ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2006 года N 5

ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

(в редакции Постановлений Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 11.07.2006 N 7, от 09.01.2007 N 1, от 20.05.2009 N 2)


Одним из источников угрозы национальной безопасности является стремительное возрастание потребления алкоголя и наркотических веществ. За последние годы алкоголизм "помолодел", девушки стали потреблять алкоголь наравне с юношами. Последствиями этого являются сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи.

В структуре причин смерти населения от несчастных случаев, отравлений и травм в Пензенской области значительное место занимают случаи смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами. Так, по данным областного бюро судебно-медицинской экспертизы в 2005 г. от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами умерли 832 человека, из них в г. Пензе - 284; в 2004 году - 787 случаев с летальным исходом, из них в г. Пензе - 295 случаев.

Данные государственного надзора за алкогольной продукцией свидетельствуют о том, что за последние 4 года прослеживается тенденция к увеличению удельного веса проб алкогольной продукции, не отвечающей обязательным требованиям нормативов, с 16,3% в 2002 году до 21,6% в 2005 году.

В результате проведения надзорных мероприятий забраковано в 2005 году 57 партий алкогольной продукции (2002 год - 33 партии), что составило 1670 л продукции (2002 год - 317 л).

За 2005 год на территории области проведены 693 рейдовых проверки. В результате проведенных проверок за нарушение санитарного законодательства наложено 213 штрафных санкций на сумму 373100 руб. Отстранены от работы 27 человек, вынесено 17 предупреждений.

Систематически продолжают выявляться факты реализации алкогольных напитков лицам, не достигшим возраста 18 лет. В средствах массовой информации, рекламодателями имеет место завуалированная пропаганда алкогольных напитков, пива и их распития.

Постоянно проводится работа об информировании населения по выявленным фактам некачественной и опасной спиртосодержащей продукции, даны 4 выступления по телевидению.

Учитывая изложенное, в целях усиления контроля за реализацией алкогольной продукции на территории Пензенской области, предупреждения нарушения санитарного законодательства при обороте алкогольной продукции и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1-ФЗ "О защите прав потребителей", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции" постановляю:

1. Организациям, осуществляющим ввоз, производство и оборот виноматериалов, алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, обеспечить качество и безопасность поступающего сырья и продукции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 20.05.2009 N 2)

2. Рекомендовать организациям, реализующим спиртсодержащие лекарственные средства:

2.1. Не допускать к реализации спиртсодержащие лекарственные средства в упаковке емкостью свыше 40 мл;

2.2. Оборудовать в розничной аптечной сети плакаты и другие информационные материалы, указывающие на опасность для жизни и здоровья человека употребления спиртсодержащих лекарственных средств без рекомендаций врача.

3. Рекомендовать территориальным органам местного самоуправления:

3.1. Принять меры по упорядочению мест торговли алкогольной и спиртсодержащей продукцией, недопущению ее продажи в случаях отсутствия лицензии, сертификатов соответствия и других необходимых сопроводительных документов, а также полной и достоверной информации о продукции;

3.2. Заслушать вопросы, связанные с ввозом, производством и оборотом спиртов, спиртсодержащей и алкогольной продукции, состоянием здоровья и смертностью населения от случайных отравлений алкоголем, обратив особое внимание на соблюдение организациями по производству и реализации алкогольной продукции установленного санитарного законодательства, а также доведения до потребителя полной и достоверной информации о данной продукции;

3.3. Усилить работу по разъяснению негативных последствий, связанных с потреблением алкогольных напитков, и пропаганде здорового образа жизни.

4. Просить:

4.1. Управление внутренних дел Пензенской области (А.Д. Гуляков) оказывать содействие при проведении проверок деятельности предприятий и организаций, занятых производством и реализацией спиртов, алкогольной и спиртсодержащей продукции.

4.2. Пензенскую таможню (В.Г. Христолюбов) обратить особое внимание на наличие документов, подтверждающих соответствие обязательным требованиям безопасности алкогольной продукции и виноматериалов, поступающих на территорию Пензенской области.

4.3. Территориальное управление Росздравнадзора по Пензенской области (С.Н. Клещев) усилить контрольные меры при экспертизе документов на выдачу лицензий на фармацевтическую деятельность в части предотвращения незаконного оборота спиртов и спиртсодержащей продукции через аптечные учреждения различных форм собственности.

4.4. Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пензенской области, Комитет Пензенской области по лицензированию (В.И. Чучелов) ужесточить применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер во всех случаях нарушения санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей при производстве и обороте алкогольной и спиртсодержащей продукции.

4.5. Министерство культуры Пензенской области оказывать содействие специалистам Территориального управления Роспотребнадзора по Пензенской области, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" (Г.В. Пантелеев) в проведении работы по разъяснению негативных последствий потребления алкоголя и пропаганде здорового образа жизни.

4.6. Министерство образования Пензенской области (Ю.П. Скачков), Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (В.В. Стручков) усилить работу в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях по разъяснению негативных последствий для молодежи употребления алкогольных напитков, пива, табака.

5. Отделу санитарного надзора (В.В. Полянский), отделу защиты прав потребителей (Н.В. Громова), территориальным отделам Территориального управления Роспотребнадзора по Пензенской области обеспечить действенный контроль за выполнением предприятиями и организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной и спиртсодержащей продукции, требований законодательных и нормативных актов в этой области.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.


Главный государственный
санитарный врач
по Пензенской области
А.П.ДМИТРИЕВ





Приложение N 1
к Постановлению
Главного государственного
санитарного врача
по Пензенской области
от 17 апреля 2006 года N 5

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 11.07.2006 N 7; от 09.01.2007 N 1)


1. Настоящий Порядок проведения контроля качества и безопасности поступающего сырья, алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции на территории Пензенской области разработан в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и определяет последовательность прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы качества и безопасности поступающего сырья, а также произведенной и ввозимой на территорию Российской Федерации алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов, и предназначенной для розничной реализации на территории Пензенской области.

2. Настоящий Порядок распространяется на организации, осуществляющие ввоз, производство и оборот алкогольной продукции.

3. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза качества и безопасности поступающего сырья, алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции проводится организациями, аккредитованными в установленном порядке в соответствии с настоящим Порядком.

4. Мероприятия по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы качества и безопасности поступающего сырья, а также произведенной и ввозимой на территорию Российской Федерации алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов, и предназначенной для розничной реализации на территории Пензенской области, проводятся на основании письменного заявления организации, осуществляющей ввоз, производство и оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, адресованного организации, аккредитованной в установленном порядке.

5. К заявлению должна быть приложена утвержденная программа производственного контроля, разработанная в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

6. После регистрации заявления заключается договор на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы качества и безопасности поступающего сырья, а также произведенной и ввозимой алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции с организациями, аккредитованными в установленном порядке.

7. После регистрации договора, а в последующем в соответствии с утвержденной программой производственного контроля специально уполномоченные специалисты выезжают на склад организации, подавшей заявление, для выемки алкогольной продукции, необходимой для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

8. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится в течение 3 дней и включает в себя проведение лабораторных исследований поступающего сырья, алкогольной, спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции по показателям качества и безопасности на соответствие требованиям нормативной документации и СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»