ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2006 года N 357


О городской целевой программе "Развитие общественного пассажирского транспорта муниципального образования "Город Томск" на период с 2007 г. до 2020 г. Подпрограмма "Развитие и поддержка городского электрического транспорта" на 2007-2009 годы


В целях развития и поддержки городского электрического транспорта Дума города Томска

решила:

1.Утвердить городскую целевую программу "Развитие общественного пассажирского транспорта муниципального образования "Город Томск" на период с 2007 г. до 2020 г. Подпрограмма "Развитие и поддержка городского электрического транспорта" на 2007-2009 годы согласно приложению.

2.Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.

3.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по благоустройству и транспорту Думы города Томска (М.Р. Рустамов).


Председатель  
Думы города Томска
Н.А. Николайчук

Первый заместитель
Мэра города Томска
И.Н.Шатурный


Приложение
к решению Думы города Томска
от 19 декабря 2006 г. № 357



Городская целевая программа
"Развитие общественного пассажирского транспорта муниципального образования «Город Томск»
на период с 2007 г. до 2020 г.



подпрограмма
«Развитие и поддержка городского электрического транспорта»
на 2007-2009г.г.


Томск - 2006


 I. Паспорт подпрограммы
"Развитие и поддержка городского электрического транспорта"
на 2007-2009г.г.

Департамент дорожного строительства
благоустройства и  транспорта администрации г.Томска
(заказчик подпрограммы)

1. Наименование программы/статус

Городская целевая программа «Развитие общественного пассажирского транспорта муниципального образования «Город Томск» на период с 2007 до 2020 г.  Подпрограмма "Развитие и  поддержка городского электрического транспорта" на 2007-2009г. г.

2. Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер)

Распоряжение Мэра г. Томска от 27.03.2006  
№ р178 «О мерах по реализации мероприятий по повышению безопасности и стабильности работы городского пассажирского транспорта на территории муниципального образования "Город Томск».
Решение от 17.10.2006 № 282 «О ходе исполнения «Программы по выводу ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление из кризисного состояния» на 2005-2006 годы, утвержденной решением Думы города Томска от 28.06.2005 № 943»

3. Заказчик программы:

- Департамент дорожного строительства благоустройства и транспорта администрации г.Томска

4. Основные разработчики программы:

- Департамент дорожного строительства благоустройства и транспорта администрации г.Томска

5. Цели и задачи программы, основные целевые показатели:

Целью программы является:
- развитие городского электрического транспорта
- поддержка городского электрического транспорта
Задачей программы является:
- регулярное целевое финансирование эксплуатационной деятельности предприятия и выделение средств из областного бюджета на развитие предприятия в т.ч. на обновление подвижного состава

6. Сроки выполнения подпрограммы:

2007-2009г. г.

7. Перечень основных мероприятий:

Основными мероприятиями программы являются:
  - содержание контактных сетей и путевого хозяйства городского электрического транспорта;
 - расходы на электроэнергию на тягу подвижного состава;
- обновление городского электрического транспорта;
- текущие расходы по перевозке пассажиров.

8. Объемы и источники финансирования программы:

Городской бюджет всего 306 965,00 в т.ч.:
2007 г. - 91 783,00 тыс. руб.;
2008 г. - 102 748,00 тыс.руб.;
2009 г. - 112 434,00 тыс.руб.
Субвенция областного бюджета всего 210 000,00 в т.ч.::
2007 г. - 50 000,00 тыс. руб.;
2008 г. - 70 000,00 тыс.руб.;
2009 г. - 90 000,00 тыс.руб.
Итого за 2007-2009 г.г. 516 965,00 тыс..руб.

9. Ожидаемые конечные результаты выполнения программы:

-  повышение безопасности работы пассажирского транспорта;
- повышение экономической эффективности деятельности предприятия;
- сохранение для населения наиболее дешевого по цене и социально-значимого вида перевозок пассажиров

10. Система организации контроля за исполнением программы:

Контроль и ответственность за выполнение программы обеспечивают:
администрация г. Томска;
Дума города Томска;
департамент дорожного строительства благоустройства и транспорта администрации г.Томска


II. Анализ сложившейся ситуации


Статус современного, цивилизованного города определяет высокий уровень культуры, уровень внешнего благоустройства, наличие инженерной и транспортной инфраструктуры, а именно электротранспорта. Городской пассажирский транспорт является  одной из социально-значимых отраслей городского хозяйства.

Электрический транспорт, который в известном смысле может считаться самым городским из всех видов городского пассажирского транспорта, обладает следующими отличительными особенностями - более высокая экономичность, безопасность перевозок и экологическая чистота. Система организации движения, безопасность перевозки пассажиров в транспорте, почти не уступает по своему уровню железнодорожному и авиатранспорту, вместимость подвижного состава составляет от 120 до 212 пассажиров в троллейбусе и до 158 пассажиров в трамвае. Кроме того, электрический транспорт в городе Томске является альтернативным видом перевозки пассажиров автобусному транспорту.

Утвержденная постановлением Мэра г. Томска от 07.07.2005 № 399 транспортная маршрутная сеть электротранспорта составляет 139,1 км, в том числе 93,4 км троллейбусной сети, 45,7 км трамвайной сети. Перевозка пассажиров городским электрическим транспортом осуществляется ТГ УМП «Трамвайно-троллейбусное управление» по 7 троллейбусным маршрутам и 5 трамвайным маршрутам. При этом ежегодно перевозится около 24,5 млн.чел., что составляет 20 % от общего объема пассажиропотока в городе Томске.

Действующая транспортная маршрутная сеть составляет более 1,1 тыс. км и охватывает все районы города. Однако, в связи с ежегодным увеличением количества транспортных средств, существует острая проблема перегрузки улиц города. Радикальное решение транспортных проблем возможно, в первую очередь, путем строительства и реконструкции улиц, дорог и транспортных сооружений, так как именно они определяют характер перераспределения транспортных потоков, возможность снижения интенсивности  движения на основных магистралях, уменьшения простоя транспортных средств на перекрестках.

Изменение транспортной схемы муниципального образования "Город Томск", подробно изложена в программе "Развитие общественного пассажирского транспорта муниципального образования "Город Томск" на период с 2007 г. до 2020 г.г. и включает в себя:


-  проведение капитального ремонта и реконструкции улично-дорожной сети: в т.ч. пер. Пионерский, ул. Советская от пл. Батенькова до пр. Кирова - 2,4 км, ул. Пушкина от ул. Яковлева до ГПЗ-5 - 1,9 км, ул. Р. Люксембург от Каменного моста до ул. Д. Ключевской - 1,8 км, ул. Д. Ключевская от ул. Пушкина до ул. Р. Люксембург - 1,4 км,


-   строительство транспортной развязки на пересечении пр. Комсомольского с ул. Пушкина 2 этап - 4,7 км;


-  строительство заездных карманов - 80 шт.,


- установку остановочных павильонов - 80 шт.,


- устройство пешеходных ограждений - 1350 п.м.,


- установка светофорных объектов - 31 шт,


- обследование пассажиропотока в течение 1 года.

Кроме того, изменение транспортной схемы позволит сократить количество пассажирского транспорта на пл. Ленина и повысить пропускную способность пр. Ленина, пр. Фрунзе, ул. Пушкина за счет перераспределения транспортных потоков на прилегающие улицы (ул. Р. Люксембург, ул. К. Маркса, пер. Пионерский и др.). Перераспределение маршрутов с пр. Ленина на другие улицы исключит параллельное движение городского электрического транспорта (в частности троллейбусов) с маршрутными автобусами на указанном ранее участке пр. Ленина, что увеличит пассажиропоток на горэлектротранспорте, и, соответственно, доходы ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление" примерно на 10-15%.

Принимая во внимание убыточную деятельность предприятия и в целях сохранения муниципального электротранспорта решением Думы города Томска от 28.06.2005 № 943 была утверждена городская целевая Программа по выводу ТГУ МП "Трамвайно-троллейбусное управление" из кризисного состояния на 2005 - 2006 гг." За период реализации программы проведены мероприятия по оптимизации производственных и ликвидации непроизводительных затрат предприятия:


-  выведен имущественный комплекс (основные фонды) трамвайного и троллейбусного депо из права хозяйственного ведения ТГУ МП "ТТУ" в МУ "Томское городское имущественное казначейство" с возвратом по договору аренды и безвозмездного пользования, что позволило снизить затраты по налогу на имущество;


-  изменена форма владения земельными участками (из права бессрочного пользования переведена во владение на правах аренды. Плата за аренду земли по льготным ставкам существенно снизила финансовую нагрузку на предприятие);


- произведено сокращение производственной базы троллейбусного депо  путем закрытия филиала троллейбусного депо по адресу ул. Высоцкого 26 (ликвидированы расходы по текущему содержанию базы, сокращение штатной численности основных и вспомогательных работников);


- оптимизирована штатная численность основного производственного и вспомогательного персонала  трамвайного и троллейбусного депо, что позволило снизить затраты предприятия (издержки производства);


- осуществлена реорганизация предприятия и организованы три предприятия ООО "Городские контактные сети электротранспорта", ООО "Городские тяговые подстанции электротранспорта", ООО "Служба путевого хозяйства", которые осуществляют свою деятельность.

Необходимо учитывать, что программа предусматривала минимальную бюджетную поддержку обеспечения эксплуатационной деятельности предприятия. Однако не все мероприятия, указанные в программе, удалось выполнить в полном объеме. Объективными причинами явились:


-  поступление средств из городского бюджета на реализацию «Программы» не в полном объеме (недофинансирование в 2005 году  19,5 млн.руб., в 2006 году  1,9 млн.руб.);


-  недостаточное финансирование на обновление подвижного состава (потребность 82 млн. руб., в т.ч. из областного бюджета 40,98 млн.руб.), фактически из городского бюджета в рамках программы выделено 14,5 млн.руб. на приобретение 2-х трамвайных вагонов;


- отвлечение доходов предприятия от перевозки платных пассажиров на содержание вновь созданных самостоятельных предприятий, вследствие чего, осуществление технического обслуживания подвижного состава дополнительно ограничивается, следовательно, увеличивается время простоев подвижного состава по техническим причинам на линии и в депо (на 687 часов больше в 2006 г.), происходит задержка в выплате заработной платы работникам предприятия, осуществления платежей поставщикам тепло-, электроэнергии и т.п..

Анализ финансово-хозяйственной деятельности за 2004 - 9 месяцев 2006 г.г. (Приложение № 1) свидетельствует о том, что предприятие по-прежнему имеет неудовлетворительную структуру баланса и в целом может погасить только 60 % обязательств. Платежеспособность в долгосрочной перспективе так же можно признать неудовлетворительной.

Анализ технико-экономических показателей эксплуатационной деятельности ТГУ МП «ТТУ» за полугодие 2005 и полугодие 2006 г. г. (приложение 2) показал тенденцию к снижению фактических объемов основных технических показателей.

За период 2005 года в связи со 100 % физическим износом списано 10 трамвайных вагонов и 14 троллейбусов. Для поддержания требуемого уровня транспортного обслуживания населения города, повышения безопасности пассажирских перевозок, необходимо регулярно обновлять подвижной состав. В настоящее время значительная часть подвижного состава превысила срок эксплуатации и нуждается в обновлении.

Среднесуточный выпуск подвижного состава снижен на 6 единиц, соответственно отработано машино-часов по перевозке пассажиров по маршрутам трамвая и троллейбуса в 1 полугодии 2006 г на 15 063 часа меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.      Увеличились интервалы движения подвижного состава на маршрутах от 16 до 60 мин.

Следовательно, снизился уровень качества предоставляемых услуг населению.

Доходы от перевозки платных пассажиров в 1 полугодии 2006 по сравнению с 1 полугодием 2005 г возросли на 742,8 тыс. руб. Рост доходов, при снижении объема производственных показателей, объясняется принятием администрацией г. Томска решения об увеличении тарифа на проезд в коммерческом общественном транспорте до 7 руб. с 01.03 2005 г.. Соотношение в величинах тарифов составило 1:1,75, это и повлияло на перераспределение пассажиропотока на маршрутах общественного транспорта в пользу электрического транспорта. Кроме того, с 1 января 2005 г. внесены изменения в Федеральный закон № 122-ФЗ  «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон» Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», т.е. о замене льгот в натуральном выражении на денежную компенсацию, что также повлияло на увеличение доходов предприятия.

Объем расходов на эксплуатационную деятельность, при снижении производственных показателей, в 1 полугодии 2006 года увеличился на 563 тыс. руб. по сравнению с 1 полугодием 2005 года, в том числе за потребленную электроэнергию на технологические нужды на 66 тыс. руб., теплоэнергию - 218 тыс. руб., ГСМ - 59 тыс. руб. за счет роста тарифов за единицу отпускаемой продукции и цен на материалы (шины, запчасти, ГСМ) с начала 2006 г..

Согласно данным бухгалтерской отчётности (Форма № 2 приложения к балансу) за первое полугодие 2006 года в целом по ТГ УМП «ТТУ» получены убытки в размере  536,00 тыс.руб.

Для стабилизации деятельности предприятия электротранспорта необходимо регулярное целевое финансирование текущей эксплуатационной деятельности предприятия.


III. Экономическое обоснование реализации мероприятий подпрограммы. Описание ожидаемых результатов подпрограммы и целевые индикаторы.


          Основными задачами ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» в сложившейся финансово-экономической ситуации являются:


· максимальное использование имеющихся основных средств;


·  улучшение качества предлагаемых услуг и увеличение количества перевозимых пассажиров с использованием имеющегося подвижного состава;


·   сокращение внутренних издержек и поиск дополнительных источников самофинансирования.

В долгосрочной перспективе (4-5 лет) планируется увеличить долю электротранспорта в общем объеме пассажирских перевозок с сегодняшних 20-25% до 45-50% ( в натуральном выражении до 60 млн. чел. в год), и, как следствие, рост доходов от перевозки пассажиров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»