Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2004 года N 601-пП


О Программе развития системы воспитательной работы
в образовательных учреждениях Пензенской области
на 2004 - 2005 годы *0)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 29 декабря 2005 года N 1079-пП
____________________________________________________________________

В целях обеспечения условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, повышения социального статуса воспитания в региональной системе образования, создания условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, Правительство Пензенской области

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Программу развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы.

2. Министерству образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.):

- обеспечить текущее управление реализацией программы, координацию работы и взаимодействие между ее исполнителями;

- ежегодно до 25 января представлять в Правительство Пензенской области отчеты о реализации программных мероприятий по итогам прошедшего года.

3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области на основе областной программы разработать соответствующие программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях на 2004 - 2005 годы.

4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Е.А. Столярову.

Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев

     

ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Пензенской области
от 5 августа 2004 года N 601-пП

     

ПРОГРАММА
развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях
Пензенской области на 2004 - 2005 годы

     

Паспорт
Программы развития системы воспитательной работы
в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004 - 2005 годы

Наименование Программы

Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы

Основание для разработки Программы


постановление Губернатора Пензенской области

Основные разработчики Программы

Министерство образования и науки Пензенской области

Исполнители Программы


учреждения общего и дополнительного образования, физкультурно-оздоровительные комплексы

Цель Программы


обеспечение условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности

Задачи Программы


повышение социального статуса воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений (ОУ) разных видов и типов, координация их деятельности; создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан;

осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания;

формирование здорового и нравственного образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

стабилизация семьи как социального института; осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению взаимодействия семьи и ОУ;

организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи;

решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году.

Срок реализации Программы


2004-2005 гг.

Перечень основных мероприятий Программы


разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем;

организация работы ОУ в режиме "школы полного дня";

интеграция деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров;

создание Межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и физкультурно-оздоровительных комплексов;

программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона;

обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни; разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


развитие воспитательного потенциала ОУ различных видов и типов в гражданском, физическом и нравственном воспитании, обеспечении возможностей творческой самореализации личности;

повышение эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укрепление связи ОУ и семьи в процессе воспитания детей и подростков;

организация целостного образовательного пространства в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, нравственное, культурное и физическое воспитание;

укрепление здоровья молодежи, снижение числа хронических заболеваний у детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью;

снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних


Введение

     

Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, проектом Государственной программы "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года", федеральной целевой Программой "Дети России" на 2003-2006 годы, программами в области воспитательной и молодежной политики Правительства Пензенской области.

Разработка и общее руководство процессом реализации Программы возлагается на Министерство образования и науки Пензенской области.

Данная Программа нацелена на обеспечение условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности.

Программа призвана обеспечить качественное образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание детей и подростков, снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних. Реализация Программы будет способствовать повышению социального статуса воспитания в региональной системе образования, укреплению и развитию воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координации их деятельности; созданию условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, укреплению здоровья молодежи.

Программа ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в комплексные центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы не только с молодежью, но и с представителями всех возрастных групп. Реализация Программы будет способствовать повышению эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укреплению связи образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей и подростков.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

     

В настоящее время в России заметно усилились внимание и требовательность к образованию и воспитанию со стороны родителей, общественности, властных структур. Это связано с ростом асоциального поведения детей и подростков, одной из причин которого является нерациональная организация досуговой деятельности, детская безнадзорность, особенно во время каникул и в праздничные и выходные дни. Немалую роль в этом играет и характерный для современного общества кризис семьи, который приводит к существенному снижению ее воспитательного потенциала. Кроме того, заметное влияние на  процесс духовного становления молодежи оказывают проблемы, связанные с развитием современной российской цивилизации.

Однако, несмотря на признание задачи воспитания детей одной из главных стратегических задач современного российского общества, можно говорить о том, что пока еще не вполне четко определены приоритеты воспитательной политики, не выработан комплекс практических мер по решению проблем воспитания молодежи.

Очевидно, что к числу приоритетных задач в области воспитания относится формирование здорового и нравственного образа жизни, что предполагает повышение общей культуры, сохранение физического и нравственного здоровья, компетентность и грамотность личности; эстетическое, экологическое, трудовое и физическое воспитание, а также воспитание гражданственности и патриотизма.

Сегодня происходит формирование благоприятных условий для интенсивного развития в регионе социального института воспитания, для реального повышения его социального статуса и воспитательного потенциала, для усиления эффективности воспитательного воздействия учреждений образования и культуры на подрастающее поколение с целью духовно-нравственного и гражданского становления личности и ее социализации. Формируются новые культурные основы воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи, взаимодействие семьи, общества и государства в деле воспитания человека и гражданина.

Разрешение проблем образования и воспитания возлагается на органы и учреждения образования (общего и дополнительного), а также учреждения культуры. Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточную координацию их деятельности, снижение их организационно-методической роли, что связано как с недостаточностью материально-технической базы, так и с проблемами кадрового обеспечения.

Если вопросы предоставления учащимся качественного современного образования школой решаются вполне успешно, то блок воспитательной работы в основном возложен на того же педагога-универсала, который зачастую является одновременно учителем, воспитателем и организатором. Проблемой также является то, что часто образовательное учреждение не выступает (и не может выступать) подлинным центром для организации не только внутришкольных, а районных или городских мероприятий с детьми, по проведению действенных и интересных акций для жителей всего микрорайона.

Важной представляется такая организация работы образовательного учреждения, чтобы оно на практике представляло собой "территорию интересов" учащихся, функционировало в режиме "школы полного дня", обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков.

В настоящее время главное место в организации досуга у значительной части подростков занимает компьютер. При этом несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней, истории и культуры своего народа. Кроме того, интерес молодежи к работе с компьютером реализуется либо дома, либо в частных компьютерных клубах, которые имеют коммерческую направленность. В основном дети и подростки ориентируются на компьютерные игры, связанные с насилием и жестокостью. Следует отметить также явно недостаточный уровень общественной активности детей и подростков (по официальным данным в деятельности молодежных и детских общественных объединений участвует около 41% молодых россиян).

В то же время по предварительным данным о тарификации в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004/2005 учебный год предусматривается довольно значительное сокращение количества педагогических ставок (приблизительно 900 по области), вызванное сокращением числа класс-комплектов. При этом наибольшее количество подлежащих сокращению педагогических ставок - педагоги, работающие в 5-9-х и 10-11-х классах.

В соответствии с этим Министерство образования и науки Пензенской области считает целесообразным осуществление Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области, что позволит поднять на качественно новый уровень воспитание и развитие молодежи.

В связи с тем, что особую актуальность для решения задач воспитания имеют вопросы физического оздоровления молодежи, активизации спортивно-массовой работы, настоящая Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы включает в себя также Подпрограмму формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи.

II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации

     

Цель Программы состоит в обеспечении условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности.

На достижение поставленной цели направлены следующие основные задачи, которые призвана решить Программа:

- повышение социального статуса воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координация их деятельности;

- создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан;

- осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания;

- формирование здорового и нравственного образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом;

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стабилизация семьи как социального института;

- осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению взаимодействия семьи и образовательных учреждений;

- организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи;

- решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году.

Срок реализации Программы - 2004- 2005 годы.

III. Система программных мероприятий

     

Программа содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей и задач.

Основные направления работы по реализации программы состоят в следующем:

- разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем;

- организация работы образовательных учреждений в режиме "школы полного дня";

- установление интеграции деятельности учреждений образования и куль туры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров;

- создание межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов;

- программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и взрослыми жителями микрорайона;

- обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни;

- разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Основные мероприятия по реализации направлений Программы:

     

NN п/п

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные за выполнение

1

2

3

4

1

Разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО)

1

Разработка нового штатного расписания для образовательных учреждений (ОУ) Пензенской области, обеспечивающего активизацию воспитательной работы

июль-август 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области

2

Упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы ОУ

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области

3

Обновление программно-методического содержания, обеспечение вариативности воспитательных систем ОУ

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, областной ИПКиПРО

4

Повышение уровня работы со СМИ по вопросам воспитания детей, подростков и их родителей; обобщение опыта воспитательной работы ОУ, усиление пропаганды передовых методик и утверждение культа семьи через СМИ

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, областной ИПКиПРО

5

Повышение профессионального уровня управления процессом воспитания, обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами, прежде всего - с семьей

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием

2.

Организация работы ОУ в режиме "школы полного дня"

2004/2005 учебный год

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием

1

Развитие системы дополнительного образования и различных форм внеурочной деятельности в образовательных учреждениях; усиление их воспитывающих функций

2004-2005 гг.

администрация ОУ

2

Разработка планов и программ воспитательной работы ОУ, направленных на превращение школы в "территорию интересов" учащихся и их родителей, жителей микрорайона и предусматривающих возможность организации их досуговой деятельности на базе ОУ в течение всего дня (с 8.00 до 21.00), включая выходные дни и период школьных каникул

август-сентябрь 2004 г.

органы управления образованием, администрация ОУ

3

Усиление досугового компонента ОУ, создание условий для самовыражения детей и подростков в творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом

2004/2005 учебный год

администрация ОУ

4

Организация воспитательной работы ОУ в социуме, разработка и проведение общественно значимых акций и мероприятий для учащихся и всех жителей микрорайона

2004/2005 учебный год

администрация ОУ

5

Организация работы компьютерных и интернет-клубов на базе компьютерных классов ОУ

сентябрь-ноябрь 2004 г.

администрация ОУ

6

Использование спортивных залов и помещений ОУ для заботы спортивных и туристических секций и кружков в течение всего свободного от учебных занятий времени

2004/2005 учебный год

администрация ОУ

3.

Установление интеграции деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров

2004/2005 учебный год

Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, органы управления образованием

1

Проведение учредительных конференций или совещаний по районам области (микрорайонам городов) по созданию советов директоров ОУ

август-сентябрь 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, органы управления образованием

2

Подготовка и проведение семинара-конференции по определению основных задач и направлений работы Совета директоров ОУ

сентябрь 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, ИПКиПРО

3

Разработка и утверждение советами директоров интегрированных планов и программ воспитательной работы ОУ в районах (микрорайонах), предусматривающих максимально возможное использование имеющегося кадрового потенциала и материально-технической базы

сентябрь-ноябрь 2004 г.

органы управления образованием, учреждения культуры

4

Осуществление советами директоров координации воспитательной работы в социуме, предусматривающей вовлечение детей, подростков и их родителей, жителей микрорайона (района)

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, Министерство культуры Пензенской области, органы управления образованием

4.

Создание межшкольных центров развития молодежи (МЦР) на основе объединения учреждений образования и ФОКов

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму

1

Разработка Положения о деятельности межшкольных центров развития молодежи

август-сентябрь 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

2

Разработка штатного расписания для МНР

август-сентябрь 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области

3

Определение базовых ОУ для создания МЦР, комплектование кадров, создание материально-технической базы Межшкольных центров развития молодежи

сентябрь-ноябрь 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием

4

Разработка программ и планов спортивно-оздоровительной работы МЦР в микрорайоне, координация деятельности МЦР через советы директоров и их осуществление

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, Комитет по физической культуре, спорту и туризму

5

Развитие форм работы, направленных на организацию досуга жителей микрорайона, способствующих формированию здорового образа жизни, здоровой семьи; организация воспитательной работы с родителями

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, администрация ОУ

5.

Программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

1

Оптимизация административной структуры ОУ, функционально ответственной за воспитательную работу

август-сентябрь 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области

2

Разработка концепции воспитательной работы в ОУ (программ, планов, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность), предусматривающих использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса. Обязательное включение в систему воспитательной работы: гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания; работы по использованию регионального компонента образования в воспитательных системах; научно-исследовательской и профориентационной работы; работы по формированию традиций ОУ (школьного музея, газеты и др.); спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни; работы по формированию культа "здоровой семьи", организации психолого-консультационной и профилактической работы с учащимися и их родителями.

сентябрь октябрь 2004 г.

администрация ОУ

3

Разработка научно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в системе образования

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

4

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в управлении ОУ, осуществлении воспитательной работы

2004-2005 гг.

администрация ОУ

5

Разработка и осуществление конкретных мер по укреплению статуса социального института семьи и повышению его ценности в общественном сознании

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, администрация ОУ

6.

Обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

1

Содействие здоровому образу жизни учащихся и их родителей через использование возможностей учебно-воспитательного процесса для формирования культуры здоровья потребностей занятий физкультурой и спортом, умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья

2004-2005 гг.

органы управления образованием, администрация ОУ

2

Разработка программ и планов спортивно-оздоровительной работы ОУ в микрорайоне, предусматривающих работу секций и кружков, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий и акций для жителей микрорайона, координация деятельности различных ОУ через советы директоров

2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, органы управления образованием, администрация ОУ

3

Развитие форм работы, направленных на организацию досуга жителей микрорайона, целью которых является формирование здорового образа жизни, "здоровой семьи"; организация воспитательной работы с родителями

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, администрация ОУ

4

Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни; пропаганда новых методик через СМИ

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

5

Активизация использования МИ для пропаганды здорового образа жизни, привлечения молодежи к занятиям физкультурой и спортом

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием

7.

Разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

1

Усиление роли семьи в воспитании детей; оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей

2004-2005 гг.

Органы управления образованием, администрация ОУ

2

Содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации воспитательного процесса, целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс

2004-2005 гг.

Органы управления образованием, администрация ОУ

3

Создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей; осуществление дифференцированного, индивидуального подхода к работе с детьми, подростками и родителями, имеющими негативные девиантные отклонения

2004-2005 гг.

Органы управления образованием, администрация ОУ

4

Осуществление психолого-педагогического мониторинга воспитательного процесса с целью отслеживания состояния проблемных семей, поведения детей и родителей, имеющих негативные отклонения в поведении, и разработки новых методик корректирующего воспитательного воздействия

2004/2005 учебный год

Министерство образования и науки Пензенской области, органы управления образованием, администрация ОУ

5

Интеграция деятельности ОУ с правоохранительными органами

2004/2005 учебный год

администрация ОУ

8.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

1

Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности по предусмотренным Программой направлениям через проведение обучающих семинаров и конференций

август-сентябрь 2004 г.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО, органы управления образованием

2

Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов - организаторов вне урочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех видов и типов. Разработка программ курсовой переподготовки педагогических работников, подлежащих сокращению, для работы по специальности "педагог дополнительного образования" и реализация переподготовки педагогов по данным программам

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

3

Разработка современного программно-методического обеспечения для специалистов организаторов внеурочной и внеучебной деятельности

2004-2005 гг.

Министерство образования и науки Пензенской области, ИПКиПРО

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»