________________________________________________________
Утратило силу на основании
Постановления Администрации Томской области от 31 июля 2013 года № 314а
________________________________________________________
В целях определения основных направлений деятельности по кадровому обеспечению стратегического развития Томской области
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Концепцию кадровой политики Администрации Томской области на период до 2010 года (приложение № 1);
2) План мероприятий по реализации Концепции кадровой политики Администрации Томской области на период до 2010 года (приложение № 2);
3) Положение о Координационном совете по кадровой политике Администрации Томской области (приложение № 3);
4) состав Координационного совета по кадровой политике Администрации Томской области (приложение № 4).
2. Руководителям департаментов, управлений, комитетов Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области ежегодно, до 20 января, направлять для обобщения в Департамент государственной службы и административной реформы Администрации Томской области информацию о выполнении мероприятий по реализации Концепции.
Рекомендовать органам местного самоуправления разработать программы развития и рационального использования кадрового потенциала в городских округах и муниципальных районах.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по кадровой политике Чубика П.С.
Губернатор Томской области
В.М.Кресс
Концепция
кадровой политики Администрации Томской области на период до 2010 года
Концепция кадровой политики Администрации Томской области на период до 2010 года (далее - Концепция) ориентирована на эффективное кадровое сопровождение реализации Программы социально-экономического развития Томской области на период до 2010 года и представляет собой нормативно установленную совокупность целей, задач, приоритетов и методов действий органов государственной власти Томской области по регулированию кадровых процессов и отношений, что в свою очередь определяет основные направления работы с кадрами, пути развития и рационального использования интеллектуального потенциала области.
Кадровая политика позволяет объединить и согласовать различные управленческие действия при проведении экономической и социальной политики. Ее роль особенно возрастает в условиях укрепления государственности, развития рыночных отношений, социальных преобразований, усложнения задач, решаемых на региональном уровне.
Основополагающими принципами кадровой политики являются:
научность, системность, легитимность и открытость;
комплексность - учет всех факторов (организационных, правовых, социально-психологических, экономических), влияющих на состояние рынка трудовых ресурсов;
перспективность, обеспечивающая опережающий и упреждающий характер кадровой политики;
гуманизм, предполагающий уважение личности человека, развитие его инициативы, способностей и профессиональных навыков;
профессионализм и компетентность - наличие знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления служебной деятельности в динамично изменяющейся внешней среде;
непрерывность и преемственность подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, резерва руководящих кадров.
Объекты кадровой политики Администрации Томской области подразделяются на две группы:
1. Руководящие кадры и персонал исполнительных органов государственной власти, руководители областных государственных учреждений и предприятий, которые являются объектами прямого регулирования.
2. Депутаты всех уровней, кадры органов местного самоуправления, руководители территориальных федеральных органов государственного управления, назначение которых согласовывается с Губернатором Томской области, руководящие кадры государственных и негосударственных предприятий, объединений, других организаций, оказывающих услуги финансового, коммерческого, юридического характера; выпускники высших учебных заведений, прошедшие профессиональную подготовку по целевому набору, которые выступают в качестве объектов косвенного регулирования.
С объектами косвенного регулирования кадровая политика осуществляется посредством мониторинга кадровой ситуации, использования баз данных кадровой информации, создания системы работы с кадровым резервом, а также организации профессиональной подготовки.
Коллегиальным органом в решении вопросов кадровой политики выступает Координационный совет по кадровой политике Администрации Томской области.
Кадровую ситуацию в области следует рассматривать применительно к системе государственного и муниципального управления, бюджетной сфере и отдельно - к реальному сектору экономики.
В ходе реализации Концепции кадровой политики Администрации Томской области на 2001-2005 годы качественно изменилась структура кадров региональных исполнительных органов государственной власти.
Внедрение современных кадровых технологий, в том числе ротация кадров и конкурсный отбор на государственную гражданскую службу, позволили качественно обновить кадровый состав исполнительных органов государственной власти Томской области.
Возросло количество государственных гражданских служащих, имеющих ученую степень и прошедших профессиональную переподготовку.
В целом сложилась многоуровневая система повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих от высших учебных заведений до районных центров профессиональной подготовки кадров.
В то же время кадровые процессы в системе государственного и муниципального управления развиваются недостаточно динамично. С одной стороны, функционирует отлаженная система профессионального обучения, с другой - практически отсутствует диагностика профессиональной успешности государственных гражданских и муниципальных служащих, карьерная стратегия, целенаправленная работа с кадровым резервом.
Не сложилась эффективная система взаимодействия в решении кадровых вопросов между региональными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и федеральными структурами.
Все большую остроту в кадровом обеспечении учреждений бюджетной сферы (здравоохранение, образование и культура) приобретает проблема старения кадров.
На кадровую ситуацию в реальном секторе экономики Томской области оказывают влияние экономические, демографические и образовательные факторы. Это обусловлено уменьшением в данный период численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст, при одновременном увеличении численности граждан, достигших пенсионного возраста, и отрицательным сальдо миграции населения.
Следствием депопуляции населения становится не только уменьшение численности трудовых ресурсов региона, но и увеличение их среднего возраста, что создает дополнительные риски для бизнеса и экономики в целом.
В 2006 году доля экономически активного населения области составила 52,2 % от общей численности, в реальном секторе экономики было занято 46,7 %.
В структуре вакансий сохраняется высокий спрос на квалифицированных рабочих. Заметно обострилась проблема закрепления молодых специалистов в проблемных отраслях экономики (агропромышленный и лесопромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство).
Наблюдается тенденция сокращения численности работников в производственной сфере и увеличения её в непроизводственной сфере.
Вызывает тревогу увеличение доли молодежи среди безработных по причине несоответствия специальностей, по которым осуществляется подготовка в образовательных учреждениях, потребностям рынка труда.
Стратегия развития отраслей «новой экономики» требует создания комплексной системы как подготовки кадров, так и механизмов закрепления специалистов в приоритетных отраслях экономики Томской области.
Таким образом, региональный рынок труда продолжает оставаться несбалансированным, несмотря на позитивные сдвиги в экономике. Фактически исчерпала себя политика экстенсивного укрепления кадрового потенциала.
В числе наиболее актуальных проблем следует отметить следующие:
медленную адаптацию кадров к социально-экономическим, политическим изменениям в обществе;
слабое участие организаций реального сектора экономики в формировании сбалансированного регионального заказа учреждениям Томского научно-образовательного комплекса;
дефицит высококвалифицированного управленческого, экономического и технического персонала в реальном секторе экономики и инновационной сфере;
слабое закрепление молодых специалистов в проблемных отраслях экономики и социальной сфере, особенно в сельской местности;
отсутствие в финансовых планах большинства организаций частных форм собственности затрат на подготовку и переподготовку кадров;
отсутствие программ рационального использования и развития кадров в городских округах и муниципальных образованиях.
В связи с этим необходимо принятие соответствующих мер правового, административно-управленческого и социально-экономического характера, направленных на решение данных проблем с целью формирования и развития кадрового потенциала, способного эффективно и профессионально решать стратегические задачи социально-экономического развития области.
Основными целями кадровой политики являются:
формирование и развитие кадрового потенциала как важнейшего ресурса, способного обеспечить намеченные темпы социально-экономического развития Томской области;
повышение эффективности деятельности органов государственного управления в интересах развития Томской области, создание системы государственной гражданской и муниципальной службы с учетом исторических, национальных и культурных особенностей региона.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
повышение эффективности государственного и муниципального управления за счет развития кадрового потенциала;
создание механизмов обеспечения современной структуры экономики Томской области кадрами соответствующей квалификации;
развитие образовательного комплекса как важнейшего элемента экономики области, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
обеспечение непрерывности профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих, управленческих кадров;
поддержка кадрового обеспечения наиболее значимых отраслей экономики, предпринимательства, инновационной сферы.
В соответствии с целями и задачами кадровой политики в качестве приоритетных направлений выступают:
1. Развитие кадрового потенциала государственной гражданской службы Томской области
Формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного аппарата государственного управления посредством совершенствования системы профессионального развития государственных гражданских служащих, мотивации их к эффективной деятельности, построения карьерной стратегии на основе конкурсного отбора в кадровый резерв и внедрения системы оплаты труда по результатам.
2. Формирование и развитие кадрового потенциала учреждений
бюджетной сферы
Совершенствование системы развития кадрового потенциала бюджетной сферы посредством обучения руководящих кадров и резерва по программам менеджмента, отраслевой переподготовки специалистов с учетом результатов профессиональной аттестации, целевой подготовки молодых специалистов.
3. Государственная поддержка развития кадрового потенциала органов местного самоуправления
Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления за счет профессионализма муниципальных служащих, достигнутого посредством создания единой базы кадровой информации, системы непрерывного обучения, обновления и ротации кадрового состава органов местного самоуправления, формирования и подготовки кадрового резерва.
4. Содействие сохранению и развитию кадрового потенциала реального сектора экономики, инновационной сферы Томской области
Создание эффективных механизмов воздействия на кадровые процессы в агропромышленном и лесопромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, предпринимательстве, инновационной сфере путем реализации региональных образовательных программ и Государственного плана Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
5. Формирование механизмов повышения конкурентоспособности молодежи
Совершенствование системы подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, включение в образовательные процессы дистанционных и модульных технологий обучения, осуществление целевой подготовки молодых специалистов и создание условий для их закрепления в муниципальных образованиях.
В качестве механизма реализации кадровой политики выступает система мер, направленная на кадровое сопровождение Программы социально-экономического развития Томской области.
Система обеспечения реализации кадровой политики включает: