• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 марта 2002 года № 9-ОЗ


О нормативных правовых актах Томской области

(с изменениями на 13 ноября 2017 года)


_______________________________________________
Текст документа с дополнениями, внесенными
Законом Томской области от 13 ноября 2017 года № 133-ОЗ

Законом Томской области от 10 мая 2017 года № 39-ОЗ

Законом Томской области от 6 сентября 2016 года № 107-ОЗ

Законом Томской области от 27 декабря 2013 года № 237-ОЗ

Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 146-ОЗ

Законом Томской области от 9 февраля 2012 года № 9-ОЗ

Законом Томской области от 8 ноября 2011 года № 292-ОЗ

Законом Томской области от 16 февраля 2011 года № 25-ОЗ

Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

Законом Томской области от 6 июля 2007 года № 122-ОЗ

Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ
Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ
Законом Томской области от 17.02.03г. № 23-ОЗ
_______________________________________________

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона


1. Настоящий Закон определяет в соответствии с Уставом (Основным Законом) Томской области виды нормативных правовых актов Томской области, порядок осуществления нормотворческой деятельности Законодательной Думой Томской области, Губернатором Томской области, Администрацией Томской области, иными исполнительными органами государственной власти Томской области устанавливает порядок подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов Томской области, их принятия, вступления в силу, их действия и толкования.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

2. Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти Томской области.

Статья 2. Определение основных понятий настоящего Закона


В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

нормативный правовой акт Томской области (далее - нормативный правовой акт области) - официальный документ, принятый (изданный) на областном референдуме либо нормотворческим органом государственной власти Томской области в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, действующих независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом;

закон Томской области - принятый Законодательной Думой Томской области или населением на областном референдуме в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Томской области нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения;

нормотворческие органы государственной власти Томской области (далее - нормотворческие органы области) - Законодательная Дума Томской области, Губернатор Томской области, Администрация Томской области, иные исполнительные органы государственной власти Томской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ).

(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

Статья 3. Содержание нормотворческой деятельности органов государственной власти Томской области


В рамках нормотворческой деятельности органов государственной власти Томской области осуществляются:

1) прогнозирование нормотворчества;

2) планирование нормотворческих работ;

3) подготовка проектов нормативных правовых актов области;

4) экспертиза проектов нормативных правовых актов области;

4-1) оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
(пункт в редакции, введенной в действие с 13.09.2016 года Законом Томской области от 6 сентября 2016 года № 107-ОЗ

5) рассмотрение и принятие нормативных правовых актов соответствующим нормотворческим органом области;

6) опубликование нормативных правовых актов области;

7) толкование нормативных правовых актов области;

8) систематизация и учет нормативных правовых актов области.

9) экспертиза нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
(Пункт дополнительно введен Законом Томской области от 27 декабря 2013 года № 237-ОЗ)

Статья 4. Эффективность нормотворческой деятельности


1. Нормотворческие органы области обязаны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей нормотворческой деятельности.

2. Эффективность нормотворческой деятельности обеспечивается качеством, законностью и своевременностью принятия (изменения либо отмены) нормативных правовых актов области.

Глава 2. Система нормативных правовых актов области

Статья 5. Система нормативных правовых актов области


1. Систему нормативных правовых актов области образуют:

1) законодательные акты: Устав (Основной Закон) Томской области, кодексы Томской области и иные законы Томской области;

2) подзаконные нормативные правовые акты: постановления Законодательной Думы Томской области, имеющие нормативный характер; постановления Губернатора Томской области; постановления Администрации Томской области; приказы иных исполнительных органов государственной власти Томской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

3) нормативные договоры Томской области.

Порядок утверждения заключения и расторжения договоров Томской области определяется законом области.

2. Нормативные правовые акты области составляют законодательство Томской области.

Статья 6. Устав (Основной Закон) Томской области, законы Томской области


1. Устав (Основной Закон) Томской области является основным законом области, устанавливающим основополагающие нормы осуществления народовластия на территории области, определяющим административно-территориальное устройство области, порядок формирования и взаимодействия органов государственной власти области, основы организации органов местного самоуправления, правовую и финансово - экономическую основу их деятельности, формы непосредственной демократии, а также закрепляющим иные основные положения в соответствии с действующим законодательством.

Устав (Основной Закон) Томской области
имеет прямое действие на всей территории Томской области. Принятие, вступление в силу, внесение изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Томской области осуществляются в особом предусмотренном им порядке.

Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить Уставу (Основному Закону) Томской области.

В случае противоречия Уставу (Основному Закону) Томской области законов и иных нормативных правовых актов области действуют нормы Устава (Основного Закона) Томской области.


2. Значительные по объему законы Томской области могут приниматься в форме кодексов Томской области.

Кодекс Томской области - систематизированный нормативный правовой акт, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и Томской области, по предметам ведения Томской области, содержащий всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

3. Законы Томской области регулируют наиболее значимые, типичные и устойчивые общественные отношения и принимаются на областном референдуме или Законодательной Думой Томской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.

Статья 7. Постановления Государственной Думы Томской области

Статья 7. Постановления Законодательной Думы Томской области


1. Постановление Законодательной Думы Томской области - подзаконный нормативный правовой акт, принимаемый по вопросам, входящим в компетенцию Законодательной Думы Томской области.

2. Постановления Законодательной Думы Томской области принимаются в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательной Думы Томской области в соответствии с действующим законодательством.

Статья 8. Нормативные правовые акты Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области

Статья 8. Нормативные правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области

(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ).

1. Губернатор Томской области, Администрация Томской области в пределах своей компетенции принимают (издают) нормативные правовые акты в форме постановлений.


2. Иные исполнительные органы государственной власти Томской области принимают нормативные правовые акты в форме приказов.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ).

3. Нормативные правовые акты Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, принимаются (издаются) в порядке, установленном Губернатором Томской области в соответствии с действующим законодательством.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ).

4. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Томской области, за исключением нормативных правовых актов Администрации Томской области, могут быть изданы совместно несколькими органами исполнительной власти Томской области или одним из них по согласованию с другими.
(Пункт дополинетльно включен Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ).
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

Глава 3. Прогнозирование в нормотворческой деятельности

Статья 9. Понятие и задачи прогнозирования в нормотворческой деятельности


1. Прогнозирование в нормотворческой деятельности - основанная на применении специальных научных методов и средств деятельность по получению прогностической информации об основных тенденциях и направлениях дальнейшего развития системы законодательства Томской области и будущем ее состоянии.

2. Основными задачами прогнозирования в нормотворческой деятельности являются:

1) получение научной прогностической информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития системы законодательства Томской области;

2) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего правового разрешения со стороны органов государственной власти области;

3) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию;

4) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования;

5) определение наиболее целесообразной очередности подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов области.

3. Прогнозирование в нормотворческой деятельности осуществляется научными организациями, учеными и специалистами по поручениям нормотворческих органов области.

Статья 10. Объекты прогнозирования в нормотворческой деятельности


Объектами прогнозирования и прогнозных оценок в нормотворческой деятельности являются:

1) общие закономерности развития системы законодательства Томской области;

2) тенденции развития отдельных отраслей (блоков) законодательства Томской области;

3) тенденции развития отдельных правовых институтов;

4) тенденции и перспективы действия отдельных законов и иных нормативных правовых актов области, отдельных глав, разделов, статей, правовых норм нормативных правовых актов области.

Глава 4. Планирование нормотворческой деятельности

Статья 11. Плановая основа в нормотворческой деятельности


1. В целях создания единой системы законодательства, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений на территории Томской области нормотворческая деятельность органов государственной власти области осуществляется на плановой основе.


2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов, не включенных в план нормотворческой деятельности, по поручению соответствующего нормотворческого органа области.


3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области могут быть текущими (рассчитанными на срок не более одного года) и перспективными (рассчитанными на срок до пяти лет).


4. В целях оперативного руководства нормотворческой деятельностью соответствующими нормотворческими органами области могут разрабатываться ежеквартальные, полугодовые планы-графики подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов области.


5. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области формируются с учетом программ и планов нормотворческой деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Статья 12. Планы подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Государственной Думы Томской области

Статья 12. Планы подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области


1. Планы подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области разрабатываются с учетом предложений субъектов права законодательной инициативы и утверждаются Законодательной Думой Томской области.

2. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актовЗаконодательной Думы Томской области определяется Регламентом Законодательной Думы Томской области.

3. Законодательная Дума Томской области информирует Губернатора Томской области об утвержденных планах подготовки проектов законов Томской области, нормативных правовых актов Государственной Думы Томской области в течение 10 дней со дня их утверждения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

Статья 13. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области


(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ).

1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, разрабатываются с учетом предложений структурных подразделений Администрации Томской области, органов исполнительной власти Томской области, Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и групп граждан, собрание которых оформлено в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).


2. Разработка, рассмотрение и утверждение планов подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, осуществляется в порядке, установленном Главой Администрации (Губернатором) Томской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ).

3. Проекты законов Томской области, иных нормативных правовых актов, представляемые Главой Администрации (Губернатором) Томской области в Законодательную Думу Томской области в порядке реализации права законодательной инициативы, включаются в планы подготовки проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частями 1, 2 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.


4. Глава Администрации (Губернатор) Томской области информирует Законодательную Думу Томской области об утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, в течение 10 дней со дня их утверждения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 13.11.03 г. № 140-ОЗ).

Глава 5. Подготовка проектов нормативных правовых актов области

Статья 14. Порядок подготовки проекта нормативного правового акта области


1. Подготовка текста проекта нормативного правового акта осуществляется нормотворческим органом, должностным лицом, иными субъектами, на которые возложена обязанность или которым предоставлено право подготовки проекта соответствующего нормативного правового акта.

Для подготовки текста проекта нормативного правового акта могут создаваться рабочие группы с привлечением к участию в их работе депутатов Законодательной Думы Томской области, ученых и иных специалистов.

Подготовка текста проекта нормативного правового акта осуществляется с соблюдением установленных антикоррупционных стандартов нормотворческой деятельности.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8 ноября 2011 года № 292-ОЗ

2. Подготовленный проект нормативного правового акта проходит согласование со всеми заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном регламентом работы соответствующего органа. В обязательном порядке документ направляется на правовую экспертизу в юридическую службу соответствующего органа.

2.1. Подготовленный проект нормативного правового акта области, устанавливающий новые или изменяющий ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающий, изменяющий или отменяющий ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением проектов законов Томской области устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам, проектов законов Томской области, регулирующих бюджетные правоотношения, подлежит оценке регулирующего воздействия.
(абзац в редакции, введенной в действие с 13.09.2016 года Законом Томской области от 6 сентября 2016 года № 107-ОЗ

Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области определяется Администрацией Томской области. Исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный в области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области, определяется Губернатором Томской области.
(Часть дополнительно введена Законом Томской области от 27 декабря 2013 года № 237-ОЗ)

3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, проект нормативного правового акта направляется на экологическую, иные обязательные экспертизы.

3.1 В отношении нормативных правовых актов области и их проектов проводится антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 146-ОЗ

3.2. В случаях и порядке, определенных законами Томской области, Регламентом Законодательной Думы Томской области и постановлениями Губернатора Томской области, проекты нормативных правовых актов области направляются в Контрольно-счетную палату Томской области для проведения финансово-экономической экспертизы.
(Часть дополнительно введена Законом Томской области от 9 февраля 2012 года № 9-ОЗ)

4. Подготовленный проект нормативного правового акта направляется уполномоченному на его принятие органу в порядке, предусмотренном регламентом работы соответствующего органа.

5. Порядок подготовки законов и иных нормативных правовых актов Томской области определяется настоящим Законом, а также принятыми в соответствии с ним другими законами Томской области, иными нормативными правовыми актами Томской области.
(Пункт дополнительно включен Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ).

Статья 14-1. Антикоррупционные стандарты нормотворческой деятельности


1. Антикоррупционные стандарты нормотворческой деятельности - установленная научно обоснованная и вытекающая из принципов нормативного регулирования единая система запретов, ограничений и дозволений, применяемых в процессе нормотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области, Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, обеспечивающая предупреждение коррупции.

2. Органы государственной власти Томской области, должностные лица органов государственной власти Томской области, являющиеся разработчиками проекта нормативного правового акта Томской области, обеспечивают:

1) отсутствие коллизий между нормами проекта нормативного правового акта Томской области и нормами действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Томской области;

2) включение в текст проекта нормативного правового акта Томской области сроков принятия предусмотренных им нормативных правовых актов;

3) определенность предусмотренных проектом нормативного правового акта Томской области полномочий органов государственной власти Томской области, прав и обязанностей граждан и юридических лиц;

4) равенство, определенность и выполнимость требований, предъявляемых проектом нормативного правового акта Томской области к гражданам и юридическим лицам;

5) последовательность и полноту регулирования проектом нормативного правового акта Томской области административных процедур;

6) определенность оснований, условий и сроков принятия решений (совершения действий) органами государственной власти Томской области и их должностными лицами в тексте проекта нормативного правового акта Томской области;

7) возможность участия институтов гражданского общества в подготовке и обсуждении проекта нормативного правового акта Томской области;

8) возможность обжалования любого действия (бездействия) и решения лица, замещающего государственную должность Томской области, государственного гражданского служащего Томской области и привлечения его к юридической ответственности.

3. Органы государственной власти Томской области и должностные лица органов государственной власти Томской области при осуществлении нормотворческой деятельности обязаны соблюдать ограничения:

1) на принятие подзаконных нормативных правовых актов Томской области, прямо не предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Томской области;

2) на использование в нормативных правовых актах Томской области норм с относительно определенными и альтернативными санкциями за совершение правонарушений;

3) на установление исключений из общих правил, не являющихся необходимыми и обоснованными.

4. Органам государственной власти Томской области и должностным лицам органов государственной власти Томской области запрещается:

1) разрабатывать и принимать нормативные правовые акты Томской области без проведения экспертизы, в том числе антикоррупционной, в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Томской области;

2) принимать нормативные правовые акты Томской области без учета результатов экспертизы, в том числе антикоррупционной, в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Томской области;

3) включать в тексты нормативных правовых актов Томской области правовые нормы, допускающие неоднозначное их толкование в процессе правоприменения.
(Статья дополнительно введена Законом Томской области от 8 ноября 2011 года № 292-ОЗ)

Статья 15. Подготовка проектов нормативных правовых актов области на договорной основе


1. Нормотворческий орган области вправе заключать договоры на подготовку проектов нормативных правовых актов области с научными учреждениям, отдельными учеными, специалистами или их творческими коллективами.


2. Нормотворческий орган области вправе заключать договоры на подготовку альтернативных проектов нормативных правовых актов области с несколькими учеными, специалистами, организациями.

Статья 16. Подготовка проектов нормативных правовых актов области на конкурсной основе


1. Нормотворческий орган области вправе объявить конкурс на подготовку проекта нормативного правового акта области.


2. Порядок проведения конкурса на подготовку проекта закона Томской области, нормативного правового акта Государственной Думы Томской области определяется положением, утверждаемым Законодательной Думой Томской области.


3. Порядок проведения конкурса на подготовку проекта нормативного правового акта Администрации Томской области, иные исполнительные органы государственной власти Томской области, утверждается Губернатором Томской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

Статья 17. Особенности разработки и принятия пакета нормативных правовых актов области


1. В пакет нормативных правовых актов области включаются проект основного нормативного правового акта, а также проекты нормативных правовых актов, конкретизирующие и развивающие положения проекта основного нормативного правового акта.

Нормативные правовые акты, развивающие и конкретизирующие положения проекта основного нормативного правового акта, принимаются, как правило, одновременно с основным проектом.


2. В случае невозможности одновременной подготовки и рассмотрения пакета проектов нормативных правовых актов нормотворческим органом области дается поручение соответствующим органам подготовить и представить на рассмотрение нормотворческого органа области проекты соответствующих актов или подготовить и принять такие акты.

Статья 18. Внесение проекта нормативного правового акта области в нормотворческий орган


1. Проект нормативного правового акта Томской области вносится в нормотворческий орган вместе с пояснительной запиской, содержащей в себе обоснование необходимости принятия нормативного правового акта, развернутую характеристику его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия.

В пояснительной записке к законопроекту Томской области могут указываться также его разработчики, перечень органов и организаций, с которыми проект согласован, а также кратко излагаться содержание разногласий при их наличии и мотивированное мнение о них.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.

2. К проекту нормативного правового акта Томской области прилагаются финансово-экономическое обоснование, если его реализация потребует материальных затрат, иные сведения, необходимые для обоснования вносимых предложений. К проекту нормативного правового акта Томской области, устанавливающему новые или изменяющему ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Томской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающему, изменяющему или отменяющему ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Томской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением проектов законов Томской области устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам, проектов законов Томской области, регулирующих бюджетные правоотношения, также прилагается заключение об оценке регулирующего воздействия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 13.09.2016 года Законом Томской области от 6 сентября 2016 года № 107-ОЗ

3. Проекты законов Томской области о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Томской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательной Думой Томской области по представлению Губернатора Томской области либо при наличии его заключения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

4. При внесении проекта закона области, иного нормативного правового акта в Законодательную Думу Томской области должны соблюдаться требования Регламента Государственной Думы Томской области.

5. Порядок внесения, рассмотрения законов и иных нормативных правовых актов Томской области определяется настоящим Законом, а также принятыми в соответствии с ним другими законами Томской области, Регламентом Законодательной Думы Томской области, иными нормативными правовыми актами Томской области.
(Пункт дополнительно включен Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ).

Глава 6. Структура и содержание нормативного правового акта области

Статья 19. Структура нормативного правового акта


1. Структуру нормативного правового акта образуют, как правило, преамбула, основная (содержательная) часть, заключительные (переходные) положения.


2. В преамбуле указываются мотивы и цели принятия нормативного правового акта. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. В постановлениях Законодательной Думы Томской области, Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области преамбула завершается соответствующей постановляющей фразой.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.


3. Основная (содержательная) часть нормативного правового акта содержит нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения.


4. В заключительных (переходных) положениях законов Томской области указываются порядок вступления закона в силу, а также правовые акты, подлежащие отмене, изменению в связи с принятием закона.

В заключительных (переходных) положениях иных нормативных правовых актов области могут указываться нормативные правовые акты, признаваемые утратившими силу в связи с принятием данного нормативного правового акта; необходимость опубликования текста нормативного правового акта; лица, ответственные за исполнение нормативного правового акта.
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.

Статья 20. Основная (содержательная) часть нормативного правового акта


1. Основная (содержательная) часть нормативного правового акта может иметь следующие основные элементы:


1) части;


2) разделы;

3) главы;


4) статьи (пункты);
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.


Подпункт 5 исключен. - Закон Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ..


Текст нормативного правового акта может иметь также иные структурные элементы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида нормативных правовых актов.


2. В законах Томской области нормы права излагаются в виде статей. В иных нормативных правовых актах нормативные правовые предписания излагаются, как правило, в виде пунктов.


3. Статья (пункт) нормативного правового акта содержит одно или несколько нормативных предписаний.


4. Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. Главы нормативного правового акта могут объединяться в разделы.
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.


Разделы значительного по объему кодифицированного нормативного правового акта (кодекса) могут объединяться в части.

5. Внесение изменений в нормативные правовые акты или их структурные единицы осуществляется самостоятельным нормативным правовым актом. Исключение составляют законопроекты об областном бюджете на соответствующий год и законопроекты о бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
(Пункт дополнительно включен Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ).

Статья 21. Структура статьи (пункта) нормативного правового акта


1. Статья закона Томской области может состоять из частей, нумеруемых в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой.

2. В частях статей закона Томской области могут содержаться пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, и подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

В иных нормативных правовых актах Томской области пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой или арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

3. В отдельных случаях статьи, части, пункты и подпункты частей в статьях законов Томской области, а также пункты и подпункты иных нормативных правовых актов Томской области, могут подразделяться на абзацы.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.

Статья 22. Порядковые номера и заголовки структурных элементов текста нормативного правового акта


1. Разделы, главы, статьи (пункты) нормативного правового акта должны, а части нормативного правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них.
Статьи (пункты) в пределах всего нормативного правового акта должны иметь сквозную нумерацию.


2. Вновь включаемым в текст нормативного правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.


3. Структурные элементы текста нормативного правового акта, за исключением преамбулы и пунктов нормативного правового акта, могут иметь заголовки.

Статья 23. Требования, предъявляемые к тексту нормативных правовых актов области


1. Тексты нормативных правовых актов области излагаются простым и ясным литературным языком с учетом установленных антикоррупционных стандартов нормотворческой деятельности. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе (Основном Законе) Томской области.

Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в нормативном правовом акте.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 8 ноября 2011 года № 292-ОЗ

2. В текстах нормативных правовых актов допускается использование терминов иностранного происхождения, ставших в русском языке общеупотребительными, допускается также использование новых иностранных терминов, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения.


3. В нормативном правовом акте даются определения вводимых в нем новых юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.


4. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью нормативного правового акта, как правило, оформляются в виде приложений к нему.

5. В нормативных правовых актах Томской области не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
(Пункт дополнительно включен Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ).

6. В текстах нормативных правовых актов или их проектов не допускается содержание коррупциогенных факторов.
(Пункт дополнительно введен Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ)

Статья 24. Реквизиты нормативных правовых актов области


1. Нормативные правовые акты области имеют следующие реквизиты:

а) изображение герба Томской области;

б) обозначение вида акта;

в) заголовок (наименование) нормативного правового акта;

г) место и дата принятия (издания) акта;

д) удостоверительная подпись соответствующего должностного лица с указанием должности, инициалов и фамилии должностного лица;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.


е) номер нормативного правового акта.

2. Реквизиты законов области имеют следующие типовые наименования с расположением их в текстах законов:

а) в верхней части текста закона посередине помещается изображение герба Томской области и ниже отдельной строкой указывается: «Закон Томской области»;

б) индивидуальное наименование закона озаглавливает текст закона и дается после приведенного выше реквизита;

в) под индивидуальным наименованием закона указывается дата его принятия Законодательной Думой Томской области (в случае принятия закона области на областном референдуме - указывается дата его принятия на областном референдуме);

г) под основным текстом закона указываются должность и фамилия должностного лица, удостоверяющего текст закона: в левой части - «Губернатор Томской области»; в правой части - инициалы и фамилия Губернатора Томской области;

д) текст закона завершается надписью в левой его части о месте и дате подписания Губернатором Томской области с указанием его регистрационного номера.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

Глава 7. Научная экспертиза в нормотворческой деятельности

Статья 25. Задачи научной экспертизы в нормотворческой деятельности


Научная экспертиза в нормотворческой деятельности призвана способствовать:

1) обеспечению высокого качества, обоснованности, законности проектов нормативных правовых актов области;

2) созданию научно обоснованной системы законодательства области;

3) выявлению возможных позитивных и негативных социальных, экономических, экологических, правовых и других последствий действия принимаемых законов и иных нормативных правовых актов области.

Статья 26. Научная экспертиза в нормотворческой деятельности


1. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта - специальное исследование, производимое учеными и специалистами по поручению нормотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия.


2. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных познаний научная экспертиза в нормотворческой деятельности может быть экономической, финансовой, научно-правовой, научно-технической, экологической, иной.


3. При необходимости могут проводиться комплексные (с привлечением ученых и специалистов из различных областей научного знания) и узкоспециальные научные экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов области.

Статья 27. Проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов области


1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов области осуществляется научными учреждениями или высшими учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов, не принимавших непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. В качестве экспертов проектов законов и иных нормативных правовых актов области не могут выступать депутаты Законодательной Думы Томской области, а также лица, находящиеся на государственной и муниципальной службах.


2. Проекты нормативных правовых актов области направляются на научную экспертизу руководителем соответствующего нормотворческого органа области. При назначении научной экспертизы формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам).


3. Сроки проведения научной экспертизы определяются при заключении договора о проведении научной экспертизы нормативного правового акта.

Глава 8. Порядок принятия, подписания, официального опубликования, вступления в силу нормативных правовых актов области

Статья 28. Порядок принятия законов Томской области, нормативных правовых актов Государственной Думы Томской области

Статья 28. Порядок принятия законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области


1. Порядок принятия Законодательной Думой Томской области законов Томской области, нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области устанавливаются Регламентом Законодательной Думы Томской области в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования Регламента Законодательной Думы Томской области, относящиеся к порядку подготовки к рассмотрению, рассмотрения и принятия проектов законов Томской области, иных нормативных правовых актов области обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, граждан.

Статья 29. Порядок принятия (издания) нормативных правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области

Статья 29. Порядок принятия (издания) нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области



Порядок принятия (издания) нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, утверждается Губернатором Томской области в соответствии с настоящим Законом.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

Статья 30. Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов области


Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов области регулируется Законом Томской области «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области».

Статья 31. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов области


1. Средства массовой информации и издательства вправе опубликовывать нормативные правовые акты области без специального разрешения нормотворческого органа области, но с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования.

2. При неофициальном опубликовании могут публиковаться отдельные фрагменты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты могут публиковаться в изложении.

Глава 9. Действие нормативных правовых актов области во времени, в пространстве и по кругу лиц

Статья 32. Действие нормативных правовых актов области во времени


1. Действие нормативных правовых актов области начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.


2. Нормативные правовые акты Томской области действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься также и на определенный период времени.
Определенным периодом времени может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых актов области.

Статья 33. Обратная сила нормативного правового акта области


1. Действие нормативных правовых актов области, как правило, не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу.


2. Придание нормативному правовому акту области обратной силы не допускается, если:


1) нормативный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;


2) нормативный правовой акт вводит новые налоги, иные обязательные платежи в бюджет либо ухудшает положение налогоплательщиков;


3) нормативный правовой акт иным образом ухудшает положение субъектов соответствующих правоотношений.

Статья 34. Приостановление действия нормативного правового акта области


1. Действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.


2. Действие нормативного правового акта области приостанавливается актом того же вида, принятым органом, его издавшим.


3. Действие нормативного правового акта области может быть также приостановлено актом, изданным иным органом, наделенным такими правами действующим законодательством.

Статья 35. Утрата нормативным правовым актом области юридической силы


1. Нормативный правовой акт области утрачивает юридическую силу в случаях:


1) истечения срока, на который было рассчитано действие нормативного правового акта;


2) признания нормативного правового акта утратившим силу органом, принявшим этот акт;


3) отмены нормативного правового акта органом, принявшим этот акт;


4) признания Конституционным Судом Российской Федерации нормативного правового акта не соответствующим Конституции Российской Федерации;


5) в иных случаях в соответствии с действующим законодательством.

2. Одновременно с утратой нормативным правовым актом Томской области юридической силы юридическую силу утрачивают также нормативные правовые акты Томской области (отдельные положения нормативных правовых актов), которыми были внесены изменения в нормативный правовой акт, утративший силу. При утрате нормативным правовым актом Томской области юридической силы в обязательном порядке отдельными позициями в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются основной нормативный правовой акт, нормативный правовой акт о введении в действие соответствующего нормативного правового акта, а также все нормативные правовые акты (структурные единицы нормативных правовых актов), которыми в разное время вносились изменения в основной нормативный правовой акт.
(Абзац в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ.


Положения об отмене, признании утратившими силу ранее принятых нормативных правовых актов включаются либо непосредственно в текст нормативного правового акта, в связи с принятием которого отменяются либо признаются утратившими силу ранее принятые нормативные правовые акты, либо в текст нормативного правового акта о его вступлении в силу.
(абзац дополнительно включен Законом Томской области от 17.02.03г. № 23-ОЗ)

3. Признание нормативного правового акта Томской области (структурной единицы нормативного правового акта) утратившим силу осуществляется в случае отсутствия необходимости дальнейшего регулирования данных правоотношений или принятия нового нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения.

Отмена нормативного правового акта Томской области (структурной единицы нормативного правового акта) осуществляется в случае изначального его (её) противоречия нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой.

Не требуется принятия специального нормативного правового акта Томской области при утрате нормативным правовым актом юридической силы по истечении срока, на который он был принят.

При внесении изменений в нормативный правовой акт Томской области или признании утратившим силу нормативного правового акта Томской области, структурной единицы нормативного правового акта указывается наименование источника их официального опубликования, а также: для периодического печатного издания - дата и порядковый номер выпуска, для "Официального интернет-портала правовой информации" (www.pravo.gov.ru) - дата и номер опубликования, для официального интернет-портала "Электронная Администрация Томской области" (www.tomsk.gov.ru) - дата опубликования.
(абзац в редакции, введенной в действие с 14.11.2017 года Законом Томской области от 13 ноября 2017 года № 133-ОЗ

Статья 36. Действие нормативных правовых актов области в пространстве и по кругу лиц


1. Действие нормативных правовых актов области распространяется на всю территорию Томской области, если в самом акте или акте о введении его в действие не установлено иное.


2. Действие нормативных правовых актов области распространяется на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории Томской области, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Томской области.

Статья 36.1. Коллизия нормативных правовых актов Томской области


1. Нормативные правовые акты, составляющие законодательство Томской области, действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих большей юридической силой.

2. В случае коллизии нормативных правовых актов субъекты права обязаны руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой.

3. В случае коллизии нормативных правовых актов Томской области, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.
(Статья дополнительно включена Законом Томской области от 10.08.04 г. № 128-ОЗ).

Глава 10. Официальное толкование нормативных правовых актов области

Статья 37. Понятие официального толкования нормативных правовых актов области


1. В случае обнаружения неясностей и различий в понимании правовых норм областного нормативного правового акта, а также противоречивой практики их применения осуществляется их официальное толкование.


2. Официальное толкование нормативных правовых актов области - властно- обязательное разъяснение нормативных правовых актов правомочным нормотворческим органом.

Акт официального толкования обязателен для всех юридических и физических лиц, применяющих указанный нормативный правовой акт.


3. Толкование нормативного правового акта не должно изменять смысл последнего. Не допускается установление норм права актами официального толкования.

Статья 38. Органы, осуществляющие официальное толкование нормативных правовых актов области


1. Официальное толкование законов Томской области осуществляется Законодательной Думой Томской области и оформляется постановлением Законодательной Думы Томской области.


2. Официальное толкование нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области осуществляется Законодательной Думой Томской области и оформляется постановлением Законодательной Думы Томской области.


3. Официальное толкование нормативных правовых актов Губернатора Томской области, Администрации Томской области, иных исполнительных органов государственной власти Томской области, осуществляется органом (должностным лицом) их принявшим в порядке, установленном Губернатором Томской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ

4. Официальное толкование нормативного правового акта области правомочный нормотворческий орган осуществляет как по собственной инициативе, так и по запросам граждан, организаций и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность.

Глава 11. Систематизация и учет нормативных правовых актов области

Статья 39. Систематизация и учет нормативных правовых актов области


1. Систематизация нормативных правовых актов области - деятельность нормотворческих органов области по приведению нормативных правовых актов области в единую упорядоченную систему путем подготовки и издания собраний и сборников нормативных правовых актов области, подготовки и принятия укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу, а также подготовки и принятия новых актов (кодексов), включающих как нормы прежних актов, так и новые предписания.


2. Нормативные правовые акты области подлежат областному государственному учету.


3. Областной государственный учет осуществляется каждым нормотворческим органом области и включает в себя сбор принятых этим органом нормативных правовых актов, их регистрацию и хранение.

Областной государственный учет нормативных правовых актов Губернатора Томской области и исполнительных органов государственной власти Томской области осуществляется в порядке, утвержденном правовым актом Администрации Томской области. Областной государственный учет нормативных правовых актов Законодательной Думы Томской области осуществляется в порядке, утвержденном правовым актом Законодательной Думы Томской области.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12.05.2017 года Законом Томской области от 10 мая 2017 года № 39-ОЗ

4. Нормотворческие органы области периодически издают собрания и сборники нормативных правовых актов области либо дают поручения об их издании иным органам и организациям.

Глава 11-1. Экспертиза нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности

Статья 39-1. Экспертиза нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности


Нормативные правовые акты области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе в порядке, определяемом Администрацией Томской области. Исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный в области проведения экспертизы нормативных правовых актов области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, определяется Губернатором Томской области.



(Глава дополнительно введена
Законом Томской области от 27 декабря 2013 года № 237-ОЗ)

Глава 12. Заключительные положения

Статья 40. Порядок финансирования нормотворческих работ


Финансирование нормотворческих работ осуществляется за счет средств областного бюджета на основе нормотворческих программ, планов законопроектных работ, планов проведения прогнозов и иных научных и организационно-нормотворческих работ.

Статья 41. Вступление настоящего Закона в силу


1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.


2. Губернатору Томской области, Администрации Томской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
(Пункт в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 6 апреля 2009 года № 44-ОЗ


Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
В.М. Кресс

О нормативных правовых актах Томской области (с изменениями на 13 ноября 2017 года)

Название документа: О нормативных правовых актах Томской области (с изменениями на 13 ноября 2017 года)

Номер документа: 9-ОЗ

Вид документа: Закон Томской области

Принявший орган: Государственная Дума Томской области

Статус: Действующий

Опубликован: "Официальные ведомости" № 4 (65) 20.03.02г.
Дата принятия: 07 марта 2002

Дата начала действия: 31 марта 2002
Дата редакции: 13 ноября 2017