ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 9 июля 2003 года № 82-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной
деятельности в Томской области на 2003-2005 годы"


Принят
постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 26.06.2003 № 685

Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы» согласно приложению.

Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


  Глава Администрации (Губернатор)
Томской области В.М. Кресс


Приложение к Закону Томской области
«Об утверждении областной целевой программы
 «Развитие инновационной деятельности
в Томской области на 2003-2005 годы»

Паспорт
областной целевой программы
«Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы»

Наименование     программы        

Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003 - 2005 годы

Основания  для разработки  программы

Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» от 2 июня 1999 года № 13-ОЗ (в редакции от 17.02.2003г.)

Государственный  заказчик программы               

Администрация Томской области

Основные   разработчики программы

Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области, Департамент экономики и инвестиций Администрации Томской области, при участии членов Координационного Совета по инновационной деятельности

Цели программы   

Устойчивое экономическое развитие Томской области на основе использования ее научно-технологического потенциала

Сроки  и  этапы реализации  программы

2003 - 2005 годы с ежегодной корректировкой контрольных показателей  

Задачи программы

Увеличение числа организаций Томской области, на которых используются инновации;

создание новых малых инновационных предприятий;

увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями на территории Томской области, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;

интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Томской области;

развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области;

Основные  направления программы  

Стимулирование существующих организаций к использованию инноваций;

содействие созданию малых инновационных предприятий;

привлечение внешних инвестиций в инновационную сферу;

развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

повышение уровня инновационной культуры в регионе

Ответственные  за исполнение  программных  мероприятий    (головные исполнители)

Департаменты Администрации Томской области:

- экономики и инвестиций;

- по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию;

- поддержки предпринимательства, государственного регулирования потребительского рынка, продовольствия и перерабатывающей промышленности;

- промышленности и лесопромышленного комплекса

Объемы  и  источники     финансирования  программы

Прогнозируемые финансовые затраты  на реализацию  программы  составят  всего - 737.55 млн. руб., в том числе в 2003 году - 154.05 млн. руб., из них:

- средства  федерального бюджета (прогноз) - 70  млн. руб., в т.ч. в 2003 г. - 9.0 млн. руб.;

- средства областного бюджета (прогноз) - 30 млн. руб.,  в т.ч.  в2003 г. - 7.5 млн. руб.

из них:

6,0 млн.руб. - областные целевые программы;

1,5 млн.руб. - программа подготовки к празднованию

400 -летия г. Томска (п.10.1)

- внебюджетные средства (прогноз) - 637.55 млн. руб., в т.ч. в 2003 г. - 137.55 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации  программы

Реализация  программы  в  течение  2003 - 2005 годов позволит:

- обеспечить в 2005 году рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства до 30% (2-3 млрд. руб. в год);

- создать к 2005 году не менее 30 новых малых инновационных предприятий;

-  создать к 2005 году не мене 300 новых рабочих мест

Система  управления и контроля за выполнением  программы

Управление реализацией программы осуществляет Администрация Томской области. Контроль за ходом выполнения программы осуществляется Государственной Думой Томской области и Администрацией Томской области  


Введение

Областная инновационная программа является программой, направленной на переориентацию экономики области на нововведения, связанные с использованием новейших научных результатов. С этим связаны такие важнейшие процессы как повышение конкурентоспособности товаропроизводителей Томской области, повышение инвестиционной привлекательности региона, увеличение добавленной стоимости, создаваемой томскими предприятиями.

Реализация областной инновационной программы приведет к диверсификации производства на территории Томской области с постепенным увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, увеличению притока денежных средств на территорию Томской области за счет экспорта инновационной продукции и в конечном итоге к повышению уровня жизни населения.

Областная инновационная программа разработана на основе Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года, Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области (2002-2005 годы)», Программы подготовки к празднованию 400-летию г. Томска. В программе учтены научно-технические и технологические приоритеты Российской Федерации, с одной стороны и специфика Томской области и задачи ее экономического развития, с другой стороны.

В реализацию программы будут активно вовлечены органы местного самоуправления г. Томска и  ЗАТО Северск, в которых сосредоточен практически весь научно-технический потенциал региона.

    

1. Содержание проблемы

Томская область обладает богатым научным и научно-техническим потенциалом.

Томск - старейший университетский и научный центр России: 6 государственных университетов; 9 институтов и филиалов государственных и негосударственных вузов; 9 научно-исследовательских институтов при вузах,  13 академических институтов государственных академий, в том числе: Российской академии наук - 5, Российской академии медицинских наук - 6, Российской академии сельскохозяйственных наук - 1, Российской академии образования -1. Основание в 1878 году первого в азиатской части России Томского университета способствовало развитию Томска, как крупного образовательного и научного центра. Сегодня Томский научно-образовательный комплекс является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом. По концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации Томск опережает г.г. Москву и Санкт-Петербург: на каждые 10 тысяч жителей Томска приходится 17 профессоров, 68 кандидатов наук, 1980 студентов.

ЗАТО Северск Томской области за 50 лет сформировалось как центр российской ядерной науки и техники, обеспечивающий мировой приоритет страны в этой области, выполняющий целевые научно-технические государственные программы в сфере поддержания и укрепления обороноспособности страны, производства ядерного топлива для атомных электростанций энергетического комплекса страны и стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья.

Градообразующим предприятием ЗАТО Северск является Сибирский химический комбинат (СХК), включающий 9 предприятий и научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИ). Комбинат является крупнейшим в мире предприятием, владеющим пакетом уникальных наукоемких (высоких) технологий производства делящихся материалов по полному ядерному топливному циклу и большим количеством наукоемких технологий, сопровождающих основное производство. Целый ряд высоких технологий, осуществленных на СХК, никогда ранее не использовался в мировой практике. Развитие новых технологий идет по 5 приоритетным научным направлениям, являющимися критическими для России (новые материалы и химические продукты, топливо и энергетика, новые производственные технологии, технологии живых систем, экология).

В последние три года четко проявились положительные тенденции экономической активности инновационного комплекса Томской области:

1. Увеличились затраты предприятий на технологические инновации - по обследованным 280 предприятиям со 194.5 млн. руб. в 1998 году до 835.4 млн. руб. в 2001 году или в 4.3 раза. Увеличился объем произведенной инновационной продукции этими предприятиями со 168 млн. рублей до 302 млн. рублей.

2. Малый инновационный бизнес Томской области (доля малых предприятий, связанных с научно-производственной деятельностью, составляет 4.1.% от общей численности малых предприятий) продемонстрировал в 1999 - 2001 годах темпы роста объема произведенной продукции более 50% в год. При этом сферы  деятельности малых инновационных предприятий преимущественно связаны с пятым технологическим укладом (биотехнологии и медицина, новые материалы, программное обеспечение) и потому их продукция конкурентоспособна на мировом рынке по ряду позиций.

3. Сформировалась рациональная институциональная структура инновационной деятельности:

- создана правовая основа инновационной деятельности в Томкой области: принятые законы определяют правовое поле для субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной  помощи и поддержки инновационной деятельности;

- создана инфраструктура  поддержки  инновационной деятельности в Томской области: сформированы Координационный Совет по инновационной деятельности при Администрации Томской области, Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр», Томский региональный инновационно-технологический центр «Технопарк». Эти инновационно-технологические центры, а также Конструкторско-технологический центр Томского научного центра СО РАН прошли государственную аккредитацию согласно Закону Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области»;

- ведется подготовка кадров инновационных менеджеров  и переподготовка государственных служащих.

По данным, полученным в ходе регионального технологического аудита с участием международных экспертов, из 120 разработок томских ученых 40 имеют конкурентные преимущества на мировом рынке, а их суммарный коммерческий потенциал составляет не менее 300 млн. долларов.

Однако, для перехода экономики на инновационный путь развития, когда рост промышленного производства определяется выпуском инновационной продукции, должна быть создана региональная инновационная система, которая включает в себя следующие основные элементы:

Источники инноваций - объединения разработчиков, производителей и технологических менеджеров;

Инфраструктурные элементы, обеспечивающие движение по инновационной цепочке от идеи до серийного выпуска - офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технологические парки, другие организационные формы взаимодействия науки и бизнеса;

Инфраструктурные элементы, обеспечивающие продвижение инновационных технологий и продукции на рынок - консалтинговые фирмы, выставочные, информационные, сертификационные центры;

Источники финансирования движения по инновационной цепочке - государственные фонды и программы, инвестиционные сети частных лиц (бизнес-ангелов), венчурные фонды, банки;

Источники кадров для инновационной деятельности, как в управлении, так и в производственном процессе;

Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление движением по инновационной цепочке.

Формирование региональной инновационной системы невозможно без комплексного подхода, сочетающего как финансовые, так и организационные меры.

2. Цели и задачи программы

     Стратегической целью программы является перевод  экономики на инновационный путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      - увеличение числа организаций на территории Томской области, на которых используются инновации;

- увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями на территории Томской области, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;

- интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных  задач производственного комплекса Томской области;

- развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области.

В рамках последней задачи необходимо:

- содействовать созданию и развитию структур, способствующих инновационной деятельности предприятий и иных организаций - офисов коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, консалтинговых организаций различного профиля;

- сформировать систему привлечения инвестиций для инновационных проектов с участием как государственного, так и частного (в том числе иностранного) капитала;

- содействовать становлению системы международной сертификации инновационной продукции;

- поддержать создание системы продвижения инновационной продукции, производимой в регионе на международный рынок;

- организовать подготовку кадров по коммерциализации научных разработок;

- проводить постоянный мониторинг развития инновационного сектора экономики.

3. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий включает пять направлений:

- стимулирование существующих организаций к использованию инноваций;

- содействие созданию малых инновационных предприятий;

- привлечение внешних инвестиций в инновационную сферу;

- развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

- повышение уровня инновационной культуры в регионе.

Первые два направления определяют целевые группы для реализации программы, а три остальных закладывают механизмы достижения поставленных целей.

План конкретных мероприятий по реализации программы на 2003  по пяти направлениям утверждается Государственной Думой Томской области, на последующие годы - Главой Администрации (Губернатором) Томской области.

4. Ресурсное обеспечение программы

     4.1. Финансовое обеспечение программы


Реализация программы предполагает концентрацию средств бюджетов всех уровней в установленном законом порядке, а также привлечение внебюджетных средств.

Бюджетные средства будут использоваться для преодоления так называемого инновационного разрыва, когда необходимо перейти от лабораторного макета к промышленным образцам с отработанной технологией и технической документацией. На этом этапе риски вложения частных средств еще очень велики, производственники слабо заинтересованы в постановке производства продукции, которая не апробирована на рынке, а ученые не могут, да и не хотят превращать научную разработку в коммерческий продукт. Успех инновационного проекта определяется тремя основными факторами: коммерческим потенциалом научной разработки, наличием взаимовыгодных отношений между разработчиками и производственниками и квалификацией команды, реализующей проект. Бюджетные средства предоставляются в соответствии с действующим законодательством победителям конкурсов  инновационных проектов, проводимых Администрацией Томской области в целях развития инновационной деятельности в Томской области.

После завершения стадии создания промышленных образцов начало производства должно обеспечиваться внебюджетными средствами. К внебюджетным средствам относятся: собственные средства предприятий, заемные средства, прямые инвестиции, в том числе иностранные, а также средства внебюджетных фондов и программ.

В итоге реализация каждой инновационной цепочки от идеи до производства осуществляется в основном за счет частных инвестиций (не менее 70% всех затрат), в том числе иностранных.

4.2. Нефинансовые формы государственной поддержки в рамках реализации программы

Для успешной реализации программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы государственной поддержки инновационной деятельности:

- информационное обеспечение участников инновационной деятельности;

- представление интересов организаций Томской области на выставках, конференциях и иных мероприятиях с участием органов государственной власти;

- содействие в покупке производственных площадей перспективными инновационными предприятиями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»