Недействующий

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2005 года N 1083-пП


О концепции развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы

________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
постановления Правительства  Пензенской области от 31 декабря 2008 года N 969-пП
_________________________________________________________________



В целях принятия дополнительных мер, воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области Правительство Пензенской области

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы и План мероприятий по реализации Концепции развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы согласно приложениям N 1 и N 2.

2. Министерству образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.) обеспечить межведомственную координацию работы структурных подразделений Правительства Пензенской области, областных министерств и ведомств во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием по реализации Концепции развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы.

3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.



Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев

Приложение N 1

ОДОБРЕНА
 постановлением Правительства
Пензенской области
 от 29 декабря 2005 года N 1083-пП

КОНЦЕПЦИЯ
развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области на 2006-2008 годы

Введение


На протяжении последних 15 лет воспитательная работа в образовательных учреждениях региона строилась на основе концептуальных документов, определяющих основные цели, задачи, направления воспитания детей и молодежи Пензенской области.

Итоги реализации "Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 гг." свидетельствуют о том, что за полтора года была заложена основа для разработки и реализации во многих учреждениях образования моделей воспитательных систем; повышения эффективности межведомственного взаимодействия субъектов социального партнерства в сфере воспитания.

На развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений оказали позитивное влияние:

- научно-методическое обеспечение воспитательного процесса с учетом специфики образовательных учреждений разных типов (научные исследования по актуальным проблемам воспитания, межрегиональные и региональные конференции, семинары, опытно-экспериментальная работа, обобщение ППО, расширение банка данных по проблемам воспитания и т.д.);

- информационно-методическое обеспечение (подготовка методических рекомендаций по вопросам воспитания, обсуждение данных проблем на страницах журнала "Просвещение", в СМИ и т.д.);

- обеспечение готовности педагогических и руководящих кадров системы образования к решению современных задач воспитания;

- реализация плана повышения квалификации и переподготовки работников образования на базе Пензенского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, разработка соответствующих программ спецкурсов по различным аспектам воспитания для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и других педагогических категорий; введение должности социального педагога в целом ряде образовательных учреждений области;

- разработка и реализация на основе Программы 2004-2005 гг. программ развития воспитания на муниципальном уровне, в конкретных образовательных учреждениях разных типов; обеспечение занятости детей в рамках социокультурных центров, физкультурно-оздоровительных комплексов, учреждений дополнительного образования и т.д.

Эти перемены оказали позитивное действие на развитие системы воспитания детей и молодежи: повысился статус воспитания в образовательных учреждениях, возрос интерес к проблемам воспитания педагогической, научной, родительской общественности, СМИ; многие педагогические коллективы разрабатывают и апробируют применительно к реальным условиям своего учреждения личностно ориентированный, системный и другие гуманитарные подходы. Формируется социальный запрос на эффективные воспитательные системы, технологии. Улучшается оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами. Наметились позитивные изменения в ресурсном обеспечении системы воспитания.

Вместе с тем реализация региональной программы на 2004-2005 гг., к сожалению, не всегда сопровождалась созданием адекватных условий: повсеместным введением в штаты образовательных учреждений необходимого количества руководящих и педагогических кадров, обеспечивающих организацию воспитательного процесса, в том числе педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов и т.д.

Многие семьи практически утратили контроль за свободным временем детей и подростков. В них остаются распространенными представления о допустимости личной карьеры любой ценой, в том числе безнравственными средствами, а также алкогольные традиции, конфликтный стиль взаимоотношений и т.д.

Главное место в структуре досуга многих современных подростков занимает компьютер. В целом положительное влияние пользования компьютером на кругозор, академическую успеваемость подростков нередко сопровождается возникновением проблемы несбалансированного виртуального общения ребенка, как итог - формирование ситуации отчуждения от национальной культуры, возникновение значительного разрыва между потребностями молодых людей и возможностями реальной ситуации проживания.

Не решена в массовой практике задача создания в каждом образовательном учреждении социально-психолого-педагогических служб. Требует совершенствования система взаимодействия образования с другими социальными институтами в целях воспитания.

Недостаточно высок педагогический потенциал СМИ. Усиливается общественный запрос на установление разумных фильтров для оценки теле- и печатной продукции для молодежи.

Но главной проблемой воспитания является недостаточная социальная активность подрастающего поколения, нередки случаи пассивности и равнодушия в молодежной среде.

Эти и другие проблемы требуют более активных, согласованных действий по воспитанию детей и молодежи со стороны разных ведомств и учреждений регионального и муниципального уровня.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки четких перспектив в развитии региональной системы воспитания. Это позволит закрепить результаты реализации Программы 2004-2005 гг. и стимулировать дальнейшее решение существующих в сфере воспитания проблем.

 

II. Концептуальные основы развития приоритетных направлений воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области


Данная Концепция разработана в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми актами:

Конституцией Российской Федерации;

Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы";

постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации";

Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р;

Концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года, одобренной решением коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2004 N ПК-2;

Законом Пензенской области от 16.09.1999 N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями);

Законом Пензенской области от 18.11.2002 N 402-ЗПО "Об областной межведомственной программе "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы.

При разработке данного документа были учтены замечания и предложения органов управления образования различных уровней, опыт отдельных образовательных учреждений, предложения и замечания общественных организаций, заинтересованных в воспитании детей и молодежи Пензенской области.


Актуальность принятия Концепции


Актуальность принятия Концепции определяется:

необходимостью выполнения на территории Пензенской области нормативно-правовых актов России в сфере воспитания;

объективными проблемами ситуации воспитания подрастающего поколения Пензенской области, решение которых возможно на основе программно-целевого подхода;

необходимостью учета региональной специфики при построении воспитательных систем разного уровня.

Данная Концепция призвана:

определить стратегические направления развития региональной системы воспитания;

обосновать цели, задачи, содержание воспитания детей и учащейся молодежи с учетом культурно-исторической и современной социальной ситуации, своеобразия региона;

скоординировать действия различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций по созданию условий для духовно-нравственного, гражданского становления детей и молодежи, подготовки их к жизненному самоопределению;

раскрыть механизм практической реализации Концепции в системе воспитания детей и учащейся молодежи Пензенской области.

В условиях Пензенской области сосуществуют и достаточно успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Данная концепция представляет собой документ, в котором сделана попытка выделить приоритеты воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях Пензенской области.

В основу концепции положены следующие базовые идеи:

идея гражданственности и патриотизма как выражение особой роли в самоопределении молодежи, формировании способности делать ответственный нравственный выбор;

идея социального партнерства, предполагающая обеспечить системность, преемственность и взаимодополнение влияний всех субъектов воспитательного пространства;

идея развития активной жизненной позиции учащейся молодежи;

идея здорового образа жизни в качестве значимой для каждого человека жизненной ценности.

Цель и задачи воспитания


Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одной из основных задач, стоящих перед учреждениями образования, является повышение эффективности и ответственности школы в деле гражданского образования и воспитания детей.

Сегодня школа может стать важным фактором становления и развития российского гражданского общества. Это возможно в том случае, если образовательное учреждение не только предоставляет образовательные услуги ученикам, но и развивает сообщество взрослых и детей, привлекает родителей и жителей микрорайона к решению социальных и других проблем, если школа действует в режиме открытой воспитательной системы.

Школа как открытая воспитательная система - это школа которая:

учитывает позитивные возможности и негативные явления среды;

использует воспитательный потенциал всех учреждений и организаций микрорайона;

принимает меры по профилактике отрицательных влияний среды;

реализует функцию объединения воспитательных усилий, координатора влияний различных воспитательных субъектов, инициатора создания единого сообщества взрослых и детей;

многофункциональна: ориентирована на работу с детьми и взрослыми разных убеждений, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения;

осуществляет педагогическую поддержку ребенка, семьи, положительных начинаний жителей микрорайона, общественных организаций;

не подменяет семью в воспитании ребенка, а педагогически грамотно сотрудничает с ней.

Цель воспитания определяется как наиболее полное развитие человека, готового и способного к:

жизненному самоопределению в личностной, профессиональной, образовательных сферах;

социально-активной созидательной деятельности;

самостоятельному выбору здорового образа жизни.

Школа как открытая воспитательная система использует в своей деятельности накопленный в российском образовании опыт:

земской школы;

попечительских советов;

школы - центра воспитательной работы в микрорайоне;

школы - социально-педагогического комплекса и др.

Сегодня школа призвана взять лучшее из наработок прошлых лет, переосмыслив задачи, роль, статус школы в микрорайоне, характер партнерских связей; содержание деятельности с учетом современных социально-экономических условий.

Особое значение в воспитании учащейся молодежи в настоящее время отводится среде как культурно-образовательному пространству, окружающему школу.

Организованная среда - это социальные институты: семья, учреждения культуры и спорта, СМИ, органы местного самоуправления и др.

Неорганизованная среда - это улица, неформальные объединения детей и взрослых, развлекательные учреждения, объекты торговли и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»