РЕШЕНИЕ
от 31 января 2006 года № 71
О целевой программе "Развитие общественного самоуправления в г. Томске" на 2006 г.
(с изменениями на 19 декабря 2006 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Решением Томской Городской Думы от 19.12.06 г. N 359
Решением Томской Городской Думы от 31.10.06 г.а N 289
Решением Томской Городской Думы от 27.06.006 г. N 188
___________________________________________________________________
В соответствии с Уставом г. Томска и в целях развития общественного самоуправления на территории г. Томска, Дума города Томска
решила:
1. Утвердить целевую программу "Развитие общественного самоуправления в г. Томске" на 2006 г., согласно Приложению.
2. Утвердить объем финансирования целевой программы в размере 4 894 000 рублей из бюджета г. Томска на 2006 г
(Пункт в редакции, введенной в действие Решением Томской Городской Думы от 27.06.006 г. N 188, - см. предыдущую редакцию)
3. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.
4. Контроль исполнения настоящего решения возложить на контрольно-правовой комитет Думы города Томска (С.Б. Виницкий).
Председатель Мэр города Томска
Думы города Томска
_______________ Н.А. Николайчук _______________ А.С. Макаров
Комитет по местному самоуправлению
Администрации г. Томска
Целевая программа
«Развитие общественного самоуправления в г. Томске» на 2006 г.
«Развитие общественного самоуправления в г. Томске» на 2006 год
наименование программы
Комитет по местному самоуправлению Администрации г. Томска
заказчик
Наименование программы/статус | «Развитие общественного самоуправления в г. Томске» / Краткосрочная социальная отраслевая программа |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующих нормативных документов) | Протокол Координационного Совета по целевым программам от 27.10.2005 г. |
Заказчик программы | Комитет по местному самоуправлению Администрации г. Томска |
Основной разработчик программы | Комитет по местному самоуправлению Администрации г. Томска |
Цели и задачи программы, основные целевые | Цель программы: Содействие развитию всех форм и направлений общественного самоуправления на территории г. Томска. - Вовлечение жителей города в процесс муниципального управления, в том числе путем содействия становлению территориального общественного самоуправления; - Создание стимулов к совершенствованию деятельности некоммерческих организаций (НКО) по реализации стратегических направлений развития города. |
Сроки выполнения программы | 2006 год |
Перечень подпрограмм и основных направлений | - Нормативно-правовое обеспечение организации органов территориального общественного самоуправления и других форм местного самоуправления; - Информационно-методическая, правовая и материальная, организационно-техническая поддержка деятельности общественных объединений (ОО), органов территориального общественного самоуправления (ОТОС), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и других НКО; - проведение конкурсов для ОО, ОТОС, ТСЖ и других НКО. |
Объем финансирования и | 4 млн. рублей из бюджета г. Томска |
Другие источники финансирования программы | Собственный вклад общественных объединений, спонсоры |
Ожидаемые конечные результаты выполнения | Реализация Программы в 2006 году позволит: - усилить контакт органов местного самоуправления с городским сообществом; - повысить информированность городского сообщества о местном самоуправлении и его формах; - увеличить количество жилищных объединений граждан и повысить эффективность их деятельности в рамках управления жилищным фондом; - сформировать взаимовыгодные партнерские отношения ТОС и органов местного самоуправления по решению городских проблем по месту жительства; - снизить социальную напряженность в городской среде. |
Система организации контроля за исполнением программы | Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация г. Томска и Дума города Томска. Текущий контроль за исполнением Программы осуществляют - комитет по местному самоуправлению Администрации г. Томска, - отдел по работе с органами ТОС Администрации Кировского района, - отдел по работе с органами ТОС Администрации Советского района, - отдел по работе с органами ТОС Администрации Ленинского района, - отдел по работе с органами ТОС Администрации Октябрьского района, |
Целевая программа «Развитие общественного самоуправления в г. Томске» на 2006 год (далее именуется - Программа) разработана по заказу комитета по местному самоуправлению администрации г. Томска по итогам реализации аналогичной целевой программы на 2005 год.
В настоящее время федеральная политика нацелена на укрепление государственности и повышение благосостояния граждан, том числе за счет развития и совершенствования местного самоуправления и гражданского общества. Чем сильнее муниципальные и гражданские структуры, тем мощнее российское государство. Другими словами, государство может быть конкурентоспособным, а его управление результативным и эффективным, если граждане принимают участие через разные механизмы в процессе реализации государственных и местных задач и функций.
Местное самоуправление по своей природе является особым видом публичной власти. Оно одновременно признается элементом гражданского общества и частью единой системы государственного управления. Местное самоуправление является властью, наиболее приближенной к населению. Этот уровень публичной власти предназначен для прямого взаимодействия с местными сообществами во многих сферах жизнеобеспечения. Муниципальная реформа нацелена на максимальное сближение интересов органов местного самоуправления и населения, на консолидацию идей, сил и ресурсов местного сообщества и власти для формирования комфортных условий проживания в муниципальных образованиях.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г. №131-ФЗ (далее - Закон о МСУ) пересматривает существенным образом многие аспекты организации и функционирования местного самоуправления в России. Вступление в силу этого закона вызовет необходимость пересмотра правовых, организационных и материальных условий существования территориального общественного самоуправления и иных прямых форм местного самоуправления в российских муниципальных образованиях, в том числе в г. Томске. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №188-ФЗ (далее - ЖК РФ) коренным образом меняет схему управления жилищным фондом, предоставляя ключевое место в этой схеме собственникам жилья - населению. Наличие тех или иных результатов реализации такого управления во многом будет определяться уровнем подготовленности населения к созданию товариществ собственников жилья, организации собраний собственников в многоквартирном доме по выбору управляющих организаций и т.д. Между тем и ЖК РФ и Закон о МСУ обязывают органы местного самоуправления оказывать содействию населению по участию в решении вопросов местного значения, в том числе за счет обучения и других мер.
Под влиянием сложных внешних обстоятельств и необходимости борьбы за достойные условия жизни местное население по собственной инициативе вынуждено брать на себя выполнение различных функций по своему жизнеобеспечению. В этом смысле формирование и деятельность территориального общественного самоуправления и жилищных объединений граждан объективна. Дальнейшее развитие территориального общественного самоуправления в г. Томске особенно актуально в связи с районным делением в городе, а также в связи с наличием присоединенных к городу территорий. Эти обстоятельства потребуют необходимость создания системы муниципального управления, построенной на основе тесного взаимодействия районной власти и организованной общественности.
На сегодняшний день в городе создано более 500 органов территориального общественного самоуправления. Томский опыт становления системы территориального общественного самоуправления признан одним из лучших в сибирском регионе. Органы местного самоуправления г. Томска предусмотрительно в течение долгого времени поддерживали данное направление муниципальной политики на территории города. Большинство существующих в городе органов территориального общественного самоуправления активно участвуют в управлении городским хозяйством и достигают позитивных результатов. Между тем негативные тенденции в этой сфере присутствуют, в частности наличие устаревшей нормативно-правовой базы, существует проблема появления и выдвижения способных, инициативных и конструктивных лидеров - руководителей органов территориального общественного самоуправления и т.д.
Некоммерческие организации выполняют очень важные социальные функции в развитии и распространении таких ценностей, как индивидуальная и групповая свобода выбора, чувство общности, гражданская активность и ответственность. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание реальных социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся. Национально-культурные организации способствуют установлению межнационального согласия на территории города, религиозные организации нацелены на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, профсоюзные организации оказывают помощь в организации трудоустройства и повышения занятости населения, экологические организации ведут работы по охране окружающей среды города и т.д. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества всех форм некоммерческих организаций со всеми ветвями власти, со всеми территориальными и функциональными органами администрации города.
Самодеятельность и инициативы населения, направленные на решение жизненно важных проблем нуждается в организационной и финансовой поддержке со стороны городских властей. На сегодняшнем этапе целесообразно поддерживать антикризисные идеи, которые с одной стороны, обеспечивают насущные потребности населения, а с другой стороны, могут быть увязаны с программами деятельности ведомств и служб города. Также важно поддержать инициативы, нацеленные на реализацию стратегических направлений развития города. Средства городского бюджета, выделяемые на реализацию данной программы, используются как стимулирующий фактор. С помощью бюджетной поддержки предполагается привлечение и эффективное использование ресурсов территории и потенциала общественности в решении проблем города.
В городе существует проблема налаживания эффективной коммуникации между сообществом и властями. Диалог между властью и населением важен потому, что в ходе такого диалога вырабатываются общие подходы к решению городских проблем, власть узнает запросы и потребности населения, а население подсказывает пути наиболее эффективного удовлетворения этих запросов и потребностей, в том числе возлагая на себя определенные обязательства. Необходимы структуры, механизмы и мероприятия в рамках, которых может вестись этот диалог. В настоящее время в городской администрации сформированы Томская городская палата общественности, Совет по правам женщин, Совет старейшин, Совет по территориальному общественному самоуправлению, Совет национально-культурных объединений, Совет религиозных объединений и др., издается газета «Общественное самоуправление, регулярно проводятся различные ежегодные конференции, семинары и круглые столы. Все эти структуры, механизмы и мероприятия требует дальнейшей поддержки, совершенствования и развития.
Развитие общественного самоуправления, институтов прямого осуществления местного самоуправления, городского сообщества является стратегической задачей для города Томска, требующей решения в рамках программного подхода. Все процессы самоорганизации населения в городе взаимосвязаны и взаимозависимы. Городское сообщество это единый организм и бессистемное воздействие на него может быть неэффективным, лишенным смыслового значения. Между тем именно городское сообщество и процессы самоуправления в нем должны рассматриваться основным ресурсом для будущего города Томска. Системно-комплексный метод работы по развитию городского сообщества и общественного самоуправления является наиболее адекватным методом в рассматриваемой сфере городской жизнедеятельности.
В 2005 году целевая программа «Развитие общественного самоуправления в г. Томске» была реализована на сумму 4 795 тыс. рублей. К сожалению, в 2006 году в бюджете города Томска на данную целевую программу заложено всего 4 млн. рублей. Этих средств недостаточно для реализации всех наиболее значимых мероприятий в области развития территориального общественного самоуправления и становления гражданского общества на территории г. Томска. Нет возможности включить в программу необходимые и важные пункты такие, как оплата помещений и коммунальных услуг, активно работающим на территории г. Томска органам ТОС, выработка и реализация мер стимулирования председателей и активистов органов ТОС, а также стажировки членов органов ТОС в другие города на конференции, форумы и семинары для обмена опытом и т.д. По самым минимальным подсчетам необходимо еще 4 млн. рублей для включения в программу вышеперечисленных пунктов. Мэр города Томска А.С.Макаров обратился с просьбой о содействии в выделении дополнительных средств (в виде субвенции из бюджета Томской области) для эффективной реализации Федерального закона №131 от 06.10.2003 г. и на оказание помощи в развитии местного и территориального общественного самоуправления на территории г. Томска к депутатам Государственной думы Томской области.
№ п/п | Мероприятия программы | Обоснование мероприятий программы | Плановое значение индикатора |
1. | Подготовка изменений и дополнений в нормативно - правовые документы в соответствии с изменениями в законодательстве по ОТОС | Данное мероприятие позволит привести в соответствие с Федеральным Законодательством местные нормативно - правовые акты, урегулировать основные вопросы создания, функционирования и правового положения территориального общественного самоуправления в г. Томске. | ---- |
2. | Разработка нормативно - правовых актов по регулированию взаимодействия органов городского самоуправления в сфере создания и функционирования ТСЖ, ЖК, ЖСК. | Разработка нормативно - правовых актов в данном направлении необходима для создания благоприятных условий для становления в г. Томске всевозможных форм жилищных объединений, а также в целях реализации на территории города жилищно-коммунальной реформы и вовлечения населения в процесс управления городом. | --- |
3. | Разработка нового положения конкурса «Томский Дворик». | В связи с тем, что данный конкурс по благоустройству проводился с 1997 года, а корректировки в положение не вносились, то разработка нового положения просто необходима. Нововведения в части критериев и проведения «Томского Дворика» будут способствовать привлечению к участию еще большего количества неравнодушных людей | --- |
4. | Внесение изменений в положение о Координационном Совете женщин при мэре г. Томска. | Работа, которую планируется провести в данном направлении, позволит изменить не только название самого консультативно - совещательного органа, но и основательно пересмотреть его функции. | --- |
5. | Организация и проведение V Всероссийской конференции по местному самоуправлению (с изданием сборника) | Проведение конференции предполагается организовать в целях обмена опытом по решению вопросов местного самоуправления. Планируется обсудить широкий круг вопросов: от современного состояния института местного самоуправления в России до практической деятельности органов местного самоуправления, а также реформу местного самоуправления и оценить ее промежуточные итоги. | Увеличение количества участников до 150 человек (справочно: 2005 г. - 106 чел.). Привлечение большего количества участников из разных городов РФ. |
6. | Издание газеты «Общественное самоуправление» | Газета «Общественное самоуправление» адресована всем социально активным согражданам: общественникам, предпринимателям, директорам предприятий и учреждений, работникам администраций всех уровней. Необходимо, чтобы о ходе развития местного самоуправления знали жители города и, чтобы их голос был услышан при определении приоритетов. На страницах газеты мы вместе с томичами готовы обсуждать проблемы реформирования сферы жилищно - коммунального хозяйства, вопросы благоустройства и перспективы развития города. | Издание 10 номеров газеты по актуальной проблематике.. |
7. | Сопровождение сайта томских НКО в Интернете | Идею создания единого информационного пространства для представителей некоммерческих организаций, бизнеса, власти в сфере решения социальных задач поддержали более 40 некоммерческих организаций города Томска, депутаты городской Думы, представители мэрии и областной Администрации. В итоге Центром общественного развития совместно с администрацией города Томска при поддержке Томской городской палаты общественности был создан сайт «Ресурсы общественного развития г. Томска и Томской области». Поддержание и обновление сайта дает возможность для новых партнерств с инициативными группами, НКО, органами власти и коммерческими организациями. Также на данном сайте можно получить справочную информацию о благотворительных фондах, грантах, конкурсах, семинарах, рабочих встречах, круглых столах и других мероприятиях. | Увеличение количества посетителей сайта до 4 500 (2005 г. - 3700 чел.) |
8. | Материальная поддержка мероприятий общественных объединений, активно принимающих участие в общественной жизни города, проводимых совместно с администрацией г. Томска и Думой города Томска. | В городе с каждым годом становится все больше неравнодушных, инициативных людей, желающих изменить жизнь к лучшему. Оказать таким людям поддержку, и не просто моральную, а материальную - долг работников администрации города и депутатов ТГД. Средства, выделяемые общественным объединениям идут на финансирование работ по благоустройству, озеленению, детских праздников, создание и обустройство детских площадок и мест отдыха для пенсионеров, проведение культурных мероприятий, оказание помощи малоимущим, детям сиротам, молодежи и др. | Поддержка 15 организаций на проведение общественно - значимых мероприятий |
9. | Организация и проведение конференции для органов ТОС и ТСЖ | Ценность данной конференции заключается, прежде всего, в обмене опытом работы органов территориального общественного самоуправления города. Среди рассматриваемых вопросов - социальное партнерство и перспективы сотрудничества, состояние финансово-экономических основ местного самоуправления, необходимость обучения представителей органов ТОС и др. Практика проведения подобных мероприятий показывает заинтересованность и активное участие населения в них. Сегодня одной из самых эффективных форм управления многоквартирным домом является объединение собственников жилья в форме жилищно-строительного кооператива или товарищества собственников жилья. На конференции будут обсуждаться вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, нормативно-правового регулирования организации и функционирования ТСЖ, а также каждый желающий сможет поделиться своим опытом и внести конструктивные предложения в концепцию развития самоорганизации граждан в жилищной сфере. | Увеличение количества участников до 250 ОТОС и ТСЖ (2005 г. - 100 чел.) |
10. | Обучение председателей и бухгалтеров ТСЖ и ОТОС | По мере осознания людьми необходимости решать проблемы по месту жительства объединившись, у них появляется потребность в получении знаний. Специально разработанная программа обучения позволит председателям и бухгалтерам ТСЖ идти в ногу со временем, учитывая изменения в местном законодательстве и законодательстве РФ. | Увеличение количества обучаемых до 100 человек (2005 г. - 60 чел.) |
11. | Организационно - техническое обеспечение деятельности Томской городской палаты общественности. | Организационно - техническое обеспечение деятельности данного института предполагает совершенствование нормативной базы, поддержку пресс-центра, подготовку рабочих материалов, техническое обеспечение деятельности | Увеличение количества активно работающих членов ТГПО до 80 организаций (2005 г. - 40 организаций) |
12. | Организационно - техническое обеспечение работы Координационного Совета женщин при мэре г. Томска. | Организационно - техническое обеспечение деятельности данного института предполагает совершенствование нормативной базы, подготовку рабочих материалов, техническое обеспечение деятельности. | Проведение 9 круглых столов по актуальной проблематике, акций, семинаров, митингов |
13. | Организационно - техническое обеспечение детско - юношеского парламента. | Организационно - техническое обеспечение деятельности данного института предполагает оказание материальной и технической поддержки социально - значимых мероприятий, проводимых парламентом. | Проведение семинаров, школьных акций, конкурсов |
14. | Организационно - техническое обеспечение Городского совета по ТОС | Координация работы на уровне города по общественному самоуправлению, выработка совместных действий по развитию ТОС, методическому обеспечению, подбору, обучению и выдвижению активистов. | Проведение 12 заседаний |
15. | Организационно - техническое обеспечение «Городского центра содействия домовладельцам» | Организационно - техническое обеспечение деятельности данного института предполагает совершенствование нормативной базы, подготовку рабочих материалов, техническое обеспечение деятельности объединений домовладельцев. Предоставление возможности любым организованным и неорганизованным сообществам домовладельцев в получении необходимой информации, юридической консультации, материальной поддержки. Оказание помощи в проведении собраний, регистрации ТСЖ и других форм объединений. | Оказание информационно-методической поддержки всем обратившимся в центр |
16. | Организация и проведение конкурса на предоставление муниципального гранта НКО | Последние четыре года все более активным становится вовлечение общественных организаций в управление городом через разработку и реализацию городских социальных программ. Самый короткий путь к этому лежит через механизм социального заказа. Распределение муниципальных бюджетных средств на конкурсной основе среди организаций всех форм собственности, в том числе среди общественных организаций - это цивилизованная и эффективная форма работы местной власти с общественной инициативой. Данное мероприятие проводится с 2000 года. Первый конкурс муниципального социального заказа имел узконаправленный характер, работа проводилась с подростками с ограниченными возможностями. Остальные были уже направлены на разные социальные группы, которые получили более широкий спектр услуг - это работа с детьми, молодежью, пенсионерами, жителями в микрорайонах, создание детских площадок и спортивных клубов, проведение массовых мероприятий по месту жительства и т.д. Практика работы показала, что результативность деятельности ОО и органов ТОС в значительной степени зависит от отношения к ним администрации города, поэтому организация конкурса социально значимых проектов важна и необходима на современном этапе развития местного самоуправления. | Увеличение количества поданных проектов на конкурс - не менее 45 заявок. (2005 г. - 36 заявок) |
17. | Организация и проведение городского конкурса по благоустройству «Томский Дворик - 2006». | Значимость и необходимость проведения данного мероприятия очевидна. Конкурс по благоустройству «Томский дворик» за долгие годы своего существования стал для томичей любимым и долгожданным событием. Каждый год у жителей Томска появляется возможность доказать свою любовь к родному городу. И горожане пользуются такой возможностью, активно обустраивают свой быт, начиная с балконов, подъездов, в которых проживают, и, заканчивая придомовыми территориями. Главное назначение конкурса в том, что люди начинают обращать внимание на то, где они живут, и понимают, что уют дворов и подъездов во многом зависит от них самих. В конкурсе 12 номинаций, в которых принимают участие более 400 объектов. | Увеличение количества участвующих объектов до 700, конкурсных объектов не менее 100 и количества участников до 6000 чел. (2005 г. - 500 объектов, кол-во участников - около 5000 тыс. жителей) |
18. | Организация и проведение конкурса «Лучшая некоммерческая организация 2006 года». | Конкурс проводится в целях определения и поддержки наиболее квалифицированной некоммерческой организации, имеющей высокие достижения в общественной жизни города. Претендентов на звание лучшей некоммерческой организации становится больше год от года. Это говорит о возрастающем интересе населения к данному конкурсу. Дальнейшее проведение конкурса позволит наладить конструктивное взаимодействие НКО не только с властными структурами, но и с коммерческим сектором, а также будет способствовать развитию и совершенствованию деятельности самих некоммерческих организаций. | Увеличение количества участников до 45 организаций. |
19. | Юридическая и организационно - правовая помощь в создании и регистрации ОТОС и ТСЖ | Предусмотренное в рамках данного пункта финансирование будет направлено на возмещение расходов, связанных с регистрацией органов ТОС и ТСЖ: на оплату госпошлины за регистрацию юридического лица, нотариальное заверение документов, изготовление печати, адресной справки и т.п | Создание не менее 50 органов ТОС и ТСЖ |
20. | Материальная поддержка органов ТОС и ТСЖ | Средства, выделяемые общественным объединениям идут на финансирование работ по благоустройству, озеленению, детских праздников, создание и обустройство детских площадок и мест отдыха для пенсионеров, проведение культурных мероприятий, оказание помощи малоимущим, детям сиротам, молодежи и др. | Будет поддержано не менее 50 органов ТОС и ТСЖ |
21. | Семинары по организационно - правовой помощи ТОС | По мере осознания людьми необходимости решать проблемы по месту жительства объединившись, у них появляется потребность в получении знаний, особенно в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ. Специально разработанные программы обучения позволят членам органов ТОС и ТСЖ идти в ногу со временем, учитывая изменения в местном законодательстве и законодательстве РФ. | Планируется провести 12 семинаров по районам по актуальной тематике |
22. | Финансовая помощь по оформлению техпаспортов домовладения и землеотвода. | Решение вопросов своевременного оформления технических паспортов домовладения и землеотвода на первом этапе создания ТСЖ позволит населению ощутить заботу и поддержку органов власти, организоваться и незамедлительно начать работу на своей территории. | Оказание финансовой помощи по оформлению техпаспортов 15 ТСЖ |
23. | Организационное обеспечение координационного совета по ТОС и ТСЖ | Координация взаимоотношений городской администрации с существующими органами ТОС и ТСЖ и вновь образуемыми, с обслуживающими организациями. Выработка общих направлений деятельности. | Проведение заседаний Совета ТСЖ не менее 1 раза в месяц. Подведение итогов работы. |
24. | Организация и проведение конкурса «Весенний марафон - 2006». | Несмотря на то, что «Весенний марафон» проводился впервые в 2004 году, он зарекомендовал себя как полезный и нужный конкурс. Цель - наведение чистоты и порядка у жилых домов, на улицах, в парках и других общественных местах после долгой сибирской зимы. Активными участниками стали товарищества собственников жилья, жилищно - строительные кооперативы, студенты, работники учреждений здравоохранения, образовательной и социальной сферы. Проведение конкурса направлено на вовлечение широких слоев населения к уборке территорий. | Увеличение количества участников конкурса до 300 объектов (2005 г. - 170 объектов) |
25. | Организация и проведение конкурса «Лучший ТОС района 2006 года» | В целях поощрения лучших органов ТОС, а также для привлечения наибольшего количества населения к участию в местном самоуправлении, планируется проведение в 2005 г. конкурса "Лучшее ТОС года" | Привлечение большего количества участвующих ТОС |
Цели программы:
1. Содействие развитию всех форм и направлений общественного самоуправления на территории г. Томска;