Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 апреля 2003 года N 457-ЗПО


О местном референдуме в Пензенской области  

(с изменениями на 9 марта 2005 года)
___________________________________________________________
Утратил силу с 25 января 2006 года на основании
Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 950-ЗПО

___________________________________________________________

___________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пензенской области от 9 марта 2005 года N 780-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 6, 18.03.2005).

___________________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
3 апреля 2003 года

   

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Понятие местного референдума в Пензенской области

     

1. Местный референдум в Пензенской области (далее - местный референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам местного значения.

2. Местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Пензенской области, настоящим Законом, иными законами Пензенской области, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования

Статья 2. Основные принципы участия граждан Российской Федерации в местном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

3. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума.

4. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

5. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

6. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

7. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 6 настоящей статьи, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую, выдвижению инициативы проведения местного референдума и проведению местного референдума, достижению определенного результата на местном референдуме.

8. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на равных основаниях.

9. Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме соответственно за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.

10. Голосование на местном референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 3. Законодательство о местном референдуме

1. Законодательство о местном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Пензенской области, настоящий Закон, иные законы Пензенской области, устав соответствующего муниципального образования, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

2. В случае принятия в период кампании местного референдума закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к местным референдумам, назначенным после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.

3. Если положение (положения) настоящего Закона не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, местный референдум в части положения (положений) настоящего Закона, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводится соответствующей муниципальной комиссией местного референдума на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации на участие в местном референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

 

Статья 4. Подготовка и проведение местного референдума

Местный референдум организуют и проводят комиссии местного референдума. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вмешательство в деятельность комиссий местного референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 5. Финансовое обеспечение местного референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, осуществляются из соответствующего местного бюджета. При этом за счет средств, выделенных муниципальной комиссии местного референдума из местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении местного референдума производятся только расходы указанной комиссии местного референдума, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении местного референдума

1. Деятельность комиссий местного референдума при его подготовке и проведении, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно.

2. Решения комиссий местного референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, подлежат опубликованию в средствах массовой информации либо доводятся до сведения участников местного референдума иным способом.

Глава II. Назначение местного референдума

Статья 7. Вопросы местного референдума

1. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

2. Уставом Пензенской области, законами Пензенской области, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

3. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

4. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Пензенской области.

5. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

6. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении бюджета Пензенской области, соответствующего местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Пензенской области, соответствующего муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

Статья 8. Инициатива проведения местного референдума

1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме.

2. Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению местного референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме. Выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума. Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящим Законом, уставом муниципального образования.

3. Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума, образованная в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, должна представить в муниципальную комиссию местного референдума подписи участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения.

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума

1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения местного референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования, которая в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" со дня обращения инициативной группы по проведению местного референдума действует в качестве муниципальной комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт в редакции, введенной в действие с 29 марта 2005 года Законом Пензенской области от 9 марта 2005 года N 780-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования, где предполагается провести местный референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.

5. Муниципальная комиссия местного референдума, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава Пензенской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования, уполномоченный в соответствии с Уставом Пензенской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Представительный орган местного самоуправления, указанный в пункте 5 настоящей статьи, обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум требованиям статьи 7 настоящего Закона в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган местного самоуправления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.

7. Если представительный орган местного самоуправления, указанный в пункте 5 настоящей статьи, признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, муниципальная комиссия местного референдума, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом местного самоуправления, указанным в пункте 5 настоящей статьи, соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям статьи 7 настоящего Закона.

8. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Пензенской области и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно со дня его выдачи инициативной группе до дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума, если в адрес вышестоящей комиссии местного референдума не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) комиссий местного референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство либо до дня принятия решения об отказе в проведении местного референдума. В случае обжалования или опротестования итогов голосования, результатов местного референдума срок действия регистрационного свидетельства прекращается после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией местного референдума или судом.

9. Если представительный орган местного самоуправления, указанный в пункте 5 настоящей статьи, признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, муниципальная комиссия местного референдума, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.

10. В случае отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей муниципальной комиссии местного референдума, в котором указываются основания отказа.

11. Основанием отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Пензенской области, настоящего Закона, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 10. Сбор подписей в поддержку выдвижения инициативы проведения местного референдума

1. В поддержку выдвижения инициативы проведения местного референдума собираются подписи участников местного референдума в порядке, который определяется настоящим Законом. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума составляет 5 процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящего Закона.

2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего фонда местного референдума. Период сбора подписей участников местного референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума составляет 20 дней.

3. Подписи могут собираться только среди участников местного референдума, обладающих правом на участие в местном референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий местного референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников местного референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»