Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
МЭР ГОРОДА ТОМСКА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2003 года № 164

О технической концепции муниципальной
 информационной системы г.Томска

________________________________________________________
Отменено на основании
Постановления Администрации Города Томска от 06 июля 2012 года № 792
___________________________________________________________



          В целях проведения единой технической политики и совершенствования работ по выполнению постановления мэра от 29.12.2001 г. за № 746 "Об утверждении концепции "Основные направления информатизации муниципалитета г.Томска на 2001-2004 г.г." и в целях дальнейшего совершенствования системы управления городом,

                         ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить техническую концепцию муниципальной информационной системы г.Томска, принятую научно-техническим советом по информатизации администрации г.Томска (приложение на 11 л.).

2. Руководителям объединенных администраций округов города, департаментов, управлений, комитетов администрации, муниципальных учреждений и предприятий при решении задач, определенных в "Основных направлениях информатизации муниципалитета г.Томска на 2001-2004 г.г." руководствоваться данной концепцией.

3. Советнику мэру информатизации (Б.А.Гладких), комитету информатизации (В.Е.Кириенко) при формировании ежегодных программ работ по информатизации обеспечить соответствие планов содержанию технической концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


          Мэр города Томска                    А.С.Макаров

          Приложение
                                                                                                                                                             к постановлению мэра
                № 164 от 10.04.2003 г.

     

ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
муниципальной информационной системы г. Томска

1. Общие положения


1.1. Муниципальная информационная система г. Томска создается в рамках работ по информатизации муниципалитета г. Томска в соответствии с «Основными направлениями работ по информатизации муниципалитета г. Томска» (далее по тексту -«Основными направлениями»), утвержденными решением Томской городской Думы от 14.11.2001 № 78 «Об утверждении концепции «Основные направления информатизации муниципалитета г. Томска» и постановлением  мэра города от 29.12.2001 № 746 «Об основных направлениях информатизации муниципалитета г. Томска».

1.2. В соответствии с уставом г. Томска понятие «муниципалитет» охватывает совокупность органов муниципального управления, включая Томскую городскую Думу, Администрацию г. Томска, ее территориальные, функциональные и отраслевые органы управления, являющиеся юридическими лицами.

1.3. В соответствии с «Основными направлениями» конечной целью работ по информатизации муниципалитета  является создание условий для принятия эффективных решений по управлению городом  как целостной социально-экономической системой.

Основными системообразующими компонентами города с точки зрения данной цели являются: городское население, городская территория, инженерная инфраструктура, социальная инфраструктура, муниципальное имущество, муниципальный бюджет, городская экономика, сам муниципалитет. В соответствии с этим определены следующие частные цели и основные общегородские задачи информатизации муниципалитета:

1) сбор и анализ данных по различным категориям населения города с целью эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочения расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию социальных программ;

2) ведение единого городского кадастра с целью оптимизации градостроительных решений;

3) ведение единого инженерного кадастра с целью координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизнеобеспечением города;

4) ведение единого имущественного кадастра с целью эффективного  управления муниципальным имуществом;

5) внедрение современных технологий управления финансами с целью поддержки оперативных решений по управлению доходами и расходами муниципального бюджета;

6) мониторинг экономики с целью создания благоприятных условий для развития бизнеса на территории города; внедрение единой автоматизированной системы муниципальных закупок и контрактов;

7) нормативно-правовое и документальное обеспечение органов управления с целью повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений;

8) оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета с целью удовлетворения его информационных потребностей: предоставление регламентированного доступа населению города к актуальной информации, касающейся деятельности администрации города и ее подразделений; обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами власти.

1.4. Муниципальная информационная система включает информационные системы центрального аппарата администрации, городской Думы, а также территориальных и отраслевых органов управления в части, касающейся  решения перечисленных общегородских задач. Узкоотраслевые и ведомственные задачи автоматизации управления настоящей концепцией не охватываются.

2. Основные принципы информатизации

2.1. Опережающее развитие локальной информационной инфраструктуры. Приступая к проектированию и реализации конкретных задач информатизации в структурных подразделениях, необходимо сразу решать вопросы создания в них коммуникационной инфраструктуры (локальной вычислительной сети, телефонной сети, силовой сети для питания компьютеров, технологического заземления) с перспективой на 10-15 лет. Соответствующие коммуникации в обязательном порядке следует предусматривать при строительстве и капитальном ремонте любых административных зданий.

2.2. Единая муниципальная телекоммуникационная система. Передача данных между территориально разнесенными структурами должна производиться с помощью единой муниципальной телекоммуникационной системы, имеющей большой запас пропускной способности и надежности, и предоставляющей услуги по передаче данных заинтересованным подразделениям. В перспективе на базе современных цифровых технологий должна быть создана интегрированная сеть служебной связи органов муниципального управления, объединяющая все виды сообщений (телефон, прямая диспетчерская связь, мобильная связь, видеотелефон, факс, передача данных и т. д.). Это даст существенную экономию средств и повышение качества обслуживания абонентов.

2.3. Единое информационное пространство. Крупномасштабные информационные базы, имеющие межотраслевое значение (нормативные документы, регистр населения, регистр юридических лиц, дежурный план застройки и т. п.), должны создаваться с учетом всех аспектов их использования в проектируемых и перспективных системах. Базы должны наполняться и актуализироваться по месту возникновения соответствующей информации с последующим тиражированием в соответствии с полномочиями в рамках единого информационного пространства. Администрирование и сопровождение таких баз должно осуществляться централизованно, для этого в отвечающих за базы службах информатизации должны быть созданы соответствующие серверные мощности и организованы группы сопровождения. Должна быть создана нормативно-правовая основа для создания и использования межотраслевых баз данных и придания им общемуниципального статуса.

2.4. Стандартизация программного обеспечения. Программное обеспечение создаваемых информационных систем должно в наибольшей степени реализовываться в виде специализированных надстроек над типовыми промышленными системами корпоративного уровня (системы управления базами данных, геоинформационные системы, системы электронного документооборота, групповой работы и управления деловыми процедурами, системы администрирования ресурсов). Это обеспечит наилучшее соотношение цена/качество, лицензионную чистоту, надежность, способность к развитию.

2.5. Адекватное организационно-правовое обеспечение. Организационно-правовое обеспечение программы информатизации должно соответствовать масштабу решаемых задач. Головная служба информатизации должна выполнять координирующие и контролирующие функции для  всех подразделений администрации. По мере готовности должны создаваться службы централизованного технического обслуживания средств информатизации и связи. С участием специалистов всех структурных подразделений муниципалитета должны быть разработаны нормативные документы, регламентирующие единый порядок разработки, реализации, эксплуатации и обновления информационных систем и их компонентов, при этом особое внимание должно уделяться проблемам защиты информации и надежности функционирования систем. Важнейшей составляющей организационного обеспечения программы должна стать система кадрового сопровождения, включающая подбор и закрепление специалистов в области информационных технологий, а также переподготовку пользователей на всех уровнях управления.

3. Структура и функции системы

3.1. Муниципальная информационная система может быть структурирована с двух точек зрения:

1) с точки зрения группировки основных функций системы по элементам организационной структуры муниципалитета (организационно-функциональная структура);

2) с точки зрения привязки основных функций к  программно-техническим средствам (физическая структура).

3.2. Верхний уровень организационно-функциональной структуры  муниципальной информационной системы  в целом соответствует организационному делению муниципалитета:

1) информационная система Томской городской Думы, предназначенная для информационно-коммуникационного обслуживания депутатов и аппарата Думы в соответствии с их правами и полномочиями, для организации  взаимодействия Думы с избирателями;

2) информационная система Администрации г. Томска, обеспечивающая деятельность центрального аппарата администрации (мэр города, его заместители и советники, департамент управления делами) в части решения основных общегородских задач управления;

3) ведомственные  информационные системы территориальных, функциональных и отраслевых органов управления (администрации Северного и южного территориальных округов, функциональных департаментов финансов, экономики, недвижимости, отраслевых департаментов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.). При этом некоторые органы управления является юридическими лицами, другие, будучи функционально обособленными, организационно входят в структуру Администрации г. Томска. Специализированные информационные системы обеспечивают текущую деятельность соответствующих органов в части решения межотраслевых (экономика, финансы, недвижимость и др.) или отраслевых (образование, здравоохранение, культура и др.) задач управления.

3.3. С точки зрения физической структуры муниципальная информационная система г. Томска включает в себя (см. рис. 1)::

1) главный информационный центр являющийся информационным ядром системы;

2)  локальные информационные сети в территориальных, функциональных и отраслевых органах управления;

3) информационные узлы муниципальных предприятий и организаций;

4) муниципальную телекоммуникационную систему

4. Главный информационный центр

4.1. Назначение и основные требования

4.1.1. Главный информационный центр создается  на базе головной службы информатизации муниципалитета - Комитета информатизации Администрации г. Томска.  В функции Главного информационного  центра входят:

1) обеспечение  базовых услуг групповой работы в рамках единого информационно - коммуникационного пространства (корпоративная электронная почта, служба мгновенных сообщений, корпоративный календарь, справочные базы данных,  регламентированный доступ  к интернет-ресурсам и т. п.);

2) создание и ведение эталонных баз федерального и регионального законодательства, нормативных документов городской Думы, постановлений и распоряжений мэра города; обеспечение оперативного доступа к нормативным документам всем работникам муниципалитета;

3) обеспечение общегородского корпоративного  электронного документооборота и выполнение особо сложных операций бумажного документооборота, которые невозможно или экономически нецелесообразно выполнять на рабочих местах пользователей (сканирование, широкоформатная и цветная печать и др.);

4) обеспечение работы межотраслевых информационных систем, ведение межотраслевых классификаторов и межотраслевых фактографических и геоинформационных баз на основе интеграции данных, поступающих от подведомственных организаций и из внешних источников;   

5) обеспечение руководства Администрации и Думы  аналитической информацией на основе межотраслевых информационных баз;

6) обеспечение взаимодействия с органами федеральной и региональной власти в рамках программы «Электронная Россия»;

7) представительство муниципалитета в интернете через официальный информационный муниципальный портал; предоставление регламентированного доступа населению города к актуальной информации, касающейся деятельности муниципалитета; обеспечение обратной связи  населения с органами власти;

8) разработка и обеспечение политики защиты информации в муниципальной информационной системе (в том числе от случайного или преднамеренного уничтожения).

4.1.2. Учитывая критическое место информационного центра, к нему предъявляются требования по следующим основным параметрам.

1) производительность. Должна обеспечиваться работа одновременно большого числа (не менее 300) пользователей в масштабах муниципальной системы, в том числе в .режиме «слабого» клиента;

2) гибкость и масштабируемость. По мере расширения системы должна иметься возможность плавного наращивания производительности. Система должна быть открытой для модернизации и установки нового программного обеспечения;

3) надежность. Должны быть предусмотрены средства сохранения или восстановления работоспособности центра при аварийном отключении электроэнергии, сбоях и поломках отдельных устройств;

4) защищенность. Технические и программные средства центра должны иметь надежную защиту попыток от несанкционированного копирования, разрушения и блокирования информации, приходящих извне и изнутри системы, а также от непредумышленных ошибочных действий обслуживающего персонала;

5) минимальная стоимость при соблюдении предыдущих требований.
4.2.    Технические средства

4.2.1. Техническое обеспечение Главного информационного центра составляют:

1) файловые серверы, обеспечивающие хранение корпоративных файлов коллективного доступа  и личных файлов пользователей;

2) серверы приложений, обеспечивающие работу серверных частей клиент-серверных технологий  (почтовые серверы, Web-серверы, серверы мгновенных сообщений и видеоконференций  и т. п.);

3) серверы информационных баз;

4) служебные серверы (управления сетью, резервного копирования и др.);

5) вспомогательное  оборудование.

4.2.2. Конфигурация серверного оборудования определяется конкретными требованиями текущего момента и финансовыми возможностями. С целью минимизации затрат при приемлемой производительности и надежности целесообразно использовать двух- и четырехпроцессорные варианты серверных платформ на базе процессоров Intel. По мере развития информационного центра становится целесообразным использование платформы IBM iSeries (AS/400).

4.2.2. Надежность хранения данных на дисковых накопителях должна обеспечиваться применением аппаратных RAID-контроллеров.

4.2.3. Для повышения отказоустойчивости  вычислительного процесса  и обеспечения сохранности данных при авариях и стихийных бедствиях должны применяться кластерные конфигурации серверного оборудования с физической разноской составляющих кластер компьютеров по разным зданиям.

4.2.4. Вспомогательное оборудование предназначено для поддержки надежной и защищенной работы программно- технического комплекса информационного центра, а также для обеспечения централизованной работы с уникальными внешними устройствами. В состав оборудования входят:

1) устройства бесперебойного электропитания;

2) устройства резервного копирования информации на магнитные ленты и перезаписываемые лазерные диски;

3) устройства ввода мультимедийной информации - сканеры, цифровые фотоаппараты, звукозаписывающие устройства, видеокамеры;

4) устройства для мультимедийных презентаций. На основе этих устройств должны быть оборудованы зал заседаний Томской городской Думы и Администрации г. Томска и «ситуационная комната», в которой могут проводиться оперативные совещания с использованием разнообразного картографического материала;

5) высокопроизводительные корпоративные сетевые принтеры, широкоформатные и цветные принтеры.
4.3.   Программное обеспечение

4.3.1. В качестве основной серверной операционной системы на первых этапах развития информационного центра будут использоваться серверные версии Windows, обладающей приемлемыми показателями по масштабируемости, надежности и защищенности. Для обеспечения работы «слабых» клиентов должен быть использован компонент Windows Terminal Server. По мере развития операционной системы Linux будет осуществляться поэтапный перевод серверов на данную платформу.

4.3.2. Основным программным средством для организации делопроизводства и групповой работы выбрана система Lotus, являющаяся стратегическим программным продуктом фирмы IBM. Серверная часть этой системы Lotus Domino является многофункциональным продуктом и выполняет следующие основные функции (здесь и далее под словом «сервер» понимается программное обеспечение, предоставляющее определенный набор услуг клиентам):

1) является универсальным почтовым сервером, обеспечивающим как корпоративную, так и внешнюю интернет - почту;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»