ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 марта 2003 года № 40-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы
"Установка приборов коммерческого учета
тепловой энергии для муниципальных
образований Томской области"

_______________________________________
Действие документа приостановлено с 1 января 2005 по 31 декабря 2005 года
на основании Закона Томской области от 14.01.05 г. № 12-ОЗ
_______________________________________

Принят
 постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 27.02.2003 № 503


Статья 1. Утвердить областную целевую программу «Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области» согласно приложению.


     Статья
2.  Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Глава Администрации (Губернатор)
Томской области В.М. Кресс


Приложение
к Закону Томской области
от 18.03.03 г. № 40-ОЗ


Паспорт
     областной целевой программы
«Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области»

Наименование программы

«Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области»

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», законы Томской области «Об основах энергосбережения на территории Томской области», «Об утверждении областной целевой программы «Энергосбережение на территории Томской области»

Заказчик программы

Департамент строительства и ЖКХ Администрации Томской области, Муниципалитет г. Томска

Разработчик программы

Центр энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Томской в области.

Департамент ЖКХ администрации г. Томска

Цели и задачи программы

Снижение расходов бюджетов всех уровней, организаций ЖКХ и населения на топливо и тепловую энергию при одновременном повышении надежности и качества предоставления услуг теплоснабжения

Сроки и этапы реализации программы

2003-2005 гг.

Перечень основных мероприятий и подпрограмм

Программа «Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии для муниципальных образований Томской области» состоит из следующих подпрограмм:

Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии, используемой для нужд ГВС и отопления муниципального жилищного фонда города Томска;

Учет тепловой энергии и топлива в муниципальных котельных Томской области;

Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии, используемой для нужд ГВС и отопления муниципального жилищного фонда и объектов бюджетной сферы районов Томской области

Исполнители Программы и основных мероприятий

Определяются на основе конкурсного отбора

Источники финансирования реализации Программы

Общая сумма затрат на реализацию Программы -386,7 млн. рублей:

Средства областного бюджета- 346,7 млн. руб.;

Средства бюджета г. Томска - 40 млн. руб. (прогноз)

Контроль за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляет Государственная Дума Томской области, Администрация Томской области, органы местного самоуправления

     

Введение


Настоящий документ разработан на основе подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. № 797. В соответствии с федеральной целевой программой «Жилище», важнейшим звеном модернизации жилищно-коммунального хозяйства должно стать снижение издержек на производство услуг. Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

Несмотря на признание энергоресурсосбережения одним из главных приоритетов реформы ЖКХ России, практическая реализация этого процесса сдерживается рядом нерешенных проблем:


- несовершенством нормативно-правовой базы, стимулирующей политику энергоресурсосбережения и привлекающей в эту сферу отечественные и иностранные инвестиции;


- неразвитостью отечественного рынка по инвестированию, установке и обслуживанию энергоресурсосберегающей техники;


- искажением ценовых соотношений между стоимостью энергоресурсосберегающего оборудования и ценами (тарифами) на энергоносители, приводящим к существенному снижению эффективности энергосберегающих мероприятий.

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий ЖКХ и, соответственно, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Данная Программа направлена на повышение уровня благосостояния населения, предоставление коммунальных услуг необходимого качества и количества по стоимости, соответствующей уровню платежеспособности населения.

Одним из основных направлений достижения указанных целей являются: внедрение приборного учета производства и потребления тепловой энергии, воды, газа, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов.

Реализация основных мероприятий по организации учета энергии и энергоносителей позволит создать реальные предпосылки для совершенствования системы тарифов и разработки экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения.

Базовыми нормативно-правовыми документами для разработки Программы являются Законы Томской области «Об основах энергосбережения на территории Томской области» и «Об утверждении областной целевой программы «Энергосбережение на территории Томской области» (постановление Государственной Думы Томской области от 30 января 2003 года № 463).


1. Цели и задачи программы «Установка приборов коммерческого учета тепловой
 энергии для муниципальных образований Томской области»


     1.1.          Нормативно-правовая основа разработки Программы


В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 541) «количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении».

В Законе Российской Федерации «Об энергосбережении» (ст.11) устанавливается обязательность учета производства и потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов.

Базовым нормативно-правовым документом разработки Программы является принятый Государственной Думой Томской области Закон Томской области «Об основах энергосбережения на территории Томской области». Закон определяет основные направления в сфере энергосбережения.

На территории Томской области государственная политика в сфере энергосбережения осуществляется на основе федеральных и областных программ.

Статья 11 Закона «Энергосберегающие программы, надзор за эффективностью использования энергоресурсов» определяет процедуру разработки и реализации областных энергосберегающих программ.

Статья 15 «Финансирование энергосберегающих мероприятий» провозглашает: «органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления для финансирования областных и местных программ энергосбережения определяют источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области».

Одним из направлений реализации государственной политики в сфере энергосбережения является организация учета расхода энергоресурсов.

В соответствии со статьей 13 «Учет энергетических ресурсов»: «весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с государственными нормами точности измерения».

Кроме того, нормативной основой разработки Программы являются ряд Указов Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и Постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области.

В Указе Президента Российской Федерации от 27.05.97 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» отмечена необходимость разработки региональных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 797 от 17.11.2001 г. утверждена подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г., в которой предусмотрено повсеместное внедрение приборов учета воды, газа, тепловой энергии.

Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 12.09.96г. № 258 «Об оснащении приборами учета и контроля за использованием тепловой энергии» определяет порядок финансирования установки приборов учета тепловой энергии.


     1.2.     Целевые установки Программы


Основной целью Программы является обеспечение приборного учета тепловой энергии и расхода топлива в муниципальных образованиях Томской области. Реализация Программы позволит создать необходимые условия для:


- повышения эффективности систем производства тепловой энергии;


- повышения качества теплоснабжения;


- обеспечения обоснованности определения и обязательности применения нормативов расхода топлива на котельных;


- создания системы мониторинга и отчетности за расходом энергоресурсов, включая разработку топливно-энергетических балансов и технических паспортов котельных, энергетических паспортов жилых (общественных зданий);


- установления контроля за тарифами на тепловую энергию;


- упорядочения организации рынка тепловой энергии, правовых и экономических отношений его участников.


     1.3.          Концепция Программы


Программа представляет собой комплекс технических, экономических, финансовых, организационных и нормативно-правовых решений по организации учета отпуска и потребления тепловой энергии в муниципальных образованиях Томской области, а также потребления топлива в муниципальных котельных в районах Томской области.

Программа охватывает период 2003-2005 гг.

Разработка Программы осуществлялась, исходя из следующих основных концептуальных положений:

1) комплексность принятия решений:


- системная реализация мероприятий Программы на всех объектах коммунальной энергетики области;


-  реализация комплекса нормативно-правовых, экономических, технических, организационных, финансовых решений.


2) выбор направлений реализации Программы:


- ограниченность финансовых ресурсов предполагает их концентрацию на ключевых направлениях;


- ограниченность компетенции областных органов власти предполагает концентрацию ресурсов на создание необходимых нормативно-правовых и экономических механизмов реализации Программы совместно с органами местного самоуправления.

Особое внимание при разработке Программы уделялось:


- анализу технических проблем теплоснабжения населенных пунктов;


- техническим особенностям организации учета топлива и тепловой энергии применительно к условиям Томской области;


- анализу состояния рынка приборов учета с точки зрения функциональных возможностей и ценовых показателей;


- выявлению возможных путей финансирования Программы;


- разработке предложений по комплексу организационных и нормативно-правовых механизмов, необходимых для реализации и мониторинга Программы.


Раздел I. Подпрограмма «Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии, используемой для нужд ГВС
и отопления муниципального жилищного фонда города Томска»

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»