ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 июня 2001 года № 72-ОЗ


Об утверждении областной целевой программы "Содействие
занятости населения Томской области на 2001-2005 годы"

(с изменениями на 9 августа 2005 года)

     _______________________________________________________
     Текст докумекнта с изменениями и дополнениями, внесенными
     Законом Томской области от 11 августа 2005 года № 125-ОЗ

     Законом Томской области от 15.12.04 г. № 250-ОЗ
     Законом Томской области от 17.05.04 г. №  58-ОЗ
     Законом Томской области от 08.05.03г. № 69-ОЗ
     Законом Томской области от 04.10.02г. № 76-ОЗ ("Официальные ведомости" №16 от 28 октября 2002)
     _______________________________________________________

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" согласно приложению.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.


Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
     В.М. Кресс


Приложение к Закону Томской области
“Об утверждении областной целевой программы
“Содействие занятости населения Томской
области на 2001-2005 годы”

Паспорт
Областной целевой программы содействия занятости населения
Томской области на 2001-2005 годы


Наименование               программы                  

Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы

Основания для разработки программы                

Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”;

Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 05.06.2000 № 221 - р о разработке Программы содействия занятости населения Томской области

Государственный         заказчик программы  


Администрация Томской области

Основные                     разработчики программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области при участии департаментов, комитетов, управлений Администрации Томской области, органов местного самоуправления Томской  области

Цель  программы                 

Создание условий для формирования цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, которая позволяет за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень благосостояния

Сроки и этапы реализации программы

2001-2005 годы с ежегодной корректировкой контрольных показателей

Задачи программы

- совершенствование работы по профилактике безработицы;

- повышение эффективности мероприятий активной политики содействия занятости населения на территории Томской области;

- формирование системы мониторинга эффективности мероприятий программы содействия занятости населения;

- организация системы профилирования безработных граждан, позволяющей повысить эффективность предоставляемых услуг и сократить длительность периода (ов) безработицы;

- развитие кадрового потенциала Томской области в соответствии с потребностями формирующейся рыночной экономики  через совершенствование системы профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) незанятого и работающего населения;

- усиление информационной поддержки политики занятости;

- усиление государственного регулирования сферы занятости в районах Томской области

Основные направления программы

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- координация деятельности департаментов Администрации Томской области,                 органов местного самоуправления;

- осуществление государственной политики занятости Томской области;

- развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров;

- социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями (молодежи, женщин, инвалидов, уволенных с военной службы граждан, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы);

- содействие мобильности рабочей силы;

- улучшение функционирования рынка труда;

- научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение программы;

- методическое сопровождение развития районных и городских центров занятости населения

Ответственные за исполнение программных мероприятий  
(головные исполнители)

- Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области (по согласованию);

- Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики, Департамент экономики, Департамент социальной защиты населения, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту, Управление начального профессионального образования, Управление социально-трудовых отношений, Комитет по науке и инновационной политике, Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию;

- органы местного самоуправления (по согласованию);

- районные и городские центры занятости населения (по согласованию);

- учебные заведения Томской области (по согласованию);

- научные организации Томской области (по согласованию);

- Центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения

(абзац в редакции Закона Томской области от 04.10.02г. № 76-ОЗ -см. предыдущую редакцию)    

(Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 11 августа 2005 года № 125-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники   финансирования
программы         

Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы составят всего -822,72 млн. руб., из них:

- средства федерального бюджета (прогноз) - 798,82 млн. руб.

в т.ч. в 2001 г. - 143,47 млн. руб.;

- средства областного и местных бюджетов (прогноз) - 23,9 млн. руб.  в т.ч. в 2001 г. - 2,4 млн. руб. (из них 0,93 млн. руб. из областного бюджета);

- средства  работодателей (прогноз) - 38,6 млн. руб.

в т.ч. в 2001 г. - 7,0 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы  в течение 2001-2005 годов позволит:

- оказать консультационные услуги по вопросам

трудоустройства 633,5 тыс. чел.,  в т.ч. в 2001 г. - 130 тыс. чел.;

- повысить сбалансированность спроса и предложения

рабочей силы на рынке труда путем заполнения не

менее 160 тыс. вакантных рабочих мест, в т.ч. в 2001 г. - 32 тыс. вакансий;

- обеспечить трудоустройство на общественные работы 18,0 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 3,6 тыс. чел.;

- обеспечить занятость 33,2 тыс. подростков в период каникул, в т.ч. в 2001 г. - 5,0 тыс. чел.;

- поддержать предпринимательскую инициативу не   менее 1,95 тыс. безработных, в т.ч. в 2001 г. - 380 безработных;

- обеспечить профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства 18,9 тыс. безработных и незанятых граждан, в т.ч. в 2001 г. - 3,0 тыс. чел.;   

- провести профориентационную работу с 184,8 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - с 35,3 тыс. чел.;

- не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2005 г. - 5,1%, в 2001 г. - 3,2%

Система управления и контроля  за выполнением программы

Контроль за ходом выполнения  программы осуществляют: Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области; Администрация Томской области; органы местного самоуправления


Введение

Областная целевая программа “Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы” (далее именуется - программа) сориентирована на развитие трудовых ресурсов и создание гибкого рынка труда области в условиях меняющейся макроэкономики страны, обусловленной формированием рыночных отношений. Данная программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Томской области, которая реализовывалась в 1998 - 2000 годы.

Основные положения программы определены исходя из Федерального Закона “О занятости населения в Российской Федерации” и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 года № 659 “О мерах по поддержанию занятости населения”. Реализация основных положений данной программы увязана с приоритетными направлениями государственной политики занятости населения, сформулированными в Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 2001 год  и проекте на 2002-2005 годы.

Подготовка программы осуществлялась с учетом разрабатываемых Администрацией Томской области “Основных направлений социально-экономического развития Томской области на 2001 - 2005 годы”,  постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16 марта 2000 года № 85 “О мерах по реализации Соглашения о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций области и объединениями работодателей на 2000 - 2001 годы”, а также прогноза рынка труда на 2001 - 2005 годы, подготовленного Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. При разработке программы учитывались предложения отраслевых департаментов, управлений и комитетов  Администрации Томской области, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере.

В программе определены ключевые направления и приоритеты государственной политики занятости населения области  на 2001 - 2005 годы при тесном взаимодействии Администрации Томской области, местного самоуправления, службы занятости и работодателей. Реализация мероприятий программы будет осуществляться за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах  всех уровней, а также средств работодателей.

Программа нацелена на создание условий для эффективной занятости населения, выработку  у граждан навыков, необходимых для ориентации на рынке труда и получения наилучшей  возможности выбора работы в максимально короткое время, на нейтрализацию отрицательных последствий безработицы и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы, а также поддержку трудовой инициативы граждан.


I. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программными методами

1.1. Содержание проблемы


Преобразования в экономике и изменения структуры собственности, как в стране, так и в Томской области, привели к существенным изменениям в сфере занятости и на рынке труда.  В 1999 - 2000 годах отмечены следующие позитивные сдвиги:

· произошел рост численности занятых. В 1999 г. впервые за годы реформ отмечен рост производства промышленной продукции на 3,2%  при увеличении численности занятых в экономике на 2,2%.  На начало 2000 г. численность занятых в экономике Томской области  составляла 470 тыс. человек, из них 302,7 тыс. человек работали на крупных и средних  предприятиях. В 2000 г. численность занятого населения увеличилась на 32 тыс. человек, по сравнению с 1999 г., и составила 502 тыс. человек (начиная с 2000 г. в численность занятых включены граждане, занятые в личном подсобном хозяйстве);


· отмечалось уменьшение сальдо приема и выбытия работников по кругу крупных и средних предприятий. В 2000 г. было принято 90 тыс. человек (из них 3,6% - на вновь введенные рабочие места), а выбыло 90,1 тыс. человек (из них 69,3% - по собственному желанию). Тогда как в 1999 г. было принято 74,5 тыс. человек, а выбыло по различным причинам 78,4 тыс. человек;


· масштабы вынужденной неполной занятости населения сокращаются, что указывает на улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях.  В 2000 г. численность граждан, работающих неполное рабочее время, уменьшилась до 6,7 тыс. человек и составила 74% к уровню 1999 г. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 7,2 тыс. человек, или 57% к уровню 1999 г. Доля работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, в общей численности работников предприятий и организаций снизилась с 4,7% в 1999 г. до 1,7% в 2000 г. Удельный вес работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации без сохранения заработной платы, в общей численности работников предприятий понизился с 7,1% в 1999 г. до 4,6% в 2000 г. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в 2000 г. составили 6 млн. человеко-часов, что равнозначно невыходу на работу 3 тыс. работников  (в 1999 г. соответственно 11,7 млн. человеко-часов и 5,8 тыс. работников);


· произошли изменения в распределении занятого населения по профессиональным группам. Экономика области в последние годы в большей степени приобретает сырьевую ориентацию. Наибольший рост численности занятых граждан отмечен на предприятиях газовой отрасли (на 69,5% - в 1999 г. и на 32,1% - в 2000 г.) и в буровых организациях (на 21,5% - в 2000 г.). В 1999-2000 гг. потребность в кадрах на замену выбывающих и на вновь созданные рабочие места на предприятиях газовой отрасли составила 613 человек, химической и нефтехимической промышленности - 1217 человек, трубопроводного транспорта - 477 человек.

Возросла численность работников легкой промышленности, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, а также служащих, занятых в сфере информационно-вычислительного обслуживания, в судебных и юридических организациях. Стабилизировалась занятость специалистов в области образования, здравоохранения, культуры, финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения.

Снизилась потребность в работниках на предприятиях лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, нефтедобычи, в торговле и общественном питании, транспорте, науке. Совокупные потери занятости в названных отраслях только за 2000 г. составили более 5 тыс. человек;


· изменились масштабы занятости населения на предприятиях различных форм собственности - продолжалось перераспределение работающих в сторону уменьшения доли занятых в государственном секторе экономики. Если в 1999 г. доля занятых на государственных предприятиях составляла 28,5%, то в 2000 г. - 26,4% от общей численности занятых в экономике области;


· отмечена значительная занятость граждан в неформальном секторе экономики. По оценке (исходя из баланса трудовых ресурсов в области) в данном секторе экономики занято от 30 до 35 тыс. человек;


· доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой заработной платой остается значительной. В условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиеническим норм, в 2000 г. трудились - 12,6% от общей численности работающих. Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, на предприятиях черной металлургии - 55,2%; электроэнергетики - 34,2%; машиностроения - 24,4%,  производства строительных материалов - 23,8% и др.

Заработная плата является основным источником доходов большей части населения. Однако низкий уровень минимальной оплаты труда, определяющий размер средней заработной платы не только в бюджетной сфере, но и заработной платы во внебюджетном секторе экономики, а также хронические задержки ее выплаты, привели к тому, что заработная плата перестала зависеть от эффективности труда и становится ограничителем для экономического роста промышленности;


· сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы.   На протяжении последних 5 лет для Томской области характерна тенденция увеличения численности городского и уменьшения численности сельского населения, которая сохранится в ближайшие несколько лет с дальнейшим уменьшением миграционного прироста в городские поселения области. Это обусловлено отсутствием достаточно развитого рынка жилья и низким благосостоянием населения.

Перемены, возникшие в связи с проводимыми реформами и развитием рыночных отношений, требуют организации эффективной внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров. Однако неадекватность перемен в системе образования и сложное финансовое состояние предприятий не позволяют решить в полном объеме проблему развития кадрового потенциала области.

На рынке труда области наметились следующие изменения:


· уменьшение  общей  численности  безработных  граждан  в  1999-2000 гг. За 1999 г. общая численность безработных граждан, рассчитанная по методике МОТ, снизилась на 20,2 тыс. человек и достигла на конец года 50,1 тыс. человек, а в 2000 г. - на 6,3 тыс. человек,  составив к концу года 43,8 тыс. человек;


· уменьшение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения.  В течение 1999 г. статус безработного имели 40,5 тыс. человек (на конец года 12,5 тыс. человек), в течение 2000 г. соответственно 31,3 и 10,9 тыс. человек. Снизить численность безработных граждан позволила целенаправленная работа органов службы занятости по проведению активной политики на областном рынке труда: трудоустроены около 21,0 тыс. человек, организованы общественные работы для 3,8 тыс. человек, оказана финансовая поддержка на самозанятость 355 человекам, направлены на обучение и переобучение 2,3 тыс. человек. Заметную роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло трудоустройство на временные рабочие места. В 2000 г. 43% безработных граждан были трудоустроены на условиях временной занятости;


· увеличение в составе безработных граждан доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы.  Доля женщин среди  общей  численности  безработных в 2000 г. составила 63,4% (в 1999 г. - 60,9%). Среди зарегистрированных безработных на конец 2000 г. доля лиц предпенсионного возраста составила 6,7% (на конец 1999 г. - 5,3%); граждан, не имеющих опыта работы, - 12,8% (на конец 1999 г. - 9,6%); безработных, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, - 29% (на конец 1999 г. - 26,4%);


· рост безработицы в  сельской местности. В течение 3-х лет  доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 61% до 65%. Основной причиной безработицы в сельской местности является реформирование предприятий и организаций сельского хозяйства и лесной отрасли. Сельское хозяйство области понесло значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. В результате снизился производственный потенциал отрасли. Лесопромышленный комплекс области снизил объемы производства с начала 90-х годов в 4 раза. В последнее время наметилась некоторая стабилизация в этих сферах экономики, однако потребность в кадрах значительно отстает от предложения. Недостаточное количество альтернативных рабочих мест и более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень обусловливают застойный характер сельской безработицы;


· значительная дифференциация районов области по уровню регистрируемой безработицы. Несмотря на снижение уровня безработицы в целом по области, разрыв между максимальным (10,9%) и минимальным (0,5%) значениями его в городах и районах области не сокращался, и к концу  2000 г. максимальное значение этого показателя было выше минимального более чем в 20 раз. В 14 районах и городах уровень безработицы превышал средний уровень по области (2,25%). Наиболее высокий уровень безработицы сохранялся в Каргасокском - 10,9% (от экономически активного населения), Верхнекетском - 10,1%, Кривошеинском - 9,1%, Чаинском - 8,2% районах. Наименьший уровень безработицы отмечен в г. Томске - 0,5%, Томском - 0,8%, Асиновском - 1,2% и Бакчарском - 1,2% районах.


1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2005 годы


Основная особенность рынка труда Томской области на 2001-2005 гг. будет заключаться в сочетании инерционных процессов, переходящих из прошлых лет, и позитивных изменений, связанных, главным образом, с ростом производства и увеличением объемов инвестиций. В связи с этим спрос на рабочую силу на рынке труда будет обусловлен, с одной стороны,  возможными позитивными изменениями основных качественных и количественных факторов трудовой сферы  и с другой - дальнейшим развитием тенденций, сложившихся в ретроспективном периоде.

Кроме этого, в указанный период ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет демографических факторов (прирост населения трудоспособного возраста превысит 13 тыс. человек, причем миграционный прирост будет невелик - не более 1,9 тыс. человек).

В рассматриваемый период прогнозируется приток в область демобилизованных по срочной службе из ВС РФ военнослужащих и членов их семей трудоспособного возраста в количестве 21,2 тыс. человек.

Продолжение реформирования экономики области в условиях сложного финансового положения предприятий будет сопровождаться высвобождением работников, которое в течение пяти лет может достичь 21 тыс. человек (3-4%  от общего числа выбывающих). Наибольшая доля высвобождения работников ожидается в промышленности - 26%, строительстве - 18%, здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении, образовании, культуре и науке - 15%, а также сельском хозяйстве - 9%.

Увеличения спроса на рабочую силу в 2001-2005 гг. практически не ожидается (рост за пять лет составит не более 1 тыс. человек). В этих условиях рост численности занятых  в указанном периоде - на  6,3 тыс. человек будет происходить в основном  за счет увеличения  занятых в личном подсобном хозяйстве.

Особенности проблемы занятости населения в Томской области  будут определяться уровнем развития перерабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Свертывание государственного оборонного заказа, недостаток финансовых средств для осуществления конверсии военного производства отразятся на сокращении занятых работников на предприятиях ВПК. Конкурентоспособность лесной и деревообрабатывающей промышленности, подорванная возросшими производственными затратами, отсутствием развитой системы железнодорожного транспорта, может быть восстановлена в случае возврата потерянных рынков сбыта. Для вывода отрасли из кризиса необходимо продолжить начатые в лесопромышленном комплексе реформы, используя прежде всего внутренние резервы, и создать условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.  

В долгосрочной перспективе актуальной проблемой будет повышение эффективности нефтегазового комплекса. Нефтегазовый комплекс и связанные с ним производства образуют основную часть производственного потенциала области, обеспечивают занятость населения и функционирование социальной инфраструктуры в северных районах области. Развитие нефтегазодобычи будет определяться наличием благоприятного инвестиционного климата, развитием конкурентной среды, государственным участием в сфере нефтегазодобычи и совершенствованием системы государственного контроля за соблюдением законодательства при пользовании недрами. Социальной задачей программы газификации области является обеспечение населенных пунктов сельской местности природным газом. Реализация программы также позволит оживить производство в смежных отраслях экономики: машиностроении и металлообработке, приборостроении, химии и нефтехимии, строительстве, промышленности строительных материалов и др. Как следствие будет обеспечено сохранение и создание новых рабочих мест,  снижение  уровня безработицы, а также расширение налогооблагаемой базы и поступление дополнительных средств в бюджетную сферу области.

Для аграрного сектора Томской области характерны следующие проблемы: экономическая убыточность, деградация основных фондов сельхозпроизводства, низкий уровень инвестиций в аграрном секторе, разрушение инфраструктуры села. Сельское хозяйство области несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неполным и несвоевременным финансированием за произведенную продукцию. В результате резко снизился производственный и трудовой  потенциалы отрасли, восстановление которых невозможно без государственного регулирования, контроля и поддержки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»