• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 9 марта 2005 года N 770-ЗПО


О региональной межведомственной программе "Врач общей практики" на 2005 год

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 22 декабря 2005 года)

___________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 940-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 30, 30.12.2005).
___________________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
25 февраля 2005 года

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную межведомственную программу "Врач общей практики" на 2005 год.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев


г. Пенза
9 марта 2005 года
N 770-ЗПО


РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Врач общей практики" на 2005 год

УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 9 марта 2005 года N 770-ЗПО

(с изменениями на 22 декабря 2005 года)

Паспорт Программы

Наименование

-

Региональная межведомственная программа
"Врач общей практики" на 2005 год
(далее - Программа)

Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы

-

Протокол заседания Координационного Совета по региональной политике в Пензенской области от
5 октября 2004 года

Государственный заказчик Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

Основные разработчики Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области,
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области

Цели и задачи Программы

-

обеспечение первичной догоспитальной и непрерывной медицинской и социальной помощи прикрепленному населению квалифицированным врачом-специалистом;
раннее выявление скрытых форм заболевания;
профилактика заболеваний;
совершенствование первичной медико-санитарной помощи путем организации работы по принципу общей врачебной практики (семейной медицины);
совершенствование взаимодействия всех звеньев муниципальной системы здравоохранения;
повышение эффективности использования экономических ресурсов за счет внедрения рациональной модели финансирования;
создание системы мониторинга состояния здоровья прикрепленного населения с использованием современных информационных технологий;
анализ полученных результатов, разработка и внедрение организационных решений

Объемы и источники финансирования Программы

-

14,91 млн. руб. - общий объем финансирования,
в том числе:
5,28 млн. руб. - за счет средств бюджетов муниципальных образований Пензенской области,
9,63 млн. руб. - за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области

Сроки реализации Программы

-

2005 год

Исполнители основных мероприятий Программы

-

Башмаковская центральная районная больница,
Бессоновская центральная районная больница,
Пачелмская центральная районная больница,
Терновская центральная районная больница

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

1) улучшение показателей здоровья сельского населения;
2) усиление роли первичного звена здравоохранения;
3) укрепление материально-технической базы центров общей врачебной (семейной) практики, расположенных на территории сельских районов Пензенской области;
4) подготовка кадров врачей общей практики

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Приоритетным направлением реорганизации и реформирования амбулаторно-поликлинической помощи населению является совершенствование первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики. Особенно это оправданно и актуально для сельского здравоохранения, имеющего ряд особенностей, связанных со спецификой социально-экономических и бытовых факторов и условий жизни в сельской местности. К числу таких факторов относятся: низкая плотность расселения жителей, отдаленность и разбросанность сел и поселков от районного центра, негативные демографические процессы (высокая общая смертность, старение населения на фоне снижения его численности), сезонный характер и особенности сельскохозяйственного труда (тяжелые климатические условия, малая механизация работ), социально-культурные традиции и т.п. Отсюда вытекают отличительные черты сельского здравоохранения: широкое использование средних медицинских работников для оказания всех видов медицинской помощи, низкая укомплектованность врачами, централизация стационарной помощи на уровне района (центральной районной больницы), максимальная децентрализация амбулаторно-поликлинической помощи населению по месту проживания (фельдшерско-акушерские пункты, участковые больницы, сельские врачебные амбулатории), укоренение схемы пассивной обращаемости населения за медицинской помощью только при развитии заболевания.

Целью реформирования амбулаторно-поликлинической помощи сельскому населению является адаптация медицинской помощи к условиям рынка, пересмотр взаимоотношений между населением и лечебными учреждениями, внедрение новых принципов оказания первичной медико-санитарной помощи.

Развитие системы внебольничной помощи в сельской местности направлено на улучшение обслуживания отдельного человека, появление у пациентов возможности выбора вариантов получения медицинской помощи.

Особое значение имеет решение проблемы оказания медицинской помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Расширение сферы медико-социальных услуг этим категориям лиц требует организации в сельской местности при поликлиниках стационаров дневного пребывания. При этом обязательным условием является увеличение выделяемых местными органами власти ресурсов, направляемых на предупреждение заболеваний и развитие амбулаторных форм медицинской помощи.

Реализация этих требований может быть осуществлена на основе преобразования поликлиник в центры общей врачебной практики. Первичное звено медицинской помощи должно быть максимально приближено к населению, чтобы врач общей практики мог оказывать не только плановую, но и неотложную (экстренную) помощь, самостоятельно осуществлять диагностику на догоспитальном этапе и определять дальнейшую тактику оказания медицинской помощи, активно делегируя среднему медицинскому персоналу виды деятельности, не требующие врачебной компетенции.

В сельской местности врач общей практики будет выполнять в полном объеме наблюдение за детьми, начиная с периода новорожденности, за беременными женщинами, проводить лечение гинекологических больных, консультируя их, при необходимости, у специалистов. На сельского врача общей практики возлагается в полном объеме оказание неотложной помощи, решение о необходимости госпитализации в медицинские учреждения.

Такая реорганизация будет способствовать внедрению новых методов профилактики, диагностики и лечения, усилению личной ответственности врача общей практики за состояние здоровья прикрепленного населения, к повышению качества первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

Предлагаемая система реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи основана на развитии общеврачебных практик на территории типичного сельского района посредством организации центров общеврачебной (семейной) практики (далее - центр ОВП) на базе врачебных амбулаторий, которые создаются в соответствии с Положением об организации центра врача общей практики (семейного врача).

Учитывая изложенные выше требования к созданию центров ОВП, а также в целях получения максимально объективных результатов проводимого эксперимента, для реализации предлагаемой Программы отобраны врачебные амбулатории, расположенные как в отдаленных от областного центра районах (Пачелмском и Башмаковском), так и близлежащих к областному центру районов (Бессоновском и Пензенском).

Кроме того, при выборе конкретных врачебных амбулаторий учитывались такие основополагающие факторы, как:

- наличие врачей, имеющих сертификат специалиста "Врач общей практики (семейный врач)";

- относительно высокая численность населения, прикрепленного к врачебным амбулаториям (от 1 500 до 5 000 человек).

Состав исполнителей, отобранных для реализации Программы

Наименование района

Наименование амбулатории

Место расположения

Численность прикрепленного к врачебным амбулаториям населения(*)

1

2

3

4

Пензенский

Старокаменская

село Старая Каменка

3 549

Пензенский

Ленинская

село Ленино

4 078

1

2

3

4

Бессоновский

Вазерская

село Вазерки

2 615

Бессоновский

Кижеватовская

село Кижеватово

4 185

Пачелмский

Титовская

станция Титово

1 560

Башмаковский

Петровская

село Никульевка

2 785

Башмаковский

Знаменская

село Знаменское

4 923

Итого

23 695

________________
(*) По согласованию с органами местного самоуправления численность прикрепленного к центрам ОВП населения установлена по данным органов местного самоуправления соответствующих районов.

Деятельность врача общей практики основывается на договорных отношениях центральной районной больницы с органами местного самоуправления муниципальных образований, Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области и финансирующей организацией (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области) и осуществляется в соответствии с Положением "Об организации деятельности врача общей практики (семейного врача)".

В период поэтапного перехода к общей врачебной практике с целью обеспечения полной преемственности в оказании медицинской помощи всем членам семьи предполагается работа в едином блоке врача общей практики, педиатра, терапевта, зубного врача.

Виды медицинской помощи, оказываемые прикрепленному населению центрами ОВП, в соответствии с перечнем заболеваний в рамках территориальной программы ОМС, входящей в состав Программы государственных гарантий оказания гражданам в Пензенской области бесплатной медицинской помощи:

- лечебно-диагностическая (плановая и экстренная);

- профилактическая;

- диспансерная;

- реабилитационная;

- медико-социальная.

Приоритетным направлением работы центров ОВП является профилактическое, т.е. предупреждение и/или раннее выявление заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и укрепление здоровья населения.

Основными источниками финансирования работы врача общей практики (семейного врача) являются средства обязательного медицинского страхования в виде подушевого финансирования на численность прикрепленного к центру ОВП населения с учетом выполненных объемов медицинской помощи и показателей оценки модели конечных результатов, а также бюджетные средства муниципальных образований, направляемые на содержание и развитие центров ОВП.

II. Основные цели и задачи

Основной целью реализации Программы является обеспечение первичной догоспитальной и непрерывной медицинской и социальной помощи прикрепленному населению квалифицированным врачом-специалистом.

Достижение этой цели можно обеспечить решением следующих задач:

- совершенствование первичной медико-санитарной помощи путем организации работы по принципу общей врачебной практики (семейной медицины);

- совершенствование взаимодействия всех звеньев муниципальной системы здравоохранения;

- повышение эффективности использования экономических ресурсов за счет внедрения рациональной модели финансирования;

- создание системы мониторинга состояния здоровья прикрепленного населения с использованием современных информационных технологий;

- анализ полученных результатов, разработка и внедрение организационных решений.

Общая врачебная практика (семейная медицина) является основой реструктуризации первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

III. Ресурсное обеспечение региональной межведомственной программы "Врач общей практики" на 2005 год

Финансирование общей врачебной практики производится при наличии специалиста, имеющего сертификат "Врач общей практики (семейный врач)", в соответствии с Договором о реализации региональной межведомственной программы "Врач общей практики" на 2005 год в муниципальном образовании.

Финансирование центров ОВП осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и средств местных бюджетов Башмаковского, Бессоновского, Пачелмского и Пензенского районов.

Финансирование из средств обязательного медицинского страхования производится по подушевому нормативу на каждого гражданина, прикрепленного к центру ОВП, с учетом корректирующих коэффициентов, рассчитанных относительно затрат по смете расходов.

Подушевой норматив финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощи составляет 403,4 руб. в год (33,62 руб. в месяц) и определен Программой государственных гарантий оказания гражданам Пензенской области бесплатной медицинской помощи в 2005 году.

В структуре подушевого норматива финансирования учтены средства для стимулирования деятельности специалистов центров ОВП, направленной на эффективную лечебно-профилактическую работу, обеспечивающую снижение уровня заболеваемости и улучшение показателей здоровья населения.

Смета расходов центров ОВП на 2005 год по статьям затрат бюджетной классификации, подлежащих финансированию за счет средств обязательного медицинского страхования

(Таблица в редакции, введенной в действие с 10 января 2006 года Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 940-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

(рублей)

Наименование врачебных амбулаторий

Наименование статей расходов

Заработная плата
(211)

Начисления на оплату труда
(213)

Увеличение стоимости материальных запасов в части расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
(340)

Увеличение стоимости основных средств в части расходов на мягкий инвентарь и обмундирование, приобретение медицинского инструментария
(310)

Всего
(в руб.)

1

2

3

4

5

6

Петровская

674 481

176 714

162 797

7 860

1 021 852

Знаменская

1 338 149

350 595

311 225

23 580

2 023 549

Итого
по Башмаковскому району

2 012 630

527 309

474 022

31 440

3 045 401

Вазерская

768 130

201 250

102 799

7 860

1 080 039

Кижеватовская

961 643

251 951

144 716

7 860

1 366 170

Итого
по Бессоновскому району

1 729 773

453 201

247 515

15 720

2 446 209

Титовская

590 590

154 734

103 033

7 860

856 217

Итого
по Пачелмскому району

590 590

154 734

103 033

7 860

856 217

Старокаменская

1 007 208

263 888

223 461

15 720

1 510 277

Ленинская

1 202 755

315 122

238 937

15 720

1 772 534

Итого
по Пензенскому району

2 209 963

579 010

462 398

31 440

3 282 811

Итого

6 542 956

1 714 254

1 286 968

86 460

9 630 638


Финансовые средства местных бюджетов направляются за счет высвободившихся ресурсов на развитие центров ОВП, а именно на оснащение оборудованием, медицинским инструментарием в соответствии с заявками лечебно-профилактических учреждений и с учетом табеля оснащения центра (отделения) общей врачебной (семейной) практики и примерным перечнем оснащения укладки врача общей практики (семейного врача), утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2002 N 350, а также на переподготовку врачебного персонала.

Финансовые средства, полученные центрами ОВП из средств обязательного медицинского страхования, используются на:

- оплату труда;

- начисления на оплату труда;

- медикаменты и перевязочные средства (не менее 13 процентов от суммы финансирования);

- мягкий инвентарь и обмундирование, медицинский инструментарий (абзац дополнен с 10 января 2006 года Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 940-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).

IV. Механизм реализации региональной межведомственной программы "Врач общей практики" на 2005 год

Центры общей врачебной практики в Башмаковском, Бессоновском, Пачелмском и Пензенском районах являются структурными подразделениями (отделениями) Башмаковской, Бессоновской, Пачелмской и Терновской центральных районных больниц, оказывающими амбулаторно-поликлиническую и стационарозамещающую помощь.

На общую врачебную практику (семейную медицину) распространяется действующий в Пензенской области принцип территориально-семейного (по месту жительства) прикрепления граждан.

По каждому центру ОВП главные врачи центральных районных больниц устанавливают годовые планы (с разбивкой по месяцам) по следующим показателям:

- диспансеризация беременных женщин, детей раннего возраста, трудоспособного населения (группы сердечно-сосудистых заболеваний);

- проведение занятий "школы здоровья";

- проведение профилактических прививок.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования доводит центрам ОВП размер подушевого норматива финансирования и определяет месячный объем финансирования на прикрепленное население.

Ежемесячно, в срок не позднее 10 числа текущего месяца, на счет центральной районной больницы перечисляется 85 процентов от расчетной суммы месячного финансирования.

Оставшаяся часть средств выплачивается после проведения медико-экономической экспертизы по "модели конечных результатов" (далее - МКР) на основе представленных реестров счетов за оказанные медицинские услуги, выраженных во врачебных посещениях и днях пребывания в дневном стационаре, за отчетный период, а также отчетов о:

- выполнении плана профилактических прививок;

- материнской и младенческой смертности;

- жалобах, поступивших от прикрепленного населения;

- проведении "школы здоровья";

- структуре посещений.

Устанавливаются следующие показатели оценки модели конечных результатов и соответствующая доля выплат по ним оставшейся части финансовых средств:

1. Выполнение плана по амбулаторно-поликлинической помощи

- 10%

2. Количество профилактических посещений (индивидуальные и массовые) - не менее 25% от общего объема посещений

- 15%

3. Диспансерные посещения - не менее 5% от общего объема посещений. При этом - не менее 51% от диспансерных посещений диспансеризация "группы риска", детей раннего возраста "группы риска", трудоспособного населения (группа сердечно-сосудистых заболеваний)

- 15%

4. Проведение не менее одной "школы здоровья" в месяц (сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, вопросы репродукции и планирования семьи, "школа матерей" и грудное вскармливание). Отсутствие случаев материнской и младенческой смертности

- 10%

5. Отсутствие обоснованных жалоб прикрепленного населения (в том числе деонтологического характера)

- 10%

6. Отсутствие случаев материнской и младенческой смертности

- 10%

7. Выполнение плана профилактических прививок не менее 98%

- 20%

8. Выполнение плана по стационарозамещающей помощи не менее 95%

- 10%


В случае невыполнения центром ОВП показателей по МКР в течение месяца оставшаяся сумма средств направляется в центральную районную больницу на целевое финансирование центра ОВП по совместному решению Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области по итогам года.

V. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Текущее управление реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, центральными районными больницами.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в установленном порядке.

VI. Перечень мероприятий по Программе "Врач общей практики" на 2005 год

(Раздел в редакции, введенной в действие с 10 января 2006 года Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 940-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

Наименование

Срок

Исполнители

Стоимость (тыс. руб.)

мероприятий

испол- нения

Всего по
Программе

Бюджеты муниципальных образований

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Всего

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Всего

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1. Оснащение оборудованием и медицинским инструментарием центров общей врачебной (семейной) практики, развернутых на базе врачебных амбулаторий Башмаковского, Бессоновского, Пачелмского, Пензенского районов

2005 год

Органы местного самоуправления районов:

Башмаковского

710,79

710,79

116,92

67,28

-

526,59

-

-

-

-

-

Бессоновского

376,50

376,50

-

-

63,90

312,60

-

-

-

-

-

Пачелмского

553,00

553,00

-

-

308,25

244,75

-

-

-

-

-

Пензенского

1 185,70

1 185,70

114,32

432,40

-

638,98

-

-

-

-

-

Итого по пункту 1

2 825,99

2 825,99

231,24

499,68

372,15

1 722,92

-

-

-

-

-

2. Послевузовская подготовка врачей по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)"

2005 год

Органы местного самоуправления районов:

Башмаковского,

8,00

8,00

4,00

4,00

Бессоновского,

16,00

16,00

16,00

Пачелмского,

Пензенского

8,00

8,00

8,00

Итого по пункту 2

32,00

32,00

28,00

4,00

3. Финансирование по подушевому нормативу на оказание медицинской помощи каждому гражданину, прикрепленному к центру общей врачебной (семейной) практики

2005 год

Территориаль-
ный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области

9 630,64

9 630,64

2 408,66

2 408,66

2 408,66

2 404,66

Итого по пункту 3

9 630,64

9 630,64

2 408,66

2 408,66

2 408,66

2 404,66

4. Текущие затраты на содержание центров общей врачебной (семейной) практики (по кодам бюджетной классификации 212, 221, 222, 223, 225, 226, 290, 310, 340)

2005 год

Органы местного самоуправления районов:

Башмаковского,

398,11

398,11

111,13

90,53

88,33

108,12

Бессоновского,

422,90

422,90

103,00

109,6

105,70

104,60

Пачелмского,

167,00

167,00

36,70

41,70

36,70

51,90

Пензенского

1 276,20

1 276,20

399,40

257,70

231,90

387,20

Итого по пункту 4

2 264,21

2 264,21

650,23

499,53

462,63

651,82

5. Оснащение чемодана-укладки врача общей практики (семейного врача) в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минздрава России от 20.11.2002 N 350

2005 год

Органы местного самоуправления районов:

Башмаковского,

80,00

80,00

80,00

Бессоновского,

40,00

40,00

40,00

Пачелмского,

40,00

40,00

40,00

Пензенского

Итого по пункту 5

160,00

160,00

160,00

ВСЕГО

14 912,84

5 282,20

1 041,47

1 027,21

834,78

2 378,74

9 630,64

2 408,66

2 408,66

2 408,66

2 404,66

VII. Ожидаемые результаты от реализации Программы

Социальная значимость Программы определяется рядом преимуществ, позволяющих обеспечить:

1) доступность и приближенность квалифицированной, многопрофильной медицинской помощи к месту проживания пациента и его семьи (социальный эффект);

2) непрерывное оказание медицинской помощи членам семьи одним врачом;

3) расширение объема и видов оказываемых медицинских услуг сельскому населению (в сравнении с участковыми врачами) за счет овладения знаниями и навыками в смежных специальностях (медицинский эффект);

4) ответственность врача за улучшение здоровья прикрепленного населения, профилактическая направленность работы (валеологический эффект);

5) повышение престижа и роли врача общей врачебной практики за счет сочетания медицинских и социальных функций;

6) наиболее экономически эффективный вариант реорганизации и реформирования амбулаторно-поликлинической помощи населению (экономический эффект).

Реализация Программы позволит:

1) для населения муниципальных образований:

а) обеспечить доступность оказания широкого спектра лечебной и диагностической помощи населению независимо от пола и возраста (включая помощь детям, беременным женщинам);

б) снизить заболеваемость, инвалидизацию и смертность;

в) повысить заинтересованность населения в сохранении и укреплении своего здоровья;

2) для учреждений здравоохранения муниципальных образований:

а) повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения;

б) преодолеть структурные диспропорции в организации медицинской помощи;

в) дать возможность финансирования и развития приоритетных направлений за счет высвобождающихся ресурсов;

3) для медицинских работников муниципальных образований:

а) увеличить уровень оплаты труда в первичном звене здравоохранения;

б) повысить заинтересованность в результатах труда;

в) дать возможность реализации творческого потенциала.

О региональной межведомственной программе "Врач общей практики" на 2005 год (с изменениями на 22 декабря 2005 года)

Название документа: О региональной межведомственной программе "Врач общей практики" на 2005 год (с изменениями на 22 декабря 2005 года)

Номер документа: 770-ЗПО

Вид документа: Закон Пензенской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Пензенской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 24, 25.03.2005

Пензенские Губернские ведомости, N 6, 18.03.2005

Дата принятия: 09 марта 2005

Дата начала действия: 19 марта 2005
Дата редакции: 22 декабря 2005