Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 ноября 2002 года № 81-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение жильем
молодых семей и специалистов на территории
Томской области на 2002-2010 годы"

(с изменениями на 13 октября 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу  на основании
Закона Томской области  от 7 сентября 2006 года N 213-ОЗ
_____________________________________________________________________

____________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Законом Томской области от 13.10.05 г. № 189 - ОЗ

Законом Томской области от 17.05.04 г. № 59-ОЗ

Законом Томской области от 14.11.03 г. № 144-ОЗ

____________________________________

Статья 1.  Утвердить областную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы"  согласно приложению.

     
     Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.



Глава Администрации (Губернатор)
Томской области                                                   В.М. Кресс

Приложение  к Закону  Томской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей и
специалистов на территории Томской области
на 2002-2010 годы"


Паспорт

областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей
 и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы"

Наименование программы

Областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области на 2002 - 2010 годы"

Дата принятия решения о разработке программы

Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 08.05.1998 г. № 167 "О плане мероприятий по реализации молодежной политики на территории Томской области во II кв. 1998 года",
Закон Томской области от 14.06.2000 № 24 - ОЗ "О государственной молодежной политике в Томской области",
Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 26.12.2001 г. №557-р "О создании постоянно действующей рабочей группы для разработки мероприятий по подготовке и реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей и специалистов на территории Томской области"

Государственный заказчик программы

Администрация Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области

(Раздел в редакции, введенной в действие , Законом Томской области от 13.10.05 г. № 189 - ОЗ

- см. предыдущую редакцию).

Основные разработчики программы

Томское региональное отделение общероссийской общественной организации  "Союз МЖК России";
Комплексный НИИ СО РАН (г. Новосибирск)

Цель программы

Создание системы государственной и муниципальной поддержки молодых семей и специалистов в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Томской области

Задачи программы

1. Создание  системы законодательных и нормативных правовых актов Томской области,  обеспечивающих активную государственную и муниципальную поддержку  молодежных инициатив по развитию движения  молодежных жилых комплексов в виде общественных организаций,  молодежных жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений  молодых семей и специалистов.
2. Создание системы государственной и муниципальной поддержки  коллективного и индивидуального строительства силами молодых семей в сельской местности.
3. Создание механизма  решения жилищной проблемы молодых семей, в том числе по научно-методическому,  организационному, информационному и кадровому обеспечению.
4. Создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса.
5. Создание  эффективной  системы  управления  реализации программы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы.
  6. Разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по приобретению (строительству) жилья.

   (Пункт дополнительно включен Законом Томской области от 14.11.03 г. № 144-ОЗ).

Сроки и этапы реализации программы

Программа реализуется в 2002-2010 годы поэтапно:
1 этап (2002 - 2004 гг.)

Разработка  и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах, приобретение жилья.     
2 этап (2005 - 2010 гг.)

Совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Томской области. Отработка  механизмов строительства (приобретения) жилья за счет мобилизации различных источников ресурсов.  

Подготовка строительных площадок для коллективного и индивидуального строительства на территории Томской области, организация строительства, сдача в эксплуатацию жилых домов в сельской местности и многоквартирных жилых домов в городах. Законодательное обеспечение мероприятий программы, подготовка   рекомендаций по совершенствованию  нормативно-законодательной базы строительства жилья и обеспечения его  ресурсами.

(Раздел в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 14.11.03 г. № 144-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

Перечень основных программных мероприятий

-     Создание Дирекции жилищно-строительных программ Томской области.
     (Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 17.05.04 г. № 59-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).
-     Разработка и принятие перспективного плана подготовки площадок и строительства жилых объектов программы, в том числе  индивидуальных домов в сельской местности, на территории области.
-     Освещение в средствах массовой информации целей и основных положений программы.
-     Подготовка предложений и внесение поправок в нормативные акты, регулирующие жилищную сферу.
-     Создание системы государственной и муниципальной поддержки при получении и выполнении технических условий.
-     Разработка и реализация системы стимулирования участия  хозяйствующих субъектов в   программе.

Исполнители программы

Дирекция жилищно-строительных программ Томской области

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области

Томское региональное отделение общероссийской общественной организации "Союз МЖК России"

 Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию), финансово-кредитные учреждения (по согласованию)

(Раздел в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 14.11.03 г. № 144-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).

 Объемы и источники финансирования программы

-     Средства областного и местных бюджетов 202000 тыс. руб.
-     Прогнозируемые поступления из федерального бюджета 400000 тыс. руб.
-     Прогнозируемые поступления из внебюджетных источников 810800 тыс. руб.


Ожидаемые конечные результаты программы

-     Улучшение демографической ситуации в области.

-  Мобилизация ресурсов общества на жилищное строительство.

-     Связывание инфляционных процессов.

-     Усиление  мотивации к труду у молодежи.

-     Поддержка строительного комплекса области.

-    Закрепление молодых специалистов в городе, на селе и молодых ученых в ВУЗах и НИИ.

-     Строительство 153 тыс. кв. м. жилья.

-    Обеспечение 3060 семей квартирами.

Система организации контроля за исполнением программы

 Контроль за исполнением программы осуществляют Государственная Дума Томской области,

Администрация Томской области, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Администрации Томской области

    (Раздел в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.10.05 г. № 189 - ОЗ, - см. предыдущую редакцию).


Введение


Целью настоящей  программы является создание и апробация механизмов,  которые позволяли бы в современных условиях устойчиво решать жилищную проблему сначала  для  определенной категории населения (молодых семей и специалистов),  а в дальнейшем возможно и для более широкого круга граждан.

В процессе   анализа общей ситуации в жилищной сфере было выяснено,  что в чистом виде традиционные схемы решения  жилищной проблемы в современных условиях не жизнеспособны и поэтому необходимы новые подходы и соответствующие решения, законодательная база.

Изучение мирового опыта решения жилищной  проблемы  продемонстрировало изобилие подходов в этой области. Общий же вывод состоит в том,  что государство всегда занимает активную позицию в решении жилищной проблемы и особенно в периоды серьезных структурных изменений в экономике и обществе страны.

На основе  выполненного  анализа  была  разработана общая схема решения жилищной проблемы    молодых семей,  суть которой состоит в том, чтобы с одной стороны консолидировать возможные источники финансирования жилищного строительства, а с другой стороны устранить препятствия, мешающие нормально функционировать существующим  механизмам  решения жилищной проблемы.  Реализация данной программы позволит сформировать механизм, мобилизующий ресурсы на жилищное строительство и тем самым создаст предпосылки для устойчивого решения жилищной проблемы.

1. Содержание проблемы, анализ ситуации и существующей
практики жилищного строительства


1.1. Жилищная проблема молодежи с позиции национальных интересов

Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Убыль населения в России наблюдается в ХХ веке уже в четвертый раз. Нынешний демографический кризис, перешагнувший уже в ХХI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное время.

В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом, для которого характерны рост безработицы, хронические задержки выплаты зарплаты, пенсий, социальных пособий, ухудшение качества питания, снижение доступности медицинской и лекарственной помощи, психологический стресс, неуверенность в своем будущем и будущем своих детей, рост криминализации общества.

Абсолютные цифры в сфере рождаемости и здоровья подрастающего поколения следующие: в 1987 г. родилось 2,5 млн. детей (17,2 на тысячу женщин фертильного возраста), а в 1998 г. - почти в 2 раза меньше (8,7). Почти вдвое сократилось рождение вторых и третьих детей. Из 4 млн. беременностей только 1,3 млн. заканчиваются родами. В активный трудоспособный и репродуктивный период сейчас вступает практически больное поколение. Это страшный симптом вырождения нации.

С середины 60-х годов в России не обеспечивается простое воспроизводство населения. Если показатель рождаемости в среднем на одну женщину будет и далее снижаться такими же темпами, как в 90-е годы, то к 2005 году он составит 0,8-0,9, а население России уменьшится до 100 млн. человек к 2020 году и до 50-55 млн. человек к 2075 году. Россия уже сейчас занимает одно из последних мест в мире по плотности населения, а в течение ХХI века Россия, как самостоятельное государство, может просто исчезнуть.

Анализ состояния и тенденций демографических процессов и их причин свидетельствуют о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, последующего подъема экономики, повышения уровня жизни населения.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.

Как показали социологические исследования, проводившиеся в 90-е годы, в качестве основных причин, по которым молодые семьи не желали заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.

Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно, как отсутствие перспектив получения жилья. В основе второй причины лежит несопоставимый размер пособия на детей с уровнем затрат на содержание ребенка.

В Российской Федерации 80% детей рождается в семьях в возрасте до 30 лет. Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух вышеуказанных проблем.

Остальные проблемы, применительно к поведению молодых семей в сфере рождаемости, носят второстепенный характер, не являются определяющими и не требуют значительных финансовых вложений.

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.

Жилищные условия остаются одним из самых критических экономических факторов, влияющих на положение семьи в России. По общей площади жилья на душу населения Россия во второй половине 80-х годов отставала от США и Швеции в 3,1 раза, от ФРГ и Франции - в 2,5 раза.

Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность сейчас, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи. В 2002 году в интервал повышенной брачности и период рождения первого ребенка вступают поколения повышенной рождаемости 1982-1988 годов.

Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилым комплексам (МЖК). МЖК представлял собой оригинальную форму осуществления жилой застройки, которая позволяла в комплексе решать финансовые, организационные, архитектурные и социальные проблемы.

Молодежные жилые комплексы возникли не случайно, а в определенный период экономического развития страны, когда государство имело достаточно средств на решение жилищного вопроса, но испытывало острый дефицит рабочей силы в строительной индустрии. МЖК выступал в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.

В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны государства.

Особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодежных домохозяйств не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку.

   Таким образом, обеспечение для молодежи более благоприятных условий в решении жилищной проблемы максимально положительно скажется на улучшении демографической ситуации в России.

Проведенные исследования (1) свидетельствуют о том, что молодежь потенциально ориентирована  на активную репродуктивную деятельность, до 80 %  молодежи намерены вступить в брак до 30 лет  и иметь в среднем по два ребенка на семью.

Намерение иметь детей (в % от числа опрошенных)

Томск

Область

Одного

19.37

23.02

Двух

54.19

54.34

Трех и более

6.66

4.53

Ни одного

4.64

3.40

Затрудняюсь ответить

14.93

14.72



В современных условиях, при ограниченных ресурсах, на воспроизводство государство должно в буквальном смысле сохранять генетический потенциал общества. Как бы это  цинично  ни звучало,  но  в  такой обстановке тем более важно поддерживать молодежь в решении ее социальных проблем. Это с точки  зрения воспроизводства населения.

Не менее, сли не более, важен и квалификационный аспект. Заблуждение в том, что рыночные отношения сами сформируют необходимые экономические пропорции уже приводит к тому, что целые сферы общественной деятельности оголяются, остаются без необходимого воспроизводства квалифицированных кадров. Это образование, наука, культура, здравоохранение, промышленность. И  эти отрасли никак не отнести к неперспективным, просто рыночные механизмы в принципе не способны решать многие вопросы экономического развития  рационально  и  без  больших издержек.

В результате начинает возникать ситуация, когда молодежь выбирает такие профессии, которые хорошо востребованы  на рынке труда за рубежом, и исходя из этого, получают в России образование.  Сегодня меньше половины томской молодежи уверено, что останется жить и работать в России.

Считают  для себя возможным навсегда уехать из России (в % от числа опрошенных)

Томск

Область

Да

27.35

14.72

Нет

49.45

58.49

Затрудняюсь ответить

23.11

26.79


Причина этого скрывается в том, что в решении основных жизненных задач молодежь видит серьезные проблемы.

Основные жизненные задачи молодежи на ближайшие 3-5 лет (в % от числа опрошенных)

Томск

Область

Получить образование

75.98

92.83

Найти работу

73.23

71.70

Поправить здоровье

25.33

27.92

Приобрести квартиру (дом)

47.33

55.47


Основные помехи в решении жизненных задач (в % от числа опрошенных)

Томск

Область

Отсутствие денег

55.80

58.49

Социально-экономическая ситуация в России

42.79

43.77

Недостаток знаний и умения

25.93

32.83

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»