ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 апреля 2004 года № 50-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение
 энергетической эффективности на территории
 Томской области на 2004-2008 годы"

_______________________________________
Действие документа приостановлено с 1 января 2008 по 31 декабря 2008 года
на основании Закона Томской области от 29 декабря 2007 года № 305-ОЗ
_______________________________________

 


Принят постановлением
Государственной Думы
Томской области
от  25.03.2004  №  1096



Статья 1

Утвердить областную целевую программу «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» согласно приложению.


     Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.


Глава Администрации (Губернатор)
Томской области В. М. Кресс



Приложение
к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы»




Паспорт программы
 «Обеспечение энергетической эффективности на территории
Томской области на 2004-2008 годы»


Наименование Программы

Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004 - 2008 годы

Дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 21.04.2003 № 260-р

Государственный заказчик Программы

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области

Основные разработчики Программы

НП «Региональный центр управления энергосбережением»

Сроки и этапы реализации Программы

2004 - 2008 годы

Исполнители Программы

Структурные подразделения Администрации Томской области, организации на конкурсной основе (по согласованию) в соответствии с Приложением 2.

Цель Программы

Реализация организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения

Основные задачи Программы

Основной задачей Программы является формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии:

совершенствование финансовых механизмов;

совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере;

совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;

совершенствование системы энергоаудита и мониторинга;

создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение.

2. Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения:

создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний;

создание системы конкурсного отбора бизнес - проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес - проектов по энергосбережению);

разработка механизмов привлечения частных инвестиций.

3. Популяризация энергосбережения, информирование:

создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации;

организация курсов повышения квалификации;

проведение ежегодных выставок и семинаров по обмену опытом;

пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации.

Финансирование Программы

Финансирование Программы осуществляется:

на основе договоров за счет организаций, участвующих в реализации программы;

за счет бюджетов:

федеральный бюджет в соответствии с Федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 796 (прогноз),

областной бюджет (прогноз - 58830 тыс. руб.),

бюджеты муниципальных образований с привлеченными средствами (прогноз - 413050 тыс. руб.),

внебюджетные источники в соответствии с законодательством РФ (прогноз - 48650 тыс. руб.).

Ожидаемые конечные результаты

В соответствии с разработанными индикаторами энергетической эффективности (Приложение 1)

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области.

Контроль за выполнением заданий Программы осуществляет Администрация Томской области


Программа «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы»


Программа «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004 - 2008 годы» определяет основные направления деятельности по энерго - и ресурсосбережению на период 2004-2008годы, источники и объемы финансирования, заказчиков и исполнителей проводимых работ и получаемые в результате эффекты экономического, социального и иного характера.

Для контроля за ходом выполнения Программы используются контрольные цифры-индикаторы (Приложение 1 в табличной форме и диаграммы).

Система индикаторов предыдущей Программы не в полной мере отвечала своему назначению. В связи с этим предлагается новая система индикаторов:


1.      Энергоемкость ВРП - потребление энергоресурсов в области, отнесенное к единице валового регионального продукта. Показывает, в какой мере рост ВРП связан с изменениями потребления энергоресурсов в области.


2.      Электроемкость ВРП - то же по электроэнергии.


3. Энергообеспеченность области - доля энергоресурсов, потребляемая в области, покрываемая из источников, расположенных на территории области. Характеризует энергетическую безопасность экономики в связи с возможными недопоставками энергоресурсов из- за техногенных, природных и иных угроз.


4. Удельное потребление тепловой энергии населением на душу населения - определяется как отношение годового потребления тепла по сектору «население» к численности постоянного населения области. В сравнении с другими регионами характеризует природно-климатическую пригодность региона для жизни человека.


5. Удельное потребление электроэнергии на душу населения - характеризует уровень электрификации на душу населения.


6. Удельный объем субсидий на душу населения - определяется как сумма объемов субсидий за энергетические услуги к численности постоянного населения. Характеризует нагрузку на бюджет энергетическими платежами из- за сохранения субсидирования населения за услуги энергетических компаний.


7. Несимметрия тарифов по электроэнергии - определяется как отношение тарифа за электроэнергию для населения к среднему тарифу на территории. Показывает сохраняемый уровень перекрестного субсидирования населения за счет промышленных и других потребителей.


8. Несимметрия тарифов по тепловой энергии.     


9. Доля жилья, оснащенного приборами учета энергоресурсов - показывает уровень культуры потребления энергоресурсов в жилом секторе.

Основной целью Программы является рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения.

Следствием достижения основной цели должно стать достижение следующих экономических, социальных и политических целей:

уменьшение выплат из бюджета на удовлетворение энергетических потребностей области;

уменьшение энергетической зависимости области;

повышение конкурентоспособности производимой продукции;

повышение научно-технического потенциала области;

повышение комфортности жизни населения;

улучшение условий труда;

улучшение экологического состояния;

устранение перекрестного субсидирования.

Основным критерием достижения поставленной цели является удельная энергоемкость регионального валового продукта, т.е. доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВРП. Энергетическая стратегия России предусматривает снижение энергоемкости ВВП на 26-27% к 2010 году и от 45 до 55% к концу 2020 года. Такие же стратегические ориентиры относительно ВРП Томской области должна ставить и данная Программа.

Важным критерием является структура душевого энергопотребления. Необходимо устранить перекос в сторону высокоэнергоемких отраслей (доля промышленного и топливно-энергетического комплексов в энергопотреблении Томской области составляет свыше 70%). Необходимо снизить в перспективе долю ПК и ТЭК до среднего по России значения - 50-60%, увеличив соответственно долю жилищно-коммунального сектора до 20-25% и транспортного комплекса до 15-20%. При этом рост среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения должен существенно отставать от роста реальных располагаемых доходов населения.

Для достижения поставленных целей необходимо устранить корневые причины недостаточной эффективности энергохозяйства, выявленные в результате анализа выполнения программы энергосбережения Томской области. Устранение этих причин позволит создать условия для систематического выполнения энергосберегающих проектов, перейти от разовых кампаний по энергосбережению, инициируемых «сверху», к непрерывному процессу, реализуемому как специализированный энергосберегающий бизнес.

Таким образом, основной задачей Программы является формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению.

Реализация Программы предполагает решение следующих задач:


1.      Создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии:     

совершенствование финансовых механизмов;

совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере;

совершенствование правил учета и контроля энергопотребления;

совершенствование системы энергоаудита и мониторинга;

создание привлекательных условий для вложения капитала в энергосбережение.


2.      Поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения:

создание энергосберегающих (энергосервисных) компаний;

создание системы конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказ на реализацию бизнес-проектов по энергосбережению);

разработка механизмов привлечения частных инвестиций.

Для реализации политики энергосбережения нужны профессиональные коллективы, нацеленные на выполнение энергосберегающих проектов, имеющие соответствующие людские и материальные ресурсы. К таким организациям относятся энергосервисные компании (ЭСКО).

ЭСКО должны работать на договорной основе. В сфере ЖКХ они могут работать по договору подряда с жилищной управляющей компанией, осуществляя следующие услуги:

установка и поверка приборов учета;

биллинговые услуги (снятие показаний счетчиков, расчеты потребленных объемов для каждого потребителя, выставление счетов на оплату энергии).

В сфере промышленности (включая ТЭК, АПК) ЭСКО действует на основе договора с конкретной организацией или на основе договора с органами местного самоуправления и могут выполнять следующие работы:

энергетическое обследование предприятия (энергоаудит);

подготовка проекта энергосбережения, его технико-экономическое обоснование, составление бизнес-плана;

поиск и организация финансирования;

инженерные разработки;

приобретение оборудования;

проведение работ по энергосбережению в соответствии с утвержденным планом (монтаж оборудования, отладка, обучение персонала и т.д.);

эксплуатация внедренных технологий;

мониторинг уровня экономии энергоресурсов.

Бизнес-проекты (целевые программы) в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемые из бюджетных источников, должны отбираться на основе конкурсов. Для организации конкурсов необходима, прежде всего, система приоритетов. На бюджетное финансирование могут претендовать в первую очередь проекты, имеющие большое социальное значение, а также проекты, обеспечивающие в стратегическом плане энергетическую безопасность области. К таковым направлениям относятся:

расширение использования экономически эффективных возобновляемых энергоресурсов;

комплексная переработка природного и попутного газа и увеличение использования газа на нетопливные нужды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»