Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 декабря 2009 года N 485-рП


О Концепции по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010 - 2022 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Пензенской обл. от 04.02.2020 N 32-рП, вступающего в силу по истечении 10 дней после дня первого официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Правительства Пензенской области http://www.pnzreg.ru - 10.02.2020).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 29 декабря 2018 года)

(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 01.10.2010 N 536-рП, от 25.01.2011 N 29-рП, от 29.03.2011 N 171-рП, от 14.12.2011 N 792-рП, от 29.03.2013 N 149-рП, от 12.11.2013 N 584-рП, от 12.12.2014 N 651-рП, от 17.04.2015 N 166-рП, от 16.05.2017 N 221-рП, от 21.11.2017 N 532-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, с изм., внесенными распоряжением Правительства Пензенской области от 07.07.2014 N 335-рП)




В целях создания условий для осуществления мероприятий по реализации, обеспечению и защите установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей в Пензенской области, руководствуясь Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) и Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):


1. Одобрить прилагаемую Концепцию по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010 - 2022 годы.


(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП)


2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы агропромышленной политики и агропромышленного комплекса.


(п. 3 в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 14.12.2011 N 792-рП)



Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ



Одобрена
распоряжением
Правительства
Пензенской области
от 4 декабря 2009 г. N 485-рП



КОНЦЕПЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2022 ГОДЫ

(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 01.10.2010 N 536-рП, от 25.01.2011 N 29-рП, от 29.03.2011 N 171-рП, от 14.12.2011 N 792-рП, от 29.03.2013 N 149-рП, от 12.11.2013 N 584-рП, от 12.12.2014 N 651-рП, от 17.04.2015 N 166-рП, от 16.05.2017 N 221-рП, от 29.12.2018 N 728-рП, с изм., внесенными распоряжением Правительства Пензенской области от 07.07.2014 N 335-рП)




1. Общие положения


Концепция по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010 - 2022 годы (далее - Концепция) определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти Пензенской области в сфере потребительского рынка на территории Пензенской области.


(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП)


В Концепции изложена сложившаяся ситуация в сфере защиты прав потребителей в Пензенской области, определены цели и задачи, формы государственной поддержки, способствующие реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов потребителей, создание эффективного механизма по осуществлению защиты прав потребителей в условиях рыночных отношений.


Концепция сформирована в соответствии с основными направлениями программы экономического и социального развития Пензенской области в целях создания условий для осуществления мероприятий по реализации, обеспечению и защите установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, развития потребительского рынка товаров и услуг в Пензенской области, создания условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей и дальнейшего укрепления и совершенствования региональной системы защиты прав потребителей; развития потребительского рынка товаров и услуг в Пензенской области.



2. Состояние и проблемы сферы обеспечения защиты прав потребителей и пути ее решения


Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.


Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей в Пензенской области необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг). В настоящее время характерными особенностями потребительской сферы Пензенской области являются:


ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения;


насыщение рынка товаров (работ, услуг);


увеличение доли отечественных производителей товаров (работ, услуг).


Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.


Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.


Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей"), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряда других нормативных актов.


Защиту прав потребителей в пределах предоставленных полномочий осуществляют:


- федеральные органы исполнительной власти;


- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;


- органы местного самоуправления;


- общественные организации потребителей.


Бурное развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.


Рынок товаров и услуг, как таковой, не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей. Анализ ситуации в Пензенской области показывает, что только в I полугодии 2009 г. Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области рассмотрено более 700 обращений граждан и 1200 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства при реализации товаров и оказании платных услуг населению.


Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также эффективности работы по защите прав потребителей в целом.


Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан.


Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Пензенской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей области, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.


Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.


Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает в себя проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, оформление информационных стендов на предприятиях потребительского рынка, информирование потребителей через средства массовой информации и т.д. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, медицины, сферы образования и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.


Работа с предпринимателями (изготовителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование предпринимателей о нормах действующего законодательства Российской Федерации и Пензенской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.


Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Концепцией, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.



3. Цели и задачи Концепции


Целью настоящей Концепции является обеспечение возможности для жителей Пензенской области использовать предоставленные законом права на государственную и общественную защиту потребительских прав.


Основными задачами Концепции являются:


- реализация государственной политики защиты прав и законных интересов потребителей, создание эффективного механизма защиты прав потребителей в условиях рыночных отношений;


- создание необходимых условий для проведения образовательных и просветительских мероприятий с жителями Пензенской области - потребителями товаров и услуг, для грамотных взаимоотношений с продавцом (исполнителем, изготовителем);


- обеспечение скоординированного подхода всех уровней потребителей товаров и услуг с продавцом (исполнителем, изготовителем) в части безопасности товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителя;


- повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий;


- содействие органам местного самоуправления в Пензенской области в решении задач по защите прав потребителей.



4. Сроки реализации Концепции


Настоящая Концепция рассчитана на среднесрочный период 2010 - 2022 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии с прилагаемым планом мероприятий по реализации Концепции, с учетом происходящих в экономике реформ, мероприятия могут быть скорректированы в установленном действующим законодательством порядке.


(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 12.12.2014 N 651-рП, от 29.12.2018 N 728-рП)



5. Механизм реализации Концепции


Решение приоритетных задач Концепции предполагается обеспечить в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Планом мероприятий по реализации Концепции по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010 - 2022 годы (приложение к Концепции).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»