Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02.07.01 № 255-пП


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2001-203 ГОДА

В целях повышения эффективности работы территориальных органов государственного управления исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей по обеспечению контроля за соблюдением законодательства о защите   прав   потребителей   Правительство   Пензенской   области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую программу по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 2001-2003 годы.

2. Рекомендовать территориальным органам государственного управления исполнительной власти области, органам местного самоуправления муниципальных образований с учетом требований законодательства разработать и утвердить комплексные программы по защите прав потребителей на 2001-2003 годы.

3. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Издательский дом "Пензенская правда" и "Пензенские губернские ведомости".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Сатина В.А.


Губернатор Пензенской области
   В.К.Бочкарев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства области
от 02.07.01 № 255-пП  


ПРОГРАММА
по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 2001 - 2003 годы


Паспорт
Программы по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 2001 - 2003 годы

     Наименование Программы  

     Программа по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 2001 -   2003 годы (далее именуется Программа)   

      Заказчик Программы

    Правительство Пензенской области  

        Основные разработчики  Программы

       Пензенское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации  
     Отдел развития сферы услуг Правительства Пензенской области

       Цель Программы   

      Обеспечение возможности для жителей области    использовать предоставленные законом права на    государственную и общественную защиту потребительских прав путем повышения эффективности работы и взаимодействия территориальных  органов государственного управления исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей по обеспечению контроля за      соблюдением законодательства о защите прав   потребителей  

     Задача Программы  

     Реализация государственной политики защиты     прав и законных интересов потребителей, создание эффективного механизма защиты прав потребителей в условиях рыночных отношений

     Источники финансирования
     Программы





     Средства областного и местных бюджетов в пределах сумм штрафов, поступающих в соответствующие бюджеты за нарушения законодательства о защите прав потребителей, привлеченные    средства инвестиционных и финансовых институтов; доходы от издательской деятельности и платного обучения, осуществляемых общественными объединениями потребителей.

Основные исполнители Программы

Пензенское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации
     Отдел развития сферы услуг Правительства Пензенской области  


  Территориальные органы федеральных органов   исполнительной власти, осуществляющие в пределах своей компетенции контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) Территориальные органы государственного управления исполнительной власти области и органы местного самоуправления муниципальных образований Общественные объединения потребителей и другие организации  

Система контроля

Межведомственный совет по делам потребителей Пензенское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации
Отдел развития сферы услуг Правительства области   

     


Содержание




Стр.


Введение

5-6


План мероприятий Программы

6

I

Защита потребителей от недоброкачественной продукции

6-7

II

Организация правового обучения потребителей

7-8

III

Информационная и пропагандистская деятельность по защите прав потребителей

8-9

IV

Саморегулирование бизнеса в системе защиты прав потребителей

9  

 V

Правовая защита потребителей
Контроль за ходом выполнения Программы

9-10
10




Введение


Для повышения эффективности государственной потребительской политики в регионе требуются новые организационные подходы, предусматривающие принятие комплекса практических мер, направленных на реализацию задач защиты прав потребителей с учетом местных условий, на основе согласованных усилий заинтересованных структур. С этой целью создаются региональные комплексные программы по защите прав потребителей на период два, три года.

Настоящая Программа разработана исходя из принципа преемственности по отношению к "Программе по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 1999 - 2000 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 17.05.99 г. № 84-пП. Реализация предыдущей программы осуществлялась совместными усилиями Правительства области, органами, осуществляющими контроль за безопасностью и качеством товаров, работ, услуг на территории области, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей. Свыше 85% запланированных в программе мероприятий были выполнены. В результате скоординированных действий всех ветвей власти, контрольных органов, общественных организаций были достигнуты меры, обеспечивающие эффективную реализацию прав потребителей на безопасные товары (работы, услуги), информированность о товарах (работах, услугах), образование потребителей, право на судебную защиту потребителей по возмещению ущерба. Вместе с тем, отсутствие бюджетного финансирования программы затруднило выполнение мероприятий, касающихся создания учреждений потребительской экспертизы, обмен межведомственной информацией в связи с недостаточным внедрением автоматизированных рабочих мест специалистов органов по защите прав потребителей местного самоуправления, общественных организаций.

Новая Программа, в первую очередь, ориентирована на обеспечение права потребителей на качество, в том числе безопасность продукции и услуг, создание соответствующего информационного обеспечения. Особое значение придается организации оперативного обмена информацией между органами исполнительной власти и другими заинтересованными организациями на федеральном, региональном и местном уровнях, информацией о выявленных случаях проникновения на потребительский рынок опасных, поддельных товаров или возможности проникновения на него такой продукции.

Другим наиболее важным направлением Программы является продолжение работы по внедрению потребительского образования в учебных заведениях области, что позволит воспитать новое поколение граждан, четко осознающих и умеющих выражать и отстаивать свои потребительские интересы.

Важное значение в Программе отводится информационной и пропагандистской деятельности, направленной на:

- обеспечение потребителей структурированной и упорядоченной информацией со стороны государственных органов, ответственных за защиту прав и интересов потребителей, в том числе с использованием современных средств коммуникаций;

- создание и развитие консультационных центров на базе органов по защите прав потребителей и иных организаций (как правило на безвозмездной основе).

Программа предусматривает создание организаций саморегулирования бизнеса, так как они являются одним из элементов системы защиты прав потребителей, реально направлены на налаживание диалога с потребителями, вырабатывают и используют процедуры внесудебного урегулирования споров.

Одним из разделов Программы является правозащитная деятельность как одна из важнейших гарантий охраны прав потребителей, наиболее профессионально обеспечивающая строгое соблюдение правовых норм материального характера.

Программа разработана Пензенским территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (далее Пензенское ТУ МАП РФ), отделом развития сферы услуг Правительства Пензенской области (ОРСУ) с участием Пензенского центра стандартизации, метрологии и сертификации (ПЦСМС), Пензенского управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ГТИ), Пензенского областного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), Пензенского отделения Российской транспортной инспекции (РТИ), Пензенской таможни, Пензенского управления государственной хлебной инспекции (ГХИ), Министерства образования области (Минобразования), Пензенской торгово-промышленной палаты (ТИП), Ассоциации потребителей Пензенской области (АППО) и другие.


План мероприятий по реализации программы

№ п\п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1

2

3

4

I. Защита потребителей от недоброкачественной продукции

1.

Осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении и поставке во исполнение Федерального закона от 02.01.2001 № 29-ФЗ "0 качестве и безопасности пищевых продуктов".

2001-2003 г.г.

ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ

2.

Обеспечение государственного и инспекционного контроля за наличием сертификатов на реализуемые товары (работы, услуги), и их соответствие требованиям государственных стандартов, санитарных норм, правил и других нормативных документов, содержащих требования и показатели по безопасности потребительских товаров.

"__"

ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ

3.

Обязательное инспектирование качества зерна и хлебопродуктов, ввозимых на территорию Пензенской области, на их соответствие требованиям ГОСТ.

"__"

ГХИ

4.

Осуществление систематического контроля за реализацией и использованием на территории области биологически - активных добавок, пищевой продукции из генетически модифицированных источников в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2003 г.

ГСЭН

5.

Доаккредитация испытательных лабораторий и метрологических служб предприятий и организаций по видам работ, необходимых для обеспечения потребностей в сертификации и метрологического обеспечения деятельности предприятий Пензенской области.

2002 г.

ПЦСМС

6.

Продолжение проведения аккредитации лабораторий на право проведения сертификационных испытаний пищевой продукции и продовольственного сырья в районах области.

2003 г.

ГСЭН, ПЦСМС

7.

По согласованию с изготовителями проведение профессиональных дегустаций и тестирования выпускаемой продукции.

2001 -. 2003 г.г.

АППО

8.

Разработка и утверждение схемы взаимодействия и формирование единой электронной базы данных по вопросу сертификации соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и подлежащих таможенному оформлению в зоне деятельности Пензенской таможни.

2001 -2003 г.г.

ТУ МАП РФ, таможня, ПЦСМС, ГХИ, ГСЭН,

тпп

9.

Проведение совместных проверок выполнения владельцами транспорта всех форм собственности правил перевозок грузов и пассажиров, выполнения договорных обязательств и требований нормативных документов, выявление и пресечение деятельности юридических и физических лиц, занимающихся незаконным предпринимательством в этой сфере услуг, а также занимающихся ремонтом, техническим и сервисным обслуживанием автомобилей.

2001 -2003 г.г.

ТУ МАП РФ, РТИ, АППО

10.

Введение в практику договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг с целью определения порядка предоставления и оплаты услуг, прав и обязанностей потребителей, прав, обязанностей и ответственности исполнителей.

2002-2003 г.г.

ТУ МАП РФ, Минжилкомхоз

  

//. Организация правового обучения потребителей

  

11.

Расширение сети образовательных учреждений области, включивших изучение законодательства о защите прав потребителей в учебные планы на 2001 - 2002 учебный год.

2001 г.

ТУМАПРоссийской Федерации, Минобразования

  

12.

Организация работы ежегодных семинаров и курсов повышения квалификации для учителей истории права по вопросам преподавания основ законодательства о защите прав потребителей.

2001 -2003 г.г.

Минобразования

13.

Организация работы научной секции по изучению основ потребительских знаний в рамках областной научно-практической конференции школьников.

2001 г.

"__"

14.

Подготовка и проведение областного и зонального этапов Всероссийского конкурса по основам потребительских знаний среди обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.

2002, 2003 г.г.

.Минобразования, ТУ МАП РФ, АППО

 15.

Подготовка обзоров судебной практики по вопросам защиты прав потребителей в области. ,

Постоянно

ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН, ГЩ АППО

  

16.

Организация постоянного приема потребителей, их консультирование, информирование потребителей о результатах рассмотрения дел по их обращениям.

Постоянно

ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН, ГЩ АППО

  

III Информационная и пропагандистская деятельность по защите прав потребителей

17.

Подготовка и проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, включая: - встречи с трудовыми коллективами; - проведение семинаров и конференций по вопросам защиты прав потребителей; - проведение специальной передачи на радио и телевидении; - организация приема граждан по вопросам защиты прав потребителей руководителями органов, действующих в области защиты прав потребителей, главами администраций районов и муниципальных образований.

Ежегодно

ОРСУ, ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН ГЩ АППО, администрации .районов и муниципальных образований

18.

Организация и проведение семинаров для работников органов по защите прав потребителей районных администраций.

Ежегодно

ОРСУ ТУ МАП РФ

19.

Ведение систематических рубрик в областных, городских и районных газетах на потребительскую тематику.

постоянно

Администрации районов и муниципальных образований

20.

Организация выпуска информационного бюллетеня "Правозащитник" в газете "Домашняя газета".

2 раза в месяц

АППО

21.

Выявление несоответствия продукции установленным требованиям путем анкетирования потребителей через газеты "Счастливый случай", "Из первых рук".

2001 г.

ТУМАП РФ, АППО

IV. Саморегулирование бизнеса в системе защиты прав потребителей

22

Создание организаций саморегулирования бизнеса (объединение предпринимателей в общественные и другие организации) с целью урегулирования споров между потребителями и предпринимателями.

2001 -2003 г.г.

ТУ МАП РФ, ТПП Областной союз предпринимателей

23.

Организация и проведение совещаний, семинаров и иной помощи предпринимателям с выездом на места.

Постоянно

"__"

24.

Оказание методической помощи организациям саморегулирования бизнеса в принятии кодексов о соблюдении предпринимательской этики, заключения соглашений о соблюдении правил и обычаях делового оборота.

"__"

"__"

V. Правовая защита потребителей

25.

Принятие мер для прекращения нарушений прав потребителей путем: - консультирования изготовителей (исполнителей, продавцов); - направления предупреждений (претензий) для устранения нарушений в добровольном порядке; - применения мер административного воздействия; направления материалов в государственные органы, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров(работ, услуг).

Постоянно

Администрации районов и муниципальных образований

26.

Расширение практики обращений в органы прокуратуры материалов о привлечении к ответственности лиц, виновных в производстве и реализации товаров, не соответствующих установленным требованиям к безопасности и нарушении прав потребителей.

По мере необходимости

ТУМАП РФ, ПЦСМС,
ГСЭН, ГТИ
администрации районов и муниципальных образований

27.

Предъявление исков в суды. арбитражные суды в случаях нарушений изготовителями (исполнителями, продавцами) требований к безопасности товаров, (работ, услуг).

"__"

ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ

28.

Предъявление исков в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей)

"__"

ТУ МАП РФ, АППО

29.

     Предъявление исков в суды о ликвидации (прекращении деятельности) изготовителя (исполнителя, продавца) в случае неоднократных и грубых    нарушений прав потребителей.

     "__"

     ТУ МАП РФ

     30.

     Участие в судебных процессах на правах третьих   лиц для дачи заключений по делу в целях защиты   прав потребителей.

     "__"

     ТУ МАП РФ

     31.

     Оказание услуг потребителям в оформлении исковых заявлений.

     Постоянно

     АППО

     
Контроль за ходом выполнения Программы.

     1. Текущий контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Межведомственным советом по делам потребителей.

2. Вопросы выполнения текущих мероприятий Программы и необходимых ее корректировок выносятся на рассмотрение Межведомственного совета по делам потребителей.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»