Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15.10.2001 года N 384-пП

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И ИЗМЕНЕНИИ СТРУКТУРЫ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

________________________________________________________________
Утратило силу с 16 мая 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 14 апреля 2006 года N 209-пП
_________________________________________________________________

Во исполнение федеральных законов от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", постановления Совета Министров РФ от 11.05.93 N 437 "О мерах по санитарно -эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" (с изменениями от 05.04.99), постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 22.04.97), Положения "О сети наблюдения лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации" от 30.10.93, утвержденного Председателем Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации    Правительство Пензенской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о совершенствовании и изменении структуры сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Пензенской области согласно приложению N 1.

2. Утвердить новый состав и организационную структуру сети наблюдения лабораторного контроля гражданской обороны Пензенской области на базе областных министерств, ведомств, учреждений, центров, организаций, лабораторий, станций и предприятий согласно приложению N 2.

3. Начальникам гражданской обороны    городов и районов, начальникам областных, городских и районных служб гражданской обороны, начальникам управлений, объединений, объектов экономики и центров государственного санитарного эпидемиологического надзора:

взять под личный контроль повседневную деятельность учреждений, лабораторий и гражданских организаций гражданской обороны, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля;

      устранить имеющиеся недостатки по укомплектованию и оснащению учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля личным составом, приборами, имуществом и другими материалами;
      не допускать необоснованное сокращение количества контрольных лабораторий и работающего персонала в них.

4. Установить срок готовности к работе в интересах гражданской обороны "Ч" + 4-6 часов для всех учреждений, лабораторий и личного состава гражданских организаций гражданской обороны, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля.

5. Возложить персональную ответственность  за организацию обучения, подготовки и выполнения функциональных обязанностей лабораторий, учреждений и личного состава на начальников гражданской обороны - руководителей территориальных органов государственного управления исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений (лабораторий) и центров, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля.

6. Считать утратившим силу постановление Главы администрации Пензенской области от 12.07.96 N 587 "О внесении изменений в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля Пензенской области и улучшения ее работы".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Ащеулова Н. М.


Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев



Приложение N 1
 УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Правительства Пензенской области
от 15 октября 2001 г. N 384-пП

Положение

о совершенствовании и изменении структуры сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Пензенской области

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (далее по тексту СНЛК).

СНЛК области является составной частью сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех областных министерств, ведомств, учреждений и организаций независимо от форм собственности, включенных в структуру СНЛК. Общее руководство сетью наблюдения, и лабораторного контроля возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Пензенской области (далее по тексту Министерство  по делам  ГОЧС).  Непосредственное руководство подведомственными учреждениями  СНЛК  области  осуществляют соответствующие министерства, ведомства, учреждения и организации независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, включенные в структуру СНЛК области.

Наблюдение и лабораторный контроль в Пензенской области организуется и проводится в целях:

своевременного обнаружения и ликвидации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения питьевой воды, пищевого., фуражного сырья, продовольствия, воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и другого при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

        принятия   экстренных   мер   по   защите   населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (далее по тексту РВ), отравляющих веществ (далее по тексту 0В), аварийно химически опасных   веществ   (далее   по   тексту   АХОВ),   биологических (бактериологических) средств (далее по тексту БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля области формируется на основе лабораторий министерств, ведомств, служб,  управлений, учреждений и организаций, независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, функционирующих на территории области.

Основу системы сети наблюдения и лабораторного контроля составляют областной и городские центры государственного санитарного эпидемиологического надзора (далее по тесту ЦГСЭН), ветеринарные и агрохимические  лаборатории,  учреждения  гидрометеорологической службы, расположенные в городах, отнесенные к группам по гражданской обороне (далее по тексту ГО),   являющиеся   на соответствующей территории - головными или дублирующими учреждениями СНЛК соответствующего профиля. Эти ЦГСЭН и лаборатории осуществляют методическое руководство и практическую работу по организации и проведению всех видов лабораторных исследований.

Центры госсанэпиднадзора, ветеринарные и. агрохимические лаборатории   районного   подчинения   сельской   местности   и некатегорированных городов организуют и  проводят разведку, наблюдение, отбор проб их объектов внешней среды и доставку их в головные или дублирующие учреждения. При необходимости ЦГСЭН и ветеринарные лаборатории осуществляют лабораторный контроль зараженности бактериальными средствами пищевого сырья, пищевых продуктов и фуража, питьевой воды и известного возбудителя.

В случае внезапного нападения противника и гибели головных учреждений СНЛК, их обязанности выполняют дублирующие. В этих случаях   дублирующие   учреждения   оснащаются   необходимым оборудованием и аппаратурой, что и головные, а личный состав обучается методам работы по всем видам лабораторных исследований.

В мирное время - наблюдение и лабораторный контроль с помощью соответствующих технических средств и приборов обнаружения осуществляется силами учреждений СНЛК постоянно в соответствии с указаниями соответствующих служб.

Руководство и контроль за готовностью к работе подведомственных учреждений, объектовых лабораторий и гражданских организаций гражданской обороны (далее по тексту ГОГО), входящих в СНЛК, осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами и их органами на местах, а также Министерством по делам ГОЧС области, управлениями, отделами, штабами по делам ГОЧС городов и районов.

Перечень конкретных учреждений и организаций устанавливается Правительством Пензенской области по согласованию с министерствами, ведомствами  Российской  Федерации  и  области,  а  также  с территориальными  органами  по  делам  гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Координацию деятельности на местном уровне СНЛК области осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям и органы управления по делам ГОЧС.

На Министерство по делам ГОЧС Пензенской области, органы управления по делам ГОЧС муниципальных образований возлагается:

руководство деятельностью учреждений СНЛК области при ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени,

контроль за состоянием готовности СНЛК области к действиям в условиях мирного и военного времени;

организация обучения и подготовки специалистов;

обеспечения взаимодействия с учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими службами гражданской обороны.

II. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ СНЛК ЯВЛЯЮТСЯ:

а) При радиоактивном заражении (загрязнении):

определение уровней гамма - радиации на местности;

определение радиоактивной загрязненности объектов внешней среды:  воды,  продуктов питания,  пищевого сырья,  продуктов животноводства и растениеводство;

оценка опасности для людей и сельскохозяйственных животных радиоактивного заражения (загрязнения) местности и объектов внешней среды в целях обоснования мероприятий противорадиационной защиты;

проведение экспертизы продуктов питания, пищевого сырья, фуража и питьевой воды; выдача заключения о пригодности их к использованию и употреблению.

б) при заражении отравляющими веществами:

установление факта применения противником отравляющих веществ;

определение во внешней среде (в воздухе, воде открытых водоемов и на почве) типа примененных противником отравляющих веществ (количественное определение);

количественное определение отравляющих веществ в продуктах питания, пищевом сырье, фураже и воде с оценкой опасности их для людей и животных;

проведение экспертизы продуктов питания, фуража и воды; выдача заключения о пригодности;

в) При заражении бактериальными (биологическими) средствами:

установление факта применения противником бактериальных средств (неспецифическая индикация);

специфическая индикация (установление вида возбудителя) во внешней среде и в организме людей и животных бактериальных средств (бактерий, риккетсий, вирусов, грибов и токсинов); установление вида возбудителей болезней растений (бактерий, вирусов и грибков);

. проведение лабораторного контроля, экспертизы продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды; выдача заключения о пригодности их к использованию и употреблению.


III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ.

Функционирование СНЛК области осуществляется в трех режимах:

В режиме повседневной деятельности (нормальная производственно-промышленная,   радиационная,   химическая,   микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии и эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме, установленном для данного учреждения, информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется в соответствии с установленным регламентом в вышестоящую организацию по подчиненности.       

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной,   радиационной,  химической,   микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении ЧС и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме, предусмотренном настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровня радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни), а также отравляющих веществ и бактериальных средств; о случаях инфекционных заболеваний, опасных для жизни и здоровья людей, животных, растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК области в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий орган управления по делам ГОЧС.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, а в последующем с периодичностью не более четырех часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и формы представления информации устанавливаются для каждого учреждения СНЛК области вышестоящей организацией и органами управления по делам ГОЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновении и во время ликвидации ЧС в мирное время, применении противником современных средств поражения в военное время), наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме, предусмотренном настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни), а также отравляющих веществ и бактериальных средств: о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений: о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК области в вышестоящие организации по подчиненности и одновременно в органы управления по делам ГОЧС.

Передача    экстренной    информации    осуществляется    в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением   не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении ЧС

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).


     Организация наблюдения и лабораторного контроля

Основу СНЛК области составляют отраслевые центры наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые на базе областных министерств, ведомств и городских учреждений, (расположенных в городах, отнесенных к особой , первой и второй группам по гражданской обороне), являющихся головными.

Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК учреждения, которые выполняют следующие задачи:

определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, 0В, АХОВ, и проводят специфическую индикацию биологических средств;

осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) загрязнении (заражении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

разрабатывают нормативно - методические документы для подчиненных подразделений СНЛК области;

        осуществляют   методическое   руководство   подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;

организуют подготовку (переподготовку) специалистов учреждений СНЛК;

Головные учреждения СНЛК области являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность в течение 4-6 часов.  При  эвакуации  головные  учреждения  СНЛК  области рассредотачиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.

В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК области в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которые возлагаются функции головных учреждений.

Учреждение сети наблюдения и лабораторного контроля включают:

1.  На областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и специализированную инспекцию аналитического контроля по Приволжскому региону возлагается:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами;

установление границ зон радиоактивного и химического загрязнения (заражения) в районах чрезвычайных ситуаций;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

подготовка специалистов гидрометеорологических станций и постов по ведению радиационного и химического наблюдения.

2. На гидрометеорологические станции и посты возлагается:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности и в районе расположения метеоплощадок;

установление наличия 0В и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов и на местности;

осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

3.     Областной     центр     государственного     санитарно-эпидемиологического надзора, соответствующие им центры санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте и медико-санитарная часть г. Заречный в праве регулировать:

проведение   санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами формирований, групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и специализированных бригад, создаваемых на базе соответствующих центров санитарно-эпидемиологического надзора;

установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний    при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов, окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также  материалах,  взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

осуществление     идентификации     выделенных     штаммов микроорганизмов  и  токсинов  (только для  областного  центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора);

проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья,    зараженных радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами  с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия,    питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»