Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2002 года N 335-пП

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ" *0)

__________________________________________________________

Утратило силу с 11 марта 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 9 февраля 2006 года N 58-пП
__________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" от 8 ноября 2001 года N 780, Правительство Пензенской области

постановляет:
     1. Утвердить целевую программу "Повышение плодородия почв Пензенской области на 2002-2005 годы" согласно приложению.

2. Управлению финансов Пензенской области (Гагаринский А.Н.)ежегодно уточнять объемы ассигнований, выделенных на реализацию указанной программы, с учетом возможностей бюджета области.

3.Министерству сельского хозяйства и продовольствия области (Резниченко В.Г.) установить контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора-Министра сельского хозяйства и продовольствия Пензенской области Резниченко В.Г.


Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев



УТВЕРЖДЕНА
 постановлением
 Правительством Пензенской области
от 12 августа 2002 года N 335-пП

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Повышение плодородия почв Пензенской области на 2002-2005 годы"


ПАСПОРТ
целевой программы.

Наименование программы

- Целевая программа повышения плодородия почв Пензенской области на 2002-2005 годы.

Правовое обеспечение программы

- Федеральный закон от 16.07.98 г. N 101-ФЗ "О государственном   регулировании обеспечения плодородия земель    сельскохозяйственного назначения". Федеральный Закон от 10.01.96 г. N 4-ФЗ  "О  мелиорации  земель".  Распоряжение Правительства РФ от  15.02.01 г. N 223-Р. Постановление Правительства РФ от 8.11.2001 г. N 780 "О федеральной целевой программе повышения плодородия почв России на 2002-2005 годы".

Заказчик программы

- Министерство   сельского   хозяйства   и продовольствия Пензенской области.

Основные разработчики программы

- Министерство   сельского   хозяйства   и продовольствия Пензенской области. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пензенской области. Пензенская ГСХА, Пензенский НИИСХ, ФГУ  ГЦАС  "Пензенский",  Управление  по мелиорации земель  и  сельскохозяйственного водоснабжения "Пензамелиоводхоз", Федеральное Государственное     унитарное     предприятие "Пензенское    землеустроительное    проектно-изыскательское предприятие".

Цель и задачи программы

- Целью программы является сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование  природных  ресурсов,  в  т.ч. сельхозугодий и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции   для   укрепления   продовольственной независимости области.

 Задачи программы:

- обеспечить условия для снижения интенсивности обработки почвы, сохранения и воспроизводства ее плодородия;

- предотвратить выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота;

повысить степень использования биоклиматического потенциала области и стабилизировать сельскохозяйственное производство.

- улучшить экологическое состояние и повысить устойчивость    агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

- сформировать экономический и правовой механизм повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

- обеспечить оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных зон области;

- увеличить количество рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повысить жизненный уровень населения.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- стабилизация и повышение плодородия почв на сельскохозяйственных  угодьях  и  на  пашне, увеличение производства зерна, кормов, льна, семян, плодоовощной и другой продукции, в объемах обеспечивающих внутреннее потребление области и определенную     поставку     продукции     в республиканский фонд;

- совершенствование землеустройства, внедрение прогрессивных систем земледелия и технологий, осуществление    комплекса     агрохимических мероприятий по известкованию, фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной обработке солонцов, внесению 35 тыс. тонн минеральных удобрений в д. в. и 5,2 млн. тонн органических удобрений (с учетом внесения соломы и сидератов - 11,23);

- увеличение объемов культуртехнических, гидромелиоративных работ, строительство противоэрозионных и других гидротехнических сооружений, создание и    реконструкция полезащитных насаждений;

- повышение технологического и технического уровня и информационного обеспечения намеченных Программой мероприятий;

- создание правовой и экономической базы повышения   плодородия   сельскохозяйственных земель;

- подготовка и повышение квалификации кадров.

Исполнители программы

- Предприятия сельского, лесного хозяйства, сельхозхимии,  землеустроительные,   водохозяйственные организации, научно-исследовательские учреждения, высшие и средние учебные заведения (на конкурсной основе).

Объемы и источники финансирования

- На реализацию Программы требуется 982,0 млн. руб., в т.ч. за счет федерального бюджета 175,8 млн. руб., за счет бюджета области 64,5 млн. руб., за счет внебюджетных средств 741,7 млн. руб.

Организация реализации программы и контроль за ее исполнением

- Министерство   сельского   хозяйства   и продовольствия области (как государственный заказчик), федеральные учреждения, осуществляющие межрегиональные функции, органы исполнительной власти в районах (на основе соглашений, заключенных ими с Министерством сельского хозяйства и продовольствия области), обеспечивают реализацию программных мероприятий на основе государственных     контрактов     (договоров), заключенных с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе. Контроль за реализацией Программы в целом и региональных программ осуществляется    Министерством    сельского хозяйства   и   продовольствия   и   органами исполнительной власти районов, в порядке, определяемом соглашениями с ними. Министерство сельского   хозяйства  области   совместно   с Государственным Комитетом по статистике в установленном порядке обобщает и анализирует статистическую отчетность и представляет в Правительство области доклады о ходе реализации Программы.



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное  использование  плодородия  земель  сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность   производства   сельскохозяйственной   продукции   и   ее себестоимость. (Характеристики состояния сельскохозяйственных угодий Пензенской области приведены в таблицах N 1 и N 2 к Программе).

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение.

Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия,   способствует   росту   урожайности   и   валовых   сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.

В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджета области и недостаточное участие хозяйств - землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

- дальнейшее сокращение общей и используемой площади сельскохозяйственных угодий;

- уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

- нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне;

- усиление процессов эрозии;

- загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

- увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;

- интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель;

- зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.

Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Федеральные законы "О государственной регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь федеральные целевые программы обеспечения плодородия    земель    сельскохозяйственного    назначения.    Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.

Это  возможно только  на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения разработана федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" (далее именуется -Программа), которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий у конкретные сроки и механизмы их реализации.

Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N 223-Р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами "О  государственном  регулировании  обеспечения   плодородия  земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды". Водным кодексом Российской Федерации и с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы и ряда других нормативных правовых документов.

Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства    сельскохозяйственной    продукции    для    укрепления продовольственной независимости страны.

Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе страны.

Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли. Исходя из целей Программы определены следующие задачи:

- обеспечение условий для снижения интенсивности обработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;

- повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства;

-улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

- формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

- оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных районов;

- увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.

В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы Программа предусматривает   оказание   государственной   поддержки   сельхозтоваро-производителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации  земель  и  выполнении  агрохимических,   организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем.

Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.

Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер. В Программе предусмотрены прежде всего средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, а также на известкование, фосфоритование, гипсование. Предусмотрены средства на проведение фундаментальных научно-исследовательских работ, а также на субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений.

Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики области с учетом привлечения средств бюджета Пензенской области и средств хозяйств. При этом мероприятия, предусмотренные в ней, не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.

3. Система программных мероприятий


Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой   комплекс    взаимоувязанных   технических,    организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия   имеют   финансовое,   материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.

Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает в себя:

- освоение современных систем земледелия и землеустройства;
- агрохимические мероприятия;
- агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;
- гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.

Системы земледелия и землеустройства.


Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной экологоландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.

Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной  продукции  при  сокращении  затрат,  улучшения экологической обстановки.

Важным звеном Программы являются схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцирование   определять   по   каждому   хозяйству   комплекс взаимоувязанных сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов. Проекты землеустройства предусматривают применение оптимального комплекса мероприятий с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту расходованием ресурсов.

Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации региональных программ на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Через указанные схемы и проекты обеспечивается внедрение сбалансированных экологоландшафтных систем земледелия, агролесомелиоративных, гидромелиоративных, культуртехнических и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв.

Особо важное значение приобретает землеустройство в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.

В последнее десятилетие из-за проведенных в аграрном секторе реформ произошли значительные изменения в фактическом состоянии и использовании сельскохозяйственных  земель  во  всех,  без  исключения,  категориях сельскохозяйственных формирований.

У многих из них оказались выведены из оборота пахотные и другие угодья, произошли значительные изменения в границах принадлежащих им земель.

Изменения фактического состояния и использования земель не нашли детального   отражения   на   соответствующих   планово-картографических материалах,  являющихся  основой для     информационного  обеспечения государственного учета земель.

Для определения фактического состояния пахотных земель, установления степени их деградации, определение состояния гумуса необходимо провести почвенно-эрозионное обследование.

Программа почвенно-эрозионного обследования земель.


Ед. изм.

Всего за 2002-2005 гг.

Провести почвенно-эрозионное обследование

  

  

  

В том числе

  

  

  

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем работ

тыс. га

600,0

-

200,0

200,0

200,0

Стоимость работ (в расчете на одну тыс. га 20 тыс. руб.)

млн. руб.

12,0

-

4,0

4,0

4,0


Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель.

Проведение     комплекса     агротехнических,     агрохимических, гидромелиоративных и других мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия.

Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.

Основными задачами мониторинга состояния земель являются:

- своевременное   выявление   изменений   состояния   плодородия сельскохозяйственных угодий;

- оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.

Агрохимическое  и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается в следующих объемах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»