Об утверждении областной целевой программы "Развитие
инновационной деятельности в Томской области в 2002 году"
Принят
Постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 23.09.2002 № 330
Статья . Утвердить областную целевую программу «Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году» согласно приложению.
Статья Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
В.М. Кресс
Приложение
Областная целевая программа "Развитие инновационной
деятельности в Томской области в 2002 году"
Наименование | Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году |
Основания для разработки программы | Закон Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области» от 2 июня 1999 года № 13-ОЗ (ред. от 19.06.2002г. № 42-ОЗ) |
Государственный заказчик программы | Администрация Томской области |
Основные разработчики программы | Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию, при участии Департамента экономики и инвестиций Администрации Томской области, а также членов Координационного Совета по инновационной деятельности (Постановление Главы Администрации № 59 от 28.02.2001) |
Цели программы | Стабильное развитие экономики Томской области, повышение конкурентоспособности томских товаров на российском и международном рынках, повышение эффективности использования научно-образовательного комплекса как одного из основных ресурсов развития экономики Томской области |
Сроки и этапы реализации программы | 2002 г. |
Задачи программы | 1. Формирование региональной инновационной стратегии. 2. Интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Томской области. 3. Развитие малого инновационного предпринимательства. 4. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области. |
Основные направления программы | Развитие инновационных технологий для производственного комплекса Томской области. Развитие инновационной деятельности в учреждениях научно-образовательного комплекса. Развитие малого инновационного предпринимательства. Кадровое, информационное, и организационное обеспечение инновационной деятельности. |
Ответственные за исполнение программных мероприятий (головные исполнители) | Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию, Департамент экономики и инвестиций, Департамент по социально-экономическому развитию села, Комитет внешних связей |
Объемы и источники финансирования программы | Прогнозируемые финансовые затраты на реализа- цию программы составят в 2002 году - 52.05 млн. руб., из них: - средства федерального бюджета (прогноз) -21.2 млн. руб.; - средства бюджета Томской области - 3.0 млн. руб.; - внебюджетные средства (прогноз) - 27.85 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты | Реализация программы в 2002г. позволит: - сформировать региональную инновационную стратегию; - провести региональный технологический аудит с целью выявления разработок с наибольшим коммерческим потенциалом и определения ключевых инновационных технологий; - увеличить число инновационно активных предприятий. - повысить экономическую активность малого предпринимательства в инновационной сфере; |
Контроль за выполнением | Контроль за ходом выполнения программы осуществляют Государственная Дума Томской области, Департамент по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области. |
ВВЕДЕНИЕ
Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году» (далее - программа) является программой, направленной на переориентацию экономики Томской области на нововведения, связанные с использованием новейших научных результатов. С этим связаны такие важнейшие процессы как технологическое перевооружение производства, уменьшение объема бюджетных средств, необходимых для обеспечения надежной работы жизненно важных секторов - энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, появление новой конкурентоспособной продукции на рынке и появление новых производственных отраслей.
Этапом создания условий для привлечения инвестиций должен стать 2002 год: будет сформирована региональная инновационная стратегия, проведен региональный технологический аудит с целью выявления разработок с наибольшим коммерческим потенциалом и определения ключевых инновационных технологий, будут созданы элементы инфраструктуры, которые определят взаимодействие между научно-образовательным комплексом и производственной сферой - офисы коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы при инновационно-технологических центрах, созданы бизнес-планы наиболее перспективных инновационных проектов.
Программа разработана с учетом научно-технических и технологических приоритетов Российской Федерации, с одной стороны, и с учетом специфики Томской области и задач ее экономического развития, с другой стороны.
В реализацию программы будут активно вовлечены органы местного самоуправления г. Томска и г. Северска, в которых сосредоточен практически весь научно-технический потенциал Томской области
Томская область обладает богатым научным и научно-техническим потенциалом.
Томск - старейший университетский и научный центр России: 6 государственных университетов, 9 институтов и филиалов государственных и негосударственных вузов, 9 научно-исследовательских институтов при вузах, 12 академических институтов государственных академий, в том числе Российской академии наук - 5, Российской академии медицинских наук - 5, Российской академии сельскохозяйственных наук - 1, Российской академии образования - 1. Основание в 1878 году первого в азиатской части России Томского университета способствовало развитию Томска, как крупного образовательного и научного центра. Сегодня Томский научно-образовательный комплекс является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом. По концентрации научно-педагогических кадров высшей квалификации Томск опережает города Москву и Санкт-Петербург: на каждые 10 тысяч жителей Томска приходится 14 профессоров, 78 кандидатов наук, 1090 студентов.
ЗАТО Северск Томской области за 50 лет сформировалось как центр Российской ядерной науки и техники, обеспечивающий мировой приоритет страны в этой области, выполняющий государственные целевые научно-технические программы в сфере поддержания и укрепления обороноспособности страны, производства ядерного топлива для атомных электростанций энергетического комплекса страны и стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья.
Градообразующим предприятием ЗАТО Северск является Сибирский химический комбинат (СХК), включающий 9 предприятий и научно-исследовательский и конструкторский институт (НИКИ). Комбинат является крупнейшим в мире предприятием, владеющим пакетом уникальных наукоемких (высоких) технологий производства делящихся материалов по полному ядерному топливному циклу и большим количеством наукоемких технологий, сопровождающих основное производство. Целый ряд "высоких технологий", осуществленных на СХК, никогда ранее не использовался в мировой практике. Развитие новых технологий идет по 5 приоритетным научным направлениям, являющимися критическими для России (новые материалы и химические продукты, топливо и энергетика, новые производственные технологии, технологии живых систем, экология).
В последние три года четко проявились положительные тенденции экономической активности инновационного комплекса Томской области.
По данным областного комитета статистики, наблюдался рост доли инновационно активных организаций (10,3% в 2000 году против 5,8% в 1998 году). Увеличились затраты предприятий на технологические инновации - по обследованным 262 предприятиям со 194,5 млн. руб. в 1998 году до 828,8 млн. руб. в 2000 году или в 4,3 раза. Увеличился объем произведенной инновационной продукции этими организациями со 168 млн. рублей до 254 млн. рублей. Эти показатели не учитывают деятельности СХК, доля наукоемкой продукции которого составляет около 40% от общего объема производства.
Малый инновационный бизнес Томской области (доля малых предприятий, связанных с научно-производственной деятельностью, составляет 4,1% от общей численности малых предприятий) продемонстрировал в 1999 - 2000 годах темпы роста объема произведенной продукции более 50% в год. При этом сферы деятельности малых инновационных предприятий преимущественно связаны с пятым технологическим укладом (биотехнологии и медицина, новые материалы, программное обеспечение) и потому их продукция конкурентоспособна на мировом рынке по ряду позиций.
Сформировалась рациональная институциональная структура инновационной деятельности:
- создана правовая основа инновационной деятельности в Томской области: принятые законы определяют правовое поле для субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной помощи и поддержки инновационной деятельности;
- создана инфраструктура поддержки инновационной деятельности в Томской области: сформированы Координационный Совет по инновационной деятельности при Администрации Томской области, Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр», Томский региональный инновационно-тхнологический центр «Технопарк». Эти инновационно-технологические центры, и а также конструкторско-технологический центр Томского научного центра СО РАН прошли государственную аккредитацию согласно Закону Томской области «Об инновационной деятельности в Томской области»;
- ведется подготовка кадров инновационных менеджеров и переподготовка государственных служащих.
Однако инновационная деятельность в настоящее время не приводит к каким-либо значимым экономическим результатам. Доля инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции падает - согласно данным областного комитета статистики по 262 обследованным предприятиям она упала до 1,3% в 2000 году по сравнению с 3,9% в 1998 году, при этом доля инновационной продукции, отгруженной на экспорт, в общем объеме инновационной продукции составляет 0,4%. Эти показатели также не учитывают деятельности СХК, объемы производства инновационной продукции которого составляют около 6% общего объема промышленного производства Томской области.
Это обусловлено несколькими причинами:
- ограниченностью собственных средств предприятий, которые являются основным источником финансирования инновационной деятельности;
- неразвитостью инфраструктурных элементов, обеспечивающих связь между научными организациями и производственными предприятиями - центров коммерциализации технологий;
- наличием серьезных ограничений для роста малых инновационных предприятий, связанных с недостатком производственных площадей;
- слабой обеспеченностью профессиональными кадрами в области коммерциализации научных разработок;
- недостаточной государственной поддержкой инновационной сферы.
Кроме перечисленных объективных трудностей, существуют трудности субъективного характера, которые также необходимо принимать во внимание - инертность мышления руководителей промышленных предприятий и научных организаций, разница в подходах к решению проблем ученых и производственников.
Решение перечисленных проблем невозможно без комплексного подхода, сочетающего как финансовые, так и организационные меры.
Стратегической целью программы является переход экономики Томской области на путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство. Такая цель предполагает технологическое обновление производства, повышение конкурентоспособности товаров, производимых на территории Томской области, увеличение их экспортного потенциала, а также превращение интеллектуальных ресурсов Томской области в реальный экономический фактор.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- увеличение числа организаций Томской области, на которых используются инновации;
- увеличение объема инновационной продукции, производимой предприятиями Томской области, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;
- интеграция научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач производственного комплекса Томской области;
- развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области.
В рамках последней задачи необходимо:
- содействовать созданию и развитию организаций, способствующих инновационной деятельности предприятий и организаций - офисов коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, консалтинговых организаций различного профиля;
- сформировать систему привлечения инвестиций для инновационных проектов с участием как государственного, так и частного (в том числе иностранного) капитала;
- содействовать становлению системы международной сертификации инновационной продукции;
- поддержать создание системы продвижения инновационной продукции, производимой в регионе на международный рынок;
- организовать подготовку кадров по коммерциализации научных разработок;
- проводить постоянный мониторинг развития инновационного сектора экономики.
Система программных мероприятий включает четыре направления:
- развитие инновационных технологий для производственного комплекса Томской области;
- развитие инновационной деятельности в учреждениях научно-образовательного комплекса;
- развитие малого инновационного предпринимательства;
- кадровое, информационное, и организационное обеспечение инновационной деятельности.
Три первых направления определяют инновационное развитие различных секторов экономики. Четвертое обеспечивает реализацию первых трех направлений.
Финансовое обеспечение программы.
Реализация программы предполагает использование средств бюджетов федерального, областного и муниципального уровней, а также привлечение внебюджетных средств, причем суммарный объем бюджетных средств всех уровней должен составить не более 50% от общего объема финансирования мероприятий программы. В основном, бюджетные средства будут играть роль своеобразного «катализатора» для привлечения средств корпораций, венчурных фондов, банковских средств и средств частного капитала. Как правило, выделение 1 рубля бюджетных средств в рамках программы будет осуществляться только при условии привлечения 2 рублей внебюджетных средств (собственных или заемных). Прогноз финансовых вложений при реализации программы дан с учетом сложившейся практики в 2001 году.
Нефинансовые формы государственной поддержки в рамках реализации программы.
Для успешной реализации программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы государственной поддержки инновационной деятельности:
- информационное обеспечение участников инновационной деятельности;
- содействие в продвижении инновационной продукции предприятий Томской области на внешний рынок на выставках и иных мероприятиях;
- содействие в покупке производственных площадей перспективными инновационными организациями;
- деятельность по координации взаимодействия ученых и производственников;
- участие в формировании крупных инновационных проектов и содействие в поиске инвестиций для этих проектов;
- содействие в создании специализированных фондов для поддержки инновационной деятельности, включая венчурные фонды.