ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 февраля 2007 года № 64-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы
«Обеспечение безопасности дорожного движения
на 2007 - 2009 годы»

(с изменениями на 24 декабря 2009 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Томской области от 24 декабря 2009 года № 276-ОЗ

     Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ
________________________________________________________________

Принят
 Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 25.01.2007 № 3900

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 годы» согласно приложению.


Статья 2

     

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его  официального опубликования.


Губернатор Томской области
     В.М. Кресс

(12 февраля 2007 года № 64 - ОЗ)



Приложение
к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения
на 2007 - 2009 годы»


Областная целевая программа
«Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 годы»


Паспорт областной целевой программы
«Обеспечение безопасности дорожного движения
на 2007 - 2009 годы»


Наименование программы


Областная целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на 2007 - 2009 годы» (далее - Программа)


Основание для разработки Программы


Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

Поручение Президента Российской Федерации по итогам  заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 года (от 05 декабря 2005 года  № Пр-2012);

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100 «О федеральной целевой программе  «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»;

Закон Томской области от 19 апреля 2006 года № 79-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 - 2010 годы».


Государственный заказчик Программы


Администрация Томской области,

Комитет общественной безопасности Администрации Томской области


Основные разработчики Программы


Комитет общественной безопасности Администрации Томской области;

Управление внутренних дел по Томской области;

Управление начального профессионального образования  Томской области;

Департамент общего образования Томской области;

Департамент здравоохранения Томской области;

Областное государственное учреждение «Томскавтодор»;

Управление внутренних дел МВД России в г. Северске


Цель Программы


Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими


Задачи Программы


Предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

развитие системы подготовки водителей транспортных средств;

сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

совершенствование организации движения транспорта и  пешеходов;

повышение эффективности деятельности соответствующих служб по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях


Главные целевые показатели


Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими


Сроки реализации Программы


2007 - 2009 годы


Исполнители  мероприятий


Управление внутренних дел по Томской области                        (по согласованию);

Управление внутренних дел МВД России в г. Северске               (по согласованию);

Департамент здравоохранения Томской области;

Управление начального профессионального образования  Томской области;

Департамент общего образования Томской области;

Управление государственного автодорожного надзора по  Томской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию);

Областное государственное учреждение «Томскавтодор» (по согласованию);

Департамент капитального строительства Администрации г. Томска (по согласованию);

Управление ЖКХ, транспорта и связи Администрации                г. Северска (по согласованию).

(Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)


Объемы и источники финансирования

В тыс.

рублей

2007 -2009 годы
(прогноз)

2007 г. (прогноз)

2008 г. (прогноз)

2009 г. (прогноз)

Всего

229520,5  

82 975,0

85 755,5

 60790

Федеральный бюджет  (прогноз)

21 163,0

8 011,0

6 711,0

6 441,0

Областной бюджет  (прогноз)

 208357,5

74 964,0

79 044,5

 54349,0

(Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)


Ожидаемые  социально-экономические результаты от реализации  Программы

Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 5-7 процентов ежегодно, в 2009 году - на 1 процент;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 5 процентов ежегодно, в 2009 году - на 1 процент;

сокращение количества детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий по собственной неосторожности, на 20 процентов, в 2009 году - на 5 процентов;

снижение смертности и инвалидизации при дорожно-транспортных происшествиях на 5 процентов за счет повышения качества оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе, в 2009 году - на 1 процент;

повышение уровня раскрываемости преступлений, связанных с угоном транспортных средств.

(Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 238-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)


Система организации контроля за исполнением  Программы


Контроль за исполнением Программы осуществляет  Государственная Дума Томской области и Администрация  Томской области.


1. Характеристика проблемы

Дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) в настоящее время являются одной из важнейших и обостряющихся проблем. Во всем мире ДТП является основной причиной смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет и влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта.

Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 800 млрд. долларов США в год (в России в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей). При этом если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется, то в развивающихся государствах ситуация ухудшается за счет резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.

Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Томской области.

Ежегодно на дорогах области совершается более 700 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает около 150 и получают увечья различной степени тяжести свыше 750 человек. В период с 2000 года по 2005 год в области зарегистрировано 4239 ДТП, в которых погибли 831 и получили ранения 4798 человек. При этом в 644 происшествиях погибло 47 детей и было ранено - 629.

Несмотря на применяемые отдельные меры по предупреждению ДТП, в области не наблюдается стабильного снижения ДТП по основным его индикативным показателям. В тоже время, количество погибших в ДТП возросло со 112 человек в 1999 году до 143 человек в 2005 году. При этом тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших) возросла с 11,2 в 1999 году до 15,7 - в 2005 году.

По статистике, в 2005 году в Томской области произошло 684 ДТП, в которых погибли 143 человека и ранено 765 человек, количество ДТП с участием детей - 100, при этом погибли 12 детей и ранены 94. Было зарегистрировано 13714 ДТП с материальным ущербом. Рост ДТП, а также числа пострадавших в них людей отмечен в 9 районах области.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий стали: наезд на пешеходов (44,7 процента), столкновение (26,2 процента), опрокидывание (15,8 процента), наезд на препятствие (7,9 процента), наезд на стоящее транспортное средство (1,2 процента).

Согласно методике оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (Р-03112199-0502-00), разработанной государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ, г. Москва) величина ущерба в результате гибели человека в ДТП принята равной 2 375 тыс. рублей, в результате ранения - 41,8 тыс. рублей.

Таким образом, в Томской области только в 2005 году ущерб в результате гибели и ранения людей составил 371 602 тыс. рублей. Ущерб от ДТП с материальным ущербом по усредненным данным - более 250 миллионов рублей.

В целом динамика изменений показателей аварийности выглядит следующим образом:

Таблица 1

Показатели аварийности по Томской области за 1999 - 2005 годы

Годы

Количество

Разница по сравнению с прошлым годом
(в процентах)

Тяжесть последст-вий ДТП

ДТП

погиб-ших

раненых

ДТП

погиб-ших

раненых

1999

801

112

890

-0,8

-28,2

-3,8

11,2

2000

717

120

824

-10,4

+7,1

-7,4

12,7

2001

708

129

832

-1,2

+7,5

+0,9

13,4

2002

714

141

799

+0,8

+9,3

-3,9

15,0

2003

713

150

811

-0,1

+6,3

+1,5

15,6

2004

703

148

767

-1,4

-1,3

-5,4

16,2

2005

684

143

765

-2,7

-3,4

-0,3

15,7


Несмотря на снижение количества дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий ДТП увеличилась с 13,4 погибших на 100 пострадавших в 2001 году до 15,7 в 2005 году.

Таблица 2

ДТП, совершенные по вине водителей

Годы

Количество

Разница по сравнению с прошлым годом (в процентах)

ДТП

погиб-ших

раненых

ДТП

погиб-ших

раненых

1999

642

92

750

1,9

-34,8

-0,5

2000

578

108

696

-10,0

17,4

-7,2

2001

540

105

685

-6,6

-2,8

-1,6

2002

567

120

670

5,0

14,3

-2,2

2003

578

133

687

1,9

10,8

2,5

2004

547

128

624

-5,4

-3,8

-9,2

2005

548

114

654

0,18

-10,9

4,8


Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств (более чем в 75 процентах ДТП). Это свидетельствует о низком качестве подготовки водителей, приводящем к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, их неудовлетворительной дисциплине, невнимательности и небрежности.

Таблица 3

ДТП, совершенные по вине водителей в нетрезвом состоянии

Годы

Количество

Разница по сравнению с прошлым годом (в процентах)

ДТП

погиб-ших

раненых

ДТП

погиб-ших

раненых

1999

153

28

198

7,0

-20,0

12,5

2000

133

22

168

-13,1

-21,4

-15,2

2001

123

22

148

-7,5

-

-11,9

2002

122

24

147

-0,8

9,1

-0,7

2003

119

28

144

-2,5

16,7

-2,0

2004

110

21

136

-7,6

-25,0

-5,6

2005

82

13

98

-25,4

-38,0

-27,9


Удельный вес дорожно-транспортных происшествий по вине водителей в нетрезвом состоянии из количества ДТП по вине водителей снизился в 2005 году по сравнению с 1999 годом на 7,2 процента.

Как и многие другие бедствия, ДТП отражаются на положении конкретных групп населения, причем наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы - из-за отсутствия средств защиты, которые помогли бы им уменьшить тяжесть последствий аварий на дорогах. В таблице 4 приведены данные по дорожно-транспортным происшествиям, совершенным по вине пешеходов.

Таблица 4

ДТП, совершенные по вине пешеходов

Годы

Количество

Разница по сравнению с прошлым годом (в процентах)

ДТП

погиб-ших

раненых

ДТП

погиб-ших

раненых

1999

232

29

209

-18,0

-17,1

-22,0

2000

205

22

184

-11,6

-24,1

-12,0

2001

222

41

188

8,3

86,4

2,2

2002

205

30

181

-7,7

-26,8

-3,7

2003

187

29

171

-8,8

-3,3

-5,5

2004

194

32

173

3,7

10,3

1,2

2005

179

37

151

-7,7

15,6

-12,7

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»