. Организация межведомственного взаимодействия и обмена информацией с федеральными структурами.


     7. Картографирование территории муниципального образования "Город Томск". Проведение топографических, геодезических и иных изысканий. Создание Базовых пространственных данных (генерализованных электронных карт на основе Базовых пространственных Объектов (БПО), разрешенных к открытому опубликованию)


     8. Техническое, программное оснащение, замена, ремонт и модернизация автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ), серверного оборудования, сетевого оборудования и вычислительной сети системы ИС ОГД и системы защиты информации на объекте информатизации ДАиГ.


     9. Техническое и программное оснащение, замена, ремонт, модернизация геодезического и картографического оборудования, его поверки и сертификация.

Объемы и источники финансирования целевой программы (с разбивкой по годам)   

     Бюджет муниципального образования "Город Томск".

     2009 г. - 5896 тыс. руб., в том числе погашение кредиторской задолженности за 2008 г. в сумме 2 911 тыс. руб.
     2010 г. - 2993.5 тыс. руб.
     2011 г. - 2851.7 тыс. руб.
     2012 г. - 2914.6 тыс. руб.
     2013 г. - 2836,4 тыс.руб.
     2014 г. - 5010 тыс. руб.
     2015 г. - 3000 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты выполнения целевой программы  

     1. Оперативный доступ к информации градостроительного, муниципального земельного кадастров, градостроительной документации, картографическим материалам:
     - при принятии решений по застройке территории Города Томска;
     - в процессах подготовки проектов документов;
     - при разработке проектной документации;
     - при планировании развития инженерной и транспортной инфраструктуры;
     - при проведении мониторинга в сфере градостроительства;
     - в работе операционного зала "Единое окно".

     2. Использование актуальной информации градостроительного, муниципального земельного кадастров, градостроительной документации, обновленного картографического материала в процессе подготовки разрешительных и правоустанавливающих документов.

     3. Сокращение сроков оформления и согласования разрешительной документации на проектирование и строительство за счет интеграции ведомственной информации и обеспечения оперативного доступа к необходимым ресурсам при проведении согласований и экспертиз.

     4. Обеспечение объективного анализа существующего состояния имеющихся архивных фондов градостроительной документации за счет инвентаризации всех информационных составляющих.

     5. Обеспечение кадастровой оценки достоверной и совокупной информацией о территории.

     6. Наличие механизмов контроля исполнения генерального плана Города Томска.

     7. Возможность поиска свободных площадок для нового строительства и резервирование земель для муниципальных нужд.

     8. Соответствие деятельности администрации Города Томска требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере градостроительства и землеустройства, положений, инструкций, стандартов, градостроительных регламентов и других норм и правил.

     9. Рост инвестиций в экономику муниципального образования "Город Томск" за счет доступности информации о территории и оперативности подготовки разрешительной документации на новое строительство.

     10. Информационное и картографическое обеспечение долгосрочного планирования в области градостроительства.

     11. Наличие банка базовых пространственных данных, обеспечение возможности его интеграции с семантическими банками данных организаций Города Томска.

Система организации контроля  за исполнением целевой программы

     Контроль за выполнением программы обеспечивают:
     - администрация Города Томска;
     - департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.


II. Анализ текущей ситуации


Формирование целевой программы обусловлено необходимостью исполнения органами местного самоуправления норм федерального законодательства:

- Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ в части обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

- Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности".

С другой стороны, необходимым условием эффективного управления является обеспечение лиц и структур, принимающих решения на различных уровнях, оперативной, объективной и полной информацией о текущем состоянии и прогнозе развития территории Города Томска. Важным является также достаточно полное информирование участников градостроительных правоотношений.           

2.1. Характеристика проблемы


Деятельность в сфере градостроительства в совокупности определяется земельными отношениями, уровнем проработки градостроительных решений при проектировании развития территорий, возможностями картографического и геодезического обеспечения и использованием современных информационных технологий.

В Томской области и муниципальном образовании "Город Томск" реализуются инвестиционные проекты, идет жилищное строительство.

Новый этап в развитии информационного обеспечения градостроительной деятельности начался в конце 2007 года и связан, прежде всего, с изменением принципов градостроительной политики в муниципальном образовании "Город Томск".

Сегодня градостроительство в муниципальном образовании "Город Томск" основывается на принципах публичности принимаемых градостроительных решений, территориальном планировании и выделении земельных участков только с торгов.

Для принятия эффективных решений, направленных на развитие Города Томска, проведения в жизнь градостроительных решений необходима актуальная и достоверная информация о территории Города Томска.

Важным фактором стало принятие в конце 2007 года 2-х градостроительных документов: Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск". Важно отметить, что Генеральный план муниципального образования "Город Томск" сегодня воспринимается не как "догма", в него можно и нужно вносить изменения, отражающие современные требования и необходимые для решения проблем сегодняшнего дня, но в русле единой концепции развития Города Томска. Для оперативной работы с материалами Генерального плана и Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" необходим современный инструмент, которым должна стать информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИС ОГД).

В данных условиях важно обеспечить не только разработку градостроительной документации, но и ее качество на основе использования современных технологий.

Основной объем градостроительной документации должен разрабатываться с помощью цифровых технологий, а заказчику и подрядчику должны передаваться не только схемы территориального развития, генеральные планы, правила землепользования в виде текстовых материалов и схем, но и сформированные для их разработки базы пространственных и семантических данных, цифровые модели местности, электронные карты.

Это позволит вносить изменения в проект на стадии публичного обсуждения и осуществлять мониторинг процесса реализации градостроительных решений после принятия и согласования документации.

Фактически заказчик должен получать базы данных в объеме, необходимом и достаточном для ведения ИС ОГД.

В настоящее время процесс градостроительного документооборота следует реализовывать по технологии "Единое окно", создавая единые центры работы с физическими и юридическими лицами, но оказание подобного сервиса возможно только при наличии информационного ресурса, который может предоставить всю необходимую информацию о территории муниципального образования "Город Томск".

 2.2. Обоснование необходимости решения проблемы


Полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности согласно статье 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации возложены на органы местного самоуправления. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" (вступившим в силу с 1 июля 2006 года).

Актуальность данных вопросов связана с изменениями в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

2.3. Ситуация в муниципальном образовании "Город Томск".
Предложения по изменению сложившейся ситуации


Информационное обеспечение градостроительной деятельности это не только программное обеспечение, а прежде всего корректные и в большей степени пространственные данные о территории.

В области информационного обеспечения градостроительной деятельности в муниципальном образовании "Город Томск" сложилась следующая ситуация:


2.3.1. Геодезическое обеспечение

   

1. Опорная геодезическая сеть Города Томска значительно утрачена, требует реконструкции и модернизации для внедрения современных спутниковых геодезических технологий.

     
     Необходимые мероприятия


Для исправления сложившейся ситуации следует произвести реконструкцию опорной геодезической сети Города Томска и создать базис для полноценного использования современных спутниковых геодезических систем, в т.ч. сеть референцных (базовых) станций спутниковых систем ГЛОНАС/GPS:

1.1. реконструкция и развитие опорной геодезической сети Города Томска, создание спутниковой геодезической сети;

1.2. создание сети референцных (базовых) станций ГЛОНАС/GPS и организация доступа к данным через сеть Интернет.

Ожидаемые результаты от реализации

1. Обеспечение всех заинтересованных лиц качественной геодезической основой для выполнения топографических, геодезических и иных изысканий.

2. Предоставление доступа через сеть Интернет к данным спутниковых навигационных систем ГЛОНАС/GPS.

3. Возможность проведения оперативного контроля при приеме топографических материалов для ведения картографического дежурного плана Города Томска.

4. Увеличение производительности и качества предоставляемых услуг в области геодезии и картографии.

2.3.2. Картографическое и топографическое обеспечение


Состояние фондов

Органы администрации Города Томска на сегодняшний день не имеют необходимого набора планово-топографических материалов. Геоизученность Города Томска не обеспечивает развитие городской среды. Материалы топографической съемки преимущественно 70 - 80-х годов, из них, на современную площадь Города Томска в 294 кв. км, планшетов 1:500 - 180 кв. км (ведется дежурство), планшетов 1:2000 - 240 кв. км. с недостаточной актуализацией.

Практически на половину территории Города Томска отсутствуют точные и актуализированные карты и планы крупных масштабов. Быстрое и качественное решение повседневных и перспективных задач оперативного управления, анализа и мониторинга, кадастров, градостроительства, коммунального обслуживания, проектирования, земельных отношений и т.д. требует актуального картографического материала масштаба 1:500.

Финансирование картографических и топогеодезических работ, необходимое для преодоления этого многолетнего кризиса требует значительных объемов и не может быть обеспечено бюджетом одного года, требует постоянного финансирования и планомерной работы.

В 2011 году на базе МБУ "Архитектурно-планировочное управление" (далее МБУ "АПУ") созданы подразделения для полноценного ведения Дежурного плана Города Томска (далее ДП) в масштабе 1: 500, в электронном виде. Отдел ведения дежурного плана и топографо-геодезический отдел.

Подразделения начали работу по переводу всех материалов ДП в электронный вид, в растровый и векторный формат, общий объем топографических материалов подлежащих оцифровки составляет 3800 картографических планшетов масштаба 1: 500 (250*250 метров на местности).


     Необходимые мероприятия


Реализация мер по информационной безопасности, согласно требованиям Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" и соответствующих инструкций (финансирование работ по созданию системы безопасности при работе с конфиденциальной, секретной информацией, проведение специальных мероприятий по контролю ее эффективности).

Производство комплексных топографических съемок территорий Города Томска.

Перевод топографических материалов и их дежурства в электронный вид.

Новые съемки территории масштаба 1:500, с использованием современных методов съемки и получением результатов, как на твердых носителях, так и в электронном виде.

Проведение дистанционного зондирования территории методом космической съемки высокого разрешения, с периодичностью не реже 2 лет.

Создание системы защиты информации и получение аттестата соответствия ФСТЭК России для работы с электронными копиями картографических данных.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»