Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 29 октября 2002 года N 488-пП



ОБ ОБЛАСТНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2006 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратило силу с 30 марта 2007 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 1 марта 2007 года N 133-пП
____________________________________________________________________

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы" и с целью улучшения положения детей в Пензенской области, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития Правительство Пензенской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную межведомственную программу "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы, включающую в себя подпрограммы: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды" (далее именуется - Программа).

2. Управлению финансов Пензенской области (Гагаринский А.Н.) финансирование Программы осуществлять с учетом ежегодного уточнения объемов ассигнований, предусматриваемых бюджетом Пензенской области.

3. Министерствам и ведомствам, участвующим в разработке Программы, принять исчерпывающие меры по ее выполнению и обеспечить ежегодное представление в Правительство Пензенской области отчеты о реализации программных мероприятий, включающие данные о финансировании, своевременности выполнения и эффективности программных мероприятий.

4. Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области (Лазарев В.Ф.) обеспечить межведомственную координацию работы по подготовке информации и сводных отчетов о реализации Программы, указанной в п. 1 настоящего постановления.

5. Руководителям территориальных органов государственного управления исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области принять необходимые меры по выполнению мероприятий данной Программы.

6. Внести данную Программу на утверждение Законодательного Собрания области. *6)

7. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.

Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев





УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
Пензенской области
от 29 октября 2002 г. N 488-пП

ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

"ДЕТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2003-2006 ГОДЫ


ПОДПРОГРАММА "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"

ОБЛАСТНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

НА 2003-2006 ГОДЫ


ПАСПОРТ

подпрограммы "Здоровый ребенок (2003-2006 годы)

Наименование Программы

подпрограмма "Здоровый ребенок" (2003-2006 гг.).

Наименование, дата и номер решения о разработке Программы

постановление Правительства РФ от 03.10.2002 N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы".

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

Основной разработчик Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

- социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья;

- предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности;

- улучшение питания матерей и детей;

- сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны;

- государственная поддержка материнства;

- развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения учреждений родовспоможения, перинатальных центров эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием, оснащение молочных кухонь современным оборудованием;

- повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;

- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

- отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей; базах;

- обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других);

- обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;

- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;

- проведение специальных научных исследований в области акушерства, педиатрии; научное обоснование новых критериев здоровья детей и ведущих факторов их определяющих;

- обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;

- совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экологических условиях;

- внедрение альтернативных форм физического воспитания, системы медицинских и педагогических мероприятий в процессе профессионального образования и подготовки к труду; создание устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях.

Сроки и этапы реализации Программы

2003-2006 годы

Перечень основных мероприятий

- совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья женщин и детей;

- управление здоровьем детей в образовательных учреждениях;

- развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей;

- улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;

- совершенствование нормативно-правовой базы охраны здоровья матерей и детей;

- улучшение качества питания матерей и детей;

- совершенствование системы подготовки кадров, информационная деятельность;

- научно-исследовательские работы в области охраны здоровья матерей и детей.

Исполнители основных мероприятий.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации.
2. Министерство образования Российской Федерации.
3. Министерство финансов Российской Федерации.

4. Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

5. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

6. Министерство финансов Пензенской области.

7. Министерство образования Пензенской области.

8. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Пензенской области.

9. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Объемы и источники финансирования

- 363,864 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета - 85,263 млн. рублей;
- за счет средств областного бюджета - 184,072 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Прогнозируемое снижение основных интегрированных показателей службы материнства и детства в 2006 году составит: показатель материнской смертности до 16,0 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 12,0 на 1000 родившихся живыми.

- совершенствование нормативно-правовой базы деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений по охране здоровья матерей и детей;

- внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;

- обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп риска;

- внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания подростков;

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений службы родовспоможения и детства.

Система реализации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации Федеральных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для Федеральных государственных нужд". Координатор (головной исполнитель) Программы представляет отчетные показатели, содержащие следующие сведения:

- количество учреждений-исполнителей Программы;

- количество выполненных мероприятий;

- уровень материально-технического обеспечения Программы;

- бухгалтерская отчетность;

- новые технологии по оказанию медицинской, психолого-педагогической помощи детям. По запросам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации государственный заказчик представляет статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы. Государственный заказчик ежегодно до 1 февраля направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации доклады о ходе выполнения работ по мероприятиям Программы, целевом и эффективном использовании финансовых средств за отчетный год.

По запросам Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации Министерство Здравоохранения и Социального развития Пензенской области представляет оперативную информацию о финансировании, сроках выполнения и эффективности мероприятий, реализации программных целей и задач.

Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства Здравоохранения и социального развития Пензенской области рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий, о целевом и эффективном использовании финансовых средств.



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Федеральной целевой программы "Здоровый ребенок" (2003-2006 годы)

В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики, снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.

Как показала практика, решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках федеральных и региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.

Благодаря последовательным целенаправленным программным мероприятиям в сложных социально-экономических условиях удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так, в последние годы материнская смертность в Пензенской области имеет выраженную тенденцию к снижению и в 2001 году впервые этот показатель составил 18,0 на 100000 родившихся живыми (1996 год - 31,2); показатель младенческой смертности - 15,4 на 1000 родившихся живыми (1996 год - 14,9).

Однако, недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства и здравоохранения в целом, особенно профилактических мероприятий, привело к снижению доли здоровых женщин и детей.

Так, доля здоровых детей в Пензенской области составляет 18,5 %. Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2001 году составила 30,5 %.

В структуре смертности матерей ведущими причинами остаются аборты, кровотечения, и септические осложнения.

Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет 20 %, преждевременных родов - 4,4 %. Важным в решении этой проблемы является прегравидарная подготовка к беременности супружеской пары, а также разработка и внедрение современных маркеров угрозы прерывания беременности, более высокий уровень лабораторного оснащения учреждений родовспоможения.

Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды. Показатель числа недоношенных детей в 2001 году составил 59,2 на 1000 родившихся живыми. Неразрывно связано с этой проблемой и выхаживание недоношенных новорожденных.

Внедрение современных методов профилактики позволяет пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4 % женщин, в 2,4-2,8 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность, частоту гнойно-воспалительных осложнений. Снижение потерь в раннем неонатальном периоде с 9,7 на 1000 родившихся живыми в 1996 году до 9,1 в 2001 году во многом связано с внедрением современных технологий диагностики и лечения новорожденных (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, введение сурфактантов, интенсивной уход).

Увеличение выхаживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных, особенно недоношенных и маловесных; с созданием в родовспомогательных учреждениях высокого риска перинатальных центров отделений реанимации и интенсивной терапии, оснащенных современным медицинским оборудованием и аппаратурой; повышением профессиональной подготовки медицинских кадров.

Ежегодно на 10 млн. населения рождается 3-3,5 тыс. детей с тяжелыми инвалидизирующими болезнями разной этиологии. Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии пренатальной диагностики, которые могут позволить уменьшить инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.

Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения. Важное значение для обеспечения здоровья матери и рождения здорового ребенка имеет морфологическая оценка состояния последа с выявлением в нем различных патологических процессов, прежде всего инфекционных, с установлением риска развития осложнений со стороны как матери, так и ребенка.

Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям и др.

На этом фоне в последнее десятилетие шло непрерывное, неадекватное физиологическим возможностям учащихся, изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, росла заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличивалось число социально дезадаптированнных детей. Имеют тенденцию к росту патология эндокринной системы и органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, алиментарно-зависимая патология (анемии, йоддефицитные заболевания).

Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий для нормального нервно-психического, физического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.

Наряду с детьми раннего возраста наибольшее беспокойство вызывает ситуация со здоровьем у подростков. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения, создания новой системы образования и просвещения в области здоровья среди детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях.

Предлагаемая программа "Здоровый ребенок" сформирована с учетом первоочередных задач медицинской науки и практики по формированию здоровья детей.

Ориентировочная стоимость федеральной целевой программы "Здоровый ребенок" на весь период реализации 2003-2006 годы - 363,864 млн. руб., т.е. ежегодно:

2003 г. - 76,777 млн. рублей,

2004 г. - 86,252 млн. рублей,

2005 г. - 97,916 млн. рублей,

2006 г. - 102,919 млн. рублей,

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целями программы являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны,

- государственная поддержка материнства;

- развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения учреждений родовспоможения, перинатальных центров эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием;

оснащение молочных кухонь современным оборудованием;

- повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;

- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

- отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;

- обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойносептических заболеваний и других);

- обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;

- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;

- проведение специальных научных исследований в области акушерства, педиатрии; научное обоснование новых критериев здоровья детей и ведущих факторов их определяющих;

- обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;

- совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экономических условиях;

- внедрение альтернативных форм физического воспитания, системы медицинских и педагогических мероприятий в процессе профессионального образования и подготовки к труду; создание устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях.


III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

01.01.2003 - 31.12.2006 с ежегодным завершением работ согласно перечню программных мероприятий.

IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Совершенствование системы охраны материнства включает:
     - меры государственной поддержки материнства;

- совершенствование организации акушерской и неонатальной помощи;

- повышение эффективности оказания акушерской и неонатальной помощи за счет внедрения эффективных лечебно-диагностических технологий;

- совершенствование перинатальной морфологической диагностики;

- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста.

-

Совершенствование системы охраны здоровья детей, в том числе в образовательных учреждениях:

- расширение спектра скрининговых диагностических тестов у новорожденных (андреногенитальный синдром, муковисцидоз);

- реабилитация детей групп развития психоматической патологии;

- совершенствование системы профилактики распространенных болезней детей школьного возраста;

- создание адекватных условий воспитания и обучения в образовательных учреждениях;

- внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания подростков;

- совершенствование методов физического воспитания и создание оздоровительных центров для детей и подростков;

- внедрение многоуровневой системы образования в области здоровья.

Развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей

- оснащение учреждений здравоохранения современным диагностическим оборудованием - ультразвуковым, эндоскопическим, рентгеновским, лабораторным;

- оснащение молочных кухонь современным оборудованием, позволяющим увеличить объемы производства, расширить ассортимент и повысить качество детского питания;

     - внедрение новых технологий в реабилитационный прогресс в домах ребенка.

Подготовка кадров, информационная деятельность

Предполагается:

- организовать подготовку медицинских кадров, педагогов, социальных работников для детских лечебно-профилактических и родовспомогательных учреждений и повышение их квалификации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»