ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 августа 2006 года N 163-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы
«Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006-2010 годах»

(с изменениями на 10 июня 2010 года)

________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Томской области от 10 июня 2010 года № 105-ОЗ

Законом Томской области от 28 декабря 2009 года № 282-ОЗ

Законом Томской области от 24 ноября 2009 года № 259-ОЗ

Законом Томской области от 24 декабря 2008 года № 294-ОЗ

Законом Томской области от 3 декабря 2008 года № 239-ОЗ

Законом Томской области от 10 ноября 2008 года N 219-ОЗ

Законом Томской области от 7 августа 2008 года № 155-ОЗ

Законом Томской области от 11 июля 2008 года № 139-ОЗ
     Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 74-ОЗ

Законом Томской области от 13 марта 2008 № 45-ОЗ

Законом Томской области от 29 декабря 2007 года № 323-ОЗ

Законом Томской области от 12 февраля 2007 года № 63-ОЗ

 ______________________________________________________________

Принят
 Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 27.07.2006 № 3284



   


Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006-2010 годах» согласно приложению.


Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

     

Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
В.М. Кресс


(8 августа 2006 года № 163 - ОЗ)



Приложение к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой программы  «Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006-2010 годах»



Областная целевая программа
«Модернизация коммунальной инфраструктуры
Томской области в 2006 - 2010 годах»

Паспорт
областной целевой программы
«Модернизация коммунальной инфраструктуры
Томской области в 2006-2010 годах»


Наименование программы

Областная целевая программа «Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006-2010 годах».

Дата принятия  решения о разработке программы

Сводный план по реализации законотворческой деятельности Администрации Томской области на 2006 год, утвержденный  Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 13.02.2006 № 53-р.

Заказчик программы

Администрация Томской области.

Основные  разработчики программы

Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области;

Региональная энергетическая комиссия.

Цели и задачи программы

Основной целью программы является:

модернизация коммунальной инфраструктуры области для повышения надежности и устойчивости снабжения потребителей коммунальными ресурсами нормативного качества, стабилизации стоимости ресурсов для потребителей и консолидированного бюджета области.

Основными задачами программы являются:

1. Разработка проектов оптимизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

2. Модернизация технической инфраструктуры коммунального комплекса области на основе привлечения коммерческих инвестиций.

Сроки реализации программы

2006 - 2010 годы.

Перечень основных мероприятий программы

1 этап - 2006 год

Разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. Подготовка документации по обоснованию инвестиций.

2 этап - 2007-2010 годы

1. Разработка проектно-сметной документации на объекты, предусмотренные программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

2. Модернизация, реконструкция и строительство объектов, предусмотренных программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

Исполнители программы

Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области;

Органы местного самоуправления (по согласованию);

Заинтересованные организации (на конкурсной основе).

Объемы и
источники финансирования
программы

(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 24 декабря 2008 года № 294-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

     

Потребность в финансовых ресурсах - 11551,736 млн. рублей (прогноз) из них:

910 млн. рублей - средства федерального бюджета  (прогноз), в том числе:

910 млн. рублей - расходы, увеличивающие стоимость основных средств (государственные капитальные вложения);

601,986 млн. рублей - средства областного бюджета (прогноз), в том числе:

469,116 млн. рублей - расходы, увеличивающие стоимость основных средств (государственные капитальные вложения),

132,37 млн. рублей - иные мероприятия;

2511,25 млн. рублей - средства муниципальных бюджетов (прогноз), в том числе:

1071,92 млн. рублей - расходы, увеличивающие стоимость основных средств,

1439,33 млн. рублей - иные мероприятия;

7528,5 млн. рублей - внебюджетные средства  (прогноз), в том числе:

4201,9 млн. рублей - расходы, увеличивающие стоимость основных средств,

3326,6 млн. рублей - иные мероприятия.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате выполнения программы:

1. Повысятся надежность и устойчивость обеспечения потребителей области коммунальными ресурсами, при этом:

а) уменьшится число аварийных ситуаций в 2010 году (по сравнению с 2005 годом):

на источниках теплоснабжения - на 45 %;

на сетях - на 34 %;

б) уменьшатся затраты на ликвидацию последствий аварий - в 2,3 раза;

2. Рост платежей потребителей за коммунальные ресурсы будет ограничен величиной официального уровня инфляции.

Система организации контроля за исполнением программы

Контроль за выполнением программы осуществляют Государственная Дума Томской области и Администрация Томской области.


I. Общие положения

Областная целевая программа «Модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области в 2006-2010 годах» (далее - программа) разработана в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, а также требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Программные задачи и мероприятия определены с учетом послания Губернатора Томской области В.М. Кресса депутатам Государственной Думы Томской области III созыва, предложений глав муниципальных образований, а также стратегических задач развития Томской области.

Основные принципы решения задач программы определены Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Томской области на 2005-2010 годы, одобренной Коллегией Администрации Томской области (решение от 08.09.2005 № 5).

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Стоимость основных фондов коммунального комплекса Томской области оценивается величиной более 21 млрд. рублей. В соответствии с нормативом отчислений на капитальный ремонт (4-5 % от стоимости основных фондов) ежегодно в объекты технической коммунальной инфраструктуры должен вкладываться примерно 1 млрд. рублей. Фактически на эти цели из разных источников направляется не более 600 - 650 млн. рублей в год, то есть на  35-40 %  меньше нормативной величины.

В результате хронического недоремонта современное состояние объектов коммунальной инфраструктуры области характеризуется высокой степенью износа основного и вспомогательного оборудования (для большинства объектов процент износа составляет от 40 % до 70 %). При этом, от 18 % до 73 % инженерных коммуникаций области отслужили нормативный срок.

Следствием высокой степени износа оборудования являются сверхнормативные потери в сетях, низкий коэффициент полезного действия энергооборудования, повышенная аварийность. В 2005 году количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов по сравнению с 1988 годом выросло в 5 раз.

В создавшихся условиях вопросы технической политики, внедрения новых технологий и материалов, энергосбережение отодвигаются на последний план. Основной задачей коммунального комплекса становится обеспечение минимально необходимой устойчивости (прохождение очередного отопительного сезона без больших аварий).

Основная причина недостаточного финансирования ремонтных работ и модернизации оборудования состоит в том, что тарифы на коммунальные ресурсы являются экономически обоснованными отчасти формально. Амортизационные отчисления занижены из-за отсутствия реальной оценки имущества, в тарифах не в полном объеме учитываются затраты на эксплуатацию значительного числа объектов, которые не оформлены в муниципальную собственность в установленном порядке, то есть являются бесхозяйными. Отсутствие обоснованных программ развития коммунальной инфраструктуры поселений не позволяет рассчитывать на инвестиционную составляющую. Кроме того, немаловажное значение имеют сиюминутные политические интересы местных органов власти, заключающиеся в ограничении роста тарифов в выборный период. Но главный фактор не позволяющий установить действительно экономически обоснованные тарифы - низкий уровень доходов населения.

Дотационность большинства местных бюджетов вынуждает  руководителей органов местного самоуправления рассматривать областной бюджет как основной, а часто и единственный, финансовый источник восстановления или реконструкции муниципального коммунального имущества. При этом:

инвестиционная привлекательность проектов модернизации коммунального имущества, возможность использования иных источников  финансирования обычно даже не рассматривается;

в условиях угрозы аварийной ситуации строительство или реконструкция объектов часто проводятся без необходимой технической документации, в результате чего в процессе строительства существенно возрастает стоимость работ.      В итоге при отсутствии средств для окончания строительства объект из года в год работает как незавершенный, без документации о готовности к эксплуатации;

отсутствуют экономические стимулы эффективного использования бюджетных средств.

Коммунальный комплекс ежегодно требует увеличения средств для своего функционирования. Параллельно с этим обостряются негативные тенденции - рост степени износа основных фондов, числа аварийных ситуаций и инцидентов, платежей потребителей за коммунальные ресурсы. Стало очевидным, что нормализация ситуации невозможна без изменения традиционных подходов, сложившихся в коммунальном комплексе области и опирающихся на бюджетное финансирование.  

Качественные изменения названных тенденций могут быть достигнуты комплексом мероприятий, направленных на устойчивое развитие отрасли на основе коммерческих инвестиций. Такие масштабные изменения принципов развития отрасли целесообразно реализовать в рамках областной целевой программы.

III. Цели и задачи программы

Основной целью программы является модернизация коммунальной инфраструктуры области для повышения надежности и устойчивости снабжения потребителей коммунальными ресурсами нормативного качества, стабилизации стоимости ресурсов для потребителей и консолидированного бюджета области.

Предоставление коммунальных ресурсов непосредственно влияет на здоровье и комфортность проживания населения. Следовательно, главным требованием для объектов коммунальной инфраструктуры является их устойчивая и надежная работа. С другой стороны, затратность отрасли актуализирует проблему повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса. В сложившихся условиях как платежи потребителей, так и бюджетные средства, требуемые для удовлетворительного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, ежегодно возрастают. По расчетам Региональной энергетической комиссии Томской области, если не будут приняты значимые меры по изменению существующих тенденций, в 2010 году 75 % жителей области вынуждены будут обратиться за жилищными субсидиями.

Для нормализации ситуации должно быть ликвидировано главное противоречие отрасли - коммерческая, инвестиционно привлекательная по своей сути отрасль не должна зависеть от политической ситуации и величины бюджетных вливаний. Устойчивость функционирования коммунального комплекса должны обеспечивать прежде всего частные инвестиции.

Задача обеспечения инвестиционной привлекательности коммунального комплекса области в рамках настоящей Программы решается определением оптимального варианта коммунальной инфраструктуры для каждого поселения области, разработкой проектов модернизации, реконструкции и строительства коммунальных объектов, подготовкой документов по обоснованию инвестиций.

Кроме предложения коммерчески привлекательного проекта для потенциального инвестора должны быть решены проблемы гарантий возврата и прибыльности вложенных средств. Эта задача решается организационными мероприятиями, включающими в себя долгосрочный договор аренды или доверительного управления коммунальным имуществом, программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, утвержденную его представительным органом.

Таким образом, основными задачами настоящей Программы являются:

1. Разработка проектов оптимизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

2. Модернизация технической инфраструктуры  коммунального комплекса области на основе привлечения коммерческих инвестиций.


III-I. Сведения о заказчике, разработчиках и исполнителях программы


Заказчиком программы является Администрация Томской области. Разработчики программы: Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области; Региональная энергетическая комиссия Томской области. Исполнители программы: Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области; органы местного самоуправления (по согласованию); заинтересованные организации (на конкурсной основе).

     

IV. Этапы реализации программы

Выполнение поставленных задач в соответствии с основными принципами их решения осуществляется поэтапно и основывается на реализации комплексов первоочередных и долгосрочных мероприятий.

На первом этапе (2006 год) планируется:

Разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и документации по обоснованию инвестиций.

Данными программами должны быть определены оптимальные варианты модернизации коммунальной инфраструктуры каждого поселения области, направленные на достижение финансово сбалансированного  состояния, при котором поселение содержит и развивает инфраструктуру за счет собственных средств, не используя (или минимизируя) помощь вышестоящих бюджетов. Таким образом приводится в соответствие уровень технического благоустройства поселений и уровень их социально-экономического развития. В течение 2006 года каждое муниципальное поселение области должно разработать и утвердить представительным органом муниципального образования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. На основании программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в течение 2006 года в каждом муниципальном поселении области должна быть разработана документация по обоснованию инвестиций на каждый объект коммунальной инфраструктуры, подлежащий модернизации, реконструкции или новому строительству.

Перечисленные работы в полном объеме финансируются из средств областного бюджета в соответствии с Законом Томской области от 01.06.2006 № 101 - ОЗ «О предоставлении бюджетам муниципальных районов, городских округов субвенций на разработку муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и разработку технических заданий для инвестиционных программ организаций коммунального комплекса». Соответствующие затраты запланированы в размере 17,034 млн. рублей, расходы в разрезе районов приведены в Приложении 1 (раздел I).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»