• Текст документа
  • Статус
Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 25 апреля 2003 года N 174-пП


О РЕГИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2006 ГОДЫ
________________________________________________________________
Утратило силу с 13 февраля 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 26 января 2006 года N 29-пП
_________________________________________________________________


Руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Национальным планом действий по гигиене окружающей среды на 2001-2003 годы, одобренным на заседании Правительственной комиссии по охране здоровья граждан от N 4-пр, Правительство Пензенской области

постановляет:

1. Утвердить региональный план действий по гигиене окружающей среды Пензенской области на 2003-2006 годы согласно приложению N 1.

2. Утвердить состав координационного совета по реализации регионального плана действий по гигиене окружающей среды Пензенской области на 2003-2006 годы (далее именуется - Координационный совет) согласно приложению N 2.

3. Координационному совету в установленном порядке внести предложения по финансированию регионального плана действий по гигиене окружающей среды Пензенской области на 2003-2006 годы.

4. Рекомендовать главам органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области разработать и утвердить территориальные планы действий по гигиене окружающей среды, обеспечить их выполнение.

5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.



Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев



Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Пензенской области
от 25.04.2003 N 174-пП



РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

на 2003 - 2006 гг.



ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия все в большей степени признается тот факт, что успех в области охраны и укрепления здоровья населения во многом зависит, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды, в которых живет нынешнее и будет жить будущее поколение людей.
В ответ на все растущую обеспокоенность общественности и правительств по поводу загрязнения окружающей среды и ее влияния на состояние здоровья населения в 1989г. во Франкфурте (Германия) была проведена Первая Европейская конференция ВОЗ по охране окружающей среды и здоровья населения, в которой приняли участие министры и другие высшие должностные лица из Комиссии и ведомств по охране окружающей среды и здравоохранению 29 европейских государств-членов европейских сообществ (теперь Европейская комиссия). Конференция приняла Европейскую хартию по окружающей среде и здоровью, которая расширила европейскую стратегию достижения здоровья для всех применительно к окружающей среде и представляет собой шаг вперед в деле совместной разработки политики общественного здоровья и окружающей среды.
На Второй Европейской конференции на уровне министров по охране окружающей среды и здоровья населения, проходившей в Хельсинки в июне 1994г., приоритет был отдан задаче разработки в странах национальных планов действий по гигиене окружающей среды в рамках принятого Европейского плана действий по гигиене окружающей среды (1994).
Особое внимание в работе Третьей конференции на уровне министров по охране окружающей среды и охране здоровья, которая состоялась в Лондоне в 1999г., было уделено обсуждению осуществления национальных планов действий по гигиене окружающей среды - действий на основе партнерства.
Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Российской Федерации о требовала выработки и осуществления единой государственной политики в этой области как на федеральном, так и на региональном уровне.
Одним из механизмов решения этой проблемы является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.
В 1997 - 2002 годах в районах Пензенской области активно велась деятельность по разработке и реализации региональных целевых программ, направленных на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки.
К сожалению, крайне низким остается финансирование комплексных целевых программ из бюджетов всех уровней.
Несмотря на то, что в 2002 году отмечено снижение инфекционной заболеваемости по 19 нозологическим формам, эпидемиологическая ситуация в области в целом остается не стабильной. Отмечался рост заболеваемости по 12 нозологическим формам. Было зарегистрировано 182033 случаев инфекционных заболеваний, из них 88 % составили заболевания гриппом и ОРВИ.
Заболеваемость ВИЧ-инфекцией выросла в 2,5 раза, туберкулезом на 3,1%, вирусным гепатитом А - в 2 раза, клещевым бореллиозом - в 1,8 раза, чесоткой - на 17,4%.
Экономический ущерб от инфекционной заболеваемости в 1999 - 2002 годах составил около 410 млн. рублей.
Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности являются одним из важных аспектов безопасности в области охраны здоровья населения области, поэтому участие в решение этой проблемы местных органов исполнительной и законодательной власти, широкой общественности приобретает первостепенное значение.
В соответствии с обязательствами, вытекающими из Хельсинской декларации, Правительство Пензенской области разработало настоящий региональный план действий по гигиене окружающей среды (далее - РПДГОС).
Основными целями регионального плана действий по гигиене окружающей среды являются определение региональных приоритетов и разработка мероприятий, направленных на решение актуальных проблем гигиены окружающей среды, с учетом социальных и экономических особенностей субъектов Российской Федерации.
Основная задача РПДГОС - охрана здоровья ныне живущего и будущего населения Пензенской области.

Раздел 1. Управление в области гигиены окружающей среды

Информационная система санитарно-эпидемиологического благополучия населения Пензенской области включает:

- данные о санитарном состоянии районов, городов области;

- данные о сети, штатах и кадрах санитарно-профилактических учреждений;
- данные о состоянии здоровья населения (заболеваемость, физическое развитие);

- демографическую информацию;

- данные об инфекционных и паразитарных заболеваниях;

- данные о профилактических прививках против инфекционных заболеваний;
экстренную информацию о зарегистрированных особо опасных инфекционных заболеваниях, вспышках инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;
- информацию о состоянии объектов надзора, данные лабораторных и инструментальных исследований атмосферного воздуха, воды, продуктов питания и
др.;
- нормативно-справочную информацию по санитарному законодательству;
ретроспективную информацию о фактах эпидемий, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений и их последствиях;

- информацию о рекомендуемых и запрещенных действиях в условиях типовых проблемных ситуаций;

- документы руководящих органов Госсанэпиднадзора Российской Федерации;
- данные о деятельности учреждений Госсанэпиднадзора и другую информацию.
Существующие информационные системы о качестве окружающей среды и здоровья населения обладают рядом существенных недостатков, которые не позволяют в полной степени использовать данные этих систем для решения задач гигиены окружающей среды.
Из-за отсутствия межведомственных документов, регламентирующих участие различных ведомств в реализации задач социально-гигиенического мониторинга, недостаточно доступны первичные данные о загрязнении атмосферного воздуха и поверхностных вод, выбросов и сбросов специфических загрязняющих веществ, в том числе свинца от автотранспорта и др.


1.1. Оценка риска вредных для здоровья факторов окружающей среды

Высокие уровни загрязнения окружающей среды и снижающиеся показатели здоровья населения Российской Федерации вызывают обоснованную озабоченность и необходимость количественной оценки связи между этими неблагоприятными явлениями.
В Декларации Второй Европейской конференции по окружающей среде и охране здоровья (Хельсинки, 1994г.) "О действиях по охране окружающей среды и здоровья в Европе" подчеркнута необходимость улучшения деятельности служб в области гигиены окружающей среды, в том числе систем оценки и борьбы с факторами риска. Население должно быть информировано относительно опасности, которую представляет деятельность промышленных предприятий. Признано необходимым укреплять национальные и международные системы информации по обеспечению безопасности, сделав их доступными как для работников и работодателей, так и для национальных и международных инвесторов. Подтверждена важность экономических механизмов, способных эффективно улучшать здоровье и окружающую среду, определять приоритеты по снижению риска путем оценки экономической эффективности таких мер.
Многофакторная обусловленность здоровья затрудняет анализ его зависимости от влияния конкретного вредного фактора среды или от суммарной количественной характеристики ее загрязнения.
В России в 1997г. принято совместное постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации и главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации".
С помощью методологии оценки риска неблагоприятные для здоровья последствия могут прогнозироваться на основе оценки вредных экспозиций, которым подвергается население, и научных данных, позволяющих дать количественное описание связи между экспозицией и конкретным последствием. Использование методологии оценки риска позволяет оптимально решать вопросы управленческих задач в области охраны здоровья и окружающей среды, определять приоритеты по снижению риска путем оценки экономической эффективности таких мер.
Анализ многолетних данных позволил установить зависимость 'между некоторыми показателями состояния окружающей среды и здоровья населения, установлена корреляционная связь между уровнем заболеваемости болезнями органов дыхания и загрязнением атмосферного воздуха.

1.2. Меры контроля и борьбы

Меры борьбы и контроля за загрязнением окружающей среды населенных мест основываются на законодательстве Российской Федерации, санитарных нормах и правилах Минздрава России, государственных стандартах и других нормативных документах.
Основными законодательными документами в области гигиены окружающей среды Российской Федерации являются:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";

2. Федеральный закон от 10.20.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

3. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (в редакции от 09.01.1996 N 2-ФЗ);

4. Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";

5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N5487-1;

6. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
7. Закон Российской Федерации от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в редакции от 27.12.1995);
8. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
9. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
10. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
11. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ промышленной безопасности опасных производственных объектов":

12. Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия";

13. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";

14. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

15. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

16. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

17. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 215), (ст. 220); (глава 25), (глава 26);

18. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р).

1.3. Служба гигиены окружающей среды

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одно из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Пензенской области представляет собой систему учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением специальных мероприятий, основными из которых являются:

- профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

- разработка и реализация федеральных целевых, региональных целевых и научно-технических программ в данной области;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

- выполнение профилактических мероприятий, обязательное выполнение всеми гражданами, хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, санитарных правил;

- лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

- государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
- ведение социально-гигиенического мониторинга и другие мероприятия. Особое внимание в деятельности учреждений госсанэпидслужбы уделяется государственному санитарно-эпидемиологическому надзору как наиболее эффективному методу предупреждения неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье человека.
В Пензенской области, кроме государственной санитарно-эпидемиологической службы, деятельность в области гигиены окружающей среды осуществляют следующие министерства и ведомства:
- Пензенский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод, почв, снежного покрова, осадков, их загрязнения (включая радиоактивные); координация деятельности ведомственных подсистем мониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды; прогнозирование состояния погоды;

- Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области - координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной флоры и фауны (кроме лесов), обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании; координация развития и функционирования систем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр, на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России);

- Управление сельского хозяйства Пензенской области - проведение единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; контроль за количеством токсических остатков средств защиты растений и нитратов в сельскохозяйственной продукции, почве, воде и других объектах окружающей среды. Предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении. Защита населения от болезней, общих для человека и животных. Охрана территории области от проникновения из зарубежных стран болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов;

- Министерство по делам ГО и ЧС Пензенской области - обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области - проведение единой государственной политики по охране труда, профилактике и
учету несчастных случаев, в том числе при производстве и применении химических веществ, паспортизация производств;
Взаимодействие этих органов осуществляется на основании заключенных соглашений о совместной деятельности, однако из-за нечетко установленной в законодательных актах России функции этих органов по многим разделам надзора и управления в области гигиены окружающей среды еще имеют место дублирование работ, нечеткая координация и расплывчатость ответственности.


Раздел 2. Демографическая ситуация

Динамика численности населения последних лет показывает, что население Пензенской области, как в целом и России, уменьшается. На начало 2002 года численность постоянного населения составила 1504,1 тыс. человек, что на 13,5 тыс. меньше, чем в 2001 году. Как и в предыдущие годы на городское население приходилось более половины всего населения 64,5%, численность женщин превалировала над численностью мужчин и составила - 53,6%.
Демографическая обстановка в Пензенской области в последние годы оценивается как кризисная. Начавшийся в 1991 году процесс депопуляции населения, при котором показатели смертности превышают показатели рождаемости, естественный прирост имеет отрицательную динамику, продолжается.
В 2002 году в Пензенской области демографическая ситуация ухудшилась. Несмотря на то, что увеличилась рождаемость населения на 6,8% (показатель 2001г. -7,3, 2002г. - 7,8), в то же время увеличилась и смертность на 5% (показатель 2001г. -16,3, 2002г. - 17,1), что привело к повышению естественной убыли населения на 3,3% (показатель 2001г. - 9,0, 2002г. - 9,3).
В Пензенской области в отчетном году умерло в 2,2 раза больше людей, чем родилось.
Положительным моментом явилось понижение показателя младенческой смертности на 8,4% (показатель 2001г. - 15,4, 2002г. - 14,1).
В 2001 году в Пензенской области, по сравнению с Российской Федерацией, были зарегистрированы:

- более низкая рождаемость (Пензенская обл. - 7,3, РФ - 9,1);
- более высокая смертность (Пензенская обл. -16,3, РФ - 15,6);
- более высокая естественная убыль (Пензенская обл. - 9,0, РФ - 6,5);
- более высокая младенческая смертность (Пензенская обл.-15,4,РФ-14,6).


Раздел 3. Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье населения Пензенской области

Согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Примечание: Материалы, представлены ниже, содержат данные Пензенского областного комитета государственной статистики и государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Пензенской области в 2002 году".


3.1. Гигиена атмосферного воздуха

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов являются предприятия энергетики и промышленные предприятия, на долю которых приходится 80% общего валового выброса, 11% приходится на выбросы транспортных предприятий и 9% - на предприятия других отраслей экономики.
Около 70% объема воздушных выбросов в атмосферу обусловлено промышленными предприятиями шести городов области, в которых сосредоточено более 60% всех предприятий региона. Удельный вклад промышленных предприятий г. Пенза в общеобластное загрязнение атмосферного воздуха в 2001г. составил 44%.
В расчете на одного жителя области, в т. ч. промышленных центров, за период наблюдения уровни загрязнения воздуха после стабильного снижения в 1993-1997 гг. отмечается прирост данного показателя в 1998 году на 38%. В последующие годы уровни загрязнения на 1 жителя сокращались и в 2000 году имели наименьшее абсолютное значение.
Анализ данных лабораторных исследований воздуха и оперативные наблюдения на промышленных предприятиях показали, что высокие концентрации химических веществ в воздухе являются следствием технологических нарушений или аварийных ситуаций на объекте в сочетании с неблагоприятными метеорологическими факторами.
В атмосферный воздух населенных пунктов области поступает около 30 химических веществ от стационарных источников выбросов, из которых больше половины относится к веществам 1 и 2 классов опасности.
Наиболее массивные загрязнители - оксид углерода, соединения серы и азота, удельный вес которых в сумме газообразных веществ достигает 80% и более.
По данным государственного санитарно-гигиенического мониторинга многолетний анализ проб атмосферного воздуха на стационарных постах в различных населенных пунктах области на основные химические вещества показал, что с 1993 по 2002 гг. идет постепенное снижение удельного веса проб, превышающих ПДК..
В г. Пензе концентрации загрязняющих веществ и специфических примесей в атмосферном воздухе в 2001 году по данным наблюдений достигли:
- среднегодовая концентрация диоксида азота составляет 1,25 ПДК. Наибольшая среднемесячная концентрация отмечена с апреля по август от 1,75 ПДК до 2,25 ПДК;

- среднегодовая концентрация формальдегида составляет 3,0 ПДК, Основным источником выбросов является автотранспорт. Наибольшая концентрация отмечается с июня по октябрь с 3,0 ПДК до 4,7 ПДК;

- среднегодовая концентрация фенола была на уровне 0,7 ПДК;

- среднегодовая концентрация бенз(а)пирена составила 0,8 ПДК. Источником загрязнения является автотранспорт.
Это обстоятельство указывает на преимущественное влияние передвижных источников на качество атмосферного воздуха.
Таким образом, масштабы антропогенного воздействия на атмосферный воздух значительны и приобрели актуальность с точки зрения изменений в среде обитания человека и экологических последствий не только для крупных промышленных центров, но и для малых городов.

3.2. Водоснабжение и здоровье населения

В 2002 году по данным госсанэпидслужбы в области эксплуатировалось 938 водопроводов, в т.ч. коммунальных - 91, ведомственных - 847.
Источником питьевого водоснабжения населения области служат подземные воды, за исключением гг. Пензы и Заречного, где вода подается из Сурского водохранилища, а также р.п. Колышлей - из р. Колышлейка.
Всего по области, по данным территориального центра государственного мониторинга состояния недр Пензенской области, для нужд хозяйственно-питьевого водоснабжения используется 381,77 тыс. м/сут. воды. Из них из поверхностных источников - 235,89 тыс. м/сут., из подземных источников - 145,9 тыс. м /сут. Доля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет 38,2%.
Для водоснабжения гг. Пенза и Заречный используется 239,9 тыс. м/сут. воды, из них 5,55 тыс. м /сут. из подземных источников.
Централизованным водоснабжением в городах и районах области пользуются -98% населения и более 70% в сельских населенных пунктах.
Водопотребление на 1 жителя в сутки в г. Пензе 454,8 л, в районных центрах 79,8-219,5 (в среднем 149,2 л/сут.).
В целом по области в 2002 году удельный вес проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, составил (без источников нецентрализованного водоснабжения) по микробиологическим показателям 2,34% (2001г- 3,1%), по санитарно-химическим 6,59% (2001г -5,2%).
Одной из причин снижения качества питьевой воды является неудовлетворительное санитарно-техническое состояние объектов водоснабжения.
В 2002 году не отвечали требованиям санитарных правил и нормативов 189 водопроводов, что составляет 20,1%, в т.ч. 15 коммунальных водопроводов и 174 ведомственных (все из-за несоблюдения ЗСО). 38,8% разводящих сетей водопроводов области требуют проведения текущего ремонта, 24% - капитального ремонта. Из 9891 водопроводных колонок области - 2240 (22,6%) требуют ремонта или замены.
В течение года, по данным госсанэпидслужбы, зарегистрировано около 5000 случаев аварий разводящих сетей. Количество водозаборных сооружений из подземных водоисточников не отвечающих санитарным правилам и нормативам в 2002 году составило 267 или 13,0%, в т.ч. из-за несоблюдения 1 пояса ЗСО-260, нарушения герметизации устья артскважин 14. отсутствия оборудованного павильона или шахты - 82, отсутствия крана для отбора проб - 137.
Среди жителей г. Пензы и области в последние годы становятся популярными источники нецентрализованного водоснабжения, в первую очередь родники. Источниками нецентрализованного водоснабжения пользуются примерно 10% жителей области.
В настоящее время из 1929 нецентрализованных водоисточников не отвечает санитарным правилам и нормативам из-за несоблюдения ЗСО 151 источник (15,3%), не обустроены - 132 источника (13,4%). Процент нестандартных проб воды из источников нецентрализованного водоснабжения в 1,5 2 раза выше, чем из источников централизованного водоснабжения.
Преобладание нестандартных проб по микробиологическим показателям в сравнении с централизованным водоснабжением свидетельствует о неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии источников нецентрализованного водоснабжения, их ненадежности в весенне-осенний периоды и в период дождей.
В работе по снижению риска возникновения инфекционных заболеваний среди населения при обеспечении питьевой водой ряд проблем остается актуальным и в настоящее время, а именно:
- качество питьевой воды, подаваемой населению, не во всех населенных пунктах и городах отвечает гигиеническим нормативам;

- не обеспечивается своевременный производственный лабораторный контроль за качеством воды эксплуатирующими организациями, в первую очередь на ведомственных водопроводах;

- не в полной мере из-за финансовых трудностей решен вопрос организации лабораторного контроля за качеством питьевой воды по показателям, требуемым федеральным СанПиН 2.1.4.1074-01;

- не выполняются требования по организации зон санитарной охраны;
- при передаче ведомственных водопроводов не выполняются требования санитарного законодательства;
- недостаточное финансирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства затрудняет создание нормальных условий по обеспечению качества подаваемой населению питьевой воды.


3.3. Гигиена водных объектов

Проблема предотвращения загрязнения природных вод - одна из актуальных проблем в области, так как это связано с водоснабжением двух крупных городов области Пензы и Заречного, а также р.п. Колышлей, водоснабжение которых осуществляется из открытых водоемов р. Суры и р. Колышлейка (доля водопотребления из поверхностных водоисточников составляет по области 61,8% или 235,89 м/сут).
Из 87 очистных сооружений канализационных стоков общей мощностью 562,435 тыс. м/сут. ни на одном не удается достичь требуемых норм сброса. Из них в проектном режиме ежегодно работают не более 16%.
Основной же причиной неэффективной работы очистных сооружений является их неудовлетворительная эксплуатация ввиду ухудшающегося технического состояния сооружений.
В г. Пензе общая мощность очистных сооружений - 300 тыс. m/cvt. Фактическая производительность в 2002 году - 265,2 тыс. м"7сут. В настоящее время проводится строительство 3-его блока очистных сооружений мощностью 30 тыс.м^сут. Выполнено 80% строительно-монтажных работ. Однако из-за отсутствия финансирования в 2002 году работы не проводились. О сложившейся ситуации дана информация главе администрации г. Пензы по результатам проверки очистных сооружений.
По данным лабораторного контроля службы в 2002г. отмечались превышения ПДК по следующим ингредиентам: аммиака в 1.7-4,0 раза, нитратам в 1,9 раза, взвешенным веществам в 1,3-1,5 раза, нефтепродуктам в 1,6-1,8 раза.
В г. Кузнецке, вторым "по численности населения после г. Пензы, также функционируют городские очистные сооружения по очистке хозяйственно-бытовых стоков.
Проектная мощность - 50 тыс. м/сут., фактическая 17 тыс. м/сут.
В цепи очистки не задействованы цех обезвоживания осадка, контактный резервуар, аэробные минерализаторы, хлораторная.
Сброс сточных вод в р. Труев по СПАВ, хрому, свинцу, сульфатам, меди, никелю, нефтепродуктам, железу осуществляется с превышением установленных проектных нормативов для данных очистных сооружений.
Из-за отсутствия средств не осуществляется строительство сооружений доочистки и хлораторной на ОСК.
На большинстве промышленных предприятий крупных городов области со сбросами в коллекторы отсутствует необходимое количество локальных очистных сооружений, что существенно влияет на параметры эффективности биологических очистных сооружений.
Если сравнить показатели качества воды в Сурском водохранилище, начиная с 1980 г. по настоящее время, следует отметить их ухудшение.
Кроме того, такие показатели, как цинк, медь, фенолы в воде в 1980г. не обнаруживались, а по последним данным они имеются, причем с превышением рыбохозяйственных предельно-допустимых концентраций.
По гигиенической классификации водных объектов, по степени загрязнения в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм охраны поверхностных вод от загрязнения от 04.07.1988 N 4630-88 Сурское водохранилище по органолептическим показателям и показателям санитарного режима ВПК имеет умеренную степень загрязнения: индекс загрязнения - 1. В соответствии с классификацией ГОСТ 2861-84 "Источники централизованного водоснабжения" Сурское водохранилище относится ко II классу источников.

3.4. Гигиена почвы

На территориях промышленных площадок, полигонах ТБО, свалках и других объектах накопились и продолжают накапливаться отходы производства и потребления, в т.ч. и токсичные. Ежегодно на территории области по данным Управления ЖКХ Пензенской области образовывается около 2495,5 тыс. m отходов, в т.ч. ТБО - 1357 тыс. м, жидких - 750 тыс. m , прочих - 388,1 тыс. m .
Утилизации отходов проводится на четырех полигонах ТБО (г. Каменка, г. Кузнецк, г. Городище, р.п. Шемышейка), на других территориях (26 районов и городов) утилизация проводится на свалках и на усовершенствованных свалках.
В административных территориях области имеются нарушения в системе плановой очистки территории от бытового мусора. Это обуславливается дефицитом спецавтотранспорта. Всего по области задействовано 601 единица транспортных средств, в т.ч. 151 единица спецавтотранспорта, в основном в городах области, что недостаточно. На других территориях перевозка ТБО проводится на приспособленном автотранспорте. В сельских населенных пунктах недостаточно контейнеров и контейнерных площадок для сбора ТБО. Из имеющихся в области 1718 контейнерных площадок 1511 (87,9%) расположены в городах области. Специалистами службы в 2002 году выявлено около 100 неорганизованных свалок, на которых скопилось более 15 тыс. m ТБО.
Неудовлетворительно выполняются требования СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". Утилизация отходов производится на существующих свалках без выполнения минимума санитарных требований: недостаточно персонала и техники, отсутствуют бытовые помещения для персонала, нарушается технология утилизации отходов, из-за отсутствия условий мойка и дезинфекция контейнеров и машин не организована, практически не проводится мониторинг влияния мест утилизации ТБО на окружающую среду.
В сложившейся ситуации свалки и полигоны ТБО с размещенными на них-шламонакопителями токсичных отходов являются наиболее значимыми источниками загрязнения почвы, грунтовых и поверхностных вод. По данным территориального центра государственного мониторинга состояния недр Пензенской области, контрольное опробование наблюдательных скважин на полигоне ТБО г. Пенза показало загрязнение грунтовых вод металлами (железо - до 60 ПДК, марганец - до 340, медь - до 2,5, никель - до 1,4, свинец - до 7, цинк - до 3,7, кобальт - до 3, кадмий -до 22), органическими веществами (ВПК 5 - до 67 ПДК, фенол - до 60, ацетон - до 4000), нефтепродуктами (до 12 ПДК).
Полигонов для захоронения промышленных токсичных отходов на территории Пензенской области нет. Отходы производства 1 и 2 классов опасности утилизируются в специальных шламонакопителях, расположенных на существующих свалках и полигонах ТБО. Так на свалке ТБО г. Пензы (р-н с. Чемодановка) размещены шламонакопители 23 промышленных предприятий города. Общий объем шламонакопителей 252500 м, в т.ч. 21200 м - накопители гальваношлама.


Раздел 4. Состояние питания населения

Правильное питание формирует нормальный рост и развитие человека, способствует профилактике различных заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. С другой стороны, недостаточность или избыток как продуктов питания, так и отдельных их компонентов, употребление пищи, загрязненной контаминантами биологической, химической природы приводит к возникновению алиментарных, острых кишечных инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, а также способствует снижению продолжительности жизни населения, влияет на физическое и психическое развитие детей и подростков.
Структура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания (мяса и мясопродуктов, молокопродуктов, рыбы, яиц, фруктов, овощей), являющихся источником белка, незаменимых аминокислот, витаминов, микроэлементов.
Повсеместно отмечается тенденция к увеличению потребления хлеба, хлебопродуктов, картофеля, сахара.
Одним из важнейших показателей, характеризующих качество и безопасность продовольственного сырья и продуктов питания, является контаминация его потенциально опасными токсическими и микробиологическими веществами. Продукты питания как пути передачи инфекции и других вредных для организма веществ обращают на себя особое внимание. Наиболее значимой с этой точки зрения является микробиологическая чистота продовольственного сырья и продуктов питания.
Серьезной проблемой является употребление некачественной алкогольной продукции. Основное физиологическое действие алкогольных напитков на организм человека связано с влиянием этилового спирта на нервную, сердечно - сосудистую систему. В результате этого могут возникнуть психические расстройства, вызывающие неадекватные действия, порой противоправного характера, снижается умственная способность, а главное возникает психологическая зависимость от приема спиртных напитков, появляется тенденция к постоянному увеличению их доз.
С диагнозом "отравление алкоголем" в области зарегистрировано в 2002 году -807 случаев с летальным исходом, из них в г. Пензе - 313 случаев; в 2001 году - 826 случаев, из них 326 случаев в г. Пензе; в 2000 году - 800 случаев; в 1999 году - 586 случаев; 1998г. - 625 случаев.
По данным социально - гигиенического мониторинга за показателями качества безопасности продовольственного сырья и продуктов питания в 2002 году значительных улучшений показателей качества и безопасности пищевых продуктов не произошло, о чем свидетельствует и статистика забраковки продовольственного сырья и продуктов питания.
За 2002 год забраковано в 1063 случаях 15703 кг. продовольственного сырья и пищевых продуктов. Из них 15 случаев и 73 кг. импортной продукции.
Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия территории во многом зависит от состояния перерабатывающей промышленности, наличия необходимых условий хранения продуктов питания, технического и гигиенического обеспечения предприятий торговли и общественного питания.
Количество объектов, полностью отвечающих требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, составило 11,6% (в 2001г. -- 80%, в 2000г. - 9,6%, в 1999г. - 7,1 %, в 1998 году - 6,1 %, в 1997 году - 7,8%).
Потенциально опасными являются 8,4% пищевых объекта (в 2000г. - 12,1%, 1999г. - 21,7 %) , из них предприятий пищевой промышленности - 36,3% (в 2000г. -36,4%, 1999г. - 34,1% , в 1998 году -- 40,6%, в 1997 году 36,4%), на долю предприятий общественного питания приходится 21% (в 2000г. - 23,2%, 1999г - 25%, в 1998 году - 40,4%, в 1997 году - 39,6%) и 42,7% торговли (в 2000г. - 40,4%, 1999г. -40,9%, в 1998 году - 33,1%, в 1997 году - 34,4%).
Причинами неудовлетворительного качества продовольственного сырья и пищевых продуктов остаются:

- нарушения санитарных правил и технологических режимов на пищевых объектах;
- отсутствие условий для реализации особо скоропортящихся продуктов на оптовых и мелкорозничных рынках;
- низкий уровень санитарной культуры работающих на пищевых объектах;
- отсутствие систем производственного контроля на предприятиях.


Раздел 5. Гигиена воспитания, обучения и здоровье детского населения

В Пензенской области функционирует 2561 учебно-воспитательное учреждение. Их посещают 236275 детей и подростков.
В динамике за последние 5 лет (1997-2001г.г.) происходит увеличение общего числа детских и подростковых учреждений. При этом происходит сокращение количества дошкольных образовательных учреждений.
С сокращением численности общеобразовательных учреждений не уменьшается количество школ с организацией учебного процесса в две смены. В 2 смены работают 14,9% всех школ области, в которых обучается 12,6% всех учащихся.
В настоящее время в области проводится целенаправленная политика по строительству школ, реконструкции объектов с изменением их функционального назначения в центры социальной реабилитации, приюты, оздоровительные учреждения, учреждения компенсирующего обучения для детей с какими-либо нарушениями, с отставанием в развитии.
Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения количества детских учреждений с низким уровнем материально-технического состояния, многие учреждения не отвечают гигиеническим требованиям по показателю обеспечения санэпидблагополучия детей в них.
Низким уровнем материально-технического обеспечения характеризуется большинство учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
В приспособленных зданиях размещаются Большевьясская специальная школа-интернат для умственно-отсталых детей (Лунинский район), Наровчатская коррекционная школа-интернат для умственно-отсталых детей.
В ряде интернатных учреждений отмечается крайняя степень изношенности инженерно-технических систем и сооружений.
Возрастает процент проб воды из разводящей сети, не отвечающих санитарным нормам по микробиологическим показателям, с 3,7% в 2000г. до 5,2% в 2001г.
Нельзя оценить как "удовлетворительное" и состояния физических факторов среды детских учреждений. На фоне роста заболеваемости детей патологией зрительного анализатора возрастает удельный вес учреждений, не отвечающих санитарным нормам по показателю освещенности. 12,4% детских учреждений области не отвечают требованиям санитарных норм.
Продолжает оставаться актуальной проблема соблюдения оптимального температурного режима в учебно-воспитательных учреждениях области.
Санитарным требованиям по показателям микроклимата в среднем по области в 2002 году не отвечали 12,3% учреждений (в 2001г. -11,8%). Основной причиной регистрации низких показателей температуры воздуха является недостаточная мощность централизованных и автономных котельных, не обеспечивающих достаточную температуру теплоносителей, а также несвоевременная подготовка отопительных систем и сооружений к началу осенне-зимнего сезона.
Одним из определяющих факторов, способствующих многократному росту заболеваемости детей, является организация работы с компьютерной техникой в условиях, не отвечающих требованиям гигиенических норм.
На 01.01.2003 в области функционируют 625 кабинета информатики и вычислительной техники (КВТ), оборудованные 3246 персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ).
При лабораторном исследовании условий обучения детей в КВТ было установлено, что 6,4% исследований уровней электромагнитного излучения (ЭМИ) на ученических местах превышали ПДУ. Неудовлетворительные параметры ЭМИ регистрировались в кабинетах информатики 14,3% обследованных объектов.
Кроме того, 12% КВТ не имеют достаточной площади, 78,6% - не имеют лаборантских, 15,5% - не имеют соответствующей СН внутренней отделки, 41,1% - не имеют эффективной приточно-вытяжной вентиляции, в 10,9% КВТ отсутствуют оптимальные параметры микроклимата, в 11,8% - оптимальные уровни освещенности. В 78,1% КВТ отсутствует специализированная мебель.
Вновь приобретаемые ПЭВМ и вводимые в эксплуатацию компьютерные классы, в рамках Федеральной программы "Компьютеризация сельских школ", по условиям организации работы и обучения в них приближаются к оптимальным.
На низком уровне остается обеспеченность детских учреждений ученической мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям учащихся. В 2002г. не отвечали гигиеническим требованиям 9,6% исследований детской мебели. Имеющаяся мебель изношена и зачастую исключает возможность рассаживания детей согласно индивидуальным особенностям.
Ухудшение показателей состояния здоровья детей также во многом определяется отсутствием оптимальной организации учебного процесса.
Организация учебного процесса осуществляется без учета физиологических особенностей развития и состояния здоровья школьников, обусловливая тем самым рост нарушений нервно-психического развития, проявлений повышенной невротизации и невротических расстройств.
Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в образовательных учреждениях нового типа, учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.
Особую актуальность приобретает проблема интенсификации учебной нагрузки в условиях реформирования школьного образования в рамках реализации Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) в связи с негативным влиянием на здоровье детского населения, на что указывается в Государственном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2000 году".
Одним из главных условий гармоничного психосоматического развития детей является рациональное (сбалансированное) питание.
Положение с организацией питания детей в образовательных учреждениях можно оценить как неудовлетворительное.
Не в полном объеме реализуется законодательство Российской Федерации, предусматривающее право несовершеннолетних на льготное питание, а также постановление Правительства Пензенской области от 10.05.2000 N251-пП "Об организации горячего питания детей в образовательных учреждениях области" (в частности, п.п.4.1-4.4).
Показатель охвата питанием учащихся образовательных учреждений в 2001-2002 учебном году составил в среднем по области 54% (в предыдущем учебном году -56%).'

Буфетную продукцию получают в среднем по области 15-36% учащихся школ.

Уровень финансирования школьного питания, выделяемого администрациями районов недостаточен, при возможности привлекаются внебюджетные средства, спонсорская помощь, а также средства, заработанные детьми (работа в производственных бригадах, сбор макулатуры, металлолома). Все больше распространяется практика приноса продуктов (круп, овощей, хлеба) из дома, что затрудняет контроль их качества.
При исследовании готовых блюд на калорийность и полноту вложения установлено, что в 2002г. 18,5% проб не отвечало гигиеническим требованиям.
Качественное и полноценное питание учащихся в области, предусмотренное п. 4.3. постановления Правительства Пензенской области от 10.05.2000 N 251-пП "Об организации горячего питания детей в образовательных учреждениях области", на сегодня отсутствует.
Часто натуральные продукты часто заменяются низкокалорийными мясными консервами, колбасными изделиями, сухим молоком. Такие продукты, как соки, фрукты, рыба, творог, сыр, встречаются редко.
Общепринятым является то, что охрана и укрепление физического и нравственного здоровья детей является первостепенной задачей общества.
Приоритетность принципа охраны здоровья детей, защита их прав и законных интересов в области обеспечения благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности закреплена законодательно в Международной Конвенции "О правах ребенка", Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан", Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Однако на сегодняшний день следует констатировать факт неуклонного ухудшения состояния здоровья детского населения области.
Уровень впервые выявленной заболеваемости детей 0-14 лет в 2002 году возрос по сравнению с 2001 годом на 9,2%.
Многолетняя динамика заболеваемости детей характеризуется выраженной тенденцией к росту и имеет неблагоприятное прогностическое значение.
В структуре заболеваемости наибольший удельный вес занимают заболевания органов дыхания (56,0% всех зарегистрированных заболеваний), болезни органов пищеварения - 7,7%, инфекционные и паразитарные заболевания - 5,9%.
В структуре заболеваемости подростков ведущие места занимают болезни органов дыхания (49,5% от всех заболеваний), на втором месте травмы и отравления - 9,7%, на третьем месте болезни кожи и подкожной клетчатки - 5,8%.
На высоком уровне остаются показатели распространенности среди детского и подросткового населения различных хронических заболеваний и патологических отклонений, о чем свидетельствуют результаты профилактических медицинских осмотров.
Как и в среднем по России, в области в течение последних трех лет сохраняется стабильная тенденция к росту числа детей и подростков с нарушениями зрения, осанки, отставанием в физическом .развитии.
Очевидно, что неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детей отмечаются уже в самом начале жизненного цикла, прогрессируя с возрастом.
Связь роста заболеваемости с влиянием многочисленных социально-гигиенических и медико-биологических факторов очевидна.
Причем существенная роль в формировании здоровья детей принадлежит факторам внутришкольной среды (состояние материально-технической базы, освещенность, соответствие мебели и оборудования росто-возрастным особенностям, организация питания, интенсификация учебного процесса и т.д.).
Ситуация же на сегодняшний день такова, что состояние большинства из вышеперечисленных составляющих, формирующих среду учебно-воспитательных учреждений, не способно обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие детей в организованных коллективах.
Таким образом, формирование здоровья детской популяции Пензенской области, определяющей социально-экономический потенциал нашего общества, происходит на фоне неблагоприятной демографической ситуации и характеризуется ростом соматической и инфекционной заболеваемости, увеличением числа детей с хронической патологией, ухудшением показателей физического развития, повышением уровня заболеваемости детей социально-обусловленными заболеваниями.


Раздел 6. Гигиена труда и профессиональные заболевания работающих

За период с 1999 по 2002 год процент охвата периодическими профилактическими медицинским осмотрами работающих с вредными и опасными условиями труда, незначительно повысился и составил соответственно 83,3 % и 85,9 %.
Количество больных профзаболевание которых связано с вредными условиями труда, впервые выявленных в 2002 году, в сравнении с 2001 годом увеличилось в 1,3 раза, что является прямым следствием неудовлетворительных условий и охраны труда на производстве.
За период с 1994 по 2002 годы в Пензенской области зарегистрировано 149 случаев профессиональной патологии, в том числе 87 случаев у работающих женщин (в 2001 году- 26 случаев, из них женщин - 17, в 2002 году - 34 случая, из них женщин - 24).
Основными факторами, способствующими развитию профессиональных заболеваний в 2002 году, является локальная вибрация, шум у работающих промышленных предприятий и биологический фактор у медицинских работников.
В последние шесть лет стали регистрироваться случаи профессионального заражения туберкулезом (биологический фактор) среди медицинских работников специализированных учреждений. Число диагнозов туберкулеза органов дыхания и гепатита В. у работников здравоохранения в 2002 году составил 26,47 % (в 2001 году - 30,76 %).
В 2002 году 100 % хронических профзаболеваний привели к утрате трудоспособности (в 2001 г. - 80,76 %), из них у женщин 100 % ( в 2001 г. - 76,47 %).


Раздел 7. Радиационная обстановка в Пензенской области

Анализ радиационно-гигиенических паспортов за ряд лет показывает, что радиационная обстановка на территории области по сравнению с предыдущими годами существенно не изменилась и была обусловлена естественными и техногенными источниками ионизирующего излучения.
Наибольший вклад в дозу облучения населения области вносят природные (77,6%) и медицинские (22,3%) источники ионизирующего излучения, формировавшие около 99% коллективной дозы облучения населения области. Вклад глобальных выпадений и других техногенных источников ионизирующего излучения (без медицинских) составил около 0,1%.
На территории Пензенской области радиационный фон в последнее время остается на уровне от 9 до 12 мкр/час.
Максимальная плотность загрязнения почвы цезием-137, в результате аварии на ЧАЭС, 3.03 Ки/м (112 кБк/м) с. Ферлюдинка Лунинского района. Максимальная среднегодовая эквивалентная доза получаемая населением с. Ферлюдинка - 0,202 мЗв/год.
Эксплуатирующиеся в области источники ионизирующего излучения радиационной природы в основном закрытого типа и влияния на окружающую среду не оказывают, их влияние ограничивается стенами помещений, в которых они размещены. В области в двух медицинских диагностических лабораториях используются короткоживущие радиоизотопы.
В последние годы вся пищевая продукция местного производства, исследованная на содержание радионуклидов, соответствует требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01. В 2002 году выполнено исследование 2583 проб пищевых продуктов. Исследовано 24 пробы "даров леса".
Случаев лучевых поражений не зарегистрировано. Персонал группы "А" в год получает дозу облучения менее 20 мЗв.
Второе место (после естественных источников) в суммарной дозе облучения занимают исследования в медицинских целях.
Средний годовой уровень медицинского облучения в Пензенской области составил 0,51 мЗв (согласно НРБ-99 годовая, эффективная доза облучения лиц при профилактических медицинских рентгенологических исследованиях не должна превышать 1 мЗв).
70% эксплуатирующейся рентгенаппаратуры имеет срок эксплуатации более 10 лет.
У работников медицинских рентгендиагностических кабинетов (гр. "А") с 2002 года организуется проведение индивидуального дозиметрического контроля.


Раздел 8. Инфекционные и паразитарные заболевания

В 2002 году в области зарегистрировано 182033 случая инфекционных заболеваний. Ориентировочно экономический ущерб составил 230 млн. руб..
Из 35 инфекций, зарегистрированных на территории нашей области отмечается снижение заболеваемости сальмонеллезами, шигеллезами, вирусным гепатитом А, парентеральными гепатитами. Продолжается снижение заболеваемости сифилисом. На 28% снизилась заболеваемость ВИЧ-инфекцие и. Зарегистрирован всего 1 случай дифтерии. Не регистрировалась заболеваемость брюшным тифом, паратифами, холерой. Наметилась стабилизация заболеваемости туберкулезом.
Однако имеется рост заболеваемости природно-очаговыми инфекциями. Геморрагическая лихорадка выросла на 55%, болезнь Лайма - на 70%, лептоспироз -в 7,5 раз, возникла и продолжается эпизоотия бешенства.
Заболеваемость управляемыми инфекциями в области находится на спорадическом уровне -- в 2002 году зарегистрировано 5 случаев кори, 1 случай дифтерии.
По области охват прививками против дифтерии взрослого населения составил 94,5%, хотя для полного эпид. благополучия необходимо 95-98%.
Недостаточно проводится данная работа в г. Пензе - 89,9%, в Колышлейском районе - 94%. в Тамалинском - 94,2%.
За 2002 год зарегистрировано 9 случаев групповой и вспышечной заболеваемости, при которых пострадало 349 человек, из них детей 166.
Наиболее крупная вспышка дизентерии произошла в Тамалинском районе. Ветхость водоразводящей сети, непроведение очистки выгребных ям от 16-квартирных жилых домов привели к инфицированию питьевой воды, в результате чего пострадало свыше 200 жителей, из них 104 ребенка.


Раздел 9. Оценка и прогноз состояния здоровья

Процессы формирования общественного здоровья неотделимы от происходящих в стране и области событий.
Материалы всех разделов доклада свидетельствуют, что состояние здоровья населения Пензенской области следует оценить как неудовлетворительное.
Это подтверждается отрицательной динамикой показателей факторов среды, обитания, заболеваемости по ряду распространенных групп болезней, социально-обусловленных инфекционных заболеваний и целому ряду других факторов.
Основываясь на анализе, приведенном во всех разделах доклада, и учитывая, что состояние здоровья на 10 % зависит от уровня оказания медицинской помощи и на 90 % от всех остальных факторов, прогноз развития ситуации с учетом имеющейся тенденции на улучшение состояния здоровья и факторов среды обитания следует признать стабильным с тенденцией на улучшение.
Если предположить, что сложившаяся динамика не будет ухудшаться, а останется на уровне 2000 года, то к 2010 году с учетом решения вопроса по финансированию комплексных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Пензенской области и мероприятий, проводимых санитарной службой области в рамках первичной медико-санитарной помощи удастся удержать положительную тенденцию улучшения состояния здоровья и факторов среды обитания.


Раздел 10. Механизм реализации регионального плана действий по гигиене окружающей среды (РПДГОС)

Целью РПДГОС является стабилизация и улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение уровня влияния загрязненной окружающей и производственной среды на здоровье человека, предупреждение неинфекционной заболеваемости, снижение уровня травматизма от дорожно-транспортных происшествий и на производстве, улучшение других показателей состояния общественного здоровья.

В результате реализации РПДГОС должно быть достигнуто:
- правовое обеспечение мероприятий по гигиене окружающей среды;
- обеспечение безопасности питьевой воды и атмосферного воздуха;
- обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и структуры питания населения;
- снижение уровня преждевременной смертности населения;
- снижение числа инфекционных заболеваний, связанных с использованием загрязненной питьевой воды и продуктов питания;
- снижение числа заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания;
- снижение производственного травматизма.

Механизм реализации РПДГОС определяет основные направления работ различных министерств и ведомств, органов государственной власти Пензенской области, местного самоуправления, а также различных хозяйствующих субъектов. Финансирование мероприятий РПДГОС должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Пензенской области, внебюджетных источников, на привлеченные средства ВОЗ и других международных организаций.
Кроме того, предусмотрено дальнейшее включение мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактику заболеваний населения, в федеральные целевые программы, программы социально-экономического развития регионов, а также разработки отраслевых программ по решению отдельных вопросов профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Перечень основных мероприятий регионального плана действий по гигиене окружающей среды Пензенской области
на 2003 - 2006 гг.


1. Правовое обеспечение мероприятий по гигиене окружающей среды

Наименование правовых и нормативных актов, подлежащих разработке и принятию

Срок исполнения

Основные исполнители

1

2

3

Законы Пензенской области

Закон Пензенской области "О питьевой воде и питьевом водоснабжении".

2003-2004
после принятия федерального закона

Управление жилищно-коммунального хозяйства (Управление ЖКХ) области

Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) в Пензенской области Пензенская государственная архитектурно-строительная академия (ПГАСА)
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области

Закон Пензенской области "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

2004-2005

ЦГСЭН в Пензенской области

Пензенский центр

стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМиС)
Управление сельского хозяйства Пензенской области
Управление государственной инспекции по торговле. качеству товаров и защите прав потребителей Пензенской области Пензенская торгово-промышленная палата

Закон Пензенской области "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения Пензенской области"

2004

ЦГСЭН в Пензенской области
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

Закон Пензенской области "Об охране и рациональном использовании Сурского водохранилища"

2004-2005

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области ЦГСЭН в Пензенской области
Главное управление архитектуры и градостроительства области
Управление жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) области
Администрация г. Пензы
Администрация г. Заречного

Закон Пензенской области "О содержании территории городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Пензенской области".

2004-2005
после принятия федерального закона

Управление ЖКХ области
ЦГСЭН в Пензенской
области

Главное управление архитектуры и градостроительства области

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области

Постановления Правительства Пензенской области

"О развитии системы социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения Пензенской области (II этап)"

2003-2004

Министерство здраво- охранения и социального развития Пензенской области ЦГСЭН в Пензенской области
Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГСМ) Пензенский центр стандартизации, метрологии и сертификации Областной комитет
Государственной Статистики
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области

"О дополнительных мерах по улучшению качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов"

2004

Управление ЖКХ области ЦГСЭН в Пензенской области

"Об организации и содержании санитарно-защитных зон предприятий, групп предприятий, сооружений и иных объектов"

2004

ЦГСЭН в Пензенской области
Главное управление архитектуры и градостроительства области ПГАСА

"Об организации проведения работ по изучению влияния радона на здоровье населения"

2003-2004

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области

ПГАСА

"О развитии системы комплексного мониторинга окружающей среды"

2004

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области
Областной ЦГМС
ЦГСЭН в Пензенской области
ПГАСА

"О мерах по защите населения от неблагоприятного воздействия вредных факторов, сопровождающих работу с компьютерной техникой"

2004

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области
Министерство образования Пензенской области

"О профилактических медицинских осмотрах"

2004

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области

"О совершенствовании системы гигиенического воспитания и образования граждан"

2004-2005

ЦГСЭН в Пензенской области

"О единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения"

2004

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области
Отдел инспекций радиационной безопасности в Республике Мордовия и Пензенской области

"О мониторинге и профилактике в Пензенской области заболеваний природно-очаговыми инфекциями".

2004-2005

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области
Управление сельского хозяйства Пензенской области

"О укреплении учебной и материально-технической базы учреждений образования"

2004-2005

Министерство образования Пензенской области


2. Организация и выполнение мероприятий

Мероприятия

Срок исполнения

Основные исполнители

1

2

3

Реализация областной программы "Обеспечение населения питьевой водой на 1999-2004г."

2003-2005

Правительство области Управление ЖКХобласти
Горрайадминистрации

Реализация областной программы "Профилактика заболеваний, обусловленных дефицитом йода на 2001-2005 гг.".

2003-2005

Горрайадминистрации
Министерство здравоохранения и социального развития области
Министерство образования Пензенской области
Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области

Контроль за реализацией Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 года на территории области.

2003-2006

Правительство области
Горрайадминистрации
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
Министерство образования Пензенской области
Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области

Расширение применения практики по страхованию ответственности производителей (поставщиков) за нанесение ущерба здоровью населения

2003-2006

Горрайадминистрации
Благотворительный фонд "Санэпидблагополучие населенияПензенской области"
Страховые компании

Осуществлять регулярный контроль за выполнением постановления Правительства РФ от 28.01.97 N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий"

2003-2006

Горрайадминистрации
ЦГСЭН в Пензенской
Области

Реализация федеральной программы "Радон" на территории Пензенской области

2003-2006

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области
Горрайадминистрации
ПГАСА

Мониторинг за состоянием окружающей среды и здоровья населения на территориях, расположенных в местах уничтожения химического оружия. Разработка и реализация комплекса мероприятий по санации мест прежнего уничтожения химического оружия и предотвращению их негативного влияния на здоровье населения.

2003-2006

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области

Пензенский ЦГМС ПГАСА

Реализация эффективных мер по организации горячего питания детей в детских учреждениях области

2003-2006

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

Горрайадминистрации

Мониторинг за состоянием и качеством воды р. Суры и Сурского водохранилища

2003-2006

Пензенский ЦГМС
ЦГСЭН в Пензенской области
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области

Осуществление мониторинга за состоянием здоровья детского и подросткового населения области, в первую очередь по врожденным порокам развития.

2003-2006

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области

Реализация областной программы "Родники"

2003-2006

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области
Горрайадминистрации

Реализация областной программы "Ликвидация аварийности и ветхости зданий учреждений образования"

2003-2006

Министерство образования Пензенской области
Горрайадминистрации

Осуществление мониторинга за выбросами передвижного автотранспорта

2003-2006

Пензенская государственная архитектурно-строительная академия

Строительство типовых ям "Беккари" в Пензенской области в количестве 50 ШТУК

2003-2005

Управление сельского хозяйства Пензенской области

Реконструкция очистных сооружений Колышлейского вентсанутильзавода

2004

Управление сельского хозяйства Пензенской области

Разработка программы "Экологическая безопасность"

2003

Пензенская ТПП
Международный независимый эколого-политологический университет

Разработка специального знака экологической безопасности для маркировки продукции

2003

Пензенская ТПП

Разработка методики оценки продукции по параметрам экологической безопасности на всех этапах жизненного цикла, включая производство, хранение, транспортировку и утилизацию

2003

Пензенская ТПП
ЦГСЭН в Пензенской области
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области
Международный независимый эколого-политологический университет

Развитие системы управления отходами производства и потребления на территории Пензенской области

2003-2006

Правительство Пензенской области
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области

Совершенствование системы государственного экологического контроля.

2003-2006

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области
Пензенский ЦГМС

Развитие информационно-аналитической системы ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области.

2003-2006

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области

Реализация на территории Пензенской области экономических механизмов охраны окружающей среды и увеличение поступлений средств по платежам загрязнения окружающей среды

2003-2006

Правительство Пензенской области
Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области


3. Мероприятия по повышению эффективности управления в области гигиены окружающей среды

Мероприятия

Срок исполнения

Основные исполнители

1

2

2

Центр Госсанэпиднадзора в Пензенской области

Реорганизация сети учреждений центров Госсанэпиднадзора III категории

2003-2006

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области ЦГСЭН в Пензенской области

Реформирование лабораторной службы в 16 центрах Госсанэпиднадзора III категории с централизацией всех видов исследований и испытаний на базе межрайонных центров Госсанэпиднадзора и центра Госсанэпиднадзора в Пензенской области

2003-2006

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области
ЦГСЭН в Пензенской области

Развитие современных аккредитованных лабораторий в Центре Госсанэпиднадзора в Пензенской области и межрайонных центрах Госсанэпиднадзора. Внедрение новых высокочувствительных методик лабораторного контроля

2003-2006

Правительство области
ЦГСЭН в Пензенской области

Совместно с благотворительным фондом санитарно-эпидемиологического благополучия населения Пензенской области, страховыми организациями решение применения практики по страхованию ответственности производителей (поставщиков) за нанесение ущерба здоровью населения.

2003-2006

Благотворительный фонд "Санэпидблагополучия населения Пензенской области"
ЦГСЭН в Пензенской области

Повышение профессионального уровня руководителей службы и их резерва путем обучения их только на центральных базах.

2003-2006

ЦГСЭН в Пензенской области

Организация и развитие коммуникационных пакетов, разработка предложений и организация системы модемной связи во всех центрах Госсанэпиднадзора. Работа в сети Интернет всех учреждений Госсанэпиднадзора, повышение эффективности системы информационного обеспечения санитарно-эпидемиологической службы области.

2003-2006

ЦГСЭН в Пензенской области

Приложение N 2



Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Пензенской области
от 25.04.2003 N 174-пП

СОСТАВ

координационного совета по реализации регионального плана действий
по гигиене окружающей среды Пензенской области на период 2003 - 2006 годы

Столярова Е.А

-

заместитель Губернатора области - председатель Координационного совета;

Петрухнов А.С.

-

заместитель Губернатора области - заместитель председателя Координационного совета;


Члены координационного совета:

Артюшин К.В.

-

председатель Пензенской областной торгово-промышленной палаты (по согласованию);

Букин В.П.

-

Министр образования области;

Верещагина О.В.

-

заместитель начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области (по согласованию);

Еремкин А.И.

-

ректор Пензенской государственной архитектурно-строительной академии (по согласованию);

Кондратьев В.В.

-

начальник Управления промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области;

Корлшлкин А.Ф.

-

начальник Пензенского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию);

Кураев А.В.

-

начальник Главного управления архитектуры и градостроительства области;

Лазарев В.Ф.

-

Министр здравоохранения и социального развития области;

Пакаев А.Ф.

-

начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства области;

Пантелеев Г.В.

заместитель Главного государственного санитарного врача по Пензенской области (по согласованию);

Резниченко В.Г.

начальник Управления сельского хозяйства области

О РЕГИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2006 ГОДЫ (утратило силу с 13.02.2006 на основании постановления Правительства Пензенской области от 26.01.2006 N 29-пП)

Название документа: О РЕГИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2006 ГОДЫ (утратило силу с 13.02.2006 на основании постановления Правительства Пензенской области от 26.01.2006 N 29-пП)

Номер документа: 174-пП

Вид документа: Постановление Правительства Пензенской области

Принявший орган: Правительство Пензенской области

Статус: Недействующий

Опубликован: "Пензенские Губернские ведомости", № 6, 24.05.2003 г.
Дата принятия: 25 апреля 2003

Дата окончания действия: 13 февраля 2006