ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2007 года N 555


Об утверждении Концепции
управления муниципальным долгом
города Томска в 2007-2009 годах

(с изменениями на 19 августа 2008 года)

________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959

 _______________________________________________________________



          В целях совершенствования процессов планирования муниципальных заимствований города Томска и осуществления эффективной политики в области управления муниципальным долгом города Томска Дума

решила:

1.     Утвердить Концепцию управления муниципальным долгом города Томска в 2007 - 2009 годах согласно приложению.

2.     При составлении проектов перспективных финансовых планов города Томска, проектов бюджетов города Томска, а также в процессе исполнения бюджета города Томска администрации города Томска учитывать положения настоящей Концепции.

3.     Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

4.     Контроль за исполнением настоящего решения возложить на бюджетно-налоговый комитет Думы города Томска (Новожилов К.Л.).


Заместитель председателя
Думы города Томск
Ю.П.Исаев

Первый заместитель
Мэра города Томска
Н.А.Николайчук


Приложение
к решению Думы города Томска
от 28.08.2007 № 555


Концепция
управления муниципальным долгом города Томска в 2007 - 2009 годах

    

      1. Цели и задачи Концепции


Концепция управления муниципальным долгом города Томска в 2007 - 2009 годах (далее - Концепция) разработана на основе обобщения опыта управления долговыми обязательствами города Томска в предыдущие годы, а также с учетом опыта других муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Основной целью данной Концепции является определение основных принципов долговой политики города Томска и придание публичности деятельности администрации города Томска в сфере управления муниципальным долгом города Томска.

Задачами Концепции являются:


·      раскрытие информации о методах контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки и поддержание ликвидности бюджета города Томска;


· установление четких принципов моделирования долговой политики при формировании бюджета города Томска;


· минимизация рисков при управлении ликвидностью бюджета города Томска в процессе его исполнения;


· создание прозрачных правил учета, погашения и обслуживания долговых обязательств города Томска в целях защиты интересов инвесторов и кредиторов;

(Абзац в редакции, введенной в действие Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959, - см. предыдущую редакцию)

· декларация основных принципов предоставления муниципальных гарантий города Томска;


· определение инвестиционного потенциала города Томска и возможности использования муниципальных заимствований в целях решения важнейших задач развития города.      

Под управлением муниципальным долгом города Томска понимается процесс управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, снижения рисков и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей, а также создание механизмов для инвестиционных процессов.

Управление муниципальным долгом города Томска включает четыре взаимосвязанных направления:


1.      Планирование объема, сроков и структуры муниципального долга города Томска.


2. Осуществление операций с муниципальным долгом города Томска, направленных на оптимизацию структуры и сокращение расходов на его обслуживание, обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств.


3. Мобилизация собственных активов города Томска. Реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета города Томска в целях снижения потребности в заимствованиях.


4. Организация учета долговых обязательств, создание прозрачных и формализованных механизмов управления муниципальным долгом города Томска.

     

     2.   Основные виды долговых обязательств города Томска

    

(Наименование в редакции, введенной в действие Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959, - см. предыдущую редакцию)     

Основными видами долговых обязательств, имеющими перспективное значение для развития системы управления муниципальным долгом города Томска, являются:

(Абзац в редакции, введенной в действие Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959, - см. предыдущую редакцию)

· муниципальные ценные бумаги;


· кредиты коммерческих банков;


· бюджетные  кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


· муниципальные гарантии.


     Муниципальные ценные бумаги


Муниципальные ценные бумаги города Томска представлены облигациями Томского городского займа, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Преимуществами облигационных займов являются рыночный способ размещения и обращения, конкурентный механизм ценообразования. Кроме того, длительный срок заимствования и большой объем получаемых средств делают облигационные займы одним из основных инструментов финансирования дефицита бюджета и инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Форма заимствований через рыночные долговые обязательства позволяет существенно расширить круг инвесторов, сформировать публичную кредитную историю, увеличить инвестиционную привлекательность, и, как следствие, снизить расходы на обслуживание муниципального долга.

Выпуск муниципальных ценных бумаг позволит администрации города Томска решить следующие задачи:


· создать гибкую систему управления муниципальным долгом;


· диверсифицировать долговой портфель;


· аккумулировать средства широкого круга инвесторов;


· повысить уровень прозрачности общественных финансов города Томска.


     Кредиты коммерческих банков


Относительная простота и быстрота получения средств для финансирования потребностей бюджета в рамках кредитных линий по заключенным муниципальным контрактам делают кредиты коммерческих банков незаменимым инструментом долговой политики. Вследствие несбалансированности в пределах года поступлений доходов и финансирования расходов возникает необходимость привлечения кредитных средств на покрытие возникающего временного кассового разрыва. При привлечении кредитов преимущество должно отдаваться кредитам сроком до одного года или кредитным линиям с лимитом задолженности, в рамках которых финансирование проводится отдельными траншами. Условиями заключенных контрактов должна быть предусмотрена возможность неполного использования лимита заимствования и возможность досрочного возврата кредита или части кредита в любое время без взимания кредитором платы за такой возврат.

       (Абзац в редакции, введенной в действие Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959, - см. предыдущую редакцию)

Бюджетные  кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Еще одним инструментом, служащим для покрытия временных кассовых разрывов, являются бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетные кредиты). Порядок предоставления бюджетных кредитов определяется Положением о предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета, утвержденным Законом Томской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Бюджетные кредиты предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности и целевого использования. Уровень процентной ставки за пользование бюджетными кредитами определяется Законом Томской области об областном бюджете. Срок предоставления бюджетного кредита ограничен рамками финансового года. Процентная ставка по бюджетным кредитам, как правило, выше процентных ставок по кредитам коммерческих банков.

Муниципальные гарантии

Предоставление муниципальных гарантий может рассматриваться как одна из форм поддержки инвестиционной деятельности на территории города Томска. Однако, учитывая высокие риски гарантийных обязательств, необходимо проводить политику, направленную на ограничение доли условных обязательств в структуре муниципального долга города Томска.

Предоставление муниципальных гарантий города Томска должно основываться на следующих принципах:


·      предоставление муниципальных гарантий должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе;

(Абзац в редакции, введенной в действие Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959, - см. предыдущую редакцию)

· предоставление муниципальных гарантий преимущественно под инвестиционные проекты, имеющие важное социально-экономическое значение;


· проведение качественной оценки инвестиционных проектов, под которые предоставляются муниципальные гарантии;


· проведение углубленного анализа финансового состояния принципала;


· выполнение принципалом требований по отсутствию задолженности по налоговым платежам и иной просроченной задолженности, а также наличию собственных средств для инвестиционного проекта, под который выдается муниципальная гарантия.


     3. Основные положения, используемые при планировании муниципальных заимствований города Томска в течение финансового года

Решением о бюджете города Томска устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Верхний предел муниципального долга рассчитывается по следующей формуле:


    
ВП=Мд-Дф(Пф)-О+МГ, где

(Абзац в редакции, введенной в действие Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959, - см. предыдущую редакцию)

Мд - объем муниципального долга, сложившийся на начало финансового года;

Дф (Пф) - размер дефицита (профицита) бюджета, утвержденный решением о бюджете;

О - остатки средств бюджета;

МГ - объем муниципальных гарантий.

В соответствии с решением о бюджете города Томска департамент финансов администрации города Томска ежемесячно составляет прогнозные графики поступления доходов, финансирования расходов и привлечения заемных средств с разбивкой по месяцам.

(Абзац в редакции, введенной в действие Решением  Думы города Томска от 19 августа 2008 года N 959, - см. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»