АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 марта 2009 года № 140-ра


Об утверждении Региональной программы «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Томской области на 2009-2012 годы»



1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1096 «Об утверждении Правил распределения и предоставления  в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» утвердить прилагаемую Региональную программу «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Томской области  на 2009-2012 годы».

2. Департаменту по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области (Никифоров) обеспечить информационную поддержку исполнения Региональной программы.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области  -  начальника Департамента  по социально-экономическому развитию села Томской области Брока В.Ю.

     

И.о. Губернатора Томской области
     О.В.Козловская

     


   УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации Томской области
от 18.03.2009 № 140-ра

Региональная программа
«Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Томской области на 2009-2012 годы»     


1. ПАСПОРТ
Региональной программы

«Создание и развитие системы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов Томской области на 2009-2012 годы»

Наименование Программы

Региональная программа «Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Томской области на 2009-2012 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее - Госпрограмма);
Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

Заказчик Программы

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области

Основные разработчики Программы

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области

Цель Программы

Создание областной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и за счет этого увеличение объема реализации продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах, повышение доступности поддержки малым формам хозяйствования на селе, повышение уровня доходов сельского населения Томской области

Основные задачи

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих основных задач:

развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, облегчающих деятельность малым формам хозяйствования на селе и повышающих эффективность их работы;

наращивание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского населения, включая кредитные кооперативы;

подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест

Участники Программы

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе кредитные, различных уровней (по согласованию)

Основные мероприятия Программы

Реализация комплекса мер, направленных на достижение поставленной цели:

совершенствование правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

развитие поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов,

развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов;

поддержка при создании и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов;

совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества, в т. ч. земель, для развития малых форм хозяйствования  на селе и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

мониторинг хода выполнения Программы

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации программы: 2009-2012 годы.

Этапы реализации Программы:

1 этап: 2009 год - этап экономического анализа ситуации, разработки и внедрения правовой базы.

2 этап: 2010-2012 годы - этап становления и продвижения системы сельскохозяйственной потребительской кооперации

Исполнители Программы

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области;

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области;

Департамент по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области;

Соисполнители:

администрации муниципальных образований  (по согласованию);

ОГСУ «Фонд государственного имущества Томской области»

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования на реализацию Программы  на период 2009-2012 годы составляет 60,4 млн. руб.,  в том числе:

за счет областного бюджета - 30,2 млн. руб., из них по годам: 2009 г. - 6,9 млн. руб., 2010 г. - 6,9 млн. руб.,  2011 г. - 7,1 млн. руб.; 2012 г. - 9,3 млн. руб.

за счет внебюджетных источников - 30,2 млн. руб.,  в том числе по годам: 2009 г. - 2,4 млн. руб.,  2010 г. - 7,0 млн. руб., 2011 г. - 10,1 млн. руб., 2012 г. - 10,7 млн. руб.

Целевые индикаторы и показатели Программы

Показатели Программы:

увеличение удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов  с 80 % в 2008 (базовом) году до 100 % в 2012 (окончание Программы) году от числа зарегистрированных;

увеличение удельного веса сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных  в областную систему (кооперативы второго и последующего уровня) с 39 % в 2008 (базовом) году до 80 % в 2012 (окончание Программы) году от числа зарегистрированных;

увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1 работающий сельскохозяйственный потребительский кооператив  1-го уровня на 89 % в 2012 (окончание Программы) году по сравнению с 2008 (базовым) годом и 2-го уровня на 28 % в 2012 (окончание Программы) году  по сравнению с 2008 (базовым) годом (с учетом инфляции);

увеличение численности постоянных членов  сельскохозяйственных потребительских кооперативов, - с 4 тыс. человек в 2008 (базовом) году  до 8 тыс. человек в 2012 (окончание Программы) году;

увеличение охвата кооперативными отношениями сельского населения (соотношение числа членов кооперативов к числу сельского населения в регионе)  с 1,3 % в 2008 (базовом) году до 2,7 % в 2012 (окончание Программы) году

Ожидаемые результаты реализации Программы

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в областную систему, возрастет с 12 в 2008 (базовом) году до 37 в 2012 (окончание Программы) году;

будет создано 4 тыс. новых рабочих мест (вовлечено  в кооперацию) в сельской местности;

объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных потребительских кооперативах 1-го уровня возрастет с 50 000 тыс. руб. в 2008 (базовом) году до 162 200 тыс. руб. в 2012 (окончание Программы) году и 2-го уровня - с 2 200 тыс. руб. в 2008 (базовом) году до 5 600 тыс. руб. в 2012 (окончание Программы) году;

объем реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения, повысится  на 75 % к базовому периоду

Система управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области

     

2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


Основная проблема, препятствующая развитию малых форм хозяйствования на селе (далее  -  МФХ) Томской области, это отсутствие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее  -  СПпК), обеспечивающей доступность МФХ к рынкам снабжения и сбыта, услугам  по переработке продукции, обработке земельных участков, кредитным ресурсам и т.д.

Потребность в Программе обусловлена повышением роли местного самоуправления в развитии сельских территорий в условиях, когда не до конца завершена реорганизация и реформирование сельскохозяйственного производства, идет высвобождение рабочих, которые нуждаются в рабочих местах.  Для приложения труда и для обеспечения самозанятости населения необходимо использовать возможности личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) как форму хозяйствования на селе для самообеспечения продуктами питания населения. История подтверждает, что лучше всего организовывает сельское население кооперация. Принципы, заложенные в кооперативном движении, в первую очередь, направлены на самоорганизацию местного населения на воспитание в каждой сельской семье экономического мышления, понимания, что в рыночных условиях стабильного благосостояния возможно достичь только через производство конкурентоспособной продукции либо в личном, либо в коллективном хозяйстве.

Система СПпК должна стать базовой составляющей механизма комплексного, устойчивого развития сельских территорий, основным разделом программ социально-экономического развития муниципальных образований Томской области.

Как инструмент государственной политики в поддержке и развитии сельскохозяйственной кооперации Программа объединяет в себе положительные результаты развития сети сельскохозяйственной кредитной кооперации Томской области, изучения мирового опыта и опыта других регионов Российской Федерации.

В Томской области на селе проживает 350 тыс. человек, это более трети общей численности населения. Из 350 тыс. сельских жителей всего 12 тыс. человек занято в общественном сельхозпроизводстве, остальные - это потенциальные владельцы личных подворий. В сельских поселениях Томской области насчитывается около 117 тысяч ЛПХ, 1 106 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и индивидуальных предпринимателей, из которых 205 КФХ, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Доля ЛПХ и КФХ в объеме выпуска продукции сельского хозяйства составляет 54 %. Однако эти формы хозяйствования развиваются как натуральные хозяйства с низкой долей товарной продукции. В хозяйствах населения и фермеров производится 33,7 % мяса,  44,5 % молока, 79,6 % овощей и 94,9 % картофеля. Поэтому любые колебания  в производстве сельхозпродукции в этой категории хозяйствования серьезно отражаются на общем показателе производства сельхозпродукции. Развитие малых форм хозяйствования на селе в отдельных районах (Бакчарский, Молчановский, Зырянский) становится определяющим фактором в развитии территорий сельских поселений.

Одной из проблем, сдерживающих развитие ЛПХ, по-прежнему остается реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной МФХ на селе. Решение этой проблемы видится в создании и развитии в каждом сельском поселении сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов, сельского предпринимательства. Однако главы сельских поселений мало используют возможности областных рынков для продажи излишков сельскохозяйственной продукции без посредников, оказывают слабую помощь  в реализации продукции. Создание в крупных сельских поселениях сбытовых кооперативов решит проблему сбыта сельхозпродукции от ЛПХ, тем самым будут созданы условия для дальнейшего развития личных подворий, способствующие преобразованию ЛПХ из натурального хозяйства в мелкотоварное. Это даст дополнительный источник дохода и повысит уровень жизни сельского населения.

В Томской области зарегистрирован 31 СПпК, в том числе 26 кредитных кооперативов, 3 снабженческо-сбытовых, 3 перерабатывающих. Фактически осуществляют деятельность 25 СПпК (удельный вес работающих СПпК - 80 %): 21 - кредитный, 4 - обслуживающих. Кредитные кооперативы практически всех муниципальных районов постоянно расширяют географию своей деятельности, создают удаленные рабочие места в сельских поселениях, обеспечивая тем самым доступность жителей удаленных деревень к кредитным ресурсам. За два года на оснащение удаленных рабочих мест затрачено 2 млн. руб. бюджетных средств.




Сравнительный анализ деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (без кредитных кооперативов граждан)

Показатели

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Количество сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (далее - СПКК)

20

26

26

25

Число членов СПКК

730

3 665

4 600

4 620

Паевой фонд (млн. руб.)

8,3

17,8

22,3

48,6

в том числе взнос ассоциированных членов

-

-

9

14

Сумма займов

(кредитный портфель) (млн. руб.), в том числе

60,5

149,7

218,0

249,3

         ЛПХ

4,1

64,5

55,5

87,4

          КФХ

54,7

19,5

9,9

32,2

          потребительские цели

1,7

65,7

152,6

129,7

Количество сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов (далее - СПоК)

1

3

6

6

Выручка от оказания услуг СПоК, всего (млн. руб.)

0,6

4,0

7,0

8,0

Выручка на 1 СПоК (тыс. руб.)

600

1 330

1 750

2 000


За три года (2005-2008 гг.) сельскохозяйственные кредитные кооперативы при содействии муниципальных образований получили 50,0 млн. руб. кредитных ресурсов в Томском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк», и эта практика будет продолжена. Кредитные кооперативы за это время выдали займов жителям села на сумму более 617 млн. руб., в том числе на развитие сельхозпроизводства МФХ около 270 млн. руб., что составляет 25 % от общего объема привлеченных кредитов и займов по направлению государственной Программы «Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе».

Структура использования кредитных ресурсов на развитие ЛПХ и КФХ показывает, что приоритетными целями использования займов по-прежнему остаются покупка скота и птицы - 35 %, покупка техники - 30 % (итого 65 % средств используются на долгосрочные вложения), приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, кормов - 35 %, то есть  на пополнение оборотных активов.

Несмотря на то, что сельскохозяйственная потребительская кооперация играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, повышении конкурентоспособности и социального статуса мелких сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции, система сельскохозяйственной потребительской кооперации в Томской области недостаточно развита.

При этом можно назвать основные причины, сдерживающие развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации:

отсутствие в России центра по управлению системой сельскохозяйственной потребительской кооперации, разветвленной сети информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и работать в них;

отсутствие стартового капитала;

недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность  к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;

На сегодняшний день в Томской области к элементам инфраструктуры поддержки малого бизнеса в сельскохозяйственном производстве относятся:

19 центров поддержки малого предпринимательства;

6 информационно-консультационных центров;

25 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;

6 сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых, перерабатывающих кооперативов, из которых реально осуществляют деятельность только 4.

3. Цели и задачи Программы


Главная цель Программы - создание региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, увеличение объема реализации продукции, произведенной МФХ, и повышение уровня их доходов.

Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие основные задачи:

1. Развитие снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов, включая кредитные, различных уровней, облегчающих деятельность МФХ и повышающих их эффективность. Решение этой задачи содействует:

снижению производственных и иных издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей;

повышению надежности обслуживания аграрного производства, обеспечению жизнедеятельности и качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;

улучшению доступа крестьян к рынкам сбыта, материально-техническим, сырьевым, финансовым, информационным ресурсам и, следовательно, повышению товарности малых форм хозяйствования;

контролю ресурсных и продуктовых рынков со стороны сельскохозяйственных производителей;

развитию конкуренции в сфере агробизнеса, что ограничивает монополистическое поведение крупных коммерческих агропромышленных организаций;

повышению качества товаров и услуг для потребителей сельскохозяйственной продукции и сырья;

диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения;

выведению сферы услуг на селе, хозяйственной деятельности КФХ и ЛПХ  «из тени» в рыночную экономику;

расширению налогооблагаемой базы муниципальной экономики, что создает благоприятные условия для реформы местного самоуправления;

консолидации экономических и социальных интересов сельскохозяйственных производителей, росту их социального статуса, повышению инвестиционной привлекательности минисельхозпроизводства.

2. Наращивание материально-технической базы СПпК по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, а также обслуживанию сельского населения, включая кредитные кооперативы.

3. Увеличение доли реально работающих кооперативов за счет оздоровления экономического состояния уже действующих кооперативов и экономически обоснованного создания новых СПпК. Общая численность работающих кооперативов будет равна 46, и доля реально работающих кооперативов достигнет 100 %.

4. Подготовка и обучение специалистов СПпК. Переподготовка кадров будет вестись на базе ФГОУ ДПОС «Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса» при участии Аграрного научно-образовательного производственного центра Томской области. Для повышения квалификации специалистов потребительских кооперативов будут использованы возможности двух демонстрационных СПпК, созданных в Томской области.

Принимаемые меры позволят решить следующие задачи:

подготовка и повышение квалификации кадров для СПпК;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»