________________________________________________________
Отменено на основании
Решения Думы Города Томска от 07 июня 2011 года № 157
__________________________________________________________
В целях повышения пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" и уровня безопасности дорожного движения, руководствуясь Уставом города Томска, Дума
решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Томск" на период с 2009 г. по 2011 г." согласно приложению.
2. Установить, что объем средств на реализацию целевой программы определяется в решении Думы города Томска о бюджете г. Томска на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по благоустройству и транспорту Думы города Томска (М.Р.Рустамов).
Председатель
Думы города Томска
А.Н.Чуприн
Первый заместитель
Мэра города Томска
Н.А.Николайчук
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Томск» на период с 2009 г. по 2011 г.»
Томск - 2008
1. Наименование программы / статус | Целевая программа «О первоочередных мерах по обеспечению пропускной способности автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Томск» на период с 2009 г. по 2011 г.» | |||||
2. Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер) | Решение Думы города Томска от 04.03.2008 № 808 «О возобновлении движения транспорта по ул. Карла Маркса, ул. Дзержинского, пер. Карповскому, пер. Плеханова, пер. Красному, ул. Вершинина» | |||||
3. Заказчик программы | Департамент дорожного строительства и благоустройства администрации города Томска | |||||
4. Основные разработчики программы | Департамент дорожного строительства и благоустройства администрации города Томска при участии: | |||||
5. Цели и задачи программы, основные целевые показатели | Целью программы является повышение пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования «Город Томск». | |||||
6. Сроки выполнения программы | 2009 - 2011 гг. | |||||
7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Основными мероприятиями программы являются: | |||||
8. Объем и источники финансирования программы | ||||||
Сроки реализации | Требуемые финансовые средства, тыс. руб. | Эффект от реализации программы | ||||
Всего | Бюджет г. Томска | |||||
2009 | 148 903,1 | 148 903,1 | повышение пропускной способности улично-дорожной сети | |||
2010 | 131 198,6 | 131 198,6 | ||||
2011 | 85 718,4 | 85 718,4 | ||||
Всего | 365 820,1 | 365 820,1 |
9. Ожидаемые конечные результаты выполнения программы | - повышение пропускной способности улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск"; |
10. Система организации контроля за исполнением программы | Контроль и ответственность за выполнение программы обеспечивают: |
Развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Томск» является первоочередной социальной и градостроительной задачей. Город Томск имеет исторически сложившуюся улично-дорожную сеть с плотной застройкой. В настоящее время общая протяженность улично-дорожной сети составляет 746 км, из которых 584 км - с усовершенствованным покрытием.
Следует отметить, что на пропускную способность улично-дорожной сети и скорость движения транспортных средств в условиях города оказывают воздействие большое количество факторов, основными из которых являются: погодно-климатические условия; геометрические параметры улиц (ширина проезжей части, продольные уклоны, радиусы закруглений, наличие разделительных полос); эксплуатационное состояние и условия для движения транспорта (ровность дорожного покрытия, колейность дорожного покрытия, сцепные качества покрытия, прочность дорожного покрытия, наличие пересечений улиц с организованным светофорным регулированием, наличие пешеходных переходов с неорганизованным и организованным регулированием и т.п.) и другие.
Быстрый темп автомобилизации(1) привел к значительному росту интенсивности и плотности движения транспортных потоков на сети города. Обследование геометрических параметров магистральных улиц показали, что 67%(2) улично-дорожной сети не соответствует установленным требованиям, что в свою очередь не соответствует требованиям интенсивности и составу движения транспортных потоков и не обеспечивает надлежащую пропускную способность. Необходимо указать, что за последние годы геометрические размеры улично-дорожной сети практически не увеличились, прирост составил около 10% - Иркутский тракт, пр. Комсомольский, пр. Ленина. В тоже время интенсивность движения по улично-дорожной сети города значительно увеличилась, что привело к снижению эффективности сети: образуются очереди при подъезде к трамвайным и железнодорожным путям, возникают задержки на пересечениях в одном уровне, возрастает продолжительность движения по маршруту, резко ухудшаются условия для маневрирования, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Также анализ работы транспортных пересечений улиц со светофорным регулированием показал, что все они работают на стадии "затора" при задержке транспорта от 2 до 15 циклов светофорного регулирования.
_________________________
(1) по данным ГИБДД по состоянию на 01.01.2007 г. в городе Томске было зарегистрировано 85360 единиц транспортных средств, по состоянию на 01.01.2008 г. в городе Томске зарегистрировано 130238 единиц транспортных средств(2) по данным обследования ООО "Дорстройконтроль" за период 2005-2007 гг. от общей протяженности сети (письмо исх. № 10 от 10.08.2007)
К снижению пропускной способности улично-дорожной сети города также приводят стихийные парковки автотранспорта на проезжей части, особенно в местах размещения объектов массового обслуживания (например, центральный рынок, комплекс крупных магазинов на ул. Учебной - ул. Котовского, склады оптового продовольственного рынка вдоль пр. Мира, корпуса университетов по пр. Ленина и пл. Соляной).
Большое влияние на скорость движения транспорта оказывают пересечения с рельсовым транспортом. По данным исследований задержек движения автомобилей на пересечениях с путями рельсового транспорта, проведенных ООО НПЦ "Дорстройконтроль"(3), видно, что скорость движения транспорта на пересечении с рельсовым транспортом снижается в два и более раза (см. таблицу 1).
_________________________
(3) Научно-технический отчет ООО НПЦ "Дорстройконтроль" по теме "Мониторинг и оценка транспортно-эксплуатационных характеристик улично-дорожной сети г. Томска", 2006 г.
Таблица 1
Наименование улицы, пересечение/перегон | Средняя скорость движения потока | |||||
легковые автомобили | грузовые автомобили | |||||
до ж/д переезда | на ж/д переезде | после ж/д переезда | до ж/д переезда | на ж/д переезде | после ж/д переезда | |
ул. Крылова, | 29,2 | 9,3 | 31,8 | - | - | - |
пр. Ленина, | 26,4 | 12,3 | 24,8 | 21,9 | 13,8 | 26,4 |
пр. Кирова, | 30,6 | 10,05 | 46,3 | 30,0 | 21,1 | 28,2 |
пр. Кирова, | 31,41 | - | 30,6 | 31,5 | 16,16 | 26,2 |
ул. 79 Гв. Дивизии, | 34,5 | 10,03 | 31,9 | 30,8 | 13,2 | 29,0 |
На основании проведенных исследований скоростей движения на участках пересечения рельсовых путей в г. Томске был определен средний коэффициент снижения скорости, который равен 0,6.
Также низкий уровень пропускной способности улично-дорожной сети города приводит к росту дорожно-транспортных происшествий:
Кроме того, увеличение количества транспортных средств наряду с низкой пропускной способностью улично-дорожной сети приводит к отрицательному воздействию на окружающую среду города. По данным Томского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе оценивается как высокий, величина интегрального индекса загрязнения атмосферы составляет 15,51. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт - 77%. Одним из веществ, определяющих высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха города Томска, является формальдегид - продукт неполного сгорания автомобильного топлива(4).
_________________________
(4) письмо Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области от 17.03.2008 № 649
В результате сложившейся ситуации возникла острая необходимость разработки предложений по улучшению условий движения на магистралях города Томска.
Справочно:
Для получения большего эффекта увеличения пропускной способности перечисленных выше мероприятий недостаточно. Необходимо также выполнение работ по реконструкции, строительству и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства, а также мероприятия по устройству парковочных площадок для автомобильного транспорта. Однако, данные мероприятия требуют больших капитальных вложений (ориентировочно более 19 млрд. руб.). Характеристика указанных мероприятий дается ниже.
1) Реконструкция, строительство и капитальный ремонт объектов улично-дорожной сети.
Одним из основных факторов, влияющих на пропускную способность улично-дорожной сети, являются геометрические параметры улиц. Поэтому в целях развития улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" необходимо выполнять как работы по строительству и реконструкции объектов улично-дорожной сети, так и по их капитальному ремонту.
В соответствии с Генеральным планом города Томска для развития транспортной инфраструктуры также необходимо строительство путепроводов на пересечениях железной дороги с основными городскими магистралями, в первую очередь путепроводов в створе ул. Балтийской, пр. Новаторов, ул. Беринга, на трассе Томск - аэропорт. Учитывая развитие жилого района "Восточный" возникает острая необходимость в строительстве улицы-дублера Иркутского тракта - пр. Новаторов.
Кроме того, необходимо выполнить работы по организации кольцевых транспортных связей, включающих в себя следующие объекты:
- строительство путепровода через железнодорожную линию в створе улиц: Шевченко - Ломоносова с реконструкцией кольцевых магистральных улиц: Профсоюзная 5-й Армии - Смирнова - Стародеповская - Транспортная - Жуковского - Шевченко - Богдана Хмельницкого - выход на обходную магистральную дорогу непрерывного движения ("малое" кольцо);
- строительство автомобильной дороги по ул. Беринга от ул. Мичурина до Кузовлевского тракта, дублирующей ул. Смирнова;
- строительство пешеходно-транспортной набережной вдоль р. Томи с реконструкцией ул. Бердской, выходом на ул. 79 Гвардейской дивизии и пр. Комсомольский.
Сеть кольцевых связей необходимо завершить проектируемой магистральной дорогой непрерывного движения, призванной упорядочить пропуск внутригородских, особенного грузовых, потоков автотранспорта. Благодаря такому решению значительно освободятся от грузового движения улицы центральных районов, такие как ул. Нахимова, ул. Учебная, Московский тракт, пр. Комсомольский и др.
Следует отметить, что в 2008 году будет завершено строительство ул. Клюева от Иркутского тракта до ул. Осенней, а также начаты работы по строительству ул. Сибирской от ул. Л. Толстого до ж.д. переезда и ул. Елизаровых от ул. Шевченко до ул. Клюева, в составе которых будут выполнены работы по строительству транспортных развязок, мостов, путепроводов, подземных переходов. Кроме того, в 2008 году будут завершены работы по проектированию таких объектов, как "Реконструкция ул. Пушкина от ул. Яковлева до путепровода в районе ГПЗ-5", "Реконструкция ул. Дальне-Ключевской от ул. Розы Люксембург до ул. Яковлева", "Реконструкция ул. Советской от Каменного моста до ул. Нахимова". В течение 2009 года планируется завершить разработку проектной документации на строительство ул. Беринга от Иркутского тракта до ул. Энтузиастов, ул. Обручева от ул. Беринга до ул. Клюева и автомобильной дороги от пр. Мира до ул. Ленской.
Ежегодно в пределах выделенных бюджетных ассигнований проводятся работы и по капитальному ремонту улично-дорожной сети. Так, в 2006 году был проведен капитальный ремонт на площади 74 тыс. м,(2) в 2007 году было капитально отремонтировано более 140 тыс. м(2) асфальтобетонного покрытия проезжей и тротуарной части.
Выполнение работ по строительству ул. Сибирской от ул. Л. Толстого до ж.д. переезда и ул. Елизаровых от ул. Шевченко до ул. Клюева позволят повысить пропускную способность по указанным улицам(5) (см таблицу 2)
_________________________
(5) Письмо ТГАСУ от 03.10.2005 № 2773 (кафедра "Автомобильные дороги")
Таблица 2
Улица/перегон | Фактическая интенсивность движения на 2005 г. | Ожидаемая интенсивность движения после строительства на 2010 г. | Ожидаемая интенсивность движения после строительства на 2020 г. | ||
среднегодовая суточная, авт/сут | пиковая, авт/час | среднегодовая суточная, авт/сут | пиковая, авт/час | ||
ул. Сибирская пр. Комсомольский - ул. Л. Толстого | 10 100 | 16 100 | 1 357 | 21 635 | 1 824 |
ул. Сибирская ул. Л. Толстого - ул. Балтийская | - | 11 935 | 1 006 | 16 038 | 1 352 |
ул. Елизаровых ул. Шевченко - ул. Кулагина | - | 28 670 | 2 417 | 38 520 | 3 250 |
ул. Елизаровых ул. Кулагина - пр. Фрунзе | - | 27 975 | 2 358 | 37 590 | 3 169 |
ул. Елизаровых пр. Фрунзе - ул. Балтийская | 15 800 | 35 745 | 3 014 | 48 030 | 4 050 |