• Текст документа
  • Статус

Федеральная антимонопольная служба  
УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 мая 2005 года


[Право устанавливать дополнительные ограничения в сфере оборота алкогольной продукции, в частности вводить дополнительные основания для приостановления лицензии, субъектам Федерации не предоставлено]


Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства при участии представителей сторон:

- Талашманова А.Д. - предпринимателя без образования юридического лица, свидетельство о внесении в ЕГРИП серия 58 N 000841132 от 31.12.2004 г.;

- Чучелова В.И. - председателя Комитета Пензенской области по лицензированию;

- Русанова В.В. - заместителя председателя Комитета Пензенской области по лицензированию, действующего на основании доверенности N 603 от 19.05.2005 г.,

рассмотрев дело N 2-03/09-2005 от 14 мая 2005 г. в отношении Комитета Пензенской области по лицензированию по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.91 N948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:

Предприниматель без образования юридического лица Талашманов А.Д. (свидетельство о внесении в ЕГРИП серия 58 N 000841132, г.Пенза) обратился с заявлением по вопросу необоснованности принятого в отношении него Комитетом Пензенской области по лицензированию (г. Пенза, ул. Володарского, 42, далее - Комитет) решения от 19.04.2005 N 9659 о приостановлении действия лицензии Д 296529, peг. N 05789-42, выданной 31.03.2003 г., с требованием отмены данного решения.

Основанием для приостановления лицензии послужил протокол об административном правонарушении N 399760 от 23.03.2005 г., составленный сотрудниками Ленинского РОВД г. Пензы в отношении продавца Буклиной С.Ю. по факту продажи несовершеннолетнему Ермохину А.А. спиртного продукта "Водка Русская".

Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (далее - Роспотребнадзор) продавец Буклина С.Ю. не была привлечена к административной ответственности за указанное правонарушение, а материал об административном правонарушении был возвращен в Ленинский РОВД на доработку.

В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно он сообщил, что приостановление действия лицензии нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, причиняет материальный ущерб, поскольку в настоящее время отсутствует возможность реализации продукции, на приобретение которой затрачены денежные средства.

Заявитель также пояснил, что принятое Комитетом решение причиняет ущерб его деловой репутации, так как приостановление лицензии потребители связывают с реализацией в его магазине некачественной алкогольной продукцией.

Представители Комитета на заседании Комиссии поддержали доводы, изложенные в представленном обосновании от 06.05.2005 N 9 о правомерности принятия рассматриваемого решения.

Председатель Комитета пояснил, что не находит оснований для отмены решения от 19.04.2005 г. N 9659 и считает необоснованными доводы заявителя о незаконности его принятия. Замечания по оформлению протокола об административном правонарушении, в котором отсутствовали минимально необходимые сведения для привлечения продавца ПБОЮЛ Талашманова А.Д. к административной ответственности, устранены, и протокол направлен на новое рассмотрение.

Председатель Комитета также пояснил, что при приостановлении действия лицензии руководствовался пунктом 1 статьи 6 Закона Пензенской области от 06.10.2000 N 228-ЗПО по факту выявления нарушений лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан. Приостановление действия лицензии является специфической мерой реагирования на нарушения лицензионных требований и условий, присущей в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" исключительно лицензирующему органу и направлено на устранение лицензиатом допущенных нарушений и пресечение дальнейшей продажи алкогольной продукции с нарушениями лицензионных требований и условий.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Комитете (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 12.01.2004 г. N 3-пП, Комитет является исполнительным органом государственной власти Пензенской области и на основании пункта 1.2. Положения в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, Уставом и законами Пензенской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области, нормативными правовыми документами в области лицензирования отдельных видов деятельности и самим Положением.

Основными нормативными правовыми актами по вопросам лицензирования розничной продажи алкогольной продукции являются:

- Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ, далее - Федеральный закон);

- Закон Пензенской области от 06.10.2000 N 228-ЗПО "О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области" (в редакции Закона Пензенской области от 02.11.2004 N 661-ЗПО, далее - Закон Пензенской области);

- Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (с изм. от 02.11.2000, далее - Правила).

Часть 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления действия лицензии, одним из которых является невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 наряду с ограничениями в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренными Федеральным законом N 171-ФЗ, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 6 названного Федерального закона субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и на основании пункта 10 статьи 18 Закона в установленном ими порядке выдают лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Этим же пунктом Федерального закона определено, что лицензии на розничную продажу выдаются субъектом Российской Федерации с учетом положений указанного Федерального закона.

Вместе с тем, понятия "установление порядка выдачи лицензии" и "установление ограничений на розничную продажу алкогольной продукции" не являются тождественными. Порядок выдачи лицензий регулируется специальным законодательством, а для введения дополнительных ограничений требуется принятие соответствующего федерального закона. Данный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 31.01.2003 г. N 93-Г03-2.

Таким образом, право устанавливать дополнительные ограничения в сфере оборота алкогольной продукции, в частности вводить дополнительные основания для приостановления лицензии, субъектам Федерации не предоставлено.

При таких условиях, действия Комитета Пензенской области по лицензированию, выразившиеся в принятии решения о приостановлении действия лицензии, нарушили положения части 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, что привело к ограничению самостоятельности ПБОЮЛ Талашманова А.Д., устранению конкуренции на рынке розничной продажи алкогольной продукции и ущемлению его интересов.

Кроме того, факт возвращения протокола об административном правонарушении руководителем территориального управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Ленинский РОВД на доработку подтверждает письмо от 12.04.2005 г. N 8-05. Документов, подтверждающих рассмотрение административного дела уполномоченным органом, Комиссии представлено не было.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона о конкуренции, а также пунктом 2.26 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия

решила:

1. Признать Комитет Пензенской области по лицензированию нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

2. Выдать Комитету Пензенской области по лицензированию предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия или выдачи решения или предписания.

Председатель Комиссии
А.И. Авдеев

Члены Комиссии
С.В. Мокроусов
А.Ю. Салитов
А.В. Дунаев

ПРЕДПИСАНИЕ N 2-03/09-2005 от 19 мая 2005 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

Федеральная антимонопольная служба
УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 19 мая 2005 года N 2-03/09-2005

 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства


Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 19 мая 2005 года по делу N 2-03/09-2005 о нарушении Комитетом Пензенской области по лицензированию пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

предписывает:

1. Комитету Пензенской области по лицензированию прекратить нарушение пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в принятии решения от 19.04.2005 г. N 9659 о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в результате которого была ограничена самостоятельность ПБОЮЛ Талашманова А.Д., что привело к устранению конкуренции и ущемлению интересов данного хозяйствующего субъекта.

2. Комитету Пензенской области по лицензированию в срок до 01 июня 2005 года отменить решение от 19.04.2005 г. N 9659 о приостановлении действия лицензии, выданной ПБОЮЛ Талашманову А.Д.

3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 05 июня 2005 года.

Предписание антимонопольного органа в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о конкуренции может быть обжаловано в арбитражный суд Пензенской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии
А.И.Авдеев

Члены Комиссии
С.В.Мокроусов
А.Ю.Салитов
А.В.Дунаев

Право устанавливать дополнительные ограничения в сфере оборота алкогольной продукции, в частности вводить дополнительные основания для приостановления лицензии, субъектам Федерации не предоставлено

Название документа: Право устанавливать дополнительные ограничения в сфере оборота алкогольной продукции, в частности вводить дополнительные основания для приостановления лицензии, субъектам Федерации не предоставлено

Номер документа: 2-03/09-2005

Вид документа: Решение Пензенского УФАС России

Принявший орган: Пензенское УФАС России

Опубликован: рассылка
Дата принятия: 19 мая 2005