• Текст документа
  • Статус
Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
 


ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 ноября 1998 года № 27-ОЗ

О профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав

(с изменениями на 12 мая 2008 года)
_____________________________________________
Утратило силу на основании
Закона Томской области от 6 апреля 2009 года № 47-ОЗ
____________________________________________________________

_____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ
Законом Томской области от 9. 09. 05 г. № 149 - ОЗ

Законом Томской области от 4.10.02 г. № 75-ОЗ
Законом Томской области от 4.05.01 г. № 51-ОЗ
_____________________________________________


Принят
решением
Государственной Думы
Томской области
от 23 октября 1998 года
N 166


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, регулирует деятельность заинтересованныхгосударственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и иных организаций и организаций в этой области.
(Преамбула в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ст. 1-6)


Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия и термины


В настоящем Законе указанные ниже понятия и термины имеют следующее значение:

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

девиантное поведение - отклоняющееся поведение, противоречащее принятым в обществе правовым нормам;

группа социального риска - любое микросоциальное сообщество (группа), способствующее развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению;

несовершеннолетние - лица, не достигшие 18-летнего возраста; областная система профилактики - это система органов и учреждений государственной власти, местного самоуправления на территории Томской области, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав.

областная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система государственных органов, органов местного самоуправления и учреждений, занимающихся на территории Томской области профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Статья 2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав - вид деятельности, направленный на максимальное обеспечение социальной справедливости и законности интересов несовершеннолетних, создание условий для более полного включения несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства, в социально - экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.

Ее организационной основой является областная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, утверждаемая Государственной Думой Томской области.


Статья 3. Правовая основа деятельности областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав


Правовую основу деятельности областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права, федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Томской области, настоящий Закон, иные законы и правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Томской области, а также международные правовые акты о правах ребенка, ратифицированные
Российской Федерацией.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

Статья 4. Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Томской области являются: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также создаваемые ими учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Наряду с органами и учреждениями, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними в пределах своей компетенции участвуют органы и учреждения досуга, спорта, туризма, а также иные органы, учреждения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) Томской области.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.10.02 г. № 75-ОЗ.

Статья 5. Права несовершеннолетних


Основные права несовершеннолетних предусмотрены международными правовыми актами, Конституцией Российской Федерации и нормами действующего федерального законодательства.

В Российской Федерации несовершеннолетний имеет право на:

- жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

- защиту чести и достоинства;

- свободу слова, совести, религии и вероисповедания;

- свободное выражение своих взглядов, убеждений и мнений;

- свободу ассоциаций и мирных собраний;

- образование;

- труд и отдых;

- свободу творчества;

- социальную защиту, включая социальное обеспечение;

- свободу передвижения и выбора места жительства;

- жилище;

- охрану здоровья и медицинскую помощь;

- судебную защиту и индивидуальную юридическую помощь;

- возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Перечисление прав не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав несовершеннолетних, а также установленных настоящим Законом специальных прав отдельных категорий несовершеннолетних, чьи возможности осуществления принадлежащих им прав ограничены по состоянию здоровья или в силу конкретных социальных условий.

Защита прав несовершеннолетних осуществляется системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также учреждений в пределах их компетенции.
(Стаья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Статья 6. Задачи в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав


Основными задачами областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав являются:

- обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних, оказание им помощи в восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности;

- оказание помощи семье, отдельным гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям по вопросам предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

- выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними;

- раннее выявление нарушений в поведении несовершеннолетних и устранение обстоятельств, приводящих к таким нарушениям;

- создание условий для осуществления диагностических и реабилитационных мер для несовершеннолетних, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции и адаптации;

- социально-бытовое устройство несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- проведение профилактической работы с родителями (опекунами, попечителями), систематически не выполняющими своих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних;

- выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вовлечения их в преступную или иную противоправную деятельность;

- психолого-медико-педагогическая и социальная коррекция несовершеннолетних с девиантным поведением;

- выявление причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, и принятие мер к их устранению.

Раздел 2. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ (ст. 7-19)


Раздел 2. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ
ОБЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ


Статья 7. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

- организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- объединение усилий и координация деятельности субъектов, входящих в областную систему профилактики;

- оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности;

- определение форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

- осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных интересов в государственных и негосударственных учреждениях;

- рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и применение к ним мер воздействия, предусмотренных законом;

- рассмотрение дел в отношении родителей (лиц, их заменяющих), уклоняющихся от воспитания несовершеннолетних, злоупотребляющих родительскими правами, применение к ним мер воздействия, предусмотренных законодательством.

Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, городская, районные и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав создается при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области, районные (городские) и иные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются соответственно при городских, районных, районных в городе администрациях.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть созданы при органах местного самоуправления поселений, расположенных на значительном удалении от административных центров, по решению указанных органов в случае их наделения государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

В состав комиссий на постоянной основе входят: ответственный секретарь, специалисты, имеющие юридическое, педагогическое или иное высшее образование, опыт работы с несовершеннолетними.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

Порядок создания, полномочия и формы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяются законодательством Российской Федерации и Томской области.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, и хозяйствования , организациями всех форм собственности и хозяйствования, должностными лицами и гражданами.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.05.01 г. № 51-ОЗ.

Статья 8. Органы опеки и попечительства


Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти Томской области. Вопросы организации и деятельности указанных органов исполнительной власти по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Законом, иными законами Томской области в соответствии с семейным и гражданским законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

- защита личных, имущественных и жилищных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе в судах.


Статья 9. Центр социально-психологической помощи для детей и подростков


В соответствии с федеральным законодательством, с целью всемерно способствовать решению задачи социальной защищенности несовершеннолетних, их адаптации в социальной среде могут создаваться Центры социально-психологической помощи для детей и подростков.

Основными задачами Центра являются:

- консультирование несовершеннолетних, их родителей, опекунов, попечителей по психологическим проблемам, коррекция, включая оказание психотерапевтической помощи;

- психопрофилактическая работа с несовершеннолетними и в их семьях;

- социально-реабилитационная помощь дезадаптированным несовершеннолетним и их семьям;

- правовое просвещение несовершеннолетних, оказание им, их родителям, опекунам, попечителям юридической помощи по вопросам защиты прав несовершеннолетних;

- информационно-исследовательская деятельность в отношении групп социального риска;

- методическая работа, повышение квалификации и переподготовка работников государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

Исходя из существующих возможностей, на основе тесного взаимодействия с органами и учреждениями здравоохранения, образования, культуры, службы занятости населения, по делам молодежи Центр может также решать и другие задачи.

Несовершеннолетние пользуются услугами Центра на добровольной основе по собственной инициативе, а также по инициативе родителей, опекунов, попечителей, по направлению органов и учреждений областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав с согласия родителей, опекунов, попечителей.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Центр является юридическим лицом и действует на основе типового Положения о Центре, утвержденного постановлением Губернатора Томской области.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

Статья 10. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения
(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Основными задачами органов и учреждений здравоохранения являются:

- пропаганда здорового образа жизни; профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании, венерических заболеваний и абортов;

- патронаж новорожденных до одного года, охрана здоровья и профилактические осмотры несовершеннолетних (детская поликлиника, отделение, другие поликлинические учреждения);

- обследование, сроком не более одного месяца, новорожденных, лишенных попечения родителей, с последующим их устройством в учреждения здравоохранения (детская больница, дом ребенка);

- выхаживание, динамическое наблюдение и развитие несовершеннолетних раннего возраста (в том числе с недостатками умственного и физического развития), оставшихся без попечения родителей, или родители которых по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием ребенка;

- оказание специализированной диагностической, лечебной, реабилитационной помощи несовершеннолетним с психическими расстройствами, (психоневрологический диспансер, психиатрическая больница), употребляющих спиртные напитки, наркотические или иные одурманивающие средства (наркологический диспансер), а также несовершеннолетних, имеющих кожно-венерологические заболевания, передаваемые половым путем; выявление источников заболевания, оказание консультативной помощи родителям несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение (психиатрическая больница, кожно-венерологический диспансер, наркологический диспансер);
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

- проведение всех видов психиатрических экспертиз в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (психоневрологический диспансер, психиатрическая больница);

- обследование, выявление, наблюдение и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические или иные одурманивающие средства (наркологический диспансер);

- выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, среди несовершеннолетних, обследование и лечение (кожно-венерологический диспансер, отделение, стационар);

- иные задачи, предусмотренные действующим законодательством.
(Абзац введен Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ)
Учреждение здравоохранения обязано немедленно информировать соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о каждом случае нарушения прав несовершеннолетних в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
(Абзац введен Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ)
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.05.01 г. № 51-ОЗ.


Статья 11. Образовательные учреждения


Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществляют иные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с действующим законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

В образовательных учреждениях могут создаваться психологические службы.

Психологическая служба образовательного учреждения:

- способствует постановке и решению задач гуманизации психолого-педагогического процесса воспитания и развития личности;

- осуществляет профилактическую деятельность в образовательных учреждениях среди детей и подростков, направленную на предотвращение дезадаптации;

- способствует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

- оказывает психологическую помощь при работе педагогического коллектива с семьей;

- обеспечивает психологическую поддержку при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;

- определяет факторы, вызывающие отклонения в развитии личности, условия профилактики и формы коррекции подобных отклонений.


Статья 12. Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Название в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.05.01 г. № 51-ОЗ.


В учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения (в том числе детские дома семейного типа), лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) при отсутствии возможности передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) принимаются:
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.05.01 г. № 51-ОЗ.


- дети - сироты;

- дети, отобранные у родителей по решению суда;
(Абзац утратил силу на основания Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ)

- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, местонахождение которых не установлено;

- дети одиноких матерей (отцов), малообеспеченных семей, беженцев, вынужденных переселенцев; дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и временно не имеющих постоянного места жительства, нуждающихся в государственной помощи; а также дети лиц, обратившихся за статусом беженцев (сроком до одного года);

- дети, лишенные родительского попечения по иным причинам.


Статья 13. Специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием призваны обеспечить психолого-медико-педагогическую и социальную реабилитацию несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

К специальным учебно-воспитательным учреждениям органов образования для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, относятся:

- специальная общеобразовательная школа;

- специальное профессиональное училище;

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, совершивших общественно-опасные деяния;

- другие виды учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

Специальные учебно-воспитательные учреждения органов упрвления образованием могут быть открытого и закрытого типа, создаются учредителем (учредителями) в установленном порядке.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Учреждения открытого типа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.05.01 г. № 51-ОЗ.


Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода.

Срок, порядок и условия нахождения несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа определяются федеральным законодательством и Положением об этих учреждениях.

Специальные учреждения осуществляют образовательную, воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.


Статья 14. Органы управления социальной защитой населения и учреждения органов управления социальной защитой населения

1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

- организуют профилактическую деятельность по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями, не исполняющими свои обязанности по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними;

- контролируют деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

2. Учреждения социального обслуживания (центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные, создаваемые для этих целей учреждения) в соответствии с их уставами или положениями о них:

- выявляют и ведут учет детей, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц;

- предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации, и их семьям медико-социального, социально-психологического, социально-педагогического, правового характера, направленные на преодоление сложных жизненных ситуаций;

- участвуют в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

3. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), в соответствии с их уставами или положениями о них:

- совместно с другими органами системы профилактики осуществляют мероприятия по выявлению безнадзорных детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;

- обеспечивают временное проживание на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют их социальную реабилитацию;

- организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам;

- способствуют оздоровлению межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, снятию психотравмирующих ситуаций, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

- содействуют несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

- включают несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждениях и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

- уведомляют родителей несовершеннолетних или иных законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

- оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

- содействуют органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Специализированные учреждения создаются по решению органов исполнительной власти области или органов местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих органов социальной защиты населения.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.10.02 г. № 75-ОЗ.

Статья 15. Органы и учреждения государственной службы занятости


Органы и учреждения государственной службы занятости населения области содействуют реализации прав несовершеннолетних на труд и свободу выбора вида занятости в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности, обучают профессии (специальности), повышают их квалификацию, оказывают помощь в трудоустройстве несовершеннолетних, достигших 16 лет, реализуют иные задачи в соответствии с действующим законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Совместно с органами образования, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и органами внутренних дел органы и учреждения службы занятости ведут учет несовершеннолетних, оставивших учебу, привлекают несовершеннолетних к труду путем развития различных форм самостоятельной производственной и предпринимательской деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 4.05.01 г. № 51-ОЗ.


Статья 16. Подразделения милиции общественной безопасности по делам несовершеннолетних
(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Подразделения милиции общественной безопасности по делам несовершеннолетних:
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

1) предупреждают преступления и административные правонарушения несовершеннолетних, содействуют их раскрытию в процессе проведения профилактической работы;

2) проводят профилактическую работу и принимают установленные законом меры воздействия в отношении несовершеннолетних:

- осужденных к лишению свободы условно, а также к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

- совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия либо административного взыскания, или вследствие акта амнистии;

- совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия;

- в отношении освобожденных из мест лишения свободы;

- вернувшихся из закрытых специальных учебно-воспитательных учреждений;

- систематически совершающих правонарушения, влекущие меры административного взыскания;

- злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими или иными средствами, вызывающими одурманивание; а также родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей, перечисленных в настоящей статье, в случаях, если они злостно не выполняют обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и (или) своим поведением способствуют совершению ими правонарушений;

3) рассматривают заявления и сообщения о правонарушениях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и принимают по ним решения в соответствии с законодательством , а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

При проведении профилактической работы обеспечивается соблюдение конституционных прав несовершеннолетних, их родителей, опекунов, попечителей. Порядок, формы и методы проведения профилактической работы, права и обязанности сотрудников, условия формирования указанных подразделений определяются нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. При проведении профилактической работы требования сотрудников подразделений милиции общественной безопасности по делам несовершеннолетних, предъявляемые в пределах их прав, обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Статья 17. Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности.
(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей является подразделением милиции общественной безопасности. Нормативы штатной численности центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Основания помещения и сроки содержания несовершеннолетних в центре определяются федеральным законодательством.


Статья 18. Исправительные учреждения для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы


Порядок отбывания несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы определяется Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Исправительные учреждения исполняют свою деятельность на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека, обеспечивают исполнение уголовного наказания с целью предупреждения новых преступлений и подготовки несовершеннолетних к жизни на свободе.

Основными задачами работы исправительных учреждений являются:

- создание условий для социально-психологической реабилитации, осуществление лечебно-профилактических мероприятий;

- создание условий для получения общего, основного и профессионального образования.


Статья 19. Психолого - медико - педагогические комиссии (консультации)


Для диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образовательных потребностей, а также для консультирования родителей по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей, создаются постоянные межведомственные психолого-медико - педагогические комиссии (консультации).

Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий являются:

- осуществление комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков до 18 лет по определению форм и содержания их воспитания и обучения в соответствии с их психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями;

- разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию помощи детям и подросткам дальнейшей психолого-медико-педагогической помощи, организации их последующего обучения и воспитания в учреждениях системы образования и социальной защиты населения;

- уточнения диагноза ребенка, а также психолого-медико - педагогических рекомендаций в связи с изменением его состояния и целесообразностью перевода из одного типа детского учреждения в другой;

- оказание консультационно-методической помощи семьям, педагогам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам и организациям по вопросам обучения, воспитания, лечения, социально-трудовой адаптации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении ;
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ

- осуществление коррекционно-педагогической работы с детьми и подростками с учетом их изменяющихся индивидуальных и возрастных особенностей;

- участие в совместной работе со специалистами служб образования, здравоохранения и социальной защиты населения, общественными и религиозными организациями по раннему выявлению детей с различными проблемами в развитии, нуждающихся в специализированной помощи;

- учет обследованных детей и подростков и внесение в соответствующие государственные и муниципальные органы предложений по комплектованию и развитию сети детских реабилитационных учреждений;

- координационно-методическая помощь районным и городским психолого-медико-педагогическим и социальным службам;

- участие в работе по повышению уровня знаний населения о причинах возникновения отклонений в развитии детей и подростков, необходимости оказания им психолого-медико-педагогической помощи.

Психолого-медико-педагогическая комиссия действует на основе Положения о психолого-медико-педагогических комиссиях.

В состав психолого-медико-педагогических комиссий в обязательном порядке входят:

- психолог;

- врачи: психиатр, невропатолог, хирург-ортопед, сурдолог, окулист, терапевт (педиатр);

- специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

- юрист;

- представители соответствующих органов управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

Направление несовершеннолетних на психолого-медико - педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей, опекунов, попечителей, а также с согласия родителей, опекунов, попечителей по инициативе органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

Учреждения здравоохранения с согласия родителей направляют в психолого-медико-педагогическую комиссию ребенка при установлении у него явных признаков физического и (или) психического недостатка (недостатков) для определения его специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения, воспитания.

Результаты обследования несовершеннолетнего обсуждаются с родителями, опекунами, попечителями и отражаются в заключении психолого-медико- педагогической комиссии, которое является основанием для направления детей, при наличии согласия родителей, в специальные образовательные учреждения, организации обучения на дому или интегрированного обучения. Члены психолого-медико - педагогической комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность заключения.

В случае несогласия родителей с заключением психолого-медико - педагогической комиссии по их заявлению соответствующим психолого-медико-педагогическим центром проводится повторная экспертиза.

Заключение повторной экспертизы может быть обжаловано в суде в порядке гражданского судопроизводства.

Раздел 3. ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ (СТ. 20-22)


Раздел 3.

ИНЫЕ ОРГАНЫ, УЧРЕЖДЕНИЯ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
 , ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Статья 20. Органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма. Средства массовой информации


Органы и учреждения культуры, физической культуры, спорта и туризма, средства массовой информации области в пределах своей компетенции оказывают содействие несовершеннолетним в реализации прав на свободу творчества, осуществлении культурной деятельности, занятиях физической культурой, спортом и туризмом, удовлетворении духовных потребностей и приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, развитии досуга, отдыха и спорта.

Средства массовой информации принимают участие в объективном освещении вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, не допускают распространения информации и материалов:

- поощряющих физическое, сексуальное, психологическое насилие;

- пропагандирующих аморальность, пристрастие к употреблению алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;

- вызывающих пренебрежение к закону и социально приемлемым нормам поведения, враждебное отношение к окружающим, расовую и религиозную нетерпимость.


Статья 21. Органы и учреждения по делам молодежи


Органы и учреждения по делам молодежи участвуют в областной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав путем организации досуга, занятости несовершеннолетних, развития у них гражданственности и патриотизма, удовлетворения их социально значимых потребностей, оказания несовершеннолетним помощи в конфликтных ситуациях.

Учреждения по делам молодежи (центры разного профиля, молодежные биржи труда, приюты для подростков и молодежи и т.п.) создаются по решению органов исполнительной власти области и местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих комитетов (отделов) по делам молодежи, которые определяют виды учреждений и их задачи в защите прав несовершеннолетних.


Статья 22. Негосударственные организации.
(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Общественные объединения, ассоциации, фонды, профсоюзы, религиозные конфессии и иные негосударственные организации, расположенные на территории области, в соответствии с Уставом и положениями, определяющими их деятельность, участвуют в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав путем взаимодействия с государственными органами и учреждениями профилактики, подготовке предложений по совершенствованию областной системы профилактики, благотворительной деятельности, а также индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, их семьями.

Раздел 4. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ (ст. 23-24)


Раздел 4. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ


Статья 23. Гарантии защиты прав несовершеннолетних


Гарантии защиты прав несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации, устанавливаются федеральным законодательством и настоящим Законом.


Статья 24. Участие адвоката в рассмотрении материалов, связанных с защитой прав несовершеннолетних


Адвокат (защитник) принимает участие в рассмотрении материалов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, согласно действующему законодательству.

Раздел 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (ст. 25-28)

(Раздел утратил силу на основании Закона Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ)



Раздел 5.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


Статья 25. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета в соответствии с установленным порядком финансирования деятельности указанных органов и учреждений. Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Деятельность, связанная с перевозкой в пределах территории Томской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Томской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, определяется Администрацией Томской области.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 9. 09. 05 г. № 149 - ОЗ)

Статья 26. Материально - техническая база областной профилактической системы

За учреждениями областной системы профилактики на праве оперативного управления закрепляются земля, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, транспорт, иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления в установленном порядке обеспечивают учреждения и органы областной системы профилактики всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.
(Статья утратила силу на основании Закона Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ)

Статья 27. Права и социальные гарантии работников областной профилактической системы


Работники, занятые в областной профилактической системе, пользуются льготами и социальными гарантиями, предусмотренными федеральным законодательством.
(Статья утратила силу на основании Закона Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ)

Статья 28. Кадровое обеспечение областной системы профилактики


На работу в органы и учреждения областной системы профилактики принимаются граждане Российской Федерации, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, а также по образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности, в соответствии с ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок приема граждан на работу.

Не могут быть приняты на работу в учреждения областной системы профилактики граждане, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, имеющие судимость.

Раздел 6. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ (ст. 29-30)


Раздел 6. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОБЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ


Статья 29. Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Контроль за деятельностью органов и учреждений областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется Государственной Думой Томской области и Администрацией Томской области в пределах их компетенции и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) области и другими нормативными правовыми актами области.

2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.

3. Надзор за исполнением законов органами и учреждениями областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть утратила силу на основании Закона Томской области от 12 мая 2008 года № 86-ОЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ

Статья 30. Прокурорский надзор


Надзор за исполнением законодательства, регулирующего деятельность областной профилактической системы, осуществляется прокуратурой области.
(Статья утратила силу на основании Закона Томской области от 13.03.06 г. № 31 - ОЗ)


Глава Администрации
(Губернатор)
Томской области
В.М.Кресс


О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав (с изменениями на 12 мая 2008 года)

Название документа: О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав (с изменениями на 12 мая 2008 года)

Номер документа: 27-ОЗ

Вид документа: Закон Томской области

Принявший орган: Государственная Дума Томской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 1998, № 8 (30)
Дата принятия: 16 ноября 1998

Дата начала действия: 16 ноября 1998
Дата окончания действия: 25 апреля 2009
Дата редакции: 12 мая 2008